Разделительные Ь и Ъ
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Ознакомление с орфограммой "Разделительные Ь и Ъ" происходит в соответствии с программой русского языка Соловейчик М.С. "К тайнам нашего языка". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _ili_.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ь или ъ

Цель: ознакомление с орфограммой «Разделительные ь и ъ»

Задачи:

  1. формировать умение обнаруживать орфограмму, опираясь на её фонетический и морфологический признаки;
  2. формировать умение пользоваться новым способом действия для выбора между ь и ъ.

Ход урока

І. Актуализация имеющихся у детей знаний в ходе повторения правописания слов с непроверяемыми безударными гласными в корне

- Запишите словарные слова, графически выделите непроверяемые орфограммы: яблоко, воробей, канарейка, ягода, маяк.

- Какой звук слышим во всех этих словах? (Звук [й']).

- В зависимости от того, как на письме обозначаем звук [й'], разделите эти слова на группы. Сколько групп получилось? (2).

- Какие слова включили в первую группу? (Воробей, канарейка). 

- Где слышим звук [й']? (На конце слова и середине перед согласным).

- Какой буквой обозначаем? (й').

- Какие слова включили во вторую группу? (Яблоко, ягода, маяк).

-  Где слышим? (В начале слова и после гласного звука).

- Какой буквой обозначаем? (Хитрой буквой я).

ІІ. Постановка учебной задачи

- Предположите, чему будете учиться на уроке.

- Сегодня на уроке откроете ещё один «секрет» письма, связанный со звуком [й'].

ІІІ. Изучение нового материала

  1. Наблюдение над языковым материалом

- Послушайте слова: въехал, воробьи, съел, семья.

 (Слова записаны на доске, но в данный момент они закрыты).

- Какой звук слышим во всех этих словах? (Звук [й']). 

- После какого звука слышим звук [й']? (После согласного).

  Учитель фиксирует фонетический признак на доске:  

               1.  Звук [й'] после согласного

- Как вы думаете, одинаковые ли буквы нужно написать в этих словах после буквы согласного звука? (Учащиеся могут предложить разные варианты ответов).

- Так как вы назвали разные варианты написания, значит, мы столкнулись с новой орфограммой. Посмотрите, как пишутся эти слова (запись на доске открывается).

- Чем отличается написание слов?

- Давайте попробуем разобраться, почему в одних словах пишется  разделительный ь, а в других – разделительный ъ? Будем записывать слова в два столбика и наблюдать за их составом.

(Дети записывают слова в два столбика, частично наблюдают над их строением, выделяя только приставку).

- Посмотрите внимательно на слова, в которых разделительный ъ. После какой части слова он находится? (После приставки).

- Посмотрите внимательно на слова, в которых разделительный ь. Есть ли в этих словах приставка? (Нет).

  Учитель фиксирует признаки на доске:  

2.   Если  ¬, то   пишу  Ъ

      Если  ¬, то  пишу  Ь 

- Теперь, опираясь на признаки орфограммы, скажите, когда в словах надо писать разделительный ъ, а когда разделительный ь. ( В словах, где звук [й'] находится после приставки, надо писать разделительный ъ, не после приставки – писать разделительный ь).

  1. Работа над правилом

- Прочитайте правило в учебнике.

- Давайте составим по этому правилу алгоритм.

- Какой первый шаг надо сделать? (Сначала надо послушать, находится ли звук[й'] после согласного. Если нет, то разделительный ъ и ь не нужен; если да, то делаем второй шаг).

- Какой второй шаг надо сделать? (Нужно выяснить, находится ли звук [й'] после приставки. Если да -  пишем ъ; если нет – пишем ь).

- Этот алгоритм можно оформить в виде схемы

ІV. Первичное закрепление

  1. Работа по учебнику – упр. 555

- Выполните задание. Рассуждайте по алгоритму.

Дети записывают слова на доске и в тетрадях, рассуждая по алгоритму. Учащиеся включают в рассуждение по алгоритму указание на то, что в словах поехал, доехал, заехал есть звук [й'], но находится он после гласного звука, а не после согласного. Следовательно, ни ъ, ни ь в этих словах писать не нужно.

  1. Задание на группировку слов

- Назовите предметы, изображённые на картинках (муравьи, объявление, крылья, подъезд, обезьяна, деревья).

- Запишите слова-названия в два столбика: в первый – слова с разделительным ъ, во второй – слова с разделительным ь. Рассуждайте по алгоритму.

- Какие слова записали в первый столбик? Во второй? Почему?

    3. Работа по тетради с печатной основой – упр. 568.

- Прочитайте задание в упражнении 568. Спишите. Рассуждайте по алгоритму.

- В тех словах, где нет разделительных знаков, надпишите над буквами, за которыми прячется звук [й'], его значок. Почему в этих словах нет разделительных знаков? (Слышим звук [й'] после гласного звука).

V. Подведение итогов урока

- Итак, о каком «секрете» письма узнали сегодня на уроке? (О разделительных ъ и ь знаках).

 - Как надо рассуждать, чтобы выбрать из двух разделительных знаков нужный?

- Приведите примеры слов с разделительным ъ.

- Приведите примеры слов с разделительным ь.

VІ. Комментирование домашнего задания

- Прочитайте задание в упр. 557. Понятно ли, что надо сделать?

- Не забывайте рассуждать по алгоритму. Составьте и запишите одно  предложение, включив в него слово с разделительным ъ, а другое – включив в него слово с разделительным ь.

VІІ. Рефлексия

- Когда было трудно?

- Когда было легко?

- Продолжите предложение: «Сегодня на уроке …».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный Ъ и разделительный Ь знаки

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Слова-синонимы. Цели:Обучающие:научить детей распознавать функцию мягкого и твердого знаков;совершенствовать умение писать слова с раздели...

Правописание разделительного Ъ и разделительного Ь знака

Цель этого урока:1. Развить умение различать слова с разделительными знаками.2. Закрепить умение распознавать орфограмму и определять способ проверки.Задачи:Оптимизация образоватльного процесса в нача...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком".

Урок русского языка предназначен для учеников 3 класса. Подходит как для дистанционного вида обучения,так и для обычной школы. Цель урока: определять роль разделительного мягкого знака (ь) в слов...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок русского языка во 2 классе по теме «Разделительный Ъ. Развитие умения писать слова с разделительным Ъ.»

Урок разработан для учащихся ОС "Школа 2100"Цели: познакомить с правилом правописания разделительного Ъ;формировать  умение пользоваться правилом написания Ъ и Ь разделительных знаков;Развивать п...

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...