Корень слова. Родственные слова. Русский язык. 2 класс. Учебник - Полякова А.В.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Родионова Татьяна Викторовна

В преставленном конспекте ясно и доходчиво объяснено понятие корень слова, понятие родственные слова.

Были поставлены и решены следующие цели: 

Познавательные:

- формировать понятие «корень», «однокоренные слова»;

- формировать умение определять и подбирать родственные (однокоренные) слова;

- развивать умение ориентироваться в толковом и этимологическом словарях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 

Развивающие:

- учить определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

 

Воспитательные:

- формировать умение работать в паре, группе;

- учить выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

- воспитывать умение слышать и слушать, обучать приемам самостоятельной работы, и учить осуществлять самоконтроль;

- воспитывать интерес к русскому языку;

- создать условия способствующие развитию нравственных и этических качеств личности, чувства товарищества, взаимоуважения, желания достичь наивысших успехов в умственном развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_russkiy_yazyk_koren_slova_rodstvennye_slova.doc641.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ВО 2 КЛАССЕ

Тема: Корень слова. Родственные слова.

Учебник: Полякова А.В.

Русский язык. 2 класс

Учитель: Родионова Татьяна Викторовна

Калуга


Предмет: русский язык, 2 класс;

Тема: «Корень слова. Родственные слова»

Цели:  

Познавательные:

- формировать понятие «корень», «однокоренные слова»;

- формировать умение определять и подбирать родственные (однокоренные) слова;

- развивать умение ориентироваться в толковом и этимологическом словарях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Развивающие:

- учить определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Воспитательные:

- формировать умение работать в паре, группе;

- учить выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

- воспитывать умение слышать и слушать, обучать приемам самостоятельной работы, и учить осуществлять самоконтроль;

- воспитывать интерес к русскому языку;

- создать условия способствующие развитию нравственных и этических качеств личности, чувства товарищества, взаимоуважения, желания достичь наивысших успехов в умственном развитии.

Оборудование:

карточки с заданиями и самопроверкой, конверты для дифференцированной работы, карточки (цветочки) для самооценки, толковые и этимологические словари, школьный словообразовательный словарь русского языка А.Н. Тихонова, дидактическое пособие «Конкурс грамотеев» Н.М. Бетенькова, карточки с кроссвордами, карточки с темами, мультимедийный проектор для презентации.


I. Организационный этап.

Добрый день. Мы начинаем наш урок. Я хочу, чтобы у вас и у наших гостей было хорошее настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно. Для этого нам надо улыбнуться друг другу. Давайте это сделаем. И начнем урок.

II. Чистописание.

  1. Разминка для рук (физ. минутка «Моя семья»);

Этот пальчик – дедушка,                 (по очереди соединяют пальчики обеих рук – большой,

этот пальчик – бабушка,                указательный,.

этот пальчик – папа,                  средний,

этот пальчик – мама,                безымянный,

этот пальчик – я .                         мизинец)

И это вся моя семья.                 (хлопают в ладоши)

  1. Показ в воздухе элемента: ггг  

- Какую букву напоминает этот элемент? (г)

  1. Письмо в тетради элемента буквы ггг – первая строка

г гг ггг  – вторая строка с закономерностью.

Какую птицу напоминает буква г? (лебедя, гуся)

III. Я сейчас прочитаю вам небольшой рассказ

(Слайд № 1.)

«- Вы кто такие?» (Слайд № 1.) 

–Я Гусь, Это Гусыня, Это наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тетя – Гусеница.

- А название этого рассказа «Родня ли Гусеница Гусю?».

- Почему они не родственники? (гуси – птицы, а гусеница – насекомое.)

- Да, это мы изучали на окружающем мире.

- А почему гусеница решила, что она все-таки родственница?

- Может в русском языке она родственница?

- Сегодня мы подумаем об этом.

- Что нам для это нужно знать догадаемся, разгадав кроссворд.

(работаем в группе дружно, слушаем друг друга, говорим тихо).

IV. Словарно – орфографическая работа.

(работа в группах: командиры групп поочередно зачитывают описание значения словарного слова, обсуждают в группе, затем записывают в кроссворд:

  1. Человек с приятным внешним видом.
  2. Хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также еды, питья.
  3. Произведение живописи, выполненное в красках на бумаге, доске, ткани.
  4. Специалист, который преподает какой-либо учебный предмет в школе.
  5. Тонкая палочка графита, вделанная в деревянную оболочку.
  6. Последний осенний месяц.

Проверка по слайду № 2. (Дети читают по слогам, по группам.)

Самооценка.  (закрасить лепесток цветка нужным цветом).

- Какое слово получилось в вертикальном столбике?

V. Итак, тема нашего урока «Корень» (на доске плакат с названием темы).

- Что такое корень?

- Давайте прочитаем в толковом словаре.

Слайд № 3.

- Какое определение этого многозначного слова подойдет к нашему уроку русского языка? (Корень это общая часть родственных слов).

- Давайте сравним свой вывод с выводом учебника (стр. 51).

- (Общая часть родственных слов называется корнем).

- Как выделяется в словах корень? (дугой).

- От каких корней образовались эти слова? (от одинаковых корней).

- Как вы думаете, как в русском языке называются слова, которые образовались от одного и того же корня? (однокоренные).

- А, что такое родственные слова? (На доске плакат родственные слова)

- Давайте проведем исследование, чтобы ответить на этот вопрос.(исследовать значит подвергнуть изучению.)

- Выполнять задание будем по группам:

1. Выписать слова с общим корнем (слова на карточках расклеены на стенах по кругу), сделать самопроверку по эталону и самооценку.

I гр. Лес, лесок, лесной, лесник.

II гр. Цветы, цветок, цветочек, цветник.

III гр. Сад, посадка, посадил, садовник.

IV гр. Ходит, походка, ходил, поход.

V гр. Летчик, самолёт, полёт, летит.

VI гр. Море, морской, моряк, морячок.

2. Так почему же слова назвали родственными?

- Что общего в этих словах? (они похожи, но в каждом есть своё).

3. Вывод: Слова похожи, как все родственники в семье похожи друг на друга, по внешнему виду я могу узнать ваших родителей, так как вы похожи на своих мам и пап, семьи есть большие и маленькие по количеству родственников. И в русском языке есть слова – родственники. Слова похожи друг на друга, но в каждом есть что-то своё отличное от других. Поэтому и назвали эти слова родственные.

- Что объединяет родственные слова?

Для этого мы продолжаем наше исследование и сотрудничество.

VI. Слова с омонимичным корнем.

Послушайте звуковую сказку «Вода». (слова появляются одновременно с картинкой):

Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камешкам на одной ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила, велела ему прочь идти в свою семью.

Слайд № 4.

Вода

Подводник

Водица

Водолаз

Водопад

Водитель

Водомерка

Водоросли

Водичка

Водяной

- А вы сможете найти чужака?

- Какое слово здесь лишнее и почему? (водитель – так как смысл слова другой).

- Верно, однокоренные слова должны быть близки по смыслу.

- А кто такая водомерка? (ответ на этот вопрос можно найти в атласе – определителе – это небольшое насекомое до 3 см, которое скользит по воде. Это слово сложное, имеет два корня, как и слова – водопад, водоросли, но об этом мы будем говорить позже). Сейчас нас интересует только корень вод.

Первичное закрепление. Работа в группах.

-Обсудите в группе и докажите, являются эти слова родственными и почему.

Поле, полочка, полевой, полюшко.

Дело, поделка, делать, делить.

Рисунок, рисовать, рис, рисование.

- Какое слово оказалось лишним и почему? (потому, что имеет другой смысл).

Проверка по слайду. Слайд № 5.

- Какой общий признак должен быть у этих слов? (они должны быть близки по смыслу). (На доске соответствующий плакат).

Самооценка  (закрасить лепесток цветка нужным цветом).

Физминутка (под музыку песни «Мой папа самый лучший»).

VII. Выделение в родственных словах синонимов.

- Продолжаем наше исследование.

Игра

Я называю животное, а вы хором называете родственное слово, которое обозначает его детеныша.

Лиса – лисенок

Сова – совенок

Лось – лосенок

Корова ? – теленок

- Обсудите в группе является ли «теленок» однокоренным словом? (Не является, так как корень этих слов разный.)

Работа в группах (выделение лишнего слова  синонима).

- Давайте посмотрим, являются ли слова на желтых карточках родственными? Обсудите в группе и докажите.

Слова – синонимы

Смелый, смельчак, отважный, смелость.

Мороз, морозный, холодный, заморозки.

Сила, сильный, мощный, силач.

- Какое здесь лишнее слово и почему? (Имеют одно значение, но разный корень). Проверка по слайду. Слайд № 6.

- Как называются слова разные по написанию, но общие по смыслу? (Синонимы).

Самооценка.

- Итак для родственных слов необходим еще один признак: - общая часть – корень. (На доске соответствующий плакат).

- Вывод: 

- Однокоренные слова должны быть близки по смыслу и иметь общую часть – корень.

- Давайте сравним вывод с учебником стр. 54.

- Наши с вами исследования показали, что в русском языке много похожих слов, но не все они являются родственными.

- А сейчас вспомним начало нашего урока:

- Является ли гусеница родственницей гусям?

(Нет не является, так как разный смысл у слов и корень разный, но по написанию похож.

- Вы хотите проверить себя, как поняли нашу тему?

VIII. Закрепление. Самостоятельная работа на белых карточках с самопроверкой и самооценкой.

I - Вариант

        Из группы слов выписать однокоренные слова, обозначить корень:

        Солёный, соль, засолка, посолить, соловей, пересолить, солист, кислый, сладкий.

II – Вариант

        Из группы слов выписать однокоренные слова, обозначить корень:

        Белый, чёрный, беленький, бельё, белизна, побелка, светлый, белить.

IX. Дифференцированная работа.

1. Прочитать текст. В однокоренных словах выделить корень. Подбери ещё 2 однокоренных слова, запиши, выдели корень.

У воробья очень большая семья. Весь  день воробьиха хлопочет над детьми. А отец пищу добывает. Вырастут воробьишки и будут защищать родные леса, поля, сады.

Самооценка.

2. Отметить знаком «+» строчки, в которых все слова являются однокоренными, выдели в них корень.

  1.  Сад, садовник, садовый
  2. Смелый, отважный, храбрый.
  3. Больница, боль, большой.
  4. Горе, горевать, горный.
  5. Чистота, чистый, чистить.
  6. Горюет, плачет, печалится.
  7. Мороз, замороженный, морозит.

3. Создать родственные семейки с корнями:

Дожд-

Лис-

4. Составить и записать небольшой рассказ о весне с использованием однокоренных слов: весна, веснушки, весенний, веснянка.

5. Узнай с помощью этимологического словаря, являются ли слова «рябина» и курочка «Ряба» родственными.

X. Итог урока.

- Итак с какими понятиями мы с вами познакомились на уроке? (корень, однокоренные слова).

- Что такое корень?

- Какие слова называются однокоренными?

- Какие признаки однокоренных слов?

XI. Рефлексия.

Пользуясь таблицей, оцените свою работу на уроке.

Я понял …

Я узнал …

Я открыл для себя …

Теперь я могу сам …

Я легко справился …

Мне было трудно …

Мне было интересно …

Мне понравилось …

- Сегодня на уроке активно работали … .

- Оценки я вам поставлю после проверки самостоятельной работы.

XII. Домашнее задание.

Для всех:

Выучить правило стр. 51, упражнение № 348 стр. 52.

На выбор:

  1. Придумать свою сказку героями, которой будут однокоренные слова, слова записать в тетрадь, выделить корень.
  2. Выбрать любую карточку с заданием и выполнить его дома.

Спасибо за работу. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "корень слова. Родственные слова".

Яркая и познавательная презентация пригодится учителю при изучения корня слова....

Корень слова. Родственные слова. Презнетация к уроку русского языка во 2г классе. Школа 2100

Корень слова.  Родственные слова. Презнетация к уроку русского языка во 2г классе. Школа 2100...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Поляковой А.В. 1 класс ФГОС

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Программа включает пояснительную записку и тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Поляковой система Занкова

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.7 ст.12, Типовым  положением об общеобразовательном учреждении,...

"Корень слова. Родственные слова" с применением ЭОР

Конспект урока по русскому языку в 3 классе (УМК "Школа России") с применением электронных образовательных ресурсов....

Корень слова. Родственные слова.

Корень слова.Родственные слова....

Конспект урока "Корень слова. Родственные слова"

Урок с использованием технологии проблемного обучения...