Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова исконные и заимствованные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Предмет русский язык 2 класс.
Тема Слова исконные и заимствованные
Тип урока Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Цели урока:
Деятелъностная цель: создать условия для усвоения детьми полученных знаний по данной теме
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых терминов
Личностные: научить самоопределяться в жизненных ценностях, стремиться к взаимопониманию с представителями иных мировоззрений на основе взаимного интереса и уважения, развивать умения выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Выполнять учебные действия в различных формах.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей.
- Устанавливать причинно-следственные связи.
- Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
- Строить логическую цепь рассуждений.
- На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Договариваться и приходить к общему решение в совместной деятельности.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
Предметные: формировать понятия «заимствованные и исконные слова».
Оборудование: учебник: «Русский язык 2 класс» Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., презентация, толковый словарь.
ХОД УРОКА
Структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, направленные на достижение результата | Формируемые УУД |
Орг. момент | Приветствуют учителя, ждут команды к действию. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу. Ребята , улыбнитесь друг другу . Садитесь ,начнём урок. Друзья мои, я | Настрой и подготовка к работе. Ребята, улыбнитесь друг другу. Начнём урок. | Регулятивные : Способность мобилизироваться для выполнения работы Коммуникативные, личностные: Умение слушать и вступать в диалог Личностные: самоопределение. |
Актуализация знаний | Отвечают на вопросы учителя, озвучивают правило, на которое опирались при выполнении домашнего задания. Мыслительные операции. 1) Пишут слово «Лексика» 2) Соединяют стрелками слова - синонимы Ребята печалиться Бежать дети Красный алфавит Азбука путь Чудесный волшебный Дорога метель Вьюга печалиться Грустный алый 3) Ответы на вопросы. . | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Проводит устную работу. Выявление уровня знаний. Определение затруднений. | 1) Урок начнем с грамматической разминки. Поиграем с буквами. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее науку о значении слов КАСКЕЛИ. Запишите красиво это слово, поставьте ударение и разделите слово на слоги. - Что это за слово? 2) Давайте поиграем с вами в игру «Соответствие» - Что это за пары слов? - Что такое синонимы? 3) Послушайте стихотворение. Добрый – злой, - Как называются такие слова? - Что такое антонимы? | Регулятивные : Контролировать и оценивать результаты работы, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно. Познавательные: Анализировать и обобщать. Владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Коммуникативные: Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. |
Постановка учебной задачи | Анализируют, выявляют закономерность. Ставят цели. Формулируют тему урока. Работают у доски и в парах. Словарная работа: Корзина(укр) Отец(слав) Россия(слав) Адрес(франц) Берёза(слав) Лестница(слав) -В толковом словаре. Работа с учебником с.43,62. Работа с учебником с.71-72 | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Формирует задание. Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Организует работу с учебником. | 1) - Ребята, мы сейчас «Поиграем в словарик». Я называю лексическое значение словарного слова, а вы это слово пишите в тетрадях. Лукошко для сбора грибов и ягод. Глава семейства. Страна, в которой мы живём Его пишут на конверте. Дерево с белой корой. Ступенька вверх, ступенька вниз. - Как вы думаете, эти слова всегда жили в русском языке? - Как об этом узнать? 2) Работа с толковым словарем. - А слова «синоним», «антоним» из какого языка к нам пришли? Интересную и полезную информацию найдем в рубрике «Тайны языка». - А как вы думаете, вот мы с вами не знаем точное значение слова, его происхождение, а где мы можем добыть информацию о словах? -Дать точную информацию о происхождении слова к нам может «Этимологический словарь» - Какие слова называются заимствованными? -Какие слова называются исконными? | Личностные: Ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания Регулятивные : Контролировать, оценивать результаты работы. Коммуникативные: Владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Выполняют упражнение. Взаимный контроль в паре. Узнает основные понятия. Применяет правила практически, объясняет смысл правила. Используют понятия и принципы в новых ситуациях. Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением. Работа в паре. Работа по учебнику с.72 упр.1(у)+ словарик с.157-170 | Актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Устанавливает осознанность восприятия. Организует первичное обобщение. . | -Прочитайте отрывок из стихотворение Я. Акима. Обратите внимание на выделенные слова. Понятны ли вам значения этих слов? Что они обозначают? Давайте исследуем происхождения этих слов по словарику. Поработайте в паре. Словарный состав языка постоянно пополняется. Так возникают в нашей речи всё новые исконно русские слова. Эти вновь появляющиеся новые исконно русские слова сливаются с известными ранее, унаследованными от наших предков. Но пополнение словарного запаса родного языка осуществляется и за счет заимствования слов из других языков. Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособлено. Между ними возникают торговые, культурные, политические связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода. Орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и т.п. Одновременно усваиваются и называющие их слова. В языке появляются заимствованные слова. | Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, доказательство , извлечение из математических текстов необходимой информации . Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. Личностные: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям . |
Динамическая пауза. (физминутка) | Выполняют задания ведущего ученика или учителя. | Организует работу по физической и эмоциональной разгрузке | Личностные: Наличие эмоционального отклика на поставленную задачу. Коммуникативные: Работа в команде. | |
Осознание учебной задачи, ее решение | Выполняют задания, самостоятельно находят правильное решение. Объясняют свои варианты предложенных решений. Работа по учебнику с. 73 упр.2(у) | Обеспечивает мотивацию выполнения. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку. | -Рассмотрите рисунки в упражнении № 2, с.73. определите из какого языка заимствованы эти слова. | Познавательные: Высказывать свое предположение на основе учебного материала, анализировать с целью выделения существенных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения. Коммуникативные: Слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Самостоятельная работа . | Самоконтроль по образцу. Воспроизводит термины, определения, правила. Работа в тетрадях по учебнику с. 157-170. Взаимопроверка. | Напоминает учащимся как оформлять письменные работы. Обеспечивает благоприятный настрой.Организует и контролирует. | - Выпишите по 5 слов по группам: исконно русские слова и заимствованные слова из толкового словарика учебника. | Познавательные: выполнение действий по алгоритму, использование знаково-символических средств . Регулятивные : волевая саморегуляция в ситуации затруднения, контроль . |
Рефлексия | Формируют конечный результат своей работы на уроке. Соотносят цель и результаты. | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. | -Какие слова называются заимствованными? -Для чего они необходимы в русском языке? -Какие заимствованные слова вы запомнили? - Я хочу поделиться некоторыми секретами языка. Заимствованных слов Начальное «а» почти всегда свидетельствует о нерусском происхождении слова: Абажур Алмаз Анкета Астра Исконно русские слова с начальным «а» - редкость. Буква «э» встречается исключительно в заимствованных словах: Этажерка Электричество Алоэ каноэ и др. Говоря по-русски – говорим на иностранном языке. За завтраком: чай (китайск.), кофе (франц.), кекс (англ.), какао (америк.), мармелад (португал.), бутерброд (немецк.), сахар (индийск.) | Регулятивные : Оценивать свои достижения, намечать промежуточные цели. Познавательные: Умение обобщать Коммуникативные: Умение понятно и доказательно строить высказывания. Внимательно слушать других |
Домашнее задание | Записывают домашнее задание в дневник. | Дает комментарий к домашнему заданию. | - А все ли тайны урока мы узнали? - Тогда продолжим работу дома. Выберите задание, которое выполнить вам будет по силам. с. 74 упр.5. | Регулятивные : Работать по предложенному плану, инструкции Коммуникативные: Слушать и понимать речь окружающих. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 2 класс "Слова исконные и заимствованные"
Урок русского языка во 2 классе по учебнику С.В.Иванова "Школа XXI" "Слова исконные и заимствованные"...
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...