Урок русского языка во 2 классе по теме "Слова исконные и заимствованные"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Спиридонова Ирина Юрьевна

Технологическая карта урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет   русский язык 2 класс.

Тема  Слова исконные и заимствованные 

Тип урока  Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цели урока:

Деятелъностная цельсоздать условия для усвоения детьми полученных знаний по данной теме

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых терминов

Личностные: научить самоопределяться в жизненных ценностях, стремиться к взаимопониманию с представителями иных мировоззрений на основе взаимного интереса и уважения, развивать умения выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Выполнять учебные действия в различных формах.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словарей.
  • Устанавливать причинно-следственные связи.
  • Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • Строить логическую цепь рассуждений.
  • На основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • Договариваться и приходить к общему решение в совместной деятельности.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные:   формировать понятия «заимствованные и исконные слова».

Оборудование: учебник: «Русский язык 2 класс» Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., презентация, толковый словарь.

ХОД УРОКА

Структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, направленные на достижение результата

Формируемые УУД

Орг. момент

Приветствуют учителя, ждут команды к действию.

Проверяет готовность учащихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу.

Ребята , улыбнитесь друг другу . Садитесь

,начнём урок.

Друзья мои, я

Настрой и подготовка к работе.

Ребята, улыбнитесь друг другу. Начнём урок.

Регулятивные :

Способность мобилизироваться для выполнения работы

Коммуникативные, личностные:

Умение слушать и вступать в диалог

Личностные: самоопределение.

Актуализация знаний

Отвечают на вопросы учителя, озвучивают правило, на которое опирались при выполнении домашнего задания.

Мыслительные операции.

1) Пишут слово «Лексика»

2) Соединяют стрелками слова - синонимы

Ребята   печалиться

Бежать  дети

Красный   алфавит

Азбука   путь

Чудесный   волшебный

Дорога   метель

Вьюга   печалиться

Грустный   алый

3) Ответы на вопросы.

.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Проводит устную работу.

Выявление уровня знаний.

Определение затруднений.

1) Урок начнем с грамматической разминки. Поиграем с буквами. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее науку о значении слов КАСКЕЛИ. Запишите красиво это слово, поставьте ударение и разделите слово на слоги.

- Что это за слово?

2) Давайте поиграем с вами в игру «Соответствие»

- Что это за пары слов?

- Что такое синонимы?

3) Послушайте стихотворение.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

- Как называются такие слова?

- Что такое антонимы?

Регулятивные :

Контролировать и оценивать результаты работы, отличать верно выполненное задание от выполненного неверно.

Познавательные:

Анализировать и обобщать. Владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Коммуникативные: 

Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли.

Постановка учебной задачи

Анализируют, выявляют закономерность.

Ставят цели.

Формулируют тему урока.

Работают у доски и в парах.

Словарная работа:

Корзина(укр)

Отец(слав)

Россия(слав)

Адрес(франц)

Берёза(слав)

Лестница(слав)

-В толковом словаре.

Работа с учебником с.43,62.

Работа с учебником с.71-72

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Формирует задание.

Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Организует работу с учебником.

1) - Ребята, мы сейчас «Поиграем в словарик». Я называю лексическое значение словарного слова, а вы это слово пишите в тетрадях.

Лукошко для сбора грибов и ягод.

Глава семейства.

Страна, в которой мы живём

Его пишут на конверте.

Дерево с белой корой.

Ступенька вверх, ступенька вниз.

- Как вы думаете, эти слова всегда жили в русском языке?

- Как об этом узнать?

2) Работа с толковым словарем.

- А слова «синоним», «антоним» из какого языка к нам пришли?

Интересную и полезную информацию найдем в рубрике «Тайны языка».

- А как вы думаете, вот мы с вами не знаем точное значение слова, его происхождение, а где мы можем добыть информацию о словах?

-Дать точную информацию о происхождении слова к нам может «Этимологический словарь»

- Какие слова называются заимствованными?

-Какие слова называются исконными?

Личностные: Ориентироваться в своей системе знаний, определять границы знания, незнания

Регулятивные :

Контролировать, оценивать результаты работы. Коммуникативные: 

Владеть диалогической формой речи. Слушать и понимать речь других. Уметь с достаточной полнотой, доказательностью и точностью выражать свои мысли.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Выполняют упражнение.

Взаимный контроль в паре. Узнает основные понятия. Применяет правила практически, объясняет смысл правила. Используют понятия и принципы в новых ситуациях. Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением.

Работа в паре.

Работа по учебнику с.72 упр.1(у)+ словарик с.157-170

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Устанавливает осознанность восприятия.

Организует первичное обобщение.

.

-Прочитайте отрывок из стихотворение Я. Акима. Обратите внимание на выделенные слова. Понятны ли вам значения этих слов? Что они обозначают? Давайте исследуем происхождения этих слов по словарику. Поработайте в паре.

Словарный состав языка постоянно пополняется. Так возникают в нашей речи всё новые исконно русские слова. Эти вновь появляющиеся новые исконно русские слова сливаются с известными ранее, унаследованными от наших предков.

Но пополнение словарного запаса родного языка осуществляется и за счет заимствования слов из других языков. Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособлено. Между ними возникают торговые, культурные, политические связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода. Орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и т.п. Одновременно усваиваются и называющие их слова. В языке появляются заимствованные слова.

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму,  построение логической цепи рассуждений, доказательство ,  извлечение из математических текстов необходимой информации .

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации.

Личностные: 

следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям .

Динамическая пауза.

(физминутка)

Выполняют задания ведущего ученика или учителя.

Организует работу по физической и эмоциональной разгрузке

Личностные: 

Наличие эмоционального отклика на поставленную задачу.

Коммуникативные:

Работа в команде.

Осознание учебной задачи, ее решение

Выполняют задания, самостоятельно находят правильное решение. Объясняют свои варианты предложенных решений.

Работа по учебнику с. 73 упр.2(у)

Обеспечивает мотивацию выполнения. Контролирует выполнение работы. Организует коллективную проверку.

-Рассмотрите рисунки в упражнении № 2, с.73. определите из какого языка заимствованы эти слова.

Познавательные:

Высказывать свое предположение на основе учебного материала, анализировать с целью выделения существенных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самостоятельная работа .

Самоконтроль по образцу.  Воспроизводит термины, определения, правила.

Работа в тетрадях по учебнику с. 157-170.

Взаимопроверка.

Напоминает учащимся как оформлять письменные работы. Обеспечивает благоприятный настрой.Организует  и контролирует.

- Выпишите по 5 слов по группам: исконно русские слова и заимствованные слова из толкового словарика учебника.

Познавательные:

выполнение действий по алгоритму,  использование знаково-символических средств .

Регулятивные :

  волевая саморегуляция в ситуации затруднения, контроль .

Рефлексия

Формируют конечный результат своей работы на уроке.

Соотносят цель и результаты.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

-Какие слова называются заимствованными?

-Для чего они необходимы в русском языке?

-Какие заимствованные слова вы запомнили?

- Я хочу поделиться некоторыми секретами языка.

Заимствованных слов Начальное «а» почти всегда свидетельствует о нерусском происхождении слова: Абажур Алмаз Анкета Астра Исконно русские слова с начальным «а» - редкость.

Буква «э» встречается исключительно в заимствованных словах: Этажерка Электричество Алоэ каноэ и др. 

Говоря по-русски – говорим на иностранном языке. За завтраком: чай (китайск.), кофе (франц.), кекс (англ.), какао (америк.), мармелад (португал.), бутерброд (немецк.), сахар (индийск.)

Регулятивные :

Оценивать свои достижения, намечать промежуточные цели.

Познавательные:

Умение обобщать

Коммуникативные:

Умение понятно и доказательно строить высказывания. Внимательно слушать других

Домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник.

Дает комментарий к домашнему заданию.

- А все ли тайны урока мы узнали?

- Тогда продолжим работу дома. Выберите задание, которое выполнить вам будет по силам.

с. 74 упр.5.

Регулятивные :

Работать по предложенному плану, инструкции  

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 2 класс "Слова исконные и заимствованные"

Урок русского языка  во 2 классе по учебнику С.В.Иванова "Школа XXI"  "Слова исконные и заимствованные"...

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...