Урок русского языка "Способы проверки безударной гласной в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Листопад Ольга Юрьевна

Урок русского языка "Способы проверки безударной гласной в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus._yazyka.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкционная карта урока русский язык

ФИО (полностью):  Листопад Ольга Юрьевна

Место работы:  МАОУ СОШ  №12

Должность: учитель начальных классов

Предмет: русский язык

Класс:  2

Тема:  Способы проверки безударной гласной в корне слова

Базовый учебник: :«Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова – М. :Вентана – Граф, 2014, УМК «Начальная школа 21 века».

 Цели деятельности педагога: создать условия для закрепления обучающимися  способов проверки безударной гласной в корне слова, умения находить проверочное слово; способствовать развитию речи, наглядно-образного, логического мышления.

 Планируемые результаты:

Предметные: понимают суть подбора проверочных слов, распознавать способы проверки безударной гласной в корне слова.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – оценивают полученные результаты с поставленной задачей, свою деятельность на уроке, определяют успехи и трудности; учитывают  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: общеучебные – формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; логически рассуждают; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, цветные карточки, учебник «Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / С. В. Иванов», рабочая тетрадь №1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

2

3

4

5

1

Организаци-онная часть

2 мин

Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Добрый день ребята! Рада вас видеть! Сегодня на уроке у нас гости. Поздороваемся.  

Сегодня мы работаем в группах.

Повторите правила работы в группах (памятка на боковой доске)

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

Приветствуют учителей.

Настрой на дальнейшую работу.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

2

Актуализа-ция знаний

3  мин

Цель: организация осознанной внутренней потребности новых способов деятельности

А сейчас небольшая разминка. У каждой группы лист с заданием  - №1.  Вам необходимо выполнить его.

Каждой группе предлагается отгадать загадку.

Ответы – слова с безударной гласной в слове (гроза, река, зима, лиса, снежинка).

Слайд 1

На слайде все слова (устно подбираются проверочные).

Слайд 2

Записывают число.

Классная работа.

Дети в группах выбирают командира и секретаря.

Читают и выполняют задания, секретарь записывает.

Представитель каждой группы выходит, читает задание, даёт свой ответ.

Каждому слову даёт объяснение – подбирает проверочное слово.

Рассказывают правило, как подбирать проверочные слова.

Коммуникативные УУД

Предметные УУД

Познавательные УУД

3

Постановка учебной цели и задач урока 3  мин

Цель: называют тему,  ставят цели урока

Целеполагание.

- Отталкиваясь от предыдущего задания подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока.

Слайд 3

  - Чем мы будем заниматься на уроке, какую цель поставим? Вам поможет памятка (памятка на боковой доске):

Я знаю…

Я вспомню…

Я смогу…

Называют тему урока. Ставят цели урока.

Будем говорить о безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Предметные УУД

4

Изучение нового материала

10 мин

Цель: формирование умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе, индивидуально, осуществлять контроль за выполнением задания.

 - У каждой группы на столе лист с заданием - №2. Вам необходимо выполнить его.

У групп задание: подобрать однокоренные слова. Но каждая группа подбирает своим способом: один – много, большой – маленький и части речи (имена прилагательные, имена существительные и глаголы)

Контроль учителя по группам:

  • Какие слова вы пишете? (проверочные)
  • Какие части речи? (3,4 и 5 группы)

И после выполнения работы каждая группа делает свой  вывод  подбора однокоренных слов.

Кто закончил выполнение заданий -  показывают.

Читают и выполняют задания, секретарь записывает.

 Та группа, которая уже справилась с заданием, оповещает об окончании работы (держат друг друга за руки, поднимая их вверх).

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Предметные УУД

Личностные УУД

4

Динамичес-кая пауза

2 мин

Физминутка

Выполняют движения под музыку.

5

Систематизация учебного материала

15 мин

Цель: формирование умения слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе, индивидуально, осуществлять контроль за выполнением задания.

Какие слова вы подобрали? (проверочные)

Как вы действовали (в каждой группе свой способ подбора проверочных слов)

После ответа каждой группы – появляется название очередного способа подбора проверочных слов (на слайде).

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайды показываются по мере того как отвечает каждая группа.

     Представитель каждой группы выходит, читает задание и рассказывает, какие слова они подобрали.

   

 Мы подбирали проверочные слова способом… (один- много, маленький предмет, имя сущест., имя прилаг., глагол)

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Предметные УУД

Личностные УУД

6

Закрепление изученного материала

5 мин

Цель: организация деятельности по применению знаний, формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Выполняют задание из учебника. В записанных предложениях ребята находят слова с безударными гласными, подбирают проверочные и определяют способ подбора проверочных слов.

 

Дети записывают в тетрадь.

После сличения с образцом (памятка на доске) ставят шкалу самооценки.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Предметные УУД

Личностные УУД

7

Подведение итогов урока (рефлексия достижения цели ).

3 мин

Цель: самооценка обучающихся результатов своей работы, формирование  умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 - Всё ли понятно было сегодня на уроке? Вернитесь к своим записям и подведите итог урока:

-Я узнал(а)…

Я вспомнил(а)…

Я смог(ла)…        

Слайд 14

Возьмите цветной карандаш и отметьте:

 - если на уроке вам было интересно, все понятно и все получалось - кружочек зеленым карандашом;

- если понравился урок, но еще не все получается - кружочек желтого цвета;

- если ничего не получилось или было непонятно - красный цвет.

- Покажите свои результаты.

- Спасибо ребята, вы молодцы.  Урок окончен.

Слайд 15

Улыбнитесь нашим гостям.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы.

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

8

Информация  о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  2мин

Записать следующую группу словарных слов.

Записывают домашнее задание

Личностные УУД

Задание №1

Группа 1

Отгадайте загадку:

Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила.                     Ответ: гроза

Группа 2

Отгадайте загадку:

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.                  Ответ: река.

Группа 3

Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.                      Ответ:
 зима.

Группа 4

Отгадайте загадку:

Ты под маской скрылась ловко,

В шубке рыженькой, плутовка,

Хвост твой - гордость и краса,

Кто ж ты, хитрая?                        Ответ:  лиса

Группа 5

Отгадайте загадку:

В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села –
От тепла растаяла.                      Ответ: снежинка

Задание №2

Группа 1 (один - много)

Подберите однокоренные слова, называя несколько предметов:

Гора – горы

Мячи – мяч

Столы - стол

Трава - травы

Пятно – пятна

        Мы подбирали однокоренные слова.

        В первом столбике  - проверяемые слова (гласная в корне без ударения), а во втором – проверочные (гласная в корне под ударением).

Использовали способ: один предмет – много предметов.

 Группа 2 (маленький предмет)

Подберите однокоренные слова, называя предметы ласково:

Река – речка

Зима - зимушка

Зерно - зернышко

Трава - травушка

Стекло – стеклышко

Мы подбирали однокоренные слова.

        В первом столбике  - проверяемые слова (гласная в корне без ударения), а во втором – проверочные (гласная в корне под ударением).

Использовали способ: большой предмет – маленький предмет.

Группа 3 (имена существительные)

Подберите однокоренные слова, называя предметы:

Цветной – цвет

Холодный – холод

Соленый - соль

Ночной - ночь

Лесной - лес

Мы подбирали однокоренные слова.

        В первом столбике  - проверяемые слова (гласная в корне без ударения), а во втором – проверочные (гласная в корне под ударением).

           Ещё мы заметили, что в первом столбике – имена прилагательные, а во втором – имена существительные.

Группа 4 (имена прилагательные)

Подберите однокоренные слова, называя признак предмета:

Темнота – темный

Желтизна – желтый

Чернота – черный

Тишина – тихий

Вода – водный

Мы подбирали однокоренные слова.

        В первом столбике  - проверяемые слова (гласная в корне без ударения), а во втором – проверочные (гласная в корне под ударением).

           Ещё мы заметили, что в первом столбике – имена существительные, а во втором – имена прилагательные.

Группа 5 (глаголы):

Подберите однокоренные слова, называя действие предмета:

Писал – пишет

Ходил – ходит

Плясал - пляшет

Запевал (в хоре) - петь

Запивал (водой) - пить

Мы подбирали однокоренные слова.

        В первом столбике  - проверяемые слова (гласная в корне без ударения), а во втором – проверочные (гласная в корне под ударением).

Использовали способ: называли действие предмета (подбирали глаголы)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Проверка безударных гласных в корне слова"

Цель урока- закрепление умения проверять безударные гласные....

Конспект урока русского языка "Проверка безударных гласных в корне слова.»

Урок можно использовать на уроке русского языка во 2 классе по УМК "Школа России"....

Карточки по русскому языку "Проверка безударных гласных в корне слова"

Карточки по русскому языку для закрепления знаний по теме "Проверка безударных гласных в корне слова"....

Конспект урока по теме «Проверка безударных гласных в корне слова»

Цели и задачи: формировать умения обосновывать написание слова; развивать орфографическую зоркость и умение проверять безударные гласные в корне слова; учить применять полученные знания грамотного пис...

Презентация к уроку русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова.Проверочные и проверяемые слова".

Данная презентация использовалась на открытом уроке к педсовету как сопроводительный материал....