урок русского языка во 2 классе по теме "Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок направлен на обобщение знаний о фразеологизмах, учащиеся получили возможность научиться правильно употреблять фразеологизмы в речи, выполнили мини - проект "Нарисуй фразеологизм "На уроке использовано электронное приложение к учебнику русского языка УМК "Перспектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetnaya_nedelya_urok_russkogo_yazyka_frazeologizmy_2_klass.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе. УМК «Перспектива»
Тема: Опять фразеологизмы.
Цель урока:
- расширить знания учащихся о фразеологизмах и их роли в русском языке.
Задачи:
- продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение и правильно употреблять в речи;
- совершенствовать коммуникативные умения учащихся;
- способствовать формированию образности речи, воспитывать интерес к родному языку, истории и культуре русского народа;
- создать условия для формирования в детях положительных качеств личности.
- Организационный момент.
Наш урок – урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному,
И научишься всему!
2.Актуализация знаний
Посмотрите сценку Отрывок из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти»
Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как – то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету …
Почему Светлана не поняла маму? ( она не поняла фразу «оглянуться не успеешь»)
Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке7
Что такое фразеологизм?
- Давайте уточним в словаре. « Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением» - С.И. Ожегов.
3.Работа по теме урока.
Как вы думаете, откуда появились в нашей речи фразеологизмы?
(Сообщения подготовленных учеников.)
Игра «В двух словах»
- Подумайте, как можно сказать короче, используя фразеологизмы.
а) Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер.
- Как можно назвать дядю Мишу? (Мастер на все руки)
б) Только что мы вспомнили о Викторе, а он тут как тут, пришел к нам.
- Что говорят в этом случае? (Легок на помине)
в) Егор напроказничал и скрыл свой проступок, поэтому остался безнаказанным.
- Как говорят в таком случае говорят? (Вышел сухим из воды)
г) Учитель объяснял новую тему урока, а Сережа все сидел, да в окно глядел, мечтал о чем-то.
- Как сказать иначе, чем был занят мальчик? (Ворон считал)
д) Бабушка решила испечь пирожки. Когда она открыла банку с мукой, обнаружила, что муки у нее очень мало.
- Что сказала бабушка, о таком маленьком количестве муки? (С гулькин нос)
- Молодцы!
- Итак, для чего же нужны фразеологизмы? (Чтобы сделать нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной, живой и привлекательной.)
Работа с электронным приложением.
«Помоги паучку сплести паутину»
А теперь давайте выясним правила употребления фразеологизмов в речи.
Работать будем в парах. Переверните карточки, которые у вас на столе.
а) Попробуйте переставить слова в известных фразеологизмах:
ждать у моря погоды
б) Замените устаревшее слово современным:
играть в бирюльки (настольная игра)
в) Измените число:
медведь на ухо наступил
- Удалось ли сохранить смысловое значение фразеологизмов? (Нет)
- Итак, сформулируем правила употребления в речи фразеологизмов.
- Существует несколько «нельзя» в употреблении фразеологизмов:
- Слова во фразеологизмах нельзя переставлять местами. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба»;
- Нельзя заменять устаревшие слова современными. Например: «как зеницу ока» нельзя заменить на «как зрачок глаза»;
- Нельзя заменять число. Например, нельзя сказать «сбиться с ноги» вместо «сбиться с ног».
- Молодцы, ребята!
Работа над текстом.
А теперь попробуем помочь Незнайке правильно составить текст.
Фразеологический зверинец.
4.Рефлексия
Я работал(а):
• в поте лица
• спустя рукава
• засучив рукава
5.Итог урока.
Выбери правильный ответ, запиши в тетрадь.
1. Фразеологизм – это ….
а) сочетание слов б) устойчивое сочетание слов
2. Определи фразеологизм
а) золотые часы б) золотые руки
3. Труслив как …
а) заяц б) баран
4. Что значит «за тридевять земель»?
а) близко б) далеко
5. У него зимой снега не выпросишь
а) щедрый б) жадный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...