Конспект урока русского языка "Имя Существительное" Перспектива
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Васькова Елена Викторовна

Конспект урока русского языка "Имя Существительное" Перспектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Имя существительное».

Тип урока: урок  открытие нового знания.

Цель: - формирование общего понятия об имени существительном; знакомство с именем существительным как частью речи;

Планируемые результаты:

-личностные: воспитывать нравственные качества личности;

- предметные: обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, научатся различать предмет и слово как часть речи; учащихся осознают, что слово способно называть все в окружающем мире (слово – название предмета) , научатся соотносить вопросы Кто? И Что?;

Оборудование для учителя: Учебник для 2 класса.Климанова Л.Ф.,Макеева С.Г,Русский язык,Ч.2(УМК Перспектива),презентация, наглядные пособия.

Оборудование для учащихся: Учебник для 2 класса.Климанова Л.Ф.,Макеева С.Г,Русский язык,Ч.2(УМК Перспектива),рабочая тетрадь

Этапы урока, методы и приёмы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словесн.:

слово учителя.

Практич.:

1

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. Расшифруйте формулу успеха: осанка-улыбка-настроение-старание-результат.

- Что необходимо ученику на уроке, чтобы добиться успеха?

- А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и взять ручку. Откройте свои тетради, отступите две строчки от предыдущих записей, запишите сегодняшнее число.

  •  Кто такой детектив?
  • Какими качествами должен обладать хороший детектив?

По ходу ответов детей появляется запись или вывешивается плакат на левой стороне доски:

  • иметь зоркий глаз;
  • уметь слушать и слышать;
  • быть внимательным.

- Сегодня я предлагаю вам превратиться в детективов, а наш класс будет называться так: (вывешивается табличка)

ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНТСТВО

Интересно, кто станет лучшим сыщиком?

Слушать, приветствовать, смотреть презентацию.

Слушать стихотворение, анализировать, следить за посадкой.

Записывать дату.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.:

Упражнение

Словесн.:

определение темы и цели урока

7-8

  • Итак, в наше детективное агентство поступило срочное сообщение:

потерялась часть речи. Что будем делать? (Собирать информацию.)

  • Какие у вас возникли вопросы?

Как называется? На какие вопросы отвечает? Что обозначает?

Это и есть цель нашей деятельности.

Мы:

  1. познакомимся с новой частью речи;
  2. узнаем, на какие вопросы она отвечает и что обозначает;
  3. а также научимся распознавать ее среди других слов.

Работать со словами.

Анализировать.

Отвечать на вопр

Определять тему и цель урока, делать предположения.

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

К: Строят речевые высказывания.

П: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.

Решение частных задач

Практич.:

Письменное упраж-е

Словесн.:

Беседа

Практич.:

Работа в группах

Словесн.:

Беседа,

Проверка выполнения задания

Практич.: Работа в группах по инструкции.

Практич.:

Списывание текста

Словесн.:

Объяснение орфограмм

Самостоятельная работа

20-25

На центральной части доски вывешивается табличка ФОТОРОБОТ

- Замените одним словом:

  • Движение воздуха - ... (ветер).
  • Буря на море - ... (шторм).
  • Сильный ветер со снегом - ... (метель).
  • Порывистый ветер- … ( вихрь)
  • Ненастье с громом и молнией - ...(гроза).

Обозначьте и объясните орфограммы. Найдите среди этих слов слово,

  • в котором букв меньше, чем звуков;
  • все согласные звуки являются мягкими;
  • состоящее из одного слога;
  • с безударной гласной в корне.

Прочитайте еще раз записанные слова. Что вы можете сказать о них? (Отвечают на вопрос что? и обозначают явления природы.)

На центральной части доски появляются таблички

ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

 Физкультминутка. Игра «Внимательный детектив».

Дети по команде учителя изображают животных:

  • Зайчики! (Скачут.)
  • Раки! (Отходят назад.)
  • Лошадки! (Топают ногами.)
  • Птицы! (Машут руками.)
  • Цапли! (Стоят на одной ноге.)
  • Человек! (По этой команде дети садятся на места.)
  • Как можно назвать слова этой группы?

- Прочитайте слова на карточках.

- Задайте вопрос кто? или что?

- Исключите лишнее.

- Дайте названия группам слов:

1 2 3 4

Страх ножной доктор морковь

Радость ножницы летчик земляника

Печаль грабли плотник дерево

Унынье кисть повар ромашка

Любовь пила космонавт лен

- Поставьте вопрос к словам третьего столбика. (Кто?)

- Такие имена существительные называются одушевлённые.

- Поставьте вопрос к остальным словам. (Что?)

- Такие имена существительные называются неодушевлённые.

Назовите с вопросами сначала одушевлённые, потом – неодушевлённые имена существительные.

- Кто сформулирует правило? (бывают одушевлённые и неодушевлённые, отвечают на вопросы кто? и что?)

Отчет групп:

1-я группа-« Чувства», 2- я группа « Инструменты»,

3- я группа- « Профессии», 4-я группа-«Растения»

И все вместе это ( вывешивается табличка)

ПРЕДМЕТЫ

Итак, юные детективы, что мы можем сказать о потерявшейся части речи по ее фотороботу?

На доске к этому времени выстроилась схема

ЧАСТЬ РЕЧИ

ЧТО? КТО?

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ ЖИВОТНЫЕ

ЧУВСТВА ЛЮДИ

ИНСТРУМЕНТЫ

ПРОФЕССИИ

РАСТЕНИЯ

ПРЕДМЕТЫ

- Что обозначают? Предмет. Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.

- Как же называется часть речи, которую мы так долго искали?

- Вы узнаете, правильно прочитав шифрограмму.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

12345678910111213ЯЕИМСВЛНОЩЬУТ

Имя существительное (вывесить на доске – вместо  таблички ЧАСТЬ РЕЧИ)

Всему название дано – и зверю и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Обозначено словами.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЧТО?

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ                                            КТО?

ЧУВСТВА                                                               ЖИВОТНЫЕ

РАСТЕНИЯ                                                             ЛЮДИ

ИНСТРУМЕНТЫ

ПРОФЕССИИ

- Послушайте, как об этом говорит наш профессор Иван Иванович Самоваров, сравните с правилом в учебнике. (Работа с электронным пособием)

- Прочитайте текст учебника на с. 76

  • Нашли ли мы ответы на свои вопросы?
  • Для чего нам нужны эти знания?

Подведем итог работы нашего детективного агентства. Работаем в парах. Задайте друг другу вопросы по теме урока. (выполнение теста)

Тест.

1. Выберите верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? какая? какое?

б) Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что?

2.Выберите верное утверждение.

а) Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета;

б) имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета;

в) имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, явления природы.

3. Выберите верное утверждение.

а) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевлённые – на вопрос кто?

б) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые – на вопрос что?

4. Укажите неодушевленное существительное

1) белка

2) фамилия

3) ученик

4) школьник

5) ребенок

(взаимопроверка в парах)

Записывать предложение каллиграфически.

Находить и выделять в предложении имена сущ-е, прил-е.глаголы.

Отвечать на вопросы.

Выписывать необходимые слова, анализировать, объяснять свой выбор.

Отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения.

Выполнять упражнение

Отвечать на вопросы

Работать с учебником

П:поиск и извлечение

информации

 Р:принятие цели и

постановка задач

урока

К:умение договариваться в

группе, общаться,

приходить к единому

мнению,

распределять работу

в парах.

4.

Итог урока

Словесный:

беседа

3-4

Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Какие группы имен существительных знаем?

Анализировать проделанную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать свое мнение.

Р: самооценка

5.

Рефлексия

Практический: оценка своей деятельности

1

 Что вам особенно понравилось на уроке?

- Я вспомнил….

- Мне удалось…

- Мне понравилось…

- Я могу похвалить себя за….

  • С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того, как вы поработали: радостное настроение – оранжевый цвет в центре мишени; спокойное – зеленый цвет; печальное –синий цвет (внешний круг).

Проводить рефлексию, самооценку.

Р: самооценка

6.

Домашнее

С. 78, упр. 96

Записывать

В нашей речи очень много слов. Но все они разделены на группы – части речи. Теманашего урока – изучение одной из частей речи. К концу урока мы должны запомнить, на какие вопросы она отвечает, что обозначает, научимся отличать её от других частей речи.

  Что это за часть речи, мы узнаем, отгадав загадку.( на экране)

         

Люблю я очень называть

В грамматике предметы

И на вопросы отвечать,

Ведь я сама – ответы!

Вопросы эти – «что?» и «кто?»

Без них не может жить никто!

А кто на них даёт ответ,

Тот называет вам предмет.

Давайте поиграем в игру «Хлопай, топай» Если сущ-е одушевлённое, то хлопните в ладоши, если неодуш. . то топните.

Одежда, лисица, корова, тарелка,  малина, осина, яблоня, девочка, город, земляника.

Высунуть язык и достань до носа, одновременно два движения, . Лизнуть собственный локоть;
2. Поднять безымянный палец (см. видео);
3. Отправить скомканную бумагу в пластиковую бутылку (см. видео);
4. Держать себя за пальцы ног и прыгать вперед;
5. Поймать доллар;
6. Пить газировку из 2 соломинок;
7. Гудеть, зажимая нос;
8. Крутить голову и язык в разных направлениях;
9. Сломать спичку (см. видео); 10. Съесть за минуту 6 печенек подряд не запивая. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...