урок русского языка, ПНШ, 2 класс по теме "Разделительный мягкий знак"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Денисова Валентина Терентьевна

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.

 Психологический настрой.

-  Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

-       Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

  Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

Девиз нашего урока: «Новое знание открываем сами!»  (слайд 1)

Значит, кем мы будем сегодня на уроке? (исследователями)

 Кто хочет стать настоящими исследователями и самим открыть новые знания? Тогда  настоящие исследователи отправляются в путь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.8 КБ
Package icon презентация к уроку2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:  «Разделительный мягкий знак »


Тип урока: урок изучения нового материала  и первичного закрепления.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об употреблении разделительного мягкого знака и навыка правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи урока:

1.Узнать, когда пишется разделительный ь?

2.Научиться без ошибок писать слова с разделительным ь.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты: развитие мотива учебной деятельности, самостоятельности, логического мышления, доброжелательности

Метапредметные результаты: определение общей цели и пути её достижения, формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений; развитие познавательной инициативы

Предметные результаты: умение сравнивать, делать выводы

Методы обучения: частично - поисковый, элементы проблемного метода

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная

Средства обучения:

1.Учебник: Н. А. Чуракова «Русский язык 2 класс»

2.Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы

3.Карточки для самостоятельной работы

4.Презентация

Ход урока.

I.  Организационный этап.
Цель: мотивировать к учебной деятельности
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
 Психологический настрой.

  • Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.
  • Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы подарим друг другу здоровье, радость, хорошее настроение.

  Очень важно, чтобы каждый наш урок начинался с положительных эмоций и хорошего настроения. Даже если будут трудности, верьте, что справитесь с ними.

Девиз нашего урока: «Новое знание открываем сами!»  (слайд 1)

Значит, кем мы будем сегодня на уроке? (исследователями)

 Кто хочет стать настоящими исследователями и самим открыть новые знания? Тогда  настоящие исследователи отправляются в путь.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  

- Чтобы определить тему урока, отгадайте загадку (слайд 2)

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать

Как согласную читать. ( мягкий знак)

  1. Создание проблемной ситуации. (фронтальный опрос).

- Сравните предложения: Птицы совершают полёт. Скоро пол…ёт дождь.

(слайд 3)

- Смысл какого предложения вам не понятен?(второго)  Предположите, что необходимо сделать, чтобы смысл прочитанного предложения стал ясен. (если дают правильное предположение – на уроке мы должны проверить верно ли ваше предположение; если затрудняются ответить – нам необходимо в ходе уроке ответить на данный вопрос)

- Откройте учебник на стр.134 и назовите тему урока.

Тема: Разделительный ь.(слайд 4)

– попробуйте сформулировать задачи урока

1.Узнать, когда пишется разделительный ь?

2.Научиться без ошибок писать слова с разделительным ь.

- Вернёмся к нашим предложениям, что нужно поставить на месте пропуска.

Слайд 5

- Назовём по порядку звуки в выделенных словах. (в слове ПОЛЁТ мы слышим звуки [п а л’о т ], а в слове ПОЛЬЁТ [п а л’ й’ о т ]). Прочитайте слово без ь. Что произошло? (буквы слились, слово потеряло смысл)

– Предположите, какая роль у ь знака в этих словах?                                                                                                             (Разделяет буквы гласных и буквы согласных) .

 - А ещё какую работу может выполнять мягкий знак? (ь – показатель мягкости)

- Сегодня на уроке мы, в ходе совместной работы, должны научиться распознавать разную работу мягкого знака. Покажите, что вы готовы к работе.

III. Формирование новых знаний

  1. Работа по учебнику

- учебник – 3, стр. 105 Плакат Летучей Мыши. Поработаем над словами солю и солью. ( вопросы в соответствии с заданиями данной страницы).

- продолжение высказывания и составление схемы на доске

После согласных -  Разделительный ь знак - Перед гласными е, ё, ю, я, и.

Это важное открытие, оно поможет вам в дальнейшей работе.

Чтобы быстрее запомнить правило выучим стихотворение:

Слева от меня - согласный,

Справа - е,ё,и,ю,я,

Чтобы не было слиянья,

Разделите их, друзья!

  1. Чистописание

Понаблюдаем за буквосочетаниями: нь, нье, ль, льи, бь, бьи,вь, вья.

Какую работу выполняет Ь в буквосочетаниях  нь, мь, бь, вь. ( Ь – показатель мягкости)

Пропишите эти буквосочетания. Найдите в ОБРАТНОМ СЛОВАРЕ слова с данными буквосочетаниями и запишите по одному слову на каждое сочетание букв.  

Какую роль выполняет Ь в сочетаниях нье, льи, бьи, вья? (Ь –разделительный) Пропишите эти сочетания и придумайте слова с ними.(варенье, ульи, воробьи, деревья).

Делаем вывод: какую работу может выполнять Ь? (слайд 6)

IV. Физкультминутка  Игра  «Будьте внимательны» (слайд 7)

Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный  Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак – показатель мягкости, то хлопаем в ладоши 2 раза.

Листья(1),  семья(1), деньки, прутья(1), камень, стулья(1), метель, вьюга(1), пень, счастье(1), олень, пальто, веселье (1).

- Молодцы, вы были внимательны .

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- А сейчас настало время применить полученные знания при выполнении различных заданий.

Задание 1 (работа в парах - карточка) Распределите слова на две группы.

Проверяем: (слайд 8)

Варенье                        пальцы

Ружьё                            рельсы

Вьюга                           мальчик

Братья                          коньки

Ручьи                            пеньки

Задание 2 К нам на урок пришёл герой сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» очень грустный влюбленный, актер театра. Догадайтесь, кто это? (Пьеро).(слайд 9)

 Костюм у Пьеро чёрно-белый. Он предлагает подобрать к словам антонимы, т.е. слова с противоположным значением. Проверяем. ( работа-безделье, свет-тьма, болезнь – здоровье; скука – веселье, враги-друзья, вред-польза). (слайд 10)

 Выпишите две пары слов, одно слово в которых с разделительным Ь.

Задание 3 Работа в тетради на печатной основе – стр 51 упр.67 в соответствии с заданиями.

VI. Рефлексия урока ( слайд 11)

– Представьте, что я корреспондент познавательного журнала. Прошу вас ответить на мои вопросы:

– О какой орфограмме мы сегодня говорили? Какое  новое знание открыли?  

Где же пишется разделительный Ь?

  • Что больше всего понравилось на уроке?
  • Чьим успехам смогли порадоваться?
  • За что можете себя похвалить?
  • Что было самым трудным?

– Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. (слайд 12)

 А что помогало вам в работе?

– А теперь вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока. (слайд 13)

Оцените свои достижения  при помощи «светофора»

«красный» - Стоп! Вперёд нельзя! Повторять усядусь я!

«жёлтый» - Здесь – внимание, друзья! Сомневаюсь ещё я!

«зелёный» - А теперь вперёд, друзья! В знаниях уверен я!

VII. Домашнее задание – работа с тестом

Поиграем: (слайд 14)

Игра «Футбол» (слайд 15)

1) Дождливая, пасмурная погода. (ненастье)

2) Чувство огромной радости. (счастье)

3) Одежда, которую носят поверх белья. (платье)

4) Мебель в виде доски на ножках. (скамья)

5) Вид спортивного снаряда с острым наконечником. (Копьё)

Игра «Замени одним словом» (слайд 16- 17)

  1. Ягоды, сваренные в сахаре – варенье
  2. То, без чего птица не улетит – крылья
  3. Мама, папа, дети – семья
  4. Снежная буря   - вьюга
  5. Они образуют лес - деревья   
  6. Близкие приятели  - друзья

Спасибо за работу! (слайд 18)



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наш девиз: «Новое знание открываем сами!»

Слайд 2

Отгадайте загадку Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает, Может только показать Как согласную читать.

Слайд 3

Птицы совершают полёт. Скоро пол ёт дождь. ь

Слайд 4

Тема: «Разделительный ь». Задачи урока: 1.Узнать, когда пишется разделительный ь? 2.Научиться без ошибок писать слова с разделительным ь.

Слайд 5

Птицы совершают полёт. [ ] Скоро пол ёт дождь. [ ] ь п а л’ о т п а л’ й’о т

Слайд 6

Функции мягкого знака 1. Показатель мягкости День, семь, коньки 2. Разделительный Ь Семя – се мья Будем мы всегда, где надо, Мягкий знак вставлять в слова, Чтоб семья не стала семя , Колья - Колей никогда

Слайд 7

Проверяем Варенье Ружьё Вьюга Братья Ручьи Разделительный Ь Пальцы Рельсы Мальчик Коньки Пеньки Ь – показатель мягкости

Слайд 8

Подберите к словам антонимы работа здоровье свет безделье болезнь тьма скука польза враги веселье вред друзья П ь еро

Слайд 9

Подберите к словам антонимы работа здоровье свет безделье болезнь тьма скука польза враги веселье вред друзья

Слайд 10

Рефлексия деятельности 1. Что больше всего понравилось на уроке? 2. Чьим успехам смогли бы порадоваться? 3. За что можете себя похвалить? 4. Что было самым трудным?

Слайд 11

Я рада за вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Урок русского языка по теме: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» (1 класс, программа « Школа России»)

Краткая аннотация урока:Конспект урока (обучение грамоте) по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука» с приложением в виде презентации был разработан для урока чтения в 1 классе.Может...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Повторение правописания мягкого знака в словах»

Конспект урока по русскому языку 4 класс  «Повторение правописания мягкого  знака в словах»...

Урок русского языка "Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Материал содержит  конспект урока в 3 классе "Правописание слов с разделительным мягким знаком" и презентацию к нему. УМК "Школа России". Тип урока: усвоение новых знаний. Цел...

Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс

Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...