Урок русского языка в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
»
Учитель:
РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ТЕКСТЕ
Педагогические | Создать условия для умений распознавать имена прилагательные и правильно их употреблять. |
Тип урока | Развитие знаний и способов действий / решение учебной задачи |
Планируемые | Имеют первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека |
Личностные | Проявляют этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; осознают роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции |
Универсальные учебные действия | Познавательные: общеучебные – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составляют тексты в устной и письменной форме; логические – осуществляют сравнение, находят различие и сходство текстов; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Регулятивные: умеют прогнозировать, предвосхищать результат и уровень усвоения, его временные характеристики. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) |
Основное содержание темы, понятия | Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Типы текстов: научный, художественный. Текст-описание. Ромашка |
Образовательные |
|
I.Оргмомент.
Этап мотивации
Цель: обеспечить готовность к уроку, снятие напряженности .
Ожидаемый результат: включение учащихся в учебную деятельность.
Педагогические приемы: сообщение – стихотворение.
У нас на парте все в порядке:
Альбомы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!
II. Актуализация опорных знаний учащихся о частях речи.
Цель: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания, затруднения и индивидуальной деятельности.
Ожидаемый результат: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу
Педагогические приемы: работа в парах.
- Какой раздел мы изучаем? (Имя прилагательное).
Вспомним, чему мы будем учиться, изучая данный раздел. Карточки-подсказки на столе.
Будем учиться:
- Распознавать имена прилагательные;
- Определять род, число, и падеж имён прилагательных;
- Изменять имена прилагательные по родам (в единственном числе), числам и падежам;
- Определять роль имени прилагательного в тексте;
- Грамотно писать имена прилагательные;
- Разбирать имя прилагательное как часть речи.
Работаем в парах. Вспомни, что знаем об имени прилагательном.
Вопрос | Варианты ответа |
1. Что такое имя прилагательное? | а) Часть слова. б) Член предложения. в) Часть речи.
|
2. Что обозначает имя прилагательное? | а) Признак предмета. б) Предмет. в) Действие предмета. |
3. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? | а) Какой? Какая? Какое? Какие? б) Кто? Что? в) Что делать? Что сделать? |
4. С какой частью речи связано по смыслу прилагательное в предложении? | а) Глагол. б) Имя существительное. в) Имя прилагательное. |
Алгоритм работы с таблицей в паре:
1. Поочерёдно задайте друг другу вопросы.
2. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов в правом столбике.
3. Для ответа на вопрос используйте клише.
Речевое клише
( клише (франц.) – механически воспроизводимое выражение в типичных речевых ситуациях)
1. Имя прилагательное – это … .
2. Имя прилагательное обозначает … .
3. Имя прилагательное отвечает на вопросы … .
4. Имя прилагательное в предложении связано с … .
III. Постановка учебной задачи.
Цель: постановка учебной проблемы, выход на тему урока.
Педагогические приемы: диалог.
Работаем в тетради.
Запишите слова под диктовку по группам. Первая группа – слова, отвечающие на вопрос что?, вторая группа - на вопрос какой? Январь, февраль, дождливый, октябрь, вьюжный, холодный, декабрь, снежный.
Объяснить какие орфограммы встречаются в словах.
Составьте словосочетания из данных слов.
Игра «Узнай»
- Серый, хищный, жадный…
- Ловкая, хитрая, рыжая…
- Косой, слабый, трусливый…
- Большой, косолапый…
- Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком идет речь?
- Какой частью речи они являются? Что вы знаете о прилагательных?
Прочитайте стихотворение.
Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная ,
Опишу любой предмет –
В этом равных со мною нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить
Мною нужно дорожить!
- Как вы думаете, ребята, какая роль имён прилагательных в речи? (Имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.)
- Сформулируйте тему урока. (Роль имен прилагательных.)
- Чему будем учиться? (Определять роль имен прилагательных.)
IV. «Открытие» детьми нового знания.
Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков.
Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельное формулирование правила о глаголе, умение делать общие выводы
Педагогические приемы: создание проблемной ситуации.
Работа в группе.
- Чтобы лучше понять (уточнить) это предлагаю вам один текст.
- Сейчас я буду читать по одному предложению, а вы пробуйте определить, что это за зверь. (Учитель читает текс со слайда презентации)
|
|
-О каком зверьке идет речь. (Трудно догадаться.)
-Слова, какой части речи нам необходимо вставить, чтобы догадаться о ком идет речь? (Имена прилагательные).
- Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о зверьке и помогли бы гораздо раньше догадаться, о ком говорится в тексте?
(Карточка )
(На парте лежат карточки с подсказами нужных слов).
Проверка: чтение текста по предложению, анализ, выбор оптимального варианта, показ его на экране.
Этот небольшой (маленький) зверёк живёт в лесу.
У него короткий хвост.
Шубка у зверька летом серая, а зимой – белая.
Трусливый (симпатичный, добродушный) зверёк всего боится.
Его так и зовут: зайчишка-трусишка.
- Какая часть речи помогла определить зверя? (Имя прилагательное).
- Нужны ли нам имена прилагательные в речи?
Вывод: имена прилагательные делают нашу речь более точной, яркой и выразительной.
- Какие признаки предметов называют имена прилагательные в этом тексте? (Размер, цвет, качество характера).
V. Первичное закрепление.
Цель: отрабатывать умение правильно находить прилагательные, закрепление нового знания.
Ожидаемый результат: Умение преодолевать трудности, понимание нового знания.
Педагогические приемы: фронтальная работа с текстом.
Работа в группе.
А сейчас мы будем работать в группах.
Для этого мы должны разделиться на группы: каждый вытягивает карточку с номером. Карточки перевернуты номером вниз. Количество карточек равно количеству учащихся в классе.
- У кого карточки с номером 1 садятся за первый стол, у кого карточки с номером 2 - за второй стол.
- Договоритесь и выберите командира группы.
- Командиры подойдите и вытяните задания для группы.
- Попробуйте вставить пропущенные слова, которые дали бы нам больше информации о животном и помогли бы догадаться, о ком говорится в тексте? (Карточка № 1)
(На парте лежат карточки с подсказами нужных слов).
Карточка 1.
Подбери и вставь в текст имена прилагательные, чтобы получился рассказ о медведях.
Медведи.
____________ медведи живут в лесу.
Они _______хищники. Хотя _______ медведи имеют ___ вид, они являются растительноядными животными, потому что в ________ количестве поедают ягоды, грибы, орехи.
________ медведи - _____ рыболовы.
Слова для справок: крупные, бурые, травоядные, опасные, прекрасные, большом, страшный.
Карточка 2.
Вставь подходящие по смыслу прилагательные, чтобы получился рассказ о волке.
Волк.
Волк_________ зверь. Он живет в лесу. У волка __________ , ___________ зубы, _______ , ________ шерсть. Хвост у волка _________. Ноги _________ , __________. Мы видели волка. У-У-У -______________ какой!
Слова для справок: хищный, трусливый, серая, острые, быстрые, большие, сильные, длинный, густая, трусливый, страшный.
Алгоритм выполнения по карточке (карточка 1.)
- Прочитать внимательно задание.
- Прочитать внимательно текст.
- Прочитать внимательно слова для справок.
- Вписать пропущенные слова.
- Подчеркнуть в первом предложении главные члены.
Алгоритм выполнения по карточке (карточка 2.)
- Прочитать внимательно задание.
- Прочитать внимательно текст.
- Прочитать внимательно слова для справок.
- Вписать пропущенные слова.
- Подчеркнуть во втором предложении главные члены.
- 2. Работа по учебнику
VI. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему.
Ожидаемый результат: выявление границ новых знаний.
Педагогические приемы: самостоятельная работа, взаимоконтроль.
— Прочитайте текст.
В весеннем лесу.
На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Она ведёт мальчика в чащу. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду.
Спишите. Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их волнистой линией.
Взаимопроверка.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке:
Цель: Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения.
Ожидаемый результат: умение дать оценку учебной деятельности.
Педагогические приемы :диалог, заполнение таблицы.
Приведите свои примеры имён прилагательных.
Что такое имя прилагательное?
Что оно обозначает? На какие вопросы отвечает?
С какой частью речи оно связано?
Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные?
Для чего в речи мы употребляем имена прилагательные? (Они делают нашу речь точной и выразительной, служат для точности описания предмета.) (Кластер).
Обобщение.
Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении…
Как мы работали на уроке.
Сегодня я узнал(а)….
Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я почувствовал(а), что…
Я приобрёл(а)…
Я научился/научилась…
У меня получилось…
Я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Лист самооценки ученика (цы) ____ класса
________________________________________
Критерии | Мои комментарии | Оценка (1-5 баллов) |
Готовность к уроку | ||
Активность на уроке | ||
Личный вклад в работу группы |
СИНКВЕЙН
На уроке.
Кто? (Ученик).
Что делает? (Думает, отвечает)
Какой? (Прилежный, внимательный, старательный)
Ученик на уроке активно работает.
Школьник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...