Неопределённая форма глагола.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Продолжить знакомство с глаголами звучания, как средством выразительности речи. Развивать умение правильно употреблять слова, относящиеся к глаголам. Формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме и умение правильно писать. Воспитывать любовь к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
________________ Урок №
Тема. Неопределённая форма глагола.
Цель. Познакомить с неопределенной формой как начальной формой глагола. Продолжить знакомство с глаголами звучания, как средством выразительности речи. Развивать умение правильно употреблять слова, относящиеся к глаголам. Формировать умение употреблять ь после ч в неопределенной форме и умение правильно писать. Воспитывать любовь к русскому языку.
Тип урока: «открытие « новых знаний».
УУД.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: учить самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия, формулировать свои затруднения.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фонограмма «Звуки леса».
Ход урока.
I. Организационная часть урока.
II. Самоопределение к деятельности.
- Послушайте стихотворение о том, как один мальчик учил глаголы и ответьте на вопрос: Какие глаголы учил мальчик?
1. Стихотворение «Я учу глаголы».
Я пришел из школы,
Я учу глаголы.
Мне их выучить - пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так
Новый этот метод:
«Кричать» - кричу,
«Вертеть» - верчу,
«Двигать» - двигаю.
«Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!
Открываю: наш сосед
(Он живет под нами).
Не причесан, не одет –
В тапках и пижаме.
Он кричит:
- Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
-Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришел из школы
И учу глаголы…
- Какие глаголы учил мальчик? (Кричать, вертеть, двигать, прыгать.)
- К данным глаголам поставьте вопросы:
кричать – что делать?
вертеть – что делать?
двигать – что делать?
прыгать – что делать?
- Верно. А теперь задайте вопросы к другим глаголам:
испечь – что сделать?
исполнить – что сделать?
обуть – что сделать?
обеднеть – что сделать?
- Чем различаются глаголы. Какой можно сделать вывод? (Различие в вопросах.)
III. Объяснение нового материала.
1. Проблемный вопрос.
Спорили Петя и Вася об этих глаголах. Петя сказал, что эти глаголы изменяются по временам, числам, лицам. Вася доказывал свою точку зрения, что у этих глаголов нельзя определить время, число и лицо.
-Давайте, ребята, поможем мальчикам разобраться и выясним, кто же из них прав.
- Давайте попробуем определить время глагола слышать (Нельзя определить. Мы не можем сказать «сейчас слышать», в будущем тоже «слышать»)
- Верно. Время нельзя определить. Как бы мы правильно сказали? (В прошедшем времени – я слышал, в настоящем я слышу, в будущем – я буду слышать или услышу.)
- Можно ли определить число, лицо? (Нет.)
- Рассмотрим таблицу:
Что делать? Что сделать?
ТИ ТЬ ЧЬ
нести слышать беречь
унести услышать сберечь
Учащиеся приходят к выводу: глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? (Это начальная форма глагола, она не показывает ни времени, ни числа, ни лица; неопределенная форма оканчивается на –ть, -ти, -чь.)
- Прочитайте отрывок:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить
Мужички такой печали
Отродяся не видали:
Стали думать да гадать –
Как бы вора соглядать.
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.
- Из какой сказки отрывок? (Из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок».)
- Найдите и назовите глаголы в неопределенной форме.
- Давайте проверим: ходить, шевелить, гадать, соглядать, поберечь, подстеречь.
- Как вы определили, что это глаголы в неопределенной форме? (По вопросу.)
- Какой из глаголов в современном русском языке не употребляется? (Соглядать.)
- Как вы понимаете значение данного слова? (Соглядать – смотреть, глядеть.)
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
• Упр. 155.
2. Чтение стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом».
И начинает уставать вода
И это означает близость снега.
Вода устала быть ручьями, быть дождем,
По корню поднима (-ться,- тся), падать с неба.
Вода устала петь, устала теч..(ь?),
Сиять, струи (-ться, -тся) и перелива(-ться,- тся).
Ей хочется утратить речь, зале…(ь?),
И там, где залегла, там остава (-ться,-тся).
- Выпишите из текста глаголы в неопределенной форме и выделите окончание.
- Давайте проверим правильность написания глаголов: уставать, быть, подниматься, падать, петь, течь, сиять, струиться, переливаться, залечь, утратить, оставаться.
- В русском языке есть глаголы, обозначающие действие, процесс речи и мысли, со значением чувств, с которыми мы уже знакомы. А есть глаголы со значением звучания и цвета.
- Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звонка будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжий грузовик, на кухне гремят посудой. В дождливый день крупные капли дождя барабанят по стеклам. Снег в морозный день скрипит под ногами.
3. Фонограмма «Звуки леса».
- А сколько новых звуков мы слышим в лесу! Разноголосо поют птицы, журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у нас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.
- Русский писатель Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту, создает яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих звуков.
4. Текст «Природа».
Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Куда ни оглянись, все цветы, цветы, цветы…
Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют зрелые ягоды костяники.
Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, вьются серо-сизые дикие голуби, стучат по деревья дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукует кукушка и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки.
И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.
- Прочитав текст, многие из вас, наверно, удивились, как велико их многообразие и как мало знаем таких глаголов.
- С помощью каких глаголов автор передает цвет и звуки леса. Назовите их. (Желтеет, синеют, белеет, алеют, трещат, воркуют, стучат, пищат, взвизгивают, кукует, щебечут.)
- Умеете ли вы различать лесные звуки, слушать лес?
-А сейчас попробуйте отредактировать текст, вставляя глаголы со значением звучания.
5. Текст «Лесной оркестр».
На утренних и вечерних зорях не только птицы, все лесные жители …(поют) и…(играют), кто на чем и как умеют.
Звонкими, чистыми голосами…(поют) зяблики, соловьи, певчие дрозды. …(Скрипят) жуки и кузнечики, …(барабанят) дятлы. …(Свистят) флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.
…(Лают) лисицы и белая куропатка. …(Кашляет) козуля. …(Воет) волк. …(Ухает) филин. …(Жужжат) шмели и пчелы. … и …(урчат и квакают) лягушки.
Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу.
- Ребята, зачитайте свои работы.
- А теперь послушайте оригинал, написанный В.Бианки. (Читает учитель)
- Обратите внимание, что глаголы становятся художественным центром в таких текстах.
- Поставьте данные глаголы в неопределенную форму.
V. Итог урока.
- Какие учебные задачи ставили в начале урока?
- Ответили на поставленные вопросы?
- Что такое инфинитив?
- Расскажите о глаголе в н.ф., используя алгоритм:
- название,
- вопросы,
- суффиксы,
- член предложения.
VI. Домашнее задание (стр. 74, упр. 152, 154).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Неопределённая форма глагола
презентация к уроку руского языка УМК "Гармония"...
Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы.
Урок русского языка в 3 классе по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок составлен с учетом требований ФГОС. Цель изадачи урока:познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой ...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме " Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы".УМК " Школа России"
Разработка содержит технологическую карту урока русского языка в 3 классе с УУД....
Русский язык 3 класс УМК «Гармония». Урок-путешествие. Тема «Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед – ть»
· Цель: развитие устной и письменной речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.Задачи: ·...
Урок по русскому языку, 3 класс "Глагол. Неопределённая форма глагола"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с применением современных образовательных технологий....
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А
Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...
Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс.
Глагол. Неопределённая форма глагола. Правила. 4 класс....