Разработка урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тыщенко Татьяна Валериевна

Тема:Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. 

Планруемые результаты:Научатся склонять местоимения 3-го склонения; заменять имена существительные личными местоимениями; правильно писать предлоги с местоимениями; ставить местоимения в начальную форму из формы косвенного падежа;указывать лицо, число и падеж местоимений; определять род местоимений 3-го лица единственного числа; выполнять морфологический разбор слова; составлять рассказ по рисунку; составлять пословицы из частей.

Метапредметные УУД:Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энцикло-педий, справочников, электронных дисков; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: самостоятельно формули-ровать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные результаты:Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_lichnyh_mestoimeniy.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения склонять личные местоимения 3-го лица; совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать развитию навыка определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; учить указывать лицо, число и падеж местоимений и определять род местоимений 3-го лица; содействовать воспитанию культуры речи

Планируемые предметные результаты

Научатся склонять местоимения 3-го склонения; заменять имена существительные личными местоимениями; правильно писать предлоги с местоимениями; ставить местоимения в начальную форму из формы косвенного падежа;
указывать лицо, число и падеж местоимений; определять род местоимений 3-го лица единственного числа; выполнять морфологический разбор слова; составлять рассказ по рисунку; составлять пословицы из частей

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энцикло-педий, справочников, электронных дисков; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между
изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
регулятивные: самостоятельно формули-ровать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие», «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

1

2

3

4

II. Актуализация знаний.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного
задания

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите буквосочетания.

- Ребята, что означает данная схема.

(Местоимение указывает на предмет, но не называет его.)

- Выпишите личные местоимения

Да, ну, он, но, вы, со, ух, я, ты, при, оно, обо, они, без, мы.

Проверка.

- Какого местоимения не хватает? Допишите. (она)

III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

 -Какая тема урока? (Склонение личных местоимений 3 лица)

 - Какие цели нашего урока?

Закрепим…

Узнаем…

-  Где мы можем применить такие знания?

– Сегодня на уроке будем учиться склонять личные местоимения 3-го лица и упражняться в правописании предлогов с местоимениями.

-Наш урок я предлагаю провести в форме аукциона.

-Что такое аукцион?

-Где мы можем узнать значение этого слова?

-Какие вы знаете словари?

-А если словаря нет, где будем искать значение слова? (Ищут значение слов в словарях и интернете.)

-За правильно выполненное задание, вы получаете житоны, которые собираете в свою технологическую карту урока.

-Итак начинаем наш аукцион. И я объявляю наш первый лот. «Местоимение».

-Что вы знаете о местоимении?

– Какое местоимение указывает на лицо, которое говорит о себе?

– Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других?

– Какие местоимения употребляем, обращаясь
к другому лицу?

– Какое местоимение употребляем, обращаясь
к нескольким лицам?

– Какие местоимения употребляем вместо
существительного, когда сообщаем о чем-либо или о ком-либо?

– Когда употребляем местоимения «он», «она», «оно»?

– Вместо какой части речи употребляются личные местоимения?

-Давайте вспомним, что такое местоимение.

-На какие вопросы они отвечают?

Как изменяются местоимения?

Тест

1. Укажите местоимения 1-го лица:

а) я, вы; б) он, ты; в) я, мы; г) он, она.

2. Укажите местоимения 1-го лица в родительном падеже:

а) у тебя, у вас; б) у меня, у нас; в) со мной, с нами.

3. Определите, в каком предложении местоимение является подлежащим:

а) У нас в классе есть аквариум.

б) Сегодня он пришёл раньше всех.

в) Девочки вышли с нами на прогулку.

4. Укажите предложения с местоимениями 1-го лица единственного числа:

а) Лучше, мама, не пищи, ты мне няньку поищи.

б) Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.

в) Жук летает над лужком, он устал ходить
пешком.

г) Мы шли, шли, шли, земляничку нашли.

Взаимопроверка. Выдача жетонов.

Ключ:

1 – в

2 – б

3 – б

4 – б

2 лот « Склонение местоимений».

-Вам нужно будет определив падеж местоимений , отметить это на вашем графике.

1.Мы (И.п, ) 2.У тебя (Р.п,) 3.ко мне( Д.п), 4.от тебя (Р.п), 5.к вам,(Д.п.)6. у нас(Р.п.), 7. Ты (И.п.)

Самопроверка. Выдача жетонов.

-Какая орфограмма встретилась в этом лоте?

(Правописание предлогов с местоимениями.)

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.

– Местоимение – это часть речи; указывает
на предмет, но не называет его; личные местоимения бывают 1, 2 и 3-го лица; изменяются
по падежам, а в 3-м лице единственном числе изменяются и по родам; с предлогами местоимения пишутся раздельно.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать,
находить общее и различия, делать
выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной
форме

IV. Объяснение нового
материала.

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Сегодня тема нашего урока. Склонение личных местоимений 3 лица.

-И я объявляю 3 лот «Догадайся».

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную .

Осуществлять анализ объектов. Планиро-

 Наблюдение над языковым материалом.

Работа по группам.

– Как пишутся местоимения с предлогами?

Проблемная ситуация.

-Объясните почему личные местоимения 3 лица пишутся :

Она, он,они, но от него, за ней, вокруг них пишутся иначе?

(Обсуждают в группах)

-Давайте узнаем правильный ответ. Откройте учебники на стр.60 Таблица.

в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

– Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

– После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква «н».

вать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали-
зации

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа в паре.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет
ответы.

Спишите пословицы и поговорки, раскрывая
скобки. Укажите падеж местоимений.

Друг он мой, а ум (у)него свой.

Есть запас, да не (про)вас.

Ехал (к)вам, да заехал (к)нам.

Живи (для)людей, поживут и люди (для)тебя.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате-
риале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Работают самостоятельно.

Друг он (И. п.) мой, а ум у него (Р. п.) свой.

Есть запас, да не про вас (В. п.).

Ехал к вам (Д. п.), да заехал к нам (Д. п.).

Живи для людей, поживут и люди для тебя (Р. п.).

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать мнение соседа по парте.

 

Осуществлять контроль
по результату

Работа по карточкам .

Работа на карточках.

- Отредактируйте текст. Используйте  вместо повторяющегося существительного мама личные местоимения. Подчеркните личные местоимения, определите их падеж.

Мама

        Мама! Мама ласковая и добрая. С  мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о   маме, береги маму . Мама  заслужила это.

Мама

        Мама!    …   ласковая и добрая. С     …    всегда легко и весело.

Спасибо     ….     за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о   …  ,

береги   …   .    ….   заслужила это.

Мама

        Мама! Она (И.п.) ласковая и добрая. С нею (Т.п.) всегда легко и весело. Спасибо ей (Д.п.) за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о ней (П.п.), береги её (В.п.). Она (И.п.) заслужила это.

)

 

– Произнесите выделенные местоимения. Какой звук обозначен буквой «г»?

– В местоимениях «его», «него» буквой «г» обозначен звук [в]

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа с зада-нием.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

4 лот Кроссворд «Местоимение»

– Решите кроссворд. Прочитайте ключевое слово.

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Сколько личных местоимений в слове семья?

3. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

4. Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.

5. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Решают кроссворд и читают ключевое слово «местоимение».

5 лот Синквейн.

Составление синквейна.

Местоимение
Личное, определительное
Указывает, заменяет
Избегание повторов в предложении
Часть речи

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводят

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить
упражнение 130 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 3 классе УМК "Школа ХХIвека".Тема урока"Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих".

На уроке ведется исследовательская работа, по проблемному вопросу.Учащиеся обучаются работать в парах ,в подгруппах....

Методические разработки уроков. «Русский язык» авт. В.П.Канакина 1 класс (50часов, 5 уроков в неделю) НАША РЕЧЬ (2ч.)

Методические разработки уроков.«Русский язык» авт. В.П.Канакина1 класс(50часов, 5 уроков в неделю)НАША РЕЧЬ (2ч.)...

Разработка урока русского языка и презентация к уроку по теме " Разбор глагола по составу"

Цель урока: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению алгоритма морфологического разбора глагола. Содействовать развитию у школьников умения структури...

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."

Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».

На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....