Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. 3 класс Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Легостова Валентина Александровна

Предмет: Русский язык

Тема: Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.

Класс: 3

Автор учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева, О.В. Пронина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapyataya_pri_odnorodnyh_chlenah.docx51.6 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА. 3 КЛАСС ОС «Школа 2100»

Автор: Бунеев

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Учитель: Легостова В.А.

Предмет: Русский язык

Тема: Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами.

Класс: 3

Автор учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В Бунеева, О.В. Пронина

Продолжительность урока: 45 минут

Технологии: технология проблемного обучения, ИК-технологии, технология оценивания.

Оборудование: учебник русского языка, компьютер, интерактивная доска   Activ Board, флипчарт, выполненные в данной программе, индивидуальные карточки с заданием, карточки – заготовки  к составлению кластера.

Цель: – Развитие умений устанавливать соответствие предложений с однородными членами и графических схем, составлять предложения с опорой

на схемы.

– Развитие умений ставить или не ставить запятую в предложениях с однородными членами с опорой на схемы предложений.

Планируемые предметные результаты:

- уметьвоспроизводить правило, работать со схемами;

- обосновывать постановку знаков препинания, находить в тексте союзы;

- правильно определять грамматическую основу предложения и второстепенные члены предложения.

Универсальные учебные действия:

- уметь "читать" схемы;

- ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

-принимать и сохранять  учебную задачу;

- строить сообщение в устной форме;

-  находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос.

Личностные результаты:

- Формирование ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; на понимание причин успехов в учебе.

-Характеристика деятельности детей:Выполнять задания по определению связи между однородными членами, исправлению ошибок в

употребленииоднородных членов.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование. Проектор, экран, презентация, интерактивная доска, система голосования, задания к уроку.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Ι. Мотивация на учебную деятельность

ИД – 1

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы?   Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

ИД -2

Девиз урока:

«Внимательно слушайте  - и всё услышите!

Внимательно смотрите – и всё увидите!

Думайте – и всё обязательно поймёте!»

- Объясните смысл пословицы.

-Какую установку вы дадите себе?

Я надеюсь, что сегодня на уроке у нас это с вами получится.

Ответы детей.

Внимательно слушать, смотреть и думать.

Л: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний.

- Какую большую тему вы сейчас изучаете на уроках русского языка?

Индивидуальная работа:

1.Словарные слова – 2 чел

2.Тест (см «Приложение») – 4 чел

Фронтальная работа:

На экране появляется слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ

- Что вы знаете о предложении?

На экране появляется слово ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

- Что вы знаете об однородных членах

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec54dd6f-140e-409d-9428-bef6cd009e6c/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BTQ_077%5D.swf – однородные члены

ПРОВЕРКА ИНД.РАБОТЫ (по эталону)

- Оцените свою работу

– Откройте тетрадь. Запишите число, Классная работа.

Минутка чистописания:

и, а, но, или

- О чем-то могут рассказать вам эти записи?

«Предложение»

- Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль.

- По цели предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.

- По интонации: восклицательные, невосклицательные

- Предложения бывают распространенные, нераспространенные

- Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения, называются однородными.

- Однородные члены не зависят друг от друга.

- Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

- Однородные члены произносятся с особой интонацией перечисления. Эта интонация связывает однородные члены.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III.Формулирование проблемы.

- Сегодня на уроке мы продолжим работать с предложением.

- Чуть позже вы сами мне назовете тему урока, а сейчас мы будем работать в группах. (5мин)

ПРОВЕРКА

ПРОПУСТИТЕ 2 СТРОЧКИ

(для записи темы урока)

Поделитесь своими наблюдениями Выступление групп.

Выступление 1 группы

Представитель группы выходит и  записывает  предложение, разбирает и комментирует, выставляет схему.(Запись предложения на доске  и в тетрадях.)

Света  положила  в  портфель учебники, тетради, дневник, пенал.

- Проанализируйте схемы. Что вы заметили? Сделайте вывод.

– Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради(СЛАЙД    )

- Цель урока

- Как соединены однородные члены предложения?

-Как вы думаете, какую роль выполняет запятая в предложении?

Допишите тему урока

(СЛАЙД  )

Выступление 2 группы

Представитель группы выходит и  записывает  предложение, разбирает и комментирует, выставляет схему.(Запись предложения на доске  и в тетрадях.)

На уроках математики ребята решают примеры и задачи.

- Проанализируйте схемы. Что вы заметили? Сделайте вывод.

слайд

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2fbe80fb-8b3f-4024-be2d-032e3636e181/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BTQ_079%5D.swf- схемы однородных членов

Давайте сравним ваш вывод с выводом автора на стр.163

Выступление 3 группы (аналогично)

В марте бывает снег или дождь.

- Проанализируйте схемы. Что вы заметили?

слайд

Выступление 4 группы (аналогично)

На столе лежит запасной карандаш, а не ручка.

Выступление 5 группы (аналогично)

Миша вышел в школу очень рано, но опоздал.

Задание 1- 5 группам.

(см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

ВЫВОД 1:Между однородными членами, соединенными интонацией перечисления ставиться запятая.

(           ,          ) ,            ,              )

«Однородные члены предложения» - на первой половине доски

- находить однородные члены предложения;

- учиться расставлять знаки препинания между однородными членами.

Интонацией перечисления

Разделяет однородные члены предложения

«Роль запятой» - на второй половине доски

ВЫВОД 2: Между двумя однородными членами, соединёнными союзом и запятая не ставится.

(          и        )

ВЫВОД 3: Между однородными членами, соединёнными союзом ИЛИ, не ставится запятая.

    (        или  )

ВЫВОД 4: Между однородными членами, соединёнными союзом А, ставится запятая.

    (       , а          )

ВЫВОД 5: Между однородными членами, соединёнными союзом НО, ставится запятая.

    (       , но          )

К:  1 Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2. Умение оформлять свои мысли в устной форме.

3. Умение работать в группе.

П: Умение представлять информацию в виде схемы

IV.Развитие умений

Индивид.работа.(в группе)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ed46d73d-d5d6-4a0f-bee2-c95653c32630/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BIG_080%5D.swf

Упр 429 – по заданию(1ряд -1схема, 2 ряд- 2 схема, 3 ряд – схема)

 

Показываю схему, а ребята называют соответствующее предложение.

1 схема – 3 предложение

2 схема – 1 предложение

3 схема – 2 предложение

ПРОВЕРКА ИНД РАБ.

Беседа о роли знаков препинания.

2. - Давайте еще раз посмотрим на все схемы и вспомним, как соединены однородные члены предложения?

- Какую роль выполняет знак препинания?

– А почему этот знак  так называется – знак препинания? Подберите однокоренные слова (запинаться, запинка). Это своеобразные остановки, паузы в речи.

2. Ребята,  однажды мальчик Петя ушел на вокзал и оставил записку.

«Я встречаю сестру отца мать товарища».

-Кого встречает Петя? Сколько человек?

-Что же нужно было знать Пете?

-Когда между однородными членами ставится запятая?

- Какую еще роль выполняет запятая?

Давайте сравним ваше предположение и вывод автора.

стр. 162 - чтение текста вслух.

- Интонацией перечисления или с помощью союзов и, а, но, или

Роль запятой.

Роль запятой.

Закрепление

- Упр. 430

Самостоятельная запись предложений в парах. Коллективная проверка (от каждой пары ученик читает свои варианты, объясняют постановку запятых или их отсутствие).

Итог  урока

– Какая была цель урока?

– Что помогало в достижении этой цели? (Работа со схемами однородных членов.)

ГОЛОСОВАНИЕ


ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание 1 группы.

Прочитайте предложение, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К  предложению сделайте схему.

Света  положила в портфель учебники, тетради, дневник, пенал.

Задание 2 группы.

Прочитайте предложение, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К  предложению сделайте схему.

На уроках математики ребята решают примеры и задачи.

Задание 3 группы.

Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К предложению сделайте схему.

В марте бывает снег или дождь.

Задание 4 группы.

Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К предложению сделайте схему.

На столе лежит запасной карандаш, а не ручка.

Задание 5 группы.

Прочитайте предложения, найдите однородные члены предложения, назовите союзы, сделайте вывод. К каждому предложению сделайте схему.

Миша вышел в школу очень рано, но опоздал.

Приложение 2

1.Отметь предложения с однородными членами.

а)Шляпа лежала на комоде.

б)Вдруг позади что-то плюхнулось и упало на пол.

в)Они обернулись и увидели на полу шляпу.

2.Какие члены предложения могут быть однородными?

а)главные и второстепенные члены

б)только главные члены.

в)только второстепенные члены.

3.Отметь предложения с однородными подлежащими.

а)Успокоился и затих ночной лес.

б)Под камнем замерла ящерица.

в)Задумчиво глядят в воду берёзы и ивы.

4.Какие члены предложения являются однородными в  данном предложении?

Качели были мокрыми и холодными от дождя.

а) подлежащее                         б)второстепенные                     в) сказуемые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами."

Презентация к уроку русского языка "Роль знаков препинания в письменной речи.  Запятая в предложениях с однородными членами" в 3 Л классе.   ...

Конспект урока "Роль знаков препинания в письменной речи.Запятая в предложениях с однородными членами."

Конспект урока "Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами."...

Конспект урока русского языка "Роль знаков препинания в письменной речи"

Тип урока: "крытие нового знания"Цели урока: познакомить со знаками препинания, отрабатывать умение правильно расставлять знаки в конце предложений повторить ранее изученный материал по темам «Текст»,...

Технологическая карта урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.» ( УМК " Школа России", 4 класс)

Тема урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.»Тип урока: «урок общеметодологической направленности»Цель урока: закрепление у...