Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку на тему
Данная программа курса "Занимательная грамматика" составлена в соответствии с требованиями ФГОС со всеми УУД, расписанными по классам . программа расчитана на 4 года обучения (с1-по4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_zanimatelnaya_grammatika.docx | 55.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ СОШ №2
____________________ _______________________ ______________________
Рабочая программа
по факультативному курсу «Занимательная грамматика»
Класс: 1-4
Уровень: Базовый
Срок реализации программы:4 года
ФИО учителя: Попкова Елена Петровна
п. Локомотивный, 2015-2019 уч.год
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
III. Особенности программы «Занимательная грамматика»
1 кл. «АБВГДейка»
2кл. «Секреты орфографии»
3кл. «Занимательное словообразование»
4кл. «Занимательная лингвистика»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
-занимательность;
-научность;
-сознательность и активность;
-наглядность;
-доступность;
-связь теории с практикой;
-индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
-лекции;
-практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и -раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
-анализ и просмотр текстов;
-самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с -разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
-игровая;
-теоретическая;
-практическая.
V. Основные методы и технологии
-технология разноуровневого обучения;
-развивающее обучение;
-технология обучения в сотрудничестве;
-коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
VI. Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
-уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
-интереса к языковой и речевой деятельности;
-представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
Обучающийся получит возможность для формирования:
-первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
-представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
-осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
-высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-учиться работать по предложенному учителем плану
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;
определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
-ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
-работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
-понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Обучающийся получит возможность научиться:
-преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
-составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
-анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков,
-осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
-составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
-подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.)
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнител Обучающийся получит возможность научиться:
-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
-признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
-Формулировать свое собственное мнение и позицию.
2-й класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
-осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
-представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
-положительного отношения к языковой деятельности;
-заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
-понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
-развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, совести и др.);
-понимания чувств одноклассников, учителей;
-развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
-представления о бережном отношении к материальным ценностям;
развития интереса к проектно-творческой деятельности.
Выпускник получит возможность для формирования:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
-развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
-выраженного познавательного интереса к русскому языку;
-сознательного отношения к качеству своей речи;
-развития интереса к проектно-творческой деятельности.
-эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится
-определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-учиться работать по предложенному учителем плану
Обучающийся получит возможность для формирования:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую:
-подробно пересказывать небольшие тексты.
-осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
-самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
-анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
-осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
-пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
-анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
Обучающийся получит возможность научиться:
-передавать устно или письменно содержание текста;
-осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
-составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы, формулировать их.
-овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
-ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
-принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем
и одноклассниками;
-задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
-признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
-формулировать собственное мнение и аргументировать его;
-работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать
своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
-осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
-развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
-становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
-становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
-развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
-понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
-осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
-осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
-представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
-формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
-ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД 3 класс
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
-планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
-учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
-выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;
-контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Обучающийся получит возможность научиться:
-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
-выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
-устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
-соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Познавательные УУД 3 класс
Обучающийся научится:
-осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
-самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
-понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
-воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
передавать устно или письменно содержание текста;
-анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
-осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
-использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
-пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
-анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
-ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным
основаниям;
-осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
-составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Обучающийся получит возможность научиться:
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
-поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
-сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; -дополнение таблиц новыми данными;
-обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью -ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
-анализ информации;
-передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
-интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
-оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
-осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
-подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: анализ, синтез. сравнение, классификация по заданным критерия, установление аналогий, установление причинно-следственных связей, построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные УУД 3 класс
Обучающийся научится:
-Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
-ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
-участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль.
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
-учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
-оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
-применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-слушать собеседника;
-определять общую цель и пути ее достижения;
-осуществлять взаимный контроль,
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в -сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности,
-прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
-координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
-строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
4класс
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
Выпускник получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-устанавливать аналогии;
-владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети, Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
-создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнёра;
-использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
VII. Тематическое планирование. Содержание программы.
Методическое и дидактическое обеспечение изучения НРЭО
Образовательная область | Учебный курс | Методическое и дидактическое обеспечение содержания образования НРЭО |
Филология | «Заниматель-ная грамматика» | Русский язык: Рабочая тетрадь (1-2 класс.3-4класс) 2-е издание./ Стрекалова М.В./Челябинск: "Взгляд". |
Челябинская область. Познай свой край. Краткий справочник. Гитис М.С., Моисеев А.П., Челябинск:Абрис. | ||
Хрестоматия по литературе родного края.1-4кл./Горская А.Б, Капитонова Н.А.-2-е.изд., перераб. и доп/-Челябинск:Взгляд. |
1-й класс «АБВГДейка»
Тематическое планирование (33 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | НРЭО |
1 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | |
2 | В страну слов. Первые встречи. | 1 | |
3-4 | К тайнам волшебных слов. | 2 | |
5 | Выбор друзей в Стране Слов | 1 | |
6 | К несметным сокровищам Станы Слов. | 1 | |
7 | Чудесные превращения слов. | 1 | |
8-9 | В гости к Алфавиту. | 2 | |
10 | К тайнам звуков и букв. | 1 | |
11 | Встреча с Радугой. | 1 | |
12 | В Страну Говорящих Скал. | 1 | |
13 | В глубь веков на Машине времени. | 1 | |
14 | В Королевстве ошибок. | 1 | |
15 | В Страну Слогов. | 1 | |
16 | Неожиданная остановка в пути. | 1 | |
17 | В удивительном городе Неслове. | 1 | |
18-19 | Чудеса в Стране Слов. | 2 | |
20 | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | |
21-22 | На карнавале слов. | 2 | |
23 | В Театре близнецов. | 1 | |
24 | Конкурс знающих. | 1 | |
25 | Новое представление. | 1 | |
26 | Необычный урок. | 1 | |
27 | Следопыты развлекают гостей. | 1 | |
28 | В Клубе весёлых человечков. | 1 | |
29-30 | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 2 | |
31 | Экскурсия в прошлое. | 1 | |
32 | Полёт в будущее. | 1 | |
33 | Итоговое занятие. | 1 | |
Итого 33 часа |
2-й класс «Секреты орфографии»
Тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | НРЭО |
1 | Как обходились без письма? | 1 | |
2 | Древние письмена. | 1 | |
3 | Как возникла наша письменность? | 1 | |
4-5 | Меня зовут Фонема. | 2 | |
6-8 | Для всех ли фонем есть буквы? | 2 | |
9 | «Ошибкоопасные» места | 1 | |
10 | Тайны фонемы | 1 | |
11-12 | Опасные согласные | 2 | |
13 | На сцене гласные | 1 | |
14 | «Фонемы повелевают буквами» | 1 | |
15 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | |
16 | Ваши старые знакомые | 1 | |
17-18 | Правила о непроизносимых согласных | 2 | |
19-20 | Волшебное средство – «самоинструкция» | 2 | |
21 | Строительная работа морфем | 1 | |
22-23 | Где же хранятся слова? | 2 | |
24-25 | Поговорим о всех приставках сразу | 2 | |
26-27 | Слова – «родственники» | 2 | |
28-30 | Кто командует корнями? | 3 | |
31-32 | «Не лезьте за словом в карман!» | 2 | |
33 | «Пересаженные» корни | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 | |
Итого 34 часа |
3 класс «Занимательное словообразование»
Тематическое планирование. (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | НРЭО |
1 | Сказочное царство слов . | 1 | |
2-3 | Путешествие в страну Слов. | 2 | |
4 - 5 | Чудесные превращения слов. | 2 | |
6 -7 | В гостях у слов- родственников. | 2 | |
8- 9 | Добрые слова. | 2 | |
10 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. | 1 | |
11- 12 | Новые слова в русском языке. | 2 | |
13 | Встреча с зарубежными друзьями. | 1 | |
14- 15 | Синонимы в русском языке. | 2 | |
16 | Слова- антонимы. | 1 | |
17 | Слова- омонимы. | 1 | |
18 | Крылатые слова. | 1 | |
19- 20 | В королевстве ошибок. | 2 | |
21-22 | В стране Сочинителей. | 2 | |
23-24 | Искусство красноречия. | 2 | |
25 | Праздник творчества и игры. | 1 | |
26- 27 | Трудные слова. | 2 | |
28- 29 | Анаграммы и метаграммы. | 2 | |
30- 31 | Шарады и логогрифы. | 2 | |
32 | Откуда пришли наши имена. | 1 | |
33 | Занимательное слообразование. | 1 | |
34 | КВН по русскому языку. | 1 | |
Итого 34 часа |
4 класс «Занимательная лингвистика»
Тематическое планирование (34 часа)
№ | Тема занятия | НРЭО |
Фонетика и орфоэпия (7 ч) | ||
1 | Что такое орфоэпия? | |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | |
3 | Звуки не буквы! | |
4 | Звучащая строка. | |
5 | Банты и шарфы. | |
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | |
7 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | |
Лексикология (27 ч) | ||
8 | Имена вещей. | |
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | |
10 | В царстве смыслов много дорог. | |
11 | Как и почему появляются новые слова? | |
12 | Многозначность слова. | |
13 | «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. | |
14 | Об одном и том же - разными словами. | |
15 | Как возникают названия. | |
16 | Слова – антиподы. | |
17 | Фразеологические обороты. | |
18 | Словари «чужих» слов. | |
19 | Капитан и капуста. | |
20 | «Он весь свободы торжество». | |
21 | Мы говорим его стихами. | |
22 | Слова, придуманные писателями. | |
23 | Слова уходящие и слова – новички. | |
24 | Словарь языка Пушкина. | |
25 | Смуглая Чернавка. | |
26 | Паронимы, или «ошибкоопасные слова». | |
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | |
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | |
29 | Словарь- грамотей. | |
30 | Научная этимология. | |
31 | Какие бывают имена? | |
32 | Древнерусские имена. | |
33 | Отчество и фамилия. | |
34 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | |
Итого 34 часа |
Литература
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2011 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2011
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2008 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Детские журналы
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2014 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2013 г.
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2005 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 2001 г
Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Этическая грамматика"
Рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная гармматика"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика».
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика» составлена в соответствии с ФГОС НОО на основе программы А. И. Шемшуриной «Этиче...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселая грамматика", 2 класс
Программа внеурочной деятельности «Веселая грамматика» разработанадля занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования....