Доклад "Игры в загадках на уроках русского языка"
статья по русскому языку на тему
Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников предполагает, прежде всего, формирование языкового анализа и синтеза. Предать привлекательность занятиям, привлечь интерес детей, помогают речевые игры. В игре дети не только легче овладевают навыками языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения других. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем задание таит в себе какую- то «хитрость», «фокус», требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_zagadkah.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 8 г. Лабинска.
Подготовила учитель нач. классов - Кабакова О.И.
Доклад на метод. объединение учителей.
«Игры в загадках на уроках русского языка».
Преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников предполагает, прежде всего, формирование языкового анализа и синтеза. Предать привлекательность занятиям, привлечь интерес детей, помогают речевые игры. В игре дети не только легче овладевают навыками языкового анализа и синтеза, но и учатся оценивать свои ответы и решения, а также ответы и решения других. Ученики привыкают к тому, что каждое предлагаемое учителем задание таит в себе какую- то «хитрость», «фокус», требует от них самоконтроля и самооценки, активного внимания, мыслительной и речевой деятельности. Игровые ситуации увлекают детей, снимают напряжение, усталость, чувство скованности, нередко испытываемые детьми на уроках русского языка.
Среди различных развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры – загадки. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через предметные связи обогащают их речь. «Загадка, - по словам К.Д. Ушинского,- доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка».
Приведу несколько примеров использования игр в загадках.
1. Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём перечисления различных его признаков.
Например: Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.( Арбуз – словарное слово). Ребята учатся проводить анализ, выделяя признаки предмета ( цвет, вкус, форму), синтез, объединяя эти признаки в единое целое.
Например: Белая скатерть всё поле покрыла. ( Снег – парная согласная в конце слова, она требует проверки). Эта игровая ситуация помогает запомнить правило.
2. В загадку включаются противопоставления.
Например: По земле ползёт, а к себе не подпускает. ( Змея – безударная гласная в корне слова, она требует проверки). Отгадывающий должен поочерёдно сопоставлять разные и в то же время в чём-то сходные предметы, явления, признаки, действия. Выделять в них сходство и группировать по-новому.
3. Загадки, в которых из загаданного слова путём замены или добавления одной буквы получается новое слово.
Например: С «ч» над морем я летаю, Известное я блюдо,
С «г» в машинах я бываю. Но лишь прибавишь «м»,
(Чайка – гайка). Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем. (Уха – муха).
4. Загадки – шутки, связанные с омонимичностью слов.
Например: Какой город летает? (Орёл – Имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с названием птицы – Существительным нарицательным.)
Форма загадывания загадок может быть различной ( фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя отгадывание загадок, тоже могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, чайнворды, лото, повести игру в виде викторины, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова – загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки моно предложить записать в разные столбики в соответствии с изучаемой темой.
Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них – предмет игры, а через игру человек узнаёт язык и ёго законы. В свои уроки я включаю различные игры на превращения слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к знаниям.
Приведу некоторые загадки, которые можно использовать при изучении орфографических и грамматических тем.
Безударные гласные.
1. Отгадай загадку, проверь написание (запиши проверочное слово), запиши отгадку.
Рыжая, с пушистым хвостом, Два брата через дорожку живут.
Живёт в лесу под кустом. (Лиса). А никогда не видятся. (Глаза).
По земле ползёт, На дереве в лукошке
А к себе не подпускает. (Змея). Подрастают крошки. (Птенцы).
2. Загадки – складки. Дополни, чтобы звучало в рифму.
Целый день «уа – уа», Ты не бойся – это гусь.
Вот и все её …(слова). Я сама его …(боюсь).
Е. Благинина. З. Александрова.
И сейчас же щётки, щётки Где обедал воробей?
Затрещали, как…(трещотки). В зоопарке у…(зверей).
К. Чуковский. С. Маршак.
ЧУ – щу, ча – ща
1. Отгадай загадку.
Ног нет, а хожу, Разошлись мальчики
Рта нет, а скажу – В тёмные чуланчики.
Когда спать, когда вставать, Каждый мальчик
Когда работу начинать. (Часы). В свой чуланчик. (Перчатки).
Хвостом виляет. Из горячего колодца
Зубаста, а не лает. (Щука). Через нос водица льётся. (Чайник).
2. Скороговорки.
Чащи чище в нашей пуще, Мама, ты нас не ищи:
В нашей пуще чащи гуще. Щиплем щавель мы на щи.
ЖИ - ШИ
1. Отгадай загадки.
Бегут по дорожке Странная звёздочка с неба упала
Доски да ножки. Мне на ладошку легла–и пропала
(Лыжи). (Снежинка)
2. Скороговорки.
Уж и ужи уже в лужу.
В живом уголке жили ежи да ужи.
С мышами во ржи подружились ежи.
3. Составь из слогов слова.
пу лы
мы на вы сне
Ши жи
ма до нка ла
стый
Парные звонкие и глухие согласные.
Отгадай загадку, напиши проверочное слово.
На дворе переполох: Если хорошо заточен,
С неба сыплется горох. Всё легко он режет очень. –
Съела шесть горошин Нина, Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
У неё теперь ангина. (Град). Рыбу, яблоки и масло. (Нож).
Пройдусь слегка горячим я, Вот так Чудо! Чудеса!
И гладкой станет простыня. Подо мной два колеса.
Могу поправить недоделки Я ногами их верчу
И навести на брюках стрелки. (Утюг). И качу, качу, качу. (Велосипед).
Двойные согласные.
По асфальту идёт дом, День и ночь стоит на крыше
Ребятишек много в нём, Этот чудо - постовой:
А над крышей вожжи, Всё увидит, всё услышит,
Он ходить без них не может. Всем поделится со мной!
(Троллейбус) (Антенна)
Мягкий знак (ь).
Мала, а никому не мила. (Мышь). В воде купался, сухим остался. (Гусь).
Попало наше тесто в горячее место. Гуляет в поле, да не конь, .
Попало – не пропало, румяной булкой стало. Летает на воле, да не птица. (Печь). (Метель).
Летом вырастают, а осенью опадают. Крыльями машет, а улететь не может. (Листья). (Мельница).
Список используемой литературы:
1. Сидорова С. А. Игры в загадки на уроках русского языка. //Начальная школа. 2004. №10
2. Тупичкина Е.А. Играем с детьми в загадки. //Начальная школа. 1990. № 6.
3. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. М.. 1985.
4. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки к урокам русского языка
Загадки распределены по темам. Для отгадок подобранны преимущественно слова, трудные в орфографическом отношении, что помогает усвоению правописания....
загадки на уроках русского языка
Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображ...
загадки на уроках русского языка
загадки о падежах, мягкий знак - показатель мягкости, парные согласные....
Загадки к уроку русского языка
Отгадки слова с непроверяемым написанием (словарные сло...
Игры и загадки на уроках русского языка.
Использование игр и загадок на уроках в начальных классах.Практическое использование их на уроках....
Загадки на уроках русского языка
Предлагаемые загадки можно использовать как на уроках русского языка при изучении темы «Непроверяемые безударные гласные» так и на уроках обучения грамоте, чтения, природоведения, ознакомления с окруж...
загадки к урокам русского языка
Материал поможет разнообразить уроки русского языка...