загадки на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Их используют на разных этапах урока. Работа над загадками ведется при объяснении нового и закреплении изученного материала, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Загадки на уроках русского языка.
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ-СОШ №15 г. Армавира Степаревой Е. В.
Загадки возникли на Руси в глубокой древности. Их сложил народ. Как и сказки, они в течение многих веков передавались из уст в уста. В загадках задуманный предмет изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом. И составление загадки, и ее разгадывание требуют пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивает наблюдательность, учит воспринимать мир многогранно и образно, помогает совершенствовать человеческую мысль. «Думать хорошо, а отгадывать и того лучше», - говорит пословица. Загадки не только интересны, но и красивы. Часто они представляют собой короткие стихотворения, занимательные и остроумные. Поэтому загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей.
Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес, как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, явлениями природы, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании интеллектуальных компонентов способности к творчеству, логического мышления, элементов эвристического мышления. Загадка, по словам К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая ребенка к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Загадки учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка. Их используют на разных этапах урока. Работа над загадками ведется при объяснении нового и закреплении изученного материала, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках.
Занявшись сбором загадок, я увидела, какое огромное поле деятельности таит их применение на самых различных уроках: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, а также во внеклассной работе. Причем использовать можно не только отгадку, но и текст самой загадки. В нем можно найти материал и на безударные гласные, парные согласные, падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов и т. д.
В данной работе я представляю загадки по теме «Словарные слова» и загадки по некоторым другим темам.
Словарные слова.2 класс.
Береза
1.Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.
2.В белом сарафане стала на поляне
Летели синицы, сели на косицы.
3.Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой стоит под горой.
4. Она весну встречает –
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
5.С давних пор в лесу высоком,
На опушках и в глуши,
С марта дятлов сладким соком
Угощаю от души.
.
Ворона.
1.Окраской сероватая,
Походкой мешковатая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая.
2. На дереве сидит,
«Кар, кар!»- кричит.
Воробей.
1. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
2. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый … .
Ветер.
1. Сам не видит и не слышит
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадется –
Обнимает и дерется.
2. Когда он отдыхает,
На время все стихает.
И листья не колышутся,
И шороха не слышится.
3. Кто летит, свистит,
А самого не видно?
4. В небе тучи растревожит,
Дождь пригонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной…
Побывал везде не свете
Озорной, веселый …
5. Фырчит, рычит, ветки ломает
Пыль поднимает, тебя с ног сбивает.
Слышишь его, да не видишь.
6. Без рук, без ног, под окном стучится,
в избу просится.
7. Отстегал по рукам,
Нахлестал по щекам.
Шапку с головы сорвал.
И удрал!
Город.
Крупный населенный пункт.
Дежурный.
Ученик, который выполняет в порядке
очереди какие-либо обязанности.
Завод.
Крупное промышленное предприятие,
где выпускают машины.
Заяц.
1.Прыг-скок, трусишка!
Хвост – коротышка,
Ушки- вдоль спинки,
Глаза- с косинкой.
Одежда в два цвета:
На зиму и лето.
2.Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
3. Зимой беленький,
А летом серенький.
Никто не обижает,
А всех сам боится.
Капуста.
1. Толстовата, форсиста,
Сорочек надела триста,
А нога одна.
2. Закутан ребенок
В сорок пеленок.
3. Всю осень модница на грядке
На голове платков десятки.
И где там нос, и где там рот?
Никто никак не разберет.
4. Вот на грядке новая загадка:
Сто листов, а вовсе не тетрадка.
5. Что за скрип, что за хруст
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
6. Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась…
А, как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
7. Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
8. Семьдесят одежек
И все без застежек.
Если я …
Карандаш.
1.Черный Ивашка-
Деревянная рубашка,
Где носом проведет-
Там и след кладет.
2. Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
3. Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
4. Он признался ножу:
- Без работы лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я работать мог.
5. Я черный, красный, желтый, синий,
С начинкой твердой в древесине.
Я с острым ножиком дружу
И, что хочу, изображу.
6. Грамоты не знаю,
А весь век пишу.
Башню, дом, и самолет
И большущий пароход.
Коньки.
1.Льется речка – мы бежим,
Лед на речке – мы бежим.
2.Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
Класс.
Помещение для занятий в школе.
Корова.
1.Траву жует, громко поет,
Спереди- вилы, сзади – метла.
Травы наелась - молока дала.
2. Сама пестрая, ест зеленое, а дает белое.
3. Посреди двора стоит копна.
Спереди вилы, сзади метла.
Лисица.
1.Она живет в большом лесу.
Все знают хитрую куму.
А про ее проказы
Есть сказки и рассказы.
2.Посмотрите-ка какая-
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
3.Рыжий мех. Пышный мех.
Кто его хозяйка?
4.Рыжая, с пушистым хвостом,
Живет в лесу под кустом.
.
5.Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет.
В деревне кур крадет.
Кто в лесу хитрее всех?
Ну-ка, угадай-ка!
Лопата.
1.Железный нос в землю врос
Копает, землю разрыхляет.
2.Рядом с дворником шагаю
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
3.Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.
Делать горку, строить дом.
Машина.
Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек по улице везут.
Медведь.
1.Летом наедается, зимой отсыпается.
2. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
3.Ты его узнаешь сразу:
Летом на зиму припасы
Не копил он день за днем.
Весь запас всегда при нем.
Спать ложится – снимет тапок
И сосет, как соску, лапу.
А начнет капель звенеть
Просыпается… .
4.Кто в лесу густом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу?
5.Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
6. Кто там бродит косолапый
И грибы с малиной ест?
А потом в берлоге сладко
Спит, пока не надоест.
Москва.
Столица России.
Мороз.
- Без рук рисует, без зубов кусает.
- Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит.
- Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
Молоко.
1.Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
Народ.
Население какой-либо страны.
Суббота.
Шестой день недели.
Сорока.
1.Длиннохвоста, белобока,
И зовут ее ….
2. Как трещотка птица эта
Одного с березой цвета.
3.Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
4. Теплой вешнею порою,
В дальних рощах, как всегда,
Я на всякий случай строю
Не одно, а три гнезда.
5. Я о ней скажу без лести:
К жизни- сильный интерес.
Эта птица часто вести
На хвосте приносит в лес.
6. Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.
Собака.
1.С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
А хвостик колечком.
2.Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
3.В дом чужого не пущу.
Без хозяина грущу.
4.Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нем.
5.Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
Тетрадь.
1.То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?....
2. Сшитые для письма
листы чистой бумаги.
Ученик.
- Кто шагает с сумкой книг
утром в школу?...
- Мальчик, который учится в школе.
Ягода.
Растет в траве Аленка
В красной распашонке.
Кто ни пройдет –
Всяк поклон кладет.
Язык.
1. Всегда во рту, а не проглотишь.
2. Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
3. Изгородь из костей,
А сторож без костей.
Горох.
- Кругленькие братцы
В домике ютятся.
В домике зеленом
Им совсем не плохо.
Варят их в бульоне
И зовут … .
2. Раскололся тесный домик
На две половинки
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
3.Дом зеленый, тесноватый,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Малина.
- Красненька Матрешка
Беленькое сердечко.
- Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Земляника.
- Я – капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
Месяц.
- Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
- Он выходит из-за тучи,
Серебристый свет даря.
Ты его рассмотришь лучше,
Если сладко спит заря.
- Высоко над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут.
4. Рогатый, а не бодается.
Осина.
- Никто не пугает,
А вся дрожит.
2. Что за дерево стоит,
Ветра нет, а лист дрожит.
- Хоть неплохо я одета,
Но, друзья мои, всегда,
И весной, и жарким летом,
Я дрожу, как в холода.
4. Что за дерево без ветра шелестит,
Теплым летом как от холода дрожит?
Помидор.
- Растет на грядке зеленая ветка,
А на ней – красные детки.
2. Пока он рос, он был одет
В один зеленый цвет.
Теперь одежды этой нет,
Он в красное одет.
Он твердым был,
Но мягким стал.
Ну, кто загадку отгадал?
- Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней … .
Дорога.
- Шагаешь – впереди лежит
Оглянешься – домой бежит.
- Высоких деревьев длинней.
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе.
И мир открывается с ней.
3. Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
Пшеница.
- Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
К столу - булочкой душистой.
2. С неба солнышко большое
золотые льет лучи.
В поле дружною стеною
золотые усачи…
Шевелят они усами
и тихонько шелестят…
Дни сменяются ночами,
а они стоят, стоят.
А когда уходят с поля
золотые усачи,
В нашей печке золотятся
золотые калачи.
3.В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.
Картофель.
- И зелен, и густ на грядке куст
Копай немножко – под кустом … .
- Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная … .
- Он и дождик, он и в зной
Прячет клубни под землей.
Клубни вытянешь на свет –
Вот и завтрак и обед.
4.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
Яблоко.
- Я румяную матрешку
От подруг не оторву.
Подожду, когда матрешка
Упадет сама в траву.
- Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь – гладко,
Откусишь – сладко.
- Золотист один бочок,
Красноват другой бочок,
Посредине, в сердцевине,
Притаился червячок.
- Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Морковь.
- Красная девица сидит в темнице.
Люди брали, косы срывали.
- Красная девица родилась в темнице,
Выкинула косу за окошко ловко,
Наступает осень, выдернут … .
- Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки.
- Каждый год на нашей грядке
Вырастает корень сладкий.
Он с зеленою косой.
Любит есть его косой.
- Из норы за холку пышную
Я тяну лисицу рыжую.
Но не хитрую плутовку,
А хрустящую … .
Лестница.
- Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого.
Что ни шаг, то овраг.
- Два берега у речки,
А посреди – дощечки.
3. Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне.
Но прислони меня к стене,
Найдется сразу дело мне.
Метро.
- Где такое бывает:
человек стоит,
а лестница шагает.
2. Многолюден, шумен, молод.
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
Топор.
- Лает пес в бору до ночи,
Всем деревьям гибель прочит.
Завалить задумал бор.
Как зовут его?
- В гости он к дровам явился:
- Я пришел к вам по делам.
Над поленом наклонился –
И полено пополам.
Трамвай.
- Огромный, красный крокодил
Трезвонит , не жалея сил,
По городу ползет лениво,
Людей глотает терпеливо.
Но, посидев немного в нем,
Выходят все они живьем.
У крокодила над спиной
Есть рог, изогнутый дугой,-
Когда сердит он, слышен треск
И синих молний виден блеск.
И словно брат его – дракон
Тропой железной ходит он.
Коль не смекнул еще, то знай,
Что крокодила звать … .
- Из края города в другой
Ходит домик под дугой.
- Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
Молоток.
- Голова железная, а сам деревянный.
- Сам худ, а голова с пуд.
- Я тяжел для неумелых рук,
А в умелых – стук да стук.
4. Самый бойкий я рабочий
В мастерской,
Колочу я что есть мочи
День-деньской.
Как завижу лежебоку,
Что валяется без проку,
Я прижму его к доске,
Да, как стукну по башке,
В доску спрячется бедняжка,
Чуть видна его фуражка.
Трактор.
- Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь пудов тащит.
- Вышел в поле шумный конь.
У коня в душе огонь.
Сеет, жнет и пашет,
Гривой дыма машет.
Библиотека.
- Снаружи смотреть – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай.
Корабль.
Ходит город – великан
На работу в океан.
Ракета.
1.Аппарат для полетов в космос.
2. Чудо-птица – алый хвост
Полетела в стаю звезд.
3 Ни пера, ни крыла,
А сильнее орла.
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд.
Коллектив.
Группа людей, которые вместе работают, учатся, имеют общие интересы.
Автомобиль.
- Бежит, гудит,
В два глаза глядит.
А когда станет –
Ярко-красный глазок глянет.
- Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … .
Инженер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы - … .
(«А что у вас?»)
Шоссе.
Дорога, покрытая асфальтом.
Агроном.
- Он науку изучил,
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять как и убирать.
Он знаток в краю родном
И зовется … .
2. Специалист в области земледелия и сельского хозяйства.
3. Школьный дом одноэтажный
Улыбается окном.
Грач по нивам ходит важно,
Словно сельский … .
Расстояние.
Путь, пройденный каким-нибудь движущимся телом.
Пассажир
Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта.
Килограмм.
Какую единицу массы составляют 1000 граммов?
Комбайн.
- Парикмахер необычный
Гладко чуб стрижет пшеничный.
И лежат за ним в разброс
Копны золотых волос.
- В желтом море корабль плывет.
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет.
- Срезает колосья,
Потом их колотит,
Покоя не зная,
Пшеницу молотит.
Календарь.
- Под Новый год пришел он в дом.
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
2. Годовой кусточек
Каждый день роняет листочек.
Год пройдет –
Весь лист опадет.
Газета.
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
Вагон.
- Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались, путь далек,
Лишь оставили дымок.
- Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.
Космонавт.
Человек, летающий в космос.
Горизонт.
Виден край, да не дойдешь.
Самолет.
- Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется - под лучами
Отливает серебром.
- Что за птица: песен не поет,
Гнезда не вьет, людей и груз везет.
- В этом доме тишина.
Много окон, дверь одна.
Дом летит под небеса.
Мы уселись у окна.
За окошком вся страна.
Дом отправился в полет
Значит, это … .
- Смело в небе проплывает.
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое? … .
Правописание жи – ши.
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (жираф)
Правописание ча-ща.
Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовую стала. (мочалка)
Я на розу так похож,
Разве, что не так хорош,
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды. (шиповник)
Очень кислые листочки
Выросли на грядке.
Для зеленого борща
Ты их нащипай-ка. (щавель)
Правописание чу-щу.
Кто дикий и страшный
Растет среди гряд?
Ни звери, ни птицы
Его не едят? (чучело)
У нее во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)
Правописание
Правописание чк, чн.
Дощечка к дощечке,
Прочна, глубока,
Стальным пояском
Обтянула бока. (бочка)
Безударные гласные.
На шесте сколочен дом,
На ветру качается,
В нем ни ночью и ни днем
Дверь не закрывается. (скворечник)
На стены вешают его,
Кладут его и на пол.
Но не пойму я одного:
За что же бит он папой? (ковер)
Это что за огород?
Огород с секретом.
Во дворе у нас мороз –
В огороде – лето! (теплица)
Парные согласные.
Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (шарф)
И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко.
Что это?... (палатка)
Непроизносимые согласные.
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено:
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (сердце)
Ну-ка, кто из вас ответит
Не огонь, а больно жжет.
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (солнце)
Большая буква в именах.
Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …. (Айболит)
Многим, долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно
Он зовется … (Чипполино)
Использованная литература:
- Ю. Г. Илларионова. Учите детей отгадывать загадки. М., 1985.
- Л. И. Беллина. Отгадай-ка. Минск, 1992.
- В Бахтин. От былины до считалки. М., 1982.
- С. Г. Лазутин. Поэтика русского фольклора. М., 1989.
- В. В. Митрофанова. Русские народные загадки. Л., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Загадки к урокам русского языка
Загадки распределены по темам. Для отгадок подобранны преимущественно слова, трудные в орфографическом отношении, что помогает усвоению правописания....
загадки на уроках русского языка
загадки о падежах, мягкий знак - показатель мягкости, парные согласные....
Загадки к уроку русского языка
Отгадки слова с непроверяемым написанием (словарные сло...
Игры и загадки на уроках русского языка.
Использование игр и загадок на уроках в начальных классах.Практическое использование их на уроках....
Загадки на уроках русского языка
Предлагаемые загадки можно использовать как на уроках русского языка при изучении темы «Непроверяемые безударные гласные» так и на уроках обучения грамоте, чтения, природоведения, ознакомления с окруж...
загадки к урокам русского языка
Материал поможет разнообразить уроки русского языка...
Загадки на уроках русского языка
Загадки на уроках русского языка развивают мышление, воображение, фантазию, тренируют память, делают уроки более яркими и запоминающимися....