Задания, развивающие мышление
методическая разработка по русскому языку на тему

Набережных Наталья Борисовна

Установить закономерность ряда и продолжить его. Начальные элементы букв заранее прописываются в тетради учащегося. Желательно, чтобы они отличались по цвету от элементов, дописанных детьми, так как в этом случае сразу прослеживается сходство и различие в написании букв. Это задание развивает такие мыслительные операции как анализ и аналогии, а также звуковой анализ, внимание, закрепляет связь между артикуляцией, графемой и кинемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Задания, развивающие мышление

1.Найти закономерности расположения букв, продолжить ряд, сохраняя ее, либо найти ошибку. Например, при смешении букв по кинетическому сходству полезно следующее упражнение: продолжить элементы так, чтобы получилась заданная буква (вторая по счету в слове ЗИМА), другой такой же элемент дописать до буквы, третьей по счету в слове СЛУШАЙ, очередной элемент снова до гласной «У». Установить закономерность ряда и продолжить его. Начальные элементы букв заранее прописываются в тетради учащегося. Желательно, чтобы они отличались по цвету от элементов, дописанных детьми, так как в этом случае сразу прослеживается сходство и различие в написании букв. Это задание развивает такие мыслительные операции как анализ и аналогии, а также звуковой анализ, внимание, закрепляет связь между артикуляцией, графемой и кинемой.

2. Задания, используемые в субтестах Векслера для исследования мышления на вербальном уровне, с успехом можно использовать как обучающий, подбирая речевой материал в зависимости от темы занятия. Например: найти слово, не подходящее другим, назвать обобщающим словом

   Грач, скворец, чайка, ласточка («Дифференциация Ч-Ц»)

   Лиса, лось, барсук, заяц («Дифференциация З-С»)

 В данном случае слова объединены семантическим сходством, а одно из слов выделяется по наличию дифференцируемого звука. Другой вариант задания: прочитать ряд слов, вставляя буквы, продолжить предложение, добавив свои слова.

    Кл_бн_ка, мал_на, смород_на, … - это … .

Аналогичные задания можно предлагать учащимся  при отработке навыков звуко-буквенного и слогового анализа, изучении тем «Синонимы», «Антонимы», «Родственные слова», и других.

3. Упражнения, в основу которых положен субтест Векслера на осведомленность, заключаются в том что детям предоставляется возможность выбрать правильный ответ из нескольких вариантов        на слух. Ответ записывается одним словом или полным предложением. Примерный материал по теме «Дифференциация И-У»:

а) Уточнение временных представлений:

  • Единица времени, в которой 60 секунд, это – (час, минута, сутки)
  • Единица времени, в которой 24 часа, это – (час, минута, сутки)

б) Закрепление программного материала по русскому языку:

  • Звук [С] – (гласный, глухой, звонкий)
  • Слово, родственное слову РИС – (РИСОВАТЬ, РИСОВЫЙ, РИСКОВАТЬ)

в) Обогащение и активизация словаря:

  • Синоним слову ВЕЖЛИВЫЙ – (ЗАБОТЛИВЫЙ, УМНЫЙ, УЧТИВЫЙ)
  • Лесной орех по-другому называют – (арахис, миндаль, фундук)

Такие упражнения не только  способствуют развитию мышления, слуховой памяти, внимания и решению коррекционных задач, но и повышают активность учащихся на логопедических занятиях.

4. Задания на установление логических связей   являются для младших школьников достаточно сложными. Но практика работы показала, что систематическое коллективное их выполнение прививает детям навыки рассуждения, умение выражать свои мысли языковыми средствами, т.е. строить по образцу сложные предложения. Речевой материал к теме «Дифференциация         »:

     Яблоня                                                   дуб

Яблоки                            кабан, дубрава, желуди, дерево

Инструкции: прочитайте два слова слева. Как они связаны между собой? Прочитайте слово справа над чертой. Прочитайте слова под чертой. Какое из этих слов связано со словом дуб так же, как и слово ЯБЛОКИ с ЯБЛОНЕЙ? (выполнять поэтапно)

  Упражнение развивает пространственную ориентировку, связную речь (рассуждение должно быть сформулировано предложением ) и требует правильного выбора буквы (       )

При письме слов и предложений.

5.Обучение сравнению предметов и явлений проводится при изучении темы «Антонимы». Развивая эту мыслительную операцию, мы решаем следующие коррекционные задачи: учим подбирать слова, противоположные по смыслу, обогащаем и активизируем словарь, упражняем в составлении сложных предложений с союзом А. Задания последовательно усложняются:

а) Подбор антонимов к словам (узкий – широкий)

б) Вставка антонима в предложение (Пояс узкий, а ремень ….)

в) Исправление ошибок в предложениях (Пояс узкий, а ремень толстый)

г) Сравнение предметов и явлений по заданному признаку с использованием картинок и по представлению (Сравни по длине ручку и линейку, по высоте гору и холм и т. д.)

д) Сравнение с самостоятельным определением признака (как можно сравнить лето и зиму, яблоко и лимон?)

  1. Развитию логического мышления способствуют задания, в основе которых лежат предложения, выражающие коммуникацию отношений:

Парк позади школы. Что впереди?

Таня ниже Оли. Кто выше?

    Упражнения на нахождение смысловых ошибок помогают развивать логическое мышление, а также пространственные представления и речевое внимание. Детям предлагается послушать предложение и поднять руку, если заметят ошибки. Например: Шашки на сосне, а шишки на столе.

    Повторяя предложения уже без ошибок, учащиеся тренируют слуховую память, отрабатывают правильность и четкость речи.

    Интересна для детей игра «Доскажи словечко»:

     Всем давно известно это: за зимою будет ….

     А теперь узнать не прочь: после утра будет … .?

Такие задания учат ориентироваться на смысл высказывания, закрепляют временные представления.

  1. Вставка в предложения слов, подходящих по смыслу, способствует осознанному прочтению предложения, поиску

наиболее подходящего варианта, особенно если указан его дополнительный признак:

На цветок села … . (Добавь слово из двух слогов)

В … дуют резкие ветры. (Добавь слово со звуками [В, Ф] )

  1. На основе методики «Неоконченные предложения» можно составить задания на развитие творческого мышления. Выполнение таких упражнений требует от детей использования навыков грамматического оформления высказывания, активизирует словарь. На занятиях по дифференциации И-У речевой материал может быть таким:

Завтра будет … . Одуванчики похожи … . Над вершинами дубов … . Алина выучила … .

    Каждое из предложенных заданий имеет коррекционную направленность, т.е. способствует формированию речевых навыков.  Психические процессы совершенствуются только в результате систематических, последовательно усложняющихся упражнений, которые строятся на разнообразном речевом материале. Система таких заданий, разработанная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с речевыми недостатками, позволяет предупреждать и устранять проблемы обучения, а также сделать занятия интересными, яркими, динамичными.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения

Представляю Вашему вниманию статью на тему:  Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....

Развитие логического мышления учащихся начальных классов с помощью системы коррекционно-развивающих заданий.

«Развитие логического мышления учащихся начальных   классов с помощью системы развивающих заданий на уроках математики».Условия возникновения проблемы, становления опыта: отсутствие в ...

Вопросы и задания по сказкам, развивающие творческое мышление детей.

Материал содержит вопросы и задания по литературному чтению, направленные на развитие креативного мышления детей....

Математические задания развивающего характера

Математические задания развивающего характера...

Задания развивающего характера для учащихся 1-4 классов

Задания на развитие познавательных способностей для детей начальной школы...

7 устных игр развивающих мышление

Документ содержит простые, но интересные и развивающие мышление игры...