"Изучаем словарные слова"
консультация по русскому языку на тему

Наталья Валентиновна Драчкова

В помощь учителю начальных классов. По материалам методического журнала "Начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchaem_slovarnye_slova.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Изучаем словарные слова

В помощь учителю начальных классов

По материалам методического журнала «Начальная школа»

     Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение так называемых словарных слов и строится это обучение на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Эти  словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы и включены в «Словарь», который приводится в конце учебника «Русский язык».

     Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок,  развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.

     Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.

      Процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

     При знакомстве с новым словарным словом работа проводится в такой последовательности:

     - чтение слова с доски;

     - обозначение ударения;

- выделения корня;

- нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением;

- проговаривание слова вслух;

- письмо слова в тетрадь;

- разбор слова по составу;

- подбор родственных слов;

- этимологический анализ (если возможно и необходимо);

- составление с данным словом словосочетания, предложения (устно или письменно).

Работа над словарным словом на различных этапах урока

     1. Введения нового слова с непроверяемым написанием.

     2. Запоминание нового слова.

     3. Первичное закрепление.

     4. Обобщение полученных знаний о слове.

     Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас, формируется навык грамотного написания словарных слов, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. Систематическая работа на каждом уроке даст неплохие результаты в обучении грамотному письму.

       Трудную орфограмму словарного слова нужно связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается детьми при написании орфограммы. Если какие-нибудь объекты воспринимаются, представляются или мыслятся одновременно или непосредственно друг с другом, то между ними образуется связь и впоследствии она помогает вспомнить одно благодаря другому.

     Эти «цепочки» создаются по-разному: на основе происхождения слова, по внешнему сходству, цвету, созвучию, месту расположения и другим ассоциациям.

«Цепочка из словарных слов»

бЕрёза – бЕлая, сИница – сИняя, снЕгирь – снЕг, свИрЕстель – свИст, свИрЕль, учЕник – учЕние – учЁба, кОньки – маленькие кОни – кОнь,

инЕй – бЕлый,  лЁд – снЕг, вОсток – вОсход – сОлнце, пЕтух – Петя – пЕть

мЕдведь – мЁд – вЕдать, мАлина – мАленькая, гвОздика – гвОздик

кОлОкОльчик – кОлОкОл, звОн -  звОнОк, сОбака – сОбственность.  

        Рекомендуемая литература

     1. Бельдина Е. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. – 2004. - № 3. – С. 35 – 38.

     2. Головинв Л. Использования материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальной школе  // Начальная школа. – 2006. - № 7. –

С. 49 – 51.

     3. Золотых Н. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа. – 2001. - № 3. – С. 9 - 16.

     4. Конкина Ю. Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. – 2004. - № 7. – С. 25 - 28.

     5. Межонова Г. Как научить ребёнка грамотно писать // Начальная школа. – 2003. - № 7. – С. 89 - 93.

     6. Мишина А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. – 2007. - № 8. – С. 26 - 31.

     7. Пожилинкина Т. Слова из словаря // Начальная школа. – Первое сентября. - 2005. - №14. – С. 8.

     8. Сидорова С. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. – 2004. - № 10. – С. 44 - 48.

     9. Шиповская Н. Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах // Начальная школа. – Первое сентября. - 2005. - №14. – С. 3 - 7.

     10. Шувалова Н. Использование двустиший при работе над словарными словами // Начальная школа. – 2003. - № 7. – С. 100.

     11. Яшенкова С. Как я работаю со словарными словами // Начальная школа. – 2001. - № 9. – С. 109 - 110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Изучаем словарные слова"

Презентация создана для изучения нового словарного слова "компьютер" в 3 классе. Может использоваться на уроках русского языка, УМК любой....

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)

Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....

Изучаем словарные слова 3 класс

Активизировать память учащихся, развить гибкость мышления, сформировать концентрацию внимания поможет материал презентации. Игры и занимательные упражнения сделают материал интересным для школьников...

Конспект урока "Словарные слова. Словарный диктант.

Цель урока: закрепить правописание словарных слов.Образовательные задачи: упражнять в правописании словарных слов, составлении и записи словосочетаний и предложений со словарными словами, закрепление ...

Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.

Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....