"Изучаем словарные слова"
консультация по русскому языку на тему
В помощь учителю начальных классов. По материалам методического журнала "Начальная школа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchaem_slovarnye_slova.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучаем словарные слова
В помощь учителю начальных классов
По материалам методического журнала «Начальная школа»
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение так называемых словарных слов и строится это обучение на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Эти словарные слова изучаются в каждом классе начальной школы и включены в «Словарь», который приводится в конце учебника «Русский язык».
Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок, развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную, а также снизить тревожность детей перед словарным диктантом.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка. В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
Процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
При знакомстве с новым словарным словом работа проводится в такой последовательности:
- чтение слова с доски;
- обозначение ударения;
- выделения корня;
- нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением;
- проговаривание слова вслух;
- письмо слова в тетрадь;
- разбор слова по составу;
- подбор родственных слов;
- этимологический анализ (если возможно и необходимо);
- составление с данным словом словосочетания, предложения (устно или письменно).
Работа над словарным словом на различных этапах урока
1. Введения нового слова с непроверяемым написанием.
2. Запоминание нового слова.
3. Первичное закрепление.
4. Обобщение полученных знаний о слове.
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным - задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас, формируется навык грамотного написания словарных слов, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. Систематическая работа на каждом уроке даст неплохие результаты в обучении грамотному письму.
Трудную орфограмму словарного слова нужно связать с ярким ассоциативным образом, который вспоминается детьми при написании орфограммы. Если какие-нибудь объекты воспринимаются, представляются или мыслятся одновременно или непосредственно друг с другом, то между ними образуется связь и впоследствии она помогает вспомнить одно благодаря другому.
Эти «цепочки» создаются по-разному: на основе происхождения слова, по внешнему сходству, цвету, созвучию, месту расположения и другим ассоциациям.
«Цепочка из словарных слов»
бЕрёза – бЕлая, сИница – сИняя, снЕгирь – снЕг, свИрЕстель – свИст, свИрЕль, учЕник – учЕние – учЁба, кОньки – маленькие кОни – кОнь,
инЕй – бЕлый, лЁд – снЕг, вОсток – вОсход – сОлнце, пЕтух – Петя – пЕть
мЕдведь – мЁд – вЕдать, мАлина – мАленькая, гвОздика – гвОздик
кОлОкОльчик – кОлОкОл, звОн - звОнОк, сОбака – сОбственность.
Рекомендуемая литература
1. Бельдина Е. Развитие орфографической зоркости // Начальная школа. – 2004. - № 3. – С. 35 – 38.
2. Головинв Л. Использования материалов орфографического словаря на уроках русского языка в начальной школе // Начальная школа. – 2006. - № 7. –
С. 49 – 51.
3. Золотых Н. Приёмы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа. – 2001. - № 3. – С. 9 - 16.
4. Конкина Ю. Словарно – орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. – 2004. - № 7. – С. 25 - 28.
5. Межонова Г. Как научить ребёнка грамотно писать // Начальная школа. – 2003. - № 7. – С. 89 - 93.
6. Мишина А. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа. – 2007. - № 8. – С. 26 - 31.
7. Пожилинкина Т. Слова из словаря // Начальная школа. – Первое сентября. - 2005. - №14. – С. 8.
8. Сидорова С. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. – 2004. - № 10. – С. 44 - 48.
9. Шиповская Н. Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах // Начальная школа. – Первое сентября. - 2005. - №14. – С. 3 - 7.
10. Шувалова Н. Использование двустиший при работе над словарными словами // Начальная школа. – 2003. - № 7. – С. 100.
11. Яшенкова С. Как я работаю со словарными словами // Начальная школа. – 2001. - № 9. – С. 109 - 110.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-тренажер "Система работы со словарными словами "Словарные слова от А до Я"
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-27643-20...
презентация "Изучаем словарные слова"
Презентация создана для изучения нового словарного слова "компьютер" в 3 классе. Может использоваться на уроках русского языка, УМК любой....
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
Изучаем словарные слова 3 класс
Активизировать память учащихся, развить гибкость мышления, сформировать концентрацию внимания поможет материал презентации. Игры и занимательные упражнения сделают материал интересным для школьников...
Конспект урока "Словарные слова. Словарный диктант.
Цель урока: закрепить правописание словарных слов.Образовательные задачи: упражнять в правописании словарных слов, составлении и записи словосочетаний и предложений со словарными словами, закрепление ...
Методика запоминания словарных слов. Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов.
Автобус и троллейбус, огурец и помидор, капуста и морковь… Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов....