Урок русского языка "Правописание окончаний разных частей речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе 2 полугодие УМК «Планета знаний»
Тема: «Правописание окончаний разных частей речи»
Цели урока:
v совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой;
v закрепить умение действовать по установленному правилу.
v формировать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
v воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок отработки способов действий.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ресурсы:
основные - Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 4 класс
дополнительные –таблицы: «Падежные окончания имён существительных», «Безударные окончания имён прилагательных», «Безударные личные окончания глаголов»; карточки с заданиями, опорные схемы, алгоритмы, проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных, безударных личных окончаний глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_pravopisanie_okonchaniy_raznyh_chastey_rechi.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе 2 полугодие
МБОУ СОШ № 42 учитель начальных классов Меметова Ольга Александровна
УМК «Планета знаний»
Тема: «Правописание окончаний разных частей речи»
Цели урока:
- совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой;
- закрепить умение действовать по установленному правилу.
- формировать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
- воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок отработки способов действий.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
личностные УУД: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Ресурсы:
основные - Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 4 класс
дополнительные –таблицы: «Падежные окончания имён существительных»,
«Безударные окончания имён прилагательных»,
«Безударные личные окончания глаголов»;
карточки с заданиями, опорные схемы, алгоритмы
проверки безударных окончаний имён существительных
и имён прилагательных, безударных личных окончаний
глаголов.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности, запись даты.
II.Словарная работа. (Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1) Взаимопроверка.
Уч…ник, уч…тель, м…рковный, б…речь, г…р…дской, с…бака, п…здравлять, к…пустный, яг…да, д…журный, р…сти
- обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.
III.Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.
- Какая орфограмма объединяет слова в задании 1? (Непроверяемая безударная гласная в корне)
- В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)
- А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)
- Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)
- В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)
- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил: нужно подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный окажется под ударением)
- О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных, имён прилагательных, глаголов)
IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных, имён прилагательных и глаголов.
- Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока?
(«Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных, имен прилагательных и глаголов»)
- Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)
V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных. (Приложение 2)
- И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.
- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.
- Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
- Определить падеж слова с безударным окончанием.
- Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
- Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
- Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
- Записать то же окончание в безударную позицию.
- Какие слова – подсказки вы можете назвать
- Для 1-го склонения? (Земля, рука.)
- Для 2-го? (Конь, двор )
- Для 3-го? (Степь )
VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.
1. Комментированное письмо (Карточка - задание 2).
Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».
(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)
Имя сущ. | Нач. форма | Род | Склонение | Падеж | Пров. слово | Окончание |
на опушк… | ||||||
к кроват… | ||||||
по кроватк… | ||||||
в област… | ||||||
над облак…м |
- Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в области, стоящие в предложном падеже, и слова к кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)
- Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)
- Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)
2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».
- Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?
3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц. (Приложение 3)
- В каком падеже стоит последнее имя существительное? (В творительном)
- О какой особенности правописания окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц мы должны помнить? Приведите примеры.
В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е
Например: мячо'м, дуʹшем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. «Найди ошибки» (Работа по карточкам – задание 3).
- А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.
Ключом, карандашом, грачём, ландышом, лучом, пальцем, принцом.
VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных. (Приложение 4)
- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Определить число, род и падеж существительного.
- По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.
- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.
2. Выборочный диктант. Игра «Заказ».
(Работа по карточкам – задание 4).
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.
В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_, ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письменн_м столе, ранн_м утр_м,
Требуется :(слайд)
- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);
- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);
- имя прилагательное женского рода в дательном падеже ( по хорошей дороге);
- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);
- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);
- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);
- имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);
VIII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний глаголов. (Приложение 5)
Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.
1.Определить время глагола.
Если глагол стоит в настоящем или будущем времени:
1.Поставить глагол в неопределённую форму.
2. Посмотреть, не относится ли этот глагол к глаголам-исключениям.
3.Вспомнив правило, определить спряжение.
а) если глагол относится к I спр., в окончании пишем Е.
б) если глагол относится ко II спр., в окончании пишем И.
Выполните задание №5 в карточке «Узнай меня»
1.Напишите глаголы в единственном числе. Укажите спряжение.
Перенос…т, бре…т, прокладыва…шь, слыш…шь, прос…шься, сяд…шь, терп…шь, хлюпа…т, свет…т, купа…шься.
IX. Самостоятельная работа по карточкам (задание 6).
- Выполните самостоятельно задание 6. Вставьте пропущенные окончания. Над именами существительными и прилагательными укажите склонение и падеж, над глаголами – спряжение.
(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)
Х. Итог урока.
- Какие орфограммы мы сегодня повторяли?
- Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)
- Какие слова – подсказки запомнили?
- Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?
-Как проверить безударное окончание глаголов?
- Какие цели мы ставили? Удалось ли их достичь?
Приложение 1
Карточка к уроку по теме
«Закрепление правил правописания безударных окончаний
имён существительных, имен прилагательных и глаголов».
Фамилия, имя ______________________
- Словарная работа.
Уч…ник, уч…тель, м…рковный, б…речь, г…р…дской, с…бака, п…здравлять, к…пустный, яг…да, д…журный, р…сти
Количество ошибок ____
Отметка _____
Проверил(а) _____________________
- Заполните таблицу:
Имя сущ. | Нач. форма | Род | Склонение | Падеж | Пров. слово | Окончание |
на опушк… | ||||||
к кроват... | ||||||
по кроватк… | ||||||
в огород… | ||||||
Над облак…м |
- Найди ошибки:
Ключом, карандашом, грачём, ландышом, лучом, пальцем, принцом.
- Игра «Заказ».
В син__м мор__ , у соседн__й опушк__, по хорош__й дорог__, ранн__й зимой, около упавш___ дуба, на письмен__м столе, ранн__м утр__м.
- Узнай меня.
Перенос…т, бре…т, прокладыва…шь, слыш…шь, прос…шься, сяд…шь, терп…шь, хлюпа…т, свет…т, купа…шься.
- Самостоятельная работа.
Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж, над глаголами спряжение.
В глубок…й канав…, в дремуч…м лесу, в арми… служ…шь, реша…те задачи, к стар…й беседк…, на мокр…м песк…, от весен….. дождя, дела…шь уроки, перед зимн…й стуж..й, из сладк…й клюквы, для лучш….. друга, в зимн…й вечер, по зелён…му полю, гре…т землю.
Приложение 2
Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.
- Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
- Определить падеж слова с безударным окончанием.
- Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
- Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
- Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
- Записать то же окончание в безударную позицию.
- Нач. ф. → род → → скл.
- Падеж.
- □
- Проверочное слово.
- Пров. слово → падеж
- □
Приложение 3
ПРАВОПИСАНИЕ О И Е В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц.
В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е
Например: мячом, душем, гаражом, птицей, рощей.
Приложение 4
Алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.
- Найти существительное, к которому относится прилагательное.
- Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.
Приложение 5
Алгоритм проверки безударных окончаний глаголов.
1.Определить время глагола.
Если глагол стоит в настоящем или будущем времени:
1.Поставить глагол в неопределённую форму.
2. Посмотреть, не относится ли этот глагол к глаголам-исключениям.
3.Вспомнив правило, определить спряжение.
а) если глагол относится к I спр., в окончании пишем Е.
б) если глагол относится ко II спр., в окончании пишем И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безударные окончания разных частей речи.
Конкретные инструкции о написании безударных окончаний разных частей речи....
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....
Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...
Технологическая карта урока русского языка "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК "Школа России", 2 класс.
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представление о предлоге как части речи, умения писать предлоги с именами существительными существительных женского рода ...