Технологическая карта урока по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaja_karta_1_3.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык |
Класс: 2 |
Базовый учебник: Рамзаева Т.Г. Номер урока: 1 |
Тема урока: Правописание разделительного Ъ |
Тип урока: ОНЗ |
Цели урока:1) сформировать умение строить способы на примере способа написания Ъ в словах; 2) развивать интерес к исследовательской деятельности; 3) сформировать умение применять изученные правила; 4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение. |
Оборудование:1) учебник «Русский язык» 2 класс 2) компьютер, проектор, экран; |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Примечания | ||
Линия общая | Линия педагог. поддержки | Линия общая | Линия педагог. поддержки | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Мотивация к учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята!Сегодня к вам на урок пришли известные герои. Посмотрите фрагмент мультфильма и назовите их. Просмотр фрагмента м/ф «Маша и медведь», 11 серия, «Первый раз в первый класс».
− Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания о написании слов. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу, и пожелайте успеха. | Эмоциональный настрой Чем захотела заниматься Маша? А зачем? − А вы хотите учиться? Сегодня вы узнаете что-то новое о правописании слов. Как будете работать? Прочтите пословицу. (Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.) − Объясните ее смысл. (…) − Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? − С чего начнете работу на уроке? | Приветствуют учителя Отвечают на вопросы | Организация рабочего места Учиться. − Чтобы много знать и уметь. (Поймем, что еще не знаем, а потом постараемся сами открыть новое правило.) (Трудиться, работать самому.) (С повторения необходимых знаний.) | Личностные УУД - способность к самооценке - самоопределение - нравственно- этическое оценивание | |
2 | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | − Где живет медведь? − Маша и медведь предлагают вам найти однокоренные слова к слову «лес». − В каком из оставшихся слов есть приставка? − Что такое приставка? − Перед вами приставки. По какому принципу их можно разделить на две группы? В первой группе приставки, оканчивающиеся на согласный звук, во второй – на гласный звук. − Сегодня вам это пригодится. − Слова с какой изученной недавно орфограммой есть в пословице? − У кого из героев в названии есть такая же орфограмма? − Что помните об этом слове? − Запишите это слово. Поставьте ударение, обозначьте букву, которую нужно запомнить. − Образуйте и запишите однокоренные слова: самка медведя (медведица), детеныши медведя и медведицы (медвежата), берлога чья? (медвежья). − Какая орфограмма встретилась в последнем слове? − Расскажите правило. − Пропишите соединения Ь с этими гласными. (ье, ьё, ьи, ью, ья) − Что знаете о букве Ь? − Какая еще буква звука не обозначает? − Пропишите ее 3 раза на той же строке (ъ, ъ, ъ.) − Что вы сейчас повторили? − Какое следующее задание я вам предложу? − С какой целью вы будете работать с пробным заданием? − Помните, как в сказке Маша ушла от медведя? − По пути он останавливался и говорил: «А дорога далека, а корзинка нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок». − Что хотел сделать медведь? − Перед вами транскрипции этих слов [с’э с’т’] [с й’э с’т’]: − Вы сможете записать первое слово? − Какое правило вам в этом поможет? − А теперь запишите второе слово. − Кто не записал слово? − Что вы не смогли сделать? − Покажите, что получилось. Проверьте себя. − Кто ошибся? Что вы не смогли сделать? − Кто правильно записал слово, каким правилом вы воспользовались? − Что вы не можете сделать? − Какой следующий шаг вы должны будете сделать? | Дети выделяют корень в слове «лес» и по порядку доказывают, является ли каждое следующее слово однокоренным. Лишние слова убираются. При необходимости можно обратить внимание учеников на буквы, которыми оканчиваются приставки. Прописывают в тетради Выполняют задание Учащиеся выполняют пробное действие На доске зафиксировать количество правильных и неправильных ответов. Учащиеся осознают отсутствие эталона для записи слова с Ъ. | (В лесу.) Ученик рассказывает правило. (Съесть, лезть; – ь – показатель мягкости.) (Медведь.) (Оно словарное.) (Разделительный Ь) Перед Е, Ё, И, Ю, Я я в корнях стою, друзья. (Не обозначает звука.) (Задание на пробное действие.) (Для того, чтобы понять, что мы не знаем.) (Он отнес ее домой в корзинке, думая, что там пирожки для бабушки и дедушки.) (Сесть и съесть.) (Записать слово «съесть».) (Мы не смогли правильно записать слово «съесть».) (Мы не можем представить правило, по которому записывали слово с Ъ.) (Разобраться в наших затруднениях.) | Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли вслух
- Познавательные УУД -Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос. Познавательные УУД -Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос. | ||
3 | Выявление места и причины затруднения. | − Какое задание вы должны были выполнить? − Как вы выполняли задание? − В чем затруднение? − Почему же возникло затруднение? | (Мы должны были записать слово по его транскрипции). (Не смогли написать слово с Ъ; не смогли объяснить, почему написали Ъ.) (У нас нет правила (эталона) для записи слов с Ъ.) | Познавательные УУД - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос Регулятивные УУД - Уметь анализировать, сравнивать
| |||
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | − Какую цель вы поставите перед собой на уроке? − Сформулируйте тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях − Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану. На доску вывешивается план: − Прочтите каждый шаг плана и поясните, что вы на каждом шаге будете делать? | (Узнать правило написания Ъ в словах.) (Правописание Ъ в словах.) | Познавательные УУД - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответ на вопрос | |||
5 | Реализация построенного проекта. | −Я предлагаю вам работать в группах. Вспомните, что надо делать, если при работе у вас возникли вопросы? В случае необходимости актуализируются другие правила работы в группах. − Выполните план в группах. Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов (формата А4). (Задание взято из учебника ) 1. Прочитайте слова каждого столбика. 2. Прочитайте слова с Ъ. Сливается ли гласный звук с согласным при произношении? Сделайте вывод 1. 3. На какую букву оканчиваются приставки в каждом столбике? С каких букв начинаются корни в каждом столбике? В какой ситуации в слове нужно писать Ъ? Сделайте вывод 2. 4. Попробуйте изобразить свой вывод графическим сигналом. поезд выезд заезд переезд сэкономить сузить безоблачное безаварийный объективный разъём предъюбилейный изъясняться Записи делаются крупно, чтобы было видно при представлении. Вывод 1. Ъ выполняет _______________________________ функцию. Вывод 2. Ъ пишется после _____________________, которые оканчиваются на ____________________ перед гласными ___, ___, ___, ___, Опорный сигнал. Учитель организует представление результатов. Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости. − Как проверить свое открытие? − Откройте учебники Проверьте. Учащиеся читают правило . − Итак, сделайте вывод. − Смогли вы преодолеть затруднение? − Что вы можете теперь делать? − Какой следующий шаг на уроке? | (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю.) (Нужно посмотреть в учебнике.) (Мы все открыли правильно.) (Да.) (Писать слова с разделительным Ъ.) (Научиться применять новое правило.) | ||||
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | − Запишите слова с данными приставками. Обозначьте орфограмму. Учащиеся работают в тетрадях, по очереди комментируют: Физкультминутка. Игра на внимание. − В чём разница написания Ь и Ъ? Если в слове нужен Ъ – подпрыгнуть, если Ь − наклоны вправо и влево. Съезд, счастье, обезьяна, съела, льется, объем, подъезд, вьют. Работа в группах. (6 групп по 4-5 чел.) Каждой группе даются две карточки со словами. Задание: выбрать слово, от которого можно образовать слово с приставкой, после которой пишется Ъ. На оборотной стороне записать образованное слово, обозначить орфограмму. 1 группа есть окно 2 группа юбилей берёза 3 группа ясно дорожный 4 группа явление авария 5 группа единый история 6 группа ёмкий дело Учитель организует представление результатов. Учащиеся объясняют свой выбор. − Новое слово поместим около Маши, оставшееся дадим медведю. Картинки на доске. − Какой следующий шаг на уроке? | (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.) | Регулятивные: составление памятки ( плана) для проверки написания слов с сочетаниями жи-ши Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли вслух - умение слушать и понимать речь других | |||
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | − В каких словах пишется Ъ? Напишите, под каким номером они стоят. − У кого возникли затруднения при выполнении задания? − Какие слова у вас вызвали затруднение? (..) − Каким правилом вы должны были воспользоваться? − Исправьте ошибку. − Сделайте вывод. − У кого задание не вызвало затруднения? − Сделайте вывод. | Учащиеся выполняют самостоятельную работу . Самопроверка проводится по образцу. | (Нужно еще потренироваться в применении правила.) (Мы все хорошо усвоили новое правило.) | Личностные УУД Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству Коммуникативные Умение строить диалог Познавательные использовать приобретенные знания пр взаимной проверке задания Регулятивные: выполняют учебное действие в соответствии с правилом, контролируют результат выполнения | ||
8 | Включение в систему знаний и повторение. | Что нужно знать, чтобы правильно написать слова с разделительными Ъ и Ь? − Предлагаю вам потренироваться в выборе Ь и Ъ. Вставьте пропущенные буквы. Всё вокруг об…ято страхом: Раз…ярённый людоед Раз…ярённый людоед Мигом с…ел мешок конфет, Об…явил, что с…ест сегодня Закусил печен…ем плотно. Замечател…ный обед. Он от…явленный злодей, В сверх…естественной тревоге Но совсем не ест животных Всё звер…ё уносит ноги. И не трогает людей. | Учащиеся получают карточку с заданием. Учащиеся по очереди доказывают написание букв. | (Нужно знать правило написания Ъ и Ь.) | Познавательные использовать приобретенные знания при взаимной проверке задания Регулятивные УУД - Уметь анализировать, сравнивать | ||
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | − Какую цель вы перед собой ставили? − Удалось ли достичь цели? − Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите. − Кто встретил трудности? В чем? Почему? − Вернемся к пословице. Какое слово в ней на новое правило? Почему в нем нужно писать Ъ? − Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами 1, 2, 3. Выберите картинку с изображением Маши, поднимите соответствующий номер. − Что будете делать дома для того, чтобы знания окрепли? − Маша и медведь желают вам удачи и прощаются с вами. | Учащиеся оценивают себя | (Открыть эталон написания Ъ в словах.) (Выучим правила дома, потренируемся в применении правила.) | Личностные УУД - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности - понимать значение границ собственного знания и «незнания» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока по русскому языку в 1 классе по теме: "Главное средство общения- родной язык".
Пример технологической карты урока Учитель _____________________________________________________________________Класс: 1Предмет: русский языкМесто и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нов...
Технологическая карта урока по русскому языку.Тема урока: «Родственные слова разных частей речи» 3 класс( ПНШ) + презентация
Цели урока: уточнить представления о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах; способствовать формированию умения находить однокоренные слова, умение под...
Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.
Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение от сложного....
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам.
Технологическая карта урока. Предмет: русский язык. Тема урока: Изменение имен прилагательных по падежам. Цель урока: - Познакомить учащихся со словоизменением имен прилага...
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".
Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...
Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...