Внеурочная деятельность. Занимательная грамматика "На карнавале слов" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Цель: привитие интереса к предмету, развитие творческих способностей учащихся, расширение словарного запаса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
21.docx | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательная грамматика _________________________
Тема: На карнавале слов.
Цель: привитие интереса к предмету, развитие творческих способностей учащихся, расширение словарного запаса учащихся.
Ход урока.
- Орг. момент
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи!
- Актуализация опорных знаний.
- Игра «Собери слова» (работа в парах).
ЛКЮЧ ОКАС
ЗЕВДЗА РЧУАК
- Что это за слова? (Омонимы)
- Составьте предложения с каждым из этих слов?
- Вспомните, какие ещё слова омонимы вы запомнили?
2) Подчеркните в предложениях слова-омонимы.
Зацвели душистые гвоздики. Мальчик рассыпал маленькие гвоздики.
В лавке продавали сухари, сушки, баранки и хлебцы. Бабушка устала и села на лавку.
Когда я очищаю лук от шелухи, у меня всегда катятся из глаз слезы. Петя победил в соревновании по стрельбе из лука.
Лошадь бежит рысью. Рысь живет в тайге.
3) Конкурс « А знаете ли вы пословицы?» (работа в группах)
1. Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ)
2. Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ)
3. Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ)
4. Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК)
5. Один за всех и все за ……. (ОДНОГО)
6. Нет друга – ищи, а нашёл - …….. (БЕРЕГИ)
7. Родная сторона – мать, а чужая - ………(МАЧЕХА).
8 . Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ)
- Каждая группа пояснит по одной пословице.
- Какие пословицы вы запомнили ещё на наших уроках?
3. Сообщение темы и цели урока.
Прочитайте два предложения.
Отец перед сном читал мне книгу. Папа любит играть в настольный теннис.
Какие слова пишутся по разному, а значение у них одинаково?
Игра «Найди пару»
Большой – маленький
Узкий - …..9широкий
Война - …(мир)
- А чем интересны эти слова?
- Так о каких словах пойдёт сегодня речь на уроке?
4. Работа по теме урока.
1) Слова-синонимы.
У вас на листочке написаны слова, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
Например:
РЕБЁНОК дитя, чадо, малыш, крошка, карапуз, кровинка.
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ
БЕЖАТЬ
ХОРОШО
ОХРАНЯТЬ
БУРАН
КРАСИВЫЙ
ГРУСТНО
Проверка:
ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ - прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обольстительный, обворожительный Охранять, стеречь, караулить, чтеречь
БЕЖАТЬ- мчаться, нестись, лететь
ХОРОШО - неплохо, недурно, недурственно, славно, ладно, здорово, важно, важнецки, мирово, хоть куда, что надо
ОХРАНЯТЬ– караулить, стеречь, сторожить
БУРАН – вьюга, метель,
КРАСИВЫЙ – прекрасный, великолепный, живописный, картинный, блестящий, блистательный, роскошный, отличный, торжественный, замечательный, изысканный, изящный и др.
Вывод: синонимы – это слова, близкие по значению, но различные по написанию.
2). Слова-антонимы
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня …? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это … (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь … (тишина).
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный…
Все антонимы всегда
Противоположны.
-Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Вывод: антонимы – слова, с противоположным значением.
3)Сыграем в игру «Противоположные слова».
Я бросаю мячик, а вы ловите и отвечаете.
Большой — маленький.
Низкий — высокий.
Белый — черный.
Хороший — плохой.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
Мальчик — девочка.
Зима — лето.
Друг — враг.
Холод – жара.
Бездельничать – работать.
- На какой вопрос отвечают эти слова?
Огорчаться – радоваться.
Сидеть - стоять
4) Физминутка «Игра наоборот».
1. Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.
2. Вперед – назад
3. Вниз – вверх
4. Назад – вперед
5. Сесть – стоять
6. Подпрыгнуть – присесть
5)Найдите анаграммы в словах
КАРЕТА (РАКЕТА)
КАПРИЗ (ПРИКАЗ)
СТАРИК (СТИРКА)
ОСКОЛОК (КОЛОСОК)
ШРАМ (МАРШ)
ШНУРОК (КОРШУН)
Что такое анаграмма?
Вывод: анаграмма – это новое слово, которое следует составить из тех же букв.
5. Итог урока.
Вот и подошёл к концу наш урок. Продолжите фразу.
На уроке я узнал…..
Я запомнил….
Больше всего мне понравилось…..
Язык наш драгоценный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Свой великий язык!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» 1 - 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» (русский язык)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 1-4 классы
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 1-4 классы
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных инт...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 3 класса на 2019 - 2020 учебный год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»:разработана на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Мищенковой Л.В. &la...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика 1-4 классы"
Пояснительная записка, календарное планирование "Занимательная грамматика"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" 1-4 классы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (1-4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" (1-4 класс)...