Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Родственные слова", 2 класс, УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_2_klass.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Что такое родственные слова»
Учебно-методический комплект: «Школа России»
Школа: Областное казенное общеобразовательное учреждение «Верхнелюбажская школа-интернат» Фатежского района Курской области
Класс: 2
Выполнила Докукина Зоя Петровна, учитель начальных классов |
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Технологическая карта
Тема | «Что такое родственные слова?» | |||||
Цель | Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся | |||||
Задачи |
| |||||
Формируемые УУД | Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку. Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре. | |||||
Основные понятия | Родственные слова, корень слова, синонимы | |||||
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», рабочая тетрадь В.П. Канакина «Русский язык», ЦОР «Русский язык» | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
I. Орг. момент. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Организационный момент, положительная мотивация к уроку | .Обучающие настраиваются на учебную деятельность | - Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе» Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! На уроке мы сегодня отправимся в путешествие, а куда отгадайте? - Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес) Правильно мы с вами отправимся в лес. Лес- это наше богатство. Его надо беречь. | ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми | ||
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | 1.Орфографическая минутка Загадывание слов лексическому значению 2. Фонетические упражнения
| Определение слов по лексическому значению, запись в тетрадь Осина Береза Ветер | 1.Запись слов по лексическому значению: Дерево с дрожащими листочками Дерево с белым стволом Движение воздуха 2. Фонетические упражнения - Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие - В каком слове первый ударный слог? Какое слово лишнее и почему? Есть ли здесь родственные слова? Упр. 80 | Характеризовать языковые единицы звуки, слоги, слова. | Метапредметные рез-ты: -Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. -Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений. | |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Подведение к цели урока в беседе с детьми | - Что такое родственные слова? - Учиться, находить родственные слова, выделять корень в слове | - На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните мне её. -Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться? | находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями; | Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления | |
IV. «Открытие» обучающимися новых знаний Цель. Познакомить с делением существительных на три группы . | 1.Учитель загадывает загадку. 2. Беседа о многозначных словах 3. Использование словарей 4. Работа с пословицами | 1.Отгадывают загадку 2.Работа со словарем 3.Работа с пословицами 4. Подбор родственных слов | Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) -По каким признакам вы догадались, что это корень? О каких значениях корня говорится в загадке? Сколько значений у слова корень?
В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря стр.290) Это слово имеет много значений. Оно многозначное. 2.Сказка Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый домик. 3.Слово корень часто употребляется в речи и в пословицах. В чём смысл пословиц? Спишите, подчеркните безударные гласные. Дерево сильно корнями, а человек своими трудами. Человек без друзей- что дерево без корней. 4.Слово с деревом похожи, Ведь у слов есть корень тоже. Он, конечно, самый главный Выполняет всё исправно. И назад, и вперёд Слово от него растёт. Часто так случается, Корни повторяются. В разные слова встают, Общий смысл придают. Как слова зовут такие? Дети вместе однокоренные - Что называется корнем слова? Признаки родственных слов? Как пишется корень в родственных словах? | Получат информацию о составе слова. Характеризуют языковые единицы: часть слова – корень. Учиться списывать предложение. Развивать орфографическую зоркость. | Научатся использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках – словарях) Личностные УУД: - формировать отношения к родному языку как к духовной, культурно- исторической ценности - формировать мотивации к творческому труду. Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся бережному отношению к природе. | |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить знания о синонимах и родственных словах | Постановка проблемной игровой ситуации. | Работа в парах.
| 1. Игровая ситуация «Лесная почта» (стук в дверь, письмо на пороге класса) - Ребята к нам сорока принесла «лесную почту» Хотели бы вы узнать, что в конверте (вскрываем конверт) «Я заяц, хвастун, похвалился, что все умею, лесные жители дали мне задание, а я не могу справиться. Помогите ребята, выполните задания» - Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова Летчик – пилот, липкий – клейкий, Быстро – скоро, правильно – верно. Упр. 81 | Выделять группы родственных слов Различать слова синонимы и родственные слова | Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач. | |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения в определении родственные слова самоконтроль усвоения знаний. | Индивидуализация обучения | Индивидуальная работа | Упр. 82 Каждый обучающийся записывает в тетрадь одну группу родственных слов | Закрепят умение определять родственные слова Развитие орфографической зоркости. | Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | |
Физминутка |
| Разминка | Электронные ресурсы | Регулятивные УУД: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни | ||
VII. Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового | Задание заполнить пропуски слов в тексте | Вставляют в текст пропущенные слова Работа в группах | Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… . (Лес, лесника, лесок, лесной) - Мы выполнили все задания Зайчонка и можем обратно отослать письмо в лесную школу. | Овладеют навыками смыслового чтения текстов и подбор слов. | Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | |
VIII. Рефлексия Цель. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Проведение игры «Верно ли что….» | Принимают и соблюдают правила игры «Верно ли что….» | Игра «Верно ли что….» 1.Родня ли гусеница гусю? -Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка- гусеница. Верно ли, что слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть? 2.Верно ли, что корень - это общая часть родственных слов? 3.Верно ли высказывание «Что бы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть». (Если верно – хлопните в ладоши, если нет тишина) | Формировать умений опознавать и анализировать единицы языка – родственные слова | Закрепят умение и способности к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Регулятивные УУД: научатся действовать по плану | |
IX. Подведение итогов урока | Задает вопросы | Осмысливают и отвечают. Оценивают полученные знания с помощью смайликов | Как называется общая часть родственных слов? Как по-другому называются родственные слова? Где нам могут пригодиться знания о родственных словах? | Обобщение знаний | Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся оценивать свою деятельность. | |
X. Д/з. | Просмотреть и выполнить упр. 83 | Записывают в дневники | Учебник |
|
Анализ учебного занятия по русскому языку
Тема комбинированного учебного занятия по русскому языку «Что такое родственные слова». Это 31 урок из раздела «Слова, слова, слова…». Учебник, по которому работает учитель с классом «Русский язык», авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий рабочая тетрадь В.П. Канакина, УМК «Школа России».
Цель урока: Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся
Задачи:
- Совершенствовать умения выделять корень в слове;
- Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;
- Развивать умение различать синонимы и родственные слова
- Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;
- Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах;
Воспитывать бережное отношение к природе
Формируемые УУД:
Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.
Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.
Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.
Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре.
Урок начался с организационного момента, который подготовил и настроил обучающихся на активную работу. Для этого я использовала психологический тренинг, которое задало рабочий ритм урока. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Для подведения детей к новой теме урока я использовала элемент проблемно - диалогического урока. Такая методика ведения уроков способствует развитию самостоятельного мышления, формирует умение вести поиск.
Для проведения урока я использовала следующие методы и приёмы работы:
- словесные (беседа),
- наглядные (карточка со словами, рисунки, учебник, сигнальные карточки),
- индивидуальная работа (работа в тетрадях),
- методы стимулирования (словесное поощрение, похвала, оценки),
- контроля и самоконтроля (самопроверка и взаимопроверка, контроль учителя).
На уроке я использовала современные образовательные технологии, такие как:
- игровая ( «Лесная почта», «Верно ли что…», физкультминутка проводила в форме игры),
- технологию проблемного обучения, опорных сигналов, технологию разноуровневого обучения.
На протяжении всего урока дети контролировали свою работу, осуществляли рефлексию: на полях тетради карандашом ставили определённые условные знаки; подсчитав свои знаки, дети смогли сами определить, какую оценку за письменную работу они могут получить. Такой вид проверки учит детей самоконтролю, многие дети в классе уже видят свои ошибки и умеют исправлять их.
При планировании урока я учитывала психологические особенности обучающихся, а также потенциал каждого ребёнка:
в классе дети, у которых медленная скорость письма, поэтому я разрешила выполнить меньший объём письменных заданий.
В течение всего урока мои действия как педагога включали способы поддержания физического, психического и нравственного здоровья учащихся. Было организовано чередование учебной нагрузки, смена видов деятельности: чередование устных (отгадывание загадок, работа с пословицами, называние родственных слов) и письменных видов деятельности (словарная работа, самостоятельная работа в тетрадях).
На уроке проведена физкультминутка под музыку. Без напоминания дети выполняют самостоятельно гимнастику для глаз (в свободное от письма время).
В течение всего урока соблюдалась логика изложения учебного материала в соответствии с заданной темой. Учебный материал для урока был достаточно содержательным, достаточно объёмным и соответствовал возрастным интересам и способностям обучающихся.
На уроке я применяла формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная работа, которые также в ходе урока сменяли друг друга. Дети были активны, мыслительная активность обучающихся стимулировалась словесными поощрениями и оценками.
Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся.
С помощью правильного подбора материала к уроку, которые помогли сэкономить время на уроке, цели урока, по моему мнению, были достигнуты: дети назвали, что нового было на уроке, усвоили, какие слова называются родственными, правильно смогли дополнить пословицы, отгадать загадки, привести свои примеры родственных слов, что доказывает активность детей на уроке, их ответы, общая положительная психологическая атмосфера урока.
Урок закончился до звонка, комментарий к домашнему заданию был дан.
На уроке были поставлены отметки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...