Справочные материалы для учащихся. Русский язык. 3 класс. "Предложение"
материал по русскому языку (3, 4 класс) на тему
Справочные материалы для учащихся (памятка) по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozhenie._spravochnye_materialy.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение – это одна из основных единиц языка. Предложение – наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли, чувства, эмоции, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями.
Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически и выражающих законченную мысль. Предложение имеет интонационную законченность.
Например: Еж прикрылся сухими листьями.
От мороза на березке и осинке пожелтели листья.
Весна!
Похолодало.
Члены предложения
Члены предложения делятся на главные и второстепенные.
Главные члены предложения
Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое. Главные члены составляют грамматическую основу предложения.
Подлежащее – это главный член предложения, который связан со сказуемым, показывает, о ком или о чем говорится в предложении и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Подлежащее может быть выражено:
существительным в И. п. (напр., Наступила осень.) | местоимением (напр., Вы играете в шахматы?) | словосочетанием (напр., Мы с мамой поехали на дачу). |
В предложении подлежащее подчеркивается одной чертой.
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, что делал?, что сделал?, что сделает?, что будет делать? что происходит с предметом?, каков предмет? и другие.
Сказуемое может быть выражено:
глаголом (напр., На темном небе мигают звезды.) | кратким прилагательным (напр., Осенняя калина ослепительно красива на фоне других кустов и деревьев.) |
В предложении сказуемое подчеркивается двумя чертами.
Второстепенные члены.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения, называются второстепенными членами.
По грамматическим значениям второстепенные члены делятся на определение, дополнение, обстоятельство.
Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? который? чей? и другие.
Определение может быть выражено:
полным прилагательным напр.: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. | местоимением напр.: Я вдруг увидел твое лицо. | порядковым числительным напр.: Дом деда был четвертым по счету. | именем существительным напр.: Солдаты вошли во дворик перед бараком. |
В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? кому? кем? о ком? чего? чему? что? чем? о чем?
Дополнение может быть выражено:
именем существительным напр.: Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи. | местоимением напр.: Мне дали задание. | именем числительным напр.: Десять делится на пять. |
наречием (в значении имени существительного) напр.: Завтра не будет похоже на сегодня. | неопределенной формой глагола напр.: Я прошу вас говорить по существу дела. | именем прилагательным (в значении имени существительного) напр.: Все вспоминали о прошлом. |
В предложении дополнение подчеркивается пунктиром.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака и отвечает на вопросы: где? когда? куда? откуда? как? как долго? с каких пор? до каких пор? при каком условии? почему? отчего? зачем?
По значению обстоятельства делятся на следующие виды.
Виды обстоятельств | Вопросы | Примеры |
1.Образа действия | Как? Каким образом? В какой степени? | Ленивые хлопья снега бесшумно скользили мимо окна. |
2.Места | Где? Куда? Откуда? | Внизу, у подножия хребта растет смешанный лес. Сверху открывался вид во все стороны. |
3.Времени | Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? | Сегодня русский язык – передовой язык мира. |
4.Условия | При каком условии? | При желании всего можно добиться. |
5.Причины | Почему? Отчего? | Сенокос запоздал из-за дождей. |
6.Цели | Зачем? Для чего? | Для укрепления здоровья необходимо заниматься гимнастикой. |
Обстоятельство может быть выражено:
наречием напр.: Люди работали спокойно, споро, молчаливо. | существительным в косвенных падежах напр.: В лесу раздавался топор дровосека. | неопределенной формой глагола напр.: В доме стало душно, и я вышел освежиться. |
В предложении обстоятельство подчеркивается «точка, тире».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы к уроку русского языка во 2 классе "Почему одно и тоже слово пишется и с большой, и с маленькой буквы"
Методический материал содержит презентацию к учебному материалу урока, мультимедийную физминутку для глаз, конспект урока, карточки для групповой работы....
Материалы к уроку русского языка в 4 классе "По следам падежей"
"Портреты" падежей выполняли учащиеся, а затем на уроках информатики мы добавили их в презентацию...
Материалы к уроку Русского языка. Словарная работа (морковь)
Слово запоминается легко. Как правило дети потом не делают ошибок....
Материалы к уроку русского языка. Словарная работа (коньки)
Слово запоминается легко. Как правило дети потом не делают ошибок....
Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС
Педагогический проект. "Совершенствование приемов работы со справочной литературой на уроках русского языка в начальной школе в рамках новых требований ФГОС"...
Справочный материал к урокам русского языка
Справочный материал представляет из себя сжатое изложение основных орфограмм русского языка в начальной школе...
Контрольно-диагностические материалы по родному русскому языку 4 класс "Русский язык-прошлое и настоящее"
Данный контрольно-диагностический материл будет полезен учителям и учащимся начальной школы....