Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Поздникина Елена Андреевна

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" Канакина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_russkiy_yazyk_2_kl.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочие материалы по русскому языку составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования, Примерной  основной образовательной программы ОУ, авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого по русскому языку.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Структура курса

Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания.

Основные содержательные линии

Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

  • интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
  • познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
  • организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных, интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.

Учебно-методический комплект

  1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  – М: Просвещение, 2015.
  2. В.П. Канакина. Рабочая тетрадь. Русский язык. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2015.
  3. Электронные приложения к учебнику «Русский язык» В.П. Канакиной (СД).

Характеристика 2А класса

Рабочие материалы составлены для 2 А класса на 2016-2017 учебный год, учитывая психолого-педагогические особенности учащихся. В классе 17 человек. Уровень освоения знаний по предмету у учащихся различный: около 10% имеют низкий уровень познавательной активности, около 50% - средний, около 40% - выше среднего. Коллектив сложившийся. Некоторые учащиеся неусидчивы, невнимательны к деталям. По результатам комплексной работы можно сделать выводы о целесообразности продолжения формирования универсальных учебных действий на уроках.

Характеристика 2В класса

Рабочие материалы составлены для 2 В класса на 2016-2017 учебный год, учитывая психолого-педагогические особенности учащихся. В классе 17 человек. Уровень освоения знаний по предмету у учащихся различный: около 30% имеют низкий уровень познавательной активности, около 40% - средний, около 30% - выше среднего. Коллектив сложившийся. Некоторые учащиеся неусидчивы, невнимательны к деталям. По результатам комплексной работы можно сделать выводы о целесообразности продолжения формирования универсальных учебных действий на уроках.

Место предмета в учебном плане школы

В соответствии со школьным учебным планом на русский язык во 2 классе отводится  5 часов в неделю, 170 часов в год.

Учебно – тематическое планирование

№    п/п

Название темы

Кол – во  часов

1

Наша речь

2

Текст

3

Предложение

12ч

4

Слова, слова, слова…

20ч

5

Звуки и буквы

60ч

6

Части речи

57ч

7

Повторение

12ч

Всего:

170 ч

Распределение учебных часов по разделам программы

№ п/п

Название темы

Кол – во часов.

Практическая часть

Проект

Развитие речи

Проверочная работа

Контроль

1

Наша речь

-

-

1

-

2

Текст

-

-

-

1

3

Предложение

12ч

-

1

1

2

4

Слова, слова, слова…

20ч

1

2

1

1

5

Звуки и буквы

60ч

3

3

1

5

6

Части речи

57ч

1

7

-

4

7

Повторение

12ч

-

-

-

2

Всего:

170 ч

5

13

4

15

Содержание программы

Наша речь (4 ч)

Виды речи. Язык и речь. Диалог и монолог.

Текст (5 ч)

Признаки текста. Тема и главная мысль. Части текста.

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием. (стартовый)

Предложение (12 ч)

Признаки предложения. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Контрольное списывание.

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение».

Развитие речи: Сочинение по картине.

Слова, слова, слова… (20 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Корень слова. Слог. Ударение. Перенос слова.

Развитие речи: Обучающее изложение. Рассказ по серии картинок.

Контрольный диктант №3 по теме «Слова, слова, слова…»

Проект «Моя родословная»

Звуки и буквы (60 ч)

Звуки и буквы. Алфавит. Заглавная буква. Гласные звуки. Правописание слов с безударным гласным в корне. Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Разделительный мягкий знак.

Развитие речи: Рассказ по репродукции картины. Обучающее изложение. Рассказ по серии картинок.

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание слов с безударным гласным в корне».

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч».

Контрольное списывание.

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание слов с парными согласными».

Контрольный диктант №7 по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком».

Проект «И в шутку и всерьез», «Пишем письмо», «Рифма»

Части речи (57 ч)

Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Единственное и множественное число имен существительных. Глагол как часть речи. Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы не с глаголами. Текст-повествование и роль в нем глаголов. Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имен прилагательных. Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлог как часть речи.

Развитие речи: Обучающее изложение(2). Сочинение по картине(2). Составление текста-повествования. Редактирование текста(2).

Контрольный диктант №8 по теме «Правописание имен существительных».

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»

Контрольный диктант №10 по теме «Имя прилагательное».

Контрольный диктант №11 по теме «Части речи».

Проект «В словари – за частями речи!»

Повторение (12 ч)

Контрольное списывание.

Итоговый контрольный диктант №12.

Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета.

Обучающиеся должны знать:

- основные сведения о языке, полученные во 2 классе;

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ;

- смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, рассуждение, описание);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка, нормы речевого этикета.

Обучающиеся должны уметь:

- выделять основную мысль текста и структурные части;

- понимать основное содержание текста на слух;;

- выделять в слове звуки речи, давать их фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги;

- не смешивать звуки и буквы;

- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- выполнять звуко-буквенный разбор слова;

- правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова;

- работать с орфоэпическим словарем;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;

- пользоваться словарями;

- выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова;

- подбирать однокоренные слова;

- классифицировать слово как часть речи;

- разбирать слово как часть речи;

- определять вид предложения;

- выделять главные члены предложения;

- находить в словах изученные орфограммы;

- правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми звуками, изученными во 2 классе;

- расставлять и обосновывать знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами;

- определять тему и основную мысль текста;

- подробно излагать повествовательные тексты;

- составлять простой план теста;

- писать сочинения повествовательного характера;

- совершенствовать содержание речи и ее языковое оформление.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

 - осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 - понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 - обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

    Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

    Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование УУД.

    Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 - проговаривать последовательность действий на уроке;

 - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

 - учиться работать по предложенному учителем плану. (Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно – диалогическая технология).

    Познавательные УУД:

 - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. (Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией)).

Коммуникативные УУД:

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 - слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;

 - выразительно читать и пересказывать текст;

 - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

 - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). (Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно – диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах).

    Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих знаний, умений и навыков:

  •     все буквы русского алфавита;
  • пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
  • выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
  • проводить звуковой анализ слов;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
  • списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
  • употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
  • самостоятельно составлять и записывать текст из предложений,  разных по цели высказывания,  на определённую тему;
  • виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
  • слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
  • соотношение количества звуков и букв в словах;
  • использования прописной буквы в именах собственных;
  • написания слов с сочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк-чн-чт, щн-нч;
  • обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
  • правильного написания слов;
  • правописания слов с непроверяемыми орфограммам.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Характеристика деятельности

Дата

2А класс

Дата

2В класс

план.

факт.

план.

факт.

 Наша речь (4 ч)

1

Виды речи

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

Различать устную, письменную речь и речь про себя, осознавать значимость каждого вида речи в жизни людей, в учебной деятельности. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять по рисункам диалог и монолог.

Оценивать результаты своей деятельности.

1 неделя

1 неделя

2

Виды речевой деятельности человека

1 неделя

1 неделя

3

Диалог и монолог

1 неделя

1 неделя

4

Проверка знаний

1 неделя

1 неделя

Текст (5 ч)

5

Текст

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Оценивать результаты своей деятельности.

1 неделя

1 неделя

6

Тема и главная мысль текста

2 неделя

2 неделя

7

Части текста

2 неделя

2 неделя

8

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием (стартовый)

2 неделя

2 неделя

9

Работа над ошибками

2 неделя

2 неделя

Предложение (12 ч)

10

Предложение

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно.

Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Рассматривать репродукцию картины  И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Оценивать результаты выполненного задания.

2 неделя

2 неделя

11

Предложение

3 неделя

3 неделя

12

Главные члены предложения

3 неделя

3 неделя

13

Второстепенные члены предложения

3 неделя

3 неделя

14

Подлежащее и сказуемое

3 неделя

3 неделя

15

Контрольное списывание

3 неделя

3 неделя

16

Распространённые и нераспространённые  предложения

4 неделя

4 неделя

17

Связь слов  в предложении

4 неделя

4 неделя

18

Обучающее сочинение по картине

4 неделя

4 неделя

19

Проверочная работа по теме «Предложение»

4 неделя

4 неделя

20

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение»

4 неделя

4 неделя

21

Работа над ошибками

5 неделя

5 неделя

Слова, слова, слова… (20 ч)

22

Слово и его лексическое значение

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Работать со страничкой для любознательных. Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги.

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

Оценивать результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку работы. Осознавать причины успешности или не успешности результатов выполненной контрольной работы.

5 неделя

5 неделя

23

Слово как общее название многих однородных предметов

5 неделя

5 неделя

24

Однозначные и многозначные слова

5 неделя

5 неделя

25

Прямое  и переносное значение слов

5 неделя

5 неделя

26

Синонимы

6 неделя

6 неделя

27

Антонимы

6 неделя

6 неделя

28

Обучающее изложение

6 неделя

6 неделя

29

Обобщение по теме «Слово и его значение»

6 неделя

6 неделя

30

Однокоренные слова

6 неделя

6 неделя

31

Корень слова

7 неделя

7 неделя

32

Единообразное написание корня в однокоренных словах

7 неделя

7 неделя

33

Различение однокоренных слов и синонимов, омонимов.

7 неделя

7 неделя

34

Слог  как минимальная произносительная единица

7 неделя

7 неделя

35

Слогообразующая функция ударения

7 неделя

7 неделя

36

Произношение слов в соответствии с нормами современного русского языка

8 неделя

8 неделя

37

Перенос слов. Правила переноса

8 неделя

8 неделя

38

Составление рассказа по серии картинок и опорным словам

8 неделя

8 неделя

39

Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…»

8 неделя

8 неделя

40

Контрольный диктант №3 по теме «Слова, слова, слова…»

8 неделя

8 неделя

41

Работа над ошибками

9 неделя

9 неделя

Звуки и буквы (60 ч)

42

Звуки и их обозначение на письме

Различать звуки и буквы.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Работать с памяткой «Алфавит».

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Использовать знание алфавита при работе со словарями.

9 неделя

9 неделя

43

Алфавит

9 неделя

9 неделя

44

Использование алфавита при работе со словарями

9 неделя

9 неделя

45

Употребление прописной буквы

9 неделя

9 неделя

46

Составление рассказа по репродукции картины

10 неделя

10 неделя

47

Проверочная работа  по теме «Звуки и буквы»

10 неделя

10 неделя

48

Гласные звуки и буквы и их признаки

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны слон, слоник; трава травы, травка).Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Составлять рассказ по репродукции картины  С.А. Титунова «Зима пришла. Детство» и опорным словам, записывать составленный рассказ. Оценивать результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку работы. Осознавать причины успешности или не успешности результатов выполненной контрольной работы.

10 неделя

10 неделя

49

Обучающее изложение

10 неделя

10 неделя

50

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

10 неделя

10 неделя

51

Особенности проверяемых и проверочных слов

11 неделя

11 неделя

52

Способы проверки безударных гласных в корне

11 неделя

11 неделя

53

Способы проверки безударных гласных в корне

11 неделя

11 неделя

54

Упражнения в написании слов с безударными гласными

11 неделя

11 неделя

55

Упражнения в написании слов с безударными гласными

11 неделя

11 неделя

56

Правописание слов с безударными гласными,  не проверяемыми ударением

12 неделя

12 неделя

57

Правописание слов с безударными гласными,  не проверяемыми ударением

12 неделя

12 неделя

58

Упражнения в правописании безударных гласных в корне слова

12 неделя

12 неделя

59

Контрольный диктант №4 по теме «Правописание слов с безударным гласным в корне»

12 неделя

12 неделя

60

Работа над ошибками

12 неделя

12 неделя

61

Сочинение по репродукции картины

13 неделя

13 неделя

62

Согласные звуки, их  признаки

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й']. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка).

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Оценивать результаты своей деятельности.

13 неделя

13 неделя

63

Согласный звук [й’] и буква  и краткое

13 неделя

13 неделя

64

Слова с удвоенными согласными

13 неделя

13 неделя

65

Составление рассказа по репродукции картины

13 неделя

13 неделя

66

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

14 неделя

14 неделя

67

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь

14 неделя

14 неделя

68

Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осознавать значение мягкого знака как знака для обозначения мягкости согласного на письме. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и

в середине слова перед согласным. Объяснять написание мягкого знака в словах. Переносить с одной строки на другую слова с мягким знаком. Оценивать результаты своей деятельности.

14 неделя

14 неделя

69

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным

14 неделя

14 неделя

70

Изложение зрительно воспринятого текста по С. Сахарнову

14 неделя

14 неделя

71

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Различать непарные мягкие шипящие звуки [ч’], [щ’]. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, наблюдать за отсутствием мягкого знака в данных сочетаниях букв, подбирать примеры слов с такими сочетаниями, правильно писать эти буквосочетания в словах. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с  такими буквосочетаниями. Запоминать написание гласных в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Оценивать результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку работы. Осознавать причины успешности или не успешности результатов выполненной контрольной работы.

Выполнять задания проекта и принимать рекомендации к выполнению проекта: находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию  участвовать в презентации проекта.

Оценивать результаты своей деятельности.

15 неделя

15 неделя

72

Правописание сочетаний чк, чн, чт, нч

15 неделя

15 неделя

73

Правописание сочетаний чк, чн, чт, нч

15 неделя

15 неделя

74

Проект «Рифма»

15 неделя

15 неделя

75

Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу

15 неделя

15 неделя

76

Правописание буквосочетаний  жи—ши, ча—ща, чу—щу

16 неделя

16 неделя

77

Правописание буквосочетаний  жи—ши, ча—ща, чу—щу

16 неделя

16 неделя

78

Контрольный диктант №5 по теме «Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн, нч»

16 неделя

16 неделя

79

Работа над ошибками

16 неделя

16 неделя

80

Контрольное списывание

16 неделя

16 неделя

81

Звонкие и глухие согласные звуки

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка трава, травушка; мороз морозы, морозный. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему название,

Находить ответы на поставленные к тексту вопросы, записывать ответы

на вопросы к тексту, проверять написанное. Находить изученные орфограммы в словах текста, объяснять их написание.

Оценивать результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку работы. Осознавать причины успешности или не успешности результатов выполненной контрольной работы.

17 неделя

17 неделя

82

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком

17 неделя

17 неделя

83

Особенности проверяемых и проверочных слов

17 неделя

17 неделя

84

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне

17 неделя

17 неделя

85

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

17 неделя

17 неделя

86

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

18 неделя

18 неделя

87

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

18 неделя

18 неделя

88

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

18 неделя

18 неделя

89

Изложение текста по вопросам по В.Бианки

18 неделя

18 неделя

90

Упражнения в написании слов с изученными орфограммами

18 неделя

18 неделя

91

Правописание гласных и согласных в корне

19 неделя

19 неделя

92

Контрольный диктант №6 по теме «Правописание слов с парными согласными»

19 неделя

19 неделя

93

Работа над ошибками

19 неделя

19 неделя

94

Произношение слов с разделительным мягким знаком

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах.

19 неделя

19 неделя

95

Использование на письме разделительного мягкого знака

19 неделя

19 неделя

96

Правописание слов с разделительным мягким знаком

20 неделя

20 неделя

97

Правописание слов с разделительным мягким знаком

20 неделя

20 неделя

98

Правописание слов с разделительным мягким знаком

20 неделя

20 неделя

99

Составление рассказа по серии рисунков

20 неделя

20 неделя

100

Контрольный диктант №7 по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком»

20 неделя

20 неделя

101

Работа над ошибками. Обобщение знаний об изученных правилах письма

21 неделя

21 неделя

Части речи (57 ч)

102

Части речи

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.

Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Составлять (под руководством учителя) устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы о происхождении своей фамилии и названия села. Различать названия и клички животных, правильно их записывать. Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. Различать имена собственные — географические названия, объяснять их написание. Определять число имён существительных (единственное и множественное).

Наблюдать за изменением имён существительных по числам. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа. Работать с орфоэпическим словарем. Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Оценивать результат своей деятельности. Проверять написанный текст. Оценивать результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку работы. Осознавать причины успешности или не успешности результатов выполненной контрольной работы.

21 неделя

21 неделя

103

Соотнесение слов с частями речи

21 неделя

21 неделя

104

Имя существительное как часть речи

21 неделя

21 неделя

105

Имя существительное как часть речи

21 неделя

21 неделя

106

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

22 неделя

22 неделя

107

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

22 неделя

22 неделя

108

Упражнения в различении имен существительных

22 неделя

22 неделя

109

Собственные и нарицательные имена существительные

22 неделя

22 неделя

110

Заглавная буква в именах собственных

22 неделя

22 неделя

111

Заглавная буква в именах собственных

23 неделя

23 неделя

112

Заглавная буква в именах собственных

23 неделя

23 неделя

113

Заглавная буква в именах собственных

23 неделя

23 неделя

114

Заглавная буква в именах собственных

23 неделя

23 неделя

115

Контрольный диктант №8 по теме «Правописание имен существительных»

23 неделя

23 неделя

116

Работа над ошибками

24 неделя

24 неделя

117

Изменение имён существительных по числам

24 неделя

24 неделя

118

Изменение имён существительных по числам

24 неделя

24 неделя

119

Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе

24 неделя

24 неделя

120

Обобщение знаний об имени существительном

24 неделя

24 неделя

121

Изложение повествовательного текста

25 неделя

25 неделя

122

Глагол как часть речи и его употребление в речи

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. Раздельно писать частицу не с глаголом. Оценивать результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку работы. Осознавать причины успешности или не успешности результатов выполненной контрольной работы.

25 неделя

25 неделя

123

Упражнения в распознавании глаголов

25 неделя

25 неделя

124

Упражнения в распознавании глаголов

25 неделя

25 неделя

125

Сочинение по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

25 неделя

25 неделя

126

Единственное и множественное число глаголов

26 неделя

26 неделя

127

Изменение глагола по числам

26 неделя

26 неделя

128

Правописание частицы не с глаголом

26 неделя

26 неделя

129

Обобщение знаний о глаголе

26 неделя

26 неделя

130

Текст-повествование и роль в нём глаголов

26 неделя

26 неделя

131

Составление текста- повествования на определенную тему

27 неделя

27 неделя

132

Контрольный диктант №9 по теме «Глагол»

27 неделя

27 неделя

133

Работа над ошибками

27 неделя

27 неделя

134

Имя прилагательное как часть речи

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные —сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).Оценивать результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку работы.

27 неделя

27 неделя

135

Значения имен прилагательных

27 неделя

27 неделя

136

Связь имен существительных с именами прилагательными

28 неделя

28 неделя

137

Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению

28 неделя

28 неделя

138

Единственное и множественное число имен прилагательных

28 неделя

28 неделя

139

Изменение имен прилагательных по числам

28 неделя

28 неделя

140

Роль имен прилагательных в тексте-описании

28 неделя

28 неделя

141

Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»

29 неделя

29 неделя

142

Обобщение знаний об имени прилагательном

29 неделя

29 неделя

143

Контрольный диктант №10 по теме «Имя прилагательное»

29 неделя

29 неделя

144

Работа над ошибками

29 неделя

29 неделя

145

Местоимение как часть речи

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

29 неделя

29 неделя

146

Упражнения в распознавании и употреблении местоимений

30 неделя

30 неделя

147

Редактирование текста

30 неделя

30 неделя

148

Текст – рассуждение, его структура

30 неделя

30 неделя

149

Обучающее изложение текста-рассуждения

30 неделя

30 неделя

150

Обобщение знаний о местоимении

30 неделя

30 неделя

151

Предлог как часть речи

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами. Правописание предлогов с именами существительными. Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов.

Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.

Оценивать результаты диктанта и грамматического задания и адекватно воспринимать оценку работы.

31 неделя

31 неделя

152

Раздельное написание предлогов со словами

31 неделя

31 неделя

153

Упражнения в употреблении и написании предлогов

31 неделя

31 неделя

154

Редактирование деформированного текста по Б.Житкову

31 неделя

31 неделя

155

Обобщение знаний о предлоге

31 неделя

31 неделя

156

Контрольный диктант №11 по теме «Части речи»

32 неделя

32 неделя

157

Работа над ошибками. Обобщение знаний о частях речи

32 неделя

32 неделя

158

Проект «В словари – за частями речи!»

32 неделя

32 неделя

Повторение (12 ч)

159

Виды текстов

Принимать и сохранять  в памяти учебную задачу урока.

Повторить изученный материал по темам:  «Текст», «Предложение», «Слово», «Части речи».

Применять изученные орфографические правила письма.

Записывать текст, используя изученные правила письма. Проверять написанное. Выполнять грамматические задания в соответствии с планируемыми результатами знаний по изученным темам курса «Русский язык».

32 неделя

32 неделя

160

Предложение. Знаки препинания в конце предложений

32 неделя

32 неделя

161

Главные члены предложения, их распознавание

33 неделя

33 неделя

162

Слово и его лексическое значение

33 неделя

33 неделя

163

Части речи

33 неделя

33 неделя

164

Части речи и различение их признаков

33 неделя

33 неделя

165

Части речи и различение их признаков. Разбор слова

33 неделя

33 неделя

166

Контрольное списывание

34 неделя

34 неделя

167

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слова

34 неделя

34 неделя

168

Обобщение знаний об изученных правилах орфографии

34 неделя

34 неделя

169

Итоговый контрольный диктант №12

34 неделя

34 неделя

170

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс

34 неделя

34 неделя

Всего: 170 часов

Список литературы

  1. Канакина В.П., В.Г. Горецкий Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  – М: Просвещение, 2015.
  2. Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. и др. Русский язык. 1-4 класс. Рабочие программы. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2015.
  4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 3 ч. / Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. М.: Просвещение,2013.
  5. Сборник рабочих программ к УМК «Школа России», 1-4 классы. М.: Просвещение, 2013.
  6. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. Режим доступа: http:|//standart.edu.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языка УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по русскому языку (3 класс)...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1 класс

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и ф...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса, УМК "Школа России", автор Рамзаева Т.Г....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 1-4 классы

Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов по программе "Школа России" по Л. Зелениной - ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа России") ....