Урок русского языка "Имя числительное" для 3 класса
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель | Киреева Марина Николаевна |
ОУ | МБОУ « Школа №21» |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3 класс |
Тема урока | Что такое числительное? |
Используемая образовательная технология | Технология деятельностного метода, ИКТ, здоровьесберегающие технологии |
Тип урока | ОНЗ |
Цели учителя | Организовать учебную деятельность, направленную на усвоение знания определения и значения понятия « числительное», умение отличать числительное от других частей речи. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Создать условия для воспитания уважительного отношения друг к другу, умения слушать ответы учащихся, сознательного отношения к учёбе и к изучению предмета. |
Цели учебной деятельности (цели ученика) | Узнать, как называется часть речи, отвечающая на вопросы сколько? который? Приобрести умение находить в предложениях имена числительные и отличать их от других частей речи. |
Средства контроля достижения целей учебной деятельности | Вопросы учителя: Как называется часть речи, которая обозначает число? На какие вопросы отвечает? Сформулируйте правило: имя числительное-это... Выполнение задания на карточке №3. |
Опорные знания | Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. |
Новые знания | Имя числительное. |
Задачи урока | 1.Организовать мотивацию к учебной деятельности. 2.Организовать актуализацию знаний. 3.Организовать выявление затруднения и постановку учебной цели. 4.Организовать построение и реализацию проекта выхода из затруднения. 5.Организовать первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 6.Организовать самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. 7.Организовать включение в систему знаний и повторение. 8.Организовать рефлексию учебной деятельности. |
Оборудование | Компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, классная доска с оформлением, учебник для 3 класса В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, карточки с заданиями. |
Сценарий урока
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | Формируемые личностные результаты | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) | СЛАЙД 1, 2 -Прозвенел звонок, начинается урок! -Ребята, каким вы хотите, чтобы получился наш урок? - Повторим девиз этого месяца. СЛАЙД 3 С малой удачи начинается большой успех! | Ответы детей.
Дети повторяют девиз. | Смыслообразование Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу | Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
2.Актуализация знаний (4 мин.) | СЛАЙД 4 -Словарный диктант: орех, пшеница, малина, четыре, животное, овёс, восемь, сирень, тарелка, погода. -Над какой темой мы с вами работали на прошлых уроках? -Какие части речи вы знаете? -Что такое имя существительное? -Что такое имя прилагательное? -Что такое глагол? | Запись слов по памяти. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, союз, предлог. Ответы детей. | Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | |
3.Выявление затруднения. Постановка учебной цели (4мин.) | -Пользуясь этими знаниями, распределите слова на три группы. СЛАЙД 5 Линейка, говорить, письмо, ласковый, осень, разговор, юбка, думать, бежать, добрый. СЛАЙД 6 -Проверяем. Докажите, что вы правильно определили часть речи. -Какое слово оказалось лишним? Запишите его в 4 столбик. - Что обозначает это слово?
-Какой вопрос к нему можно поставить? -Как вы думаете, как может называться часть речи, которая обозначает число? -Где мы можем узнать, как называются такая часть речи? -Откройте учебник на с.59, прочитайте тему урока. Карточка с темой на доске: «Что такое имя числительное?» -Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какую цель мы перед собой поставим? Карточка на доске: «Научиться распознавать имена числительные» | Один ученик работает у доски. Ответы детей. десять число сколько? В учебнике. Читают тему «Что такое имя числительное?» Учиться распознавать имена числительные. | Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Познавательные УУД Анализ, сравнение; поиск и выделение необходимой информации. Познавательные УУД Определение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. | |
4. Построение и реализация проекта выхода из затруднения (открытие новых знаний) (8 мин.) | - Чтобы безошибочно находить имена числительные в речи, нужно знать их признаки. Для этого проведите небольшое исследование, работая в группах. -Повторите правила работы в группах. -Ответьте на вопросы на карточках и сделайте вывод, какие же части речи называются числительными. Карточка № 1. Прочитайте предложения. Мы решили три примера. В нашем доме пять этажей. В феврале двадцать восемь дней. В нашем классе двадцать девять учеников.
Карточка № 2. Выберите правильный ответ: Имя числительное-это… 1.Член предложения; 2.Часть речи; 3.Часть слова. Обозначает: 1.предмет; 2.часть речи; 3.часть слова. Отвечает на вопросы: 1. Кто? Что? 2. Какой? Какая? Какое? Какие? 3 Что делает? Что сделает? 4. Сколько? Вывод: 2. Обозначает ____________________ 3. Отвечает на вопрос__________
-Проверим, такое ли правило нам составили авторы учебника на стр. 60 | Дети повторяют правила работы в группах. Сверяют с эталоном | Познавательные УУД Определение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ( 5 мин.) Физминутка | -Рассаживаемся по местам. -Что вы ещё узнали из правила об именах числительных? -Да, ребята, имена числительные делятся на группы. Карточки на доске: Имя числительное / \ Количественное. Порядковое. Сколько? Который? -Имена числительные, которые называют количество предметов отвечают на вопрос сколько? Они называются количественные числительные; - Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте отвечают на вопрос который? (какой?какая?какое?какие?) Они называются порядковыми числительными.
-В тетради в 4 столбике у вас записано числительное, дополните список словарными словами-числительными, найдите ещё одно числительное, которое спряталось у вас в тетради. -Какие имена числительные количественные, а какие порядковые? - Называю числительные: восемь, третий, десять, пятнадцатый, пятьдесят, двадцать второй, восемнадцать, восемнадцатый, один, сорок шестой, одиннадцать, тридцать третий, четыре. -Игра «Лови мяч» Превратите количественные числительные в порядковые числительные. | Отвечают на вопрос который? Обозначают порядок при счёте. десять четыре, восемь восьмое Если слышат количественное имя числительное - руки вверх и потянуться. Порядковое – приседают. Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый… | Познавательные УУД Анализ, сравнение, обобщение; моделирование. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений; | |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (6 мин.) | -Предыдущие задания мы выполняли вместе. Теперь хотите проверить, насколько в новой теме разобрался каждый. -Подпишите карточку №3. -Выполнение задания на карточках. Карточка №3 Работа с фразеологизмами. Вставьте пропущенные числительные. СЛАЙД 7 ______ сапога пара. Как телеге ______ колесо. На все ________ стороны. Плакать в ______ ручья. _________ вода на киселе. Проверяем. Два сапога пара. Как телеге пятое колесо На все четыре стороны. Плакать в три ручья. Седьмая вода на киселе. -Кто выполнил без ошибок, поставьте + -Кто допустил ошибку?Где? Работа в парах. - Из данного текста первый ученик выписывает предложения с порядковыми числительными, а второй- с количественными. Предложений с порядковыми числительными меньше. Договоритесь, кто их будет выписывать. -Поменяйтесь работами, проверьте. Если ваш сосед выполнил без ошибок, поставьте +. СЛАЙД 8 -Фронтальная проверка. | Да Выполняют задание, сверяют с эталоном. Взаимопроверка. Оценивание | Познавательные УУД Анализ, сравнение, обобщение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учёт разных мнений. Регулятивные УУД осуществление самоконтроля, оценки, коррекции. | |
7.Включение в систему знаний и повторение (8 мин.) | Выполнение упр. 106 с.60 - Прочитайте. -Найдите в предложениях имена числительные. Объясните, как вы их распознали. - Назови количественные и порядковые имена числительные. -Выпишите имена числительные вместе с именами существительными, с которыми они связаны по смыслу. | Семь, первый, второй, два, восемь, два. | Познавательные УУД Понимание текстов, извлечение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные УУД осуществление самоконтроля, оценки, коррекции. Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учёт разных мнений. | |
8.Рефлексия учебной деятельности (3 мин.) | -Подведём итог урока. -Какое новое знание вы сегодня открыли? -Что это такое? -Чему ещё научились на уроке? -Какие цели мы перед собой ставили на уроке? -Достигли мы поставленной целей? -Подведём итог урока.
| Мы узнали, что такое имена числительные. Это часть речи, которая обозначает количество предметов или их порядок при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? Мы научились определять порядковые и количественные числительные. Научиться распознавать имена числительные. Да Продолжают предложения | Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | Познавательные УУД Осуществление контроля и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Урок русского языка. 2 класс УМК «Начальная школа 21 века» Тип урока: урок развивающего контроля. Тема: Работа над ошибками.
После диктанта проводилась работа над ошибками. Обучающиеся закрепили орфограммы: (безударная гласная в корне, проверяемая ударением, парные звонкие и глухие согласные, непроизносимые сог...
Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.
Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
"Русский алфавит или Азбука. Значение алфавита" Урок русского языка. 1 класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение алфавита....