Тема урока:" Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

  Татьяна Петровна Заруцкая

Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина И.Левитана “Весна”. Учитель читает стихотворение Е.Баратынского:

Весна! Весна! Как воздух чист.
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.

Учитель. Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. Каким одним словом можно все это объединить? (Весна) 
– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова весна? Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_v_3_klasse.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Исследование слова с точки зрения разных разделов русского языка.

  • Показать учащимся богатство русского языка.
  • Закреплять знания по изученным темам.
  • Способствовать развитию речи, мышления, творческой активности.
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: картина И.Левитана “Весна”, симфония Вивальди “Весна”, презентация

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).

– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? 
(Да!)
– Прозвенел уже звонок? 
(Да!)
– Уже закончился урок?
 (Нет!)
– Только начался урок? 
(Да!)
– Хотите учиться? 
(Да!)
– Значит можно всем садиться!

II. Постановка задачи.

Звучит музыка Вивальди “Весна”. На доске картина И.Левитана “Весна”. Учитель читает стихотворение Е.Баратынского:

Весна! Весна! Как воздух чист.
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.

Учитель. Перед вами три вида искусства: музыка, изобразительное искусство, поэзия. Каким одним словом можно все это объединить? (Весна) 
– Как вы думаете, почему сегодня урок начался со слова 
весна? Как весна богата чудесами, волшебством, тайнами, так и русский язык богат. Чем богат русский язык? Сегодня на уроке мы это докажем. Мы рассмотрим слово весна с точки зрения разных разделов русского языка. А какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, орфография, фонетика, морфология, синтаксис).

III. Объяснение нового материала

Лексика.

– Что такое весна? (Весна – время года, следующее за зимой.)
– Если мы не знаем значение слова, где можно найти? 
(В словаре Ожегова). Переносное значение слова весна"весна жизни" ("молодость жизни").

Орфография – наука о правильном письме.

ВЕСНА

– Какая орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова).
– Запишите еще два слова с этой орфограммой. 
– Запишите в тетради текст, исправив ошибки:

Раса сверкает натрове. Блистят глаткие маладые листя бирезы. (9 ошибок)

Проверка выполнения задания. Дети объясняют орфограммы в словах.

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударный слог.

Задание. Выбрать транскрипцию к слову весна.

[ весна ] [ в’исна ] [ висна ] [ вэсна ]

– Сколько слогов?
– На какой слог падает ударение?
– Сколько букв, звуков?
– Сколько гласных звуков; согласных звуков?
– Как можно перенести слово?
– Придумай слово, в котором столько же букв и звуков.

Словообразование – раздел науки о языке, изучает стороение слов и способы их образования.

Задание. Выбрать родственные слова к слову весна.

весны
весенний
весело
весовщик
веснянка
веснушка.

Морфемный разбор слова: http://festival.1september.ru/articles/210466/img1.gifПридумай слово с таким же составом.

Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи.

– Какой частью речи является слово весна(Существительное)
– Что вы знаете о существительном?

*Тест по теме: “Имя существительное.”

1. Имя существительное обозначает:

а) признак предмета;
б) действие;
в) 
предмет.

В

2. Имя существительное отвечает на вопрос:

а) Что делает?
б) Какой? Какое?
е) 
Кто? Что?

Е

3. Имена существительные бывают:

а) м.р., ж.р.;
б) ж.р., с.р.;
с) 
м.р., ж.р., с.р.

С

4. Имена существительные изменяются:

а) по родам;
н) 
по числам и падежам.

Н

5. Имя существительное в предложении:

а) подлежащее и второстепенный член
б) сказуемое.

А

Самопроверка – должно получиться слово ВЕСНА.

Выберите морфологические признаки этого существительного :

одушевленное – 1;
неодушевленное – 2;
собственное – 3;
нарицательное – 4;
ед. число – 5; 2 4 5 7

мн. число – 6;
ж. род –7;
с. род – 8;
м. род – 9.

Синтаксис – изучает словосочетание и предложение.

Составить словосочетание:

I вариант.
(прил. + сущ.)

II вариант.
(гл. + сущ.)

ранняя весна
чудесная весна 
дружная весна
голубая весна

люблю весну
говорю о весне

Разбор предложения у доски.

http://festival.1september.ru/articles/210466/img2.gif

– Придумайте сами предложение о весне.

Учитель. О весне народ сложил много пословиц, поэты пишут стихотворения, писатели произведения о весне. Вам необходимо восстановить текст: “Подснежник”. Определите, где начальная часть текста, где средняя, где концовка. Соберите текст.

ПОДСНЕЖНИК

Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую траву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет не рано; пора, пора – запели птички. Вот так и наступила весна. Разбудило солнышко лес.

Звучит музыка.

Учитель. Все оживает весной, все тянется к свету, к солнцу. Вот лопнула почка – и показался молоденький листочек; вот высунул из-под земли крохотную головку росток – это выглянул первый весенний цветок. Вот пробежал по своим делам муравьишка. Куда он торопится? Вот выполз жук… Все для них ново на земле, незнакомо. Они оглядываются, знакомятся с миром. Что они чувствуют? О чем думают? Какие вопросы задают друг другу? Нравится ли им весна, солнце?

III. Домашнее задание.

Cоставляем сборник “Сказки весны”: сочините весеннюю историю о солнышке, о цветке, о молоденьком листочке, о муравье, о жучке.

IV. Итог урока.

– Что нового вы узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательность – один из приемов привития интереса учащихся с нарушением зрения к изучению русского языка

успех в обучении и воспитании обеспечивается творческим подходом, позволяющим на деле сформировать у детей потребность учителя, умение рационально работать, развивать их мыслительные способности, рече...

Проверочные работы по темам "Слова, слова, слова...", "Звуки и буквы", "Глагол", "Предлоги". Русский язык 2 класс, "Школа России".

Проверочные работы по темам "Слова, слова, слова...", "Звуки и буквы", "Глагол", "Предлоги". Работы содержат оценочные листы. Легко выполнить диагностику усвоения материала....

Статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики"

Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Анализ учебно-методического комплекта "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманн...

Статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики"

Вашему вниманию предлагается статья на тему: "Анализ УМК "Перспектива" с точки зрения возможности достижения планируемых результатов в рамках гуманно-личностной педагогики". Р...

Обобщение опыта учителя начальных классов по теме: Система изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка в начальной школе.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного зап...

Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс, с.4-5, вариант 1, вариант 2).

ШКОЛА 2100Проверочная работа № 1 по теме «Части слова. Корень. Буквы согласных в корне слова». («Проверочные и контрольные работы по русскому языку», 3 класс,  с.4-5, вари...