Дидактический материал по русскому языку для 1 класса Формирование орфографической зоркости по теме «Слова, с непроверяемым написанием»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Дидактический материал по русскому языку для 1 класса
Формирование орфографической зоркости по теме «Слова, с непроверяемым написанием»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_uprazhneniy.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал по русскому языку для 1 класса
Формирование орфографической зоркости по теме «Слова, с непроверяемым написанием»
Виды упражнений для формирования орфографической зоркости
1. Домик» - пособие при обучении грамоте.
Каждое слово анализируется, собирается его звуковая модель, ставится ударение.
МАК - это предмет
– дается характеристика каждому звуку
М ạ К МММАК МАААК МАККК -
слово записывается печатными, а потом письменными буквами.
2. Самоконтролю помогает «волшебный квадрат» (сторона 5 см).
Этот квадрат лежит в тетради ученика и обладает «волшебной» силой. Он возвращает на место все пропущенные буквы. Двигая квадрат по слову, ученик как бы тормозит движение глаз, проверяет 1 слог, 2 слог, заставляет глаз быть внимательнее. Этот простой прием дает хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.
3. По мере изучения новых тем и правил добавляются другие приемы проверки написания слов. Например, при изучении сочетаний жи-ши предлагается списать упражнение и найти 5 слов с жи и 3 – с ши.
По мере изучения новых орфограмм на доске могут быть такие задания:
– Найти 3 слова с проверяемой безударной гласной, 2 слова с разделительным ь знаком, 1 слово с сочетанием ча и т.д.
4. Когда в упражнении дается задание, вставить пропущенную букву, учитель на доске записывает эти слова и закрывает занавеской. Когда ученики заканчивают упражнение, учитель открывает одно слово и просит прочитать слово по слогам. Дети находят слово в упражнении и проверяют его.
- При изучении какой-либо темы учитель ежедневно дает задание подчеркнуть изучаемую орфограмму. Например:
дуб – дубы, столы – стóл
и т.д., заостряя внимание ребят на орфограммах.
- На доске:
2 слова на безударную гласную,
2 слова на парную согласную,
2 слова на непроизносимую согласную,
2 слова с непроверяемой безударной гласной,
2 слова с удвоенной согласной.
Задание:
Выписать слова с непроверяемыми безударными гласными.
Эти постоянные упражнения формируют орфографическую зоркость.
7. Написать 5 слов с непроизносимыми согласными и подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимые согласные, то ему нечего будет подчеркивать после того, как учащиеся написали 5 слов по памяти, учитель открывает доску, на которой написано 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчеркивая орфограмму. Это упражнение можно использовать при изучении любой орфограммы.
8. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огонек». На доске дописано упражнение. Ученики зажигают огоньки под изучаемыми орфограммами, т.е. прикрепляют красные кружки, а потом записывают в тетрадь.
- Письмо с проговариванием.
Артикуляция является составной частью в процессе письма. Необходимо при диктовке произносить слово орфографически. Ученик диктует слово по слогам, называя гласные, четко проговаривая каждое слово.
- Письмо с комментированием.
Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Эта работа ведется с 1 класса.
- Перед диктантом, изложением, сочинением следует выписать все трудные слова и включить их в работу на уроке. Это может быть словарная работа, творческая. Дети читают их хором, индивидуально, орфографически, орфоэтически, объясняют написание орфограмм, составляют предложения. Это дает возможность предупредить ошибки.
- После проведения диктанта учитель выписывает в отдельную тетрадь все слова, в которых ученики допустили ошибки. На следующий день учитель выписывает их на доску. Дети объясняют орфограммы в этих словах, проговаривают их хором. А затем учитель составляет из этих слов небольшой диктант на 3-5 минут. Диктанты проверяют, а ошибки, т.е. слова с ошибками опять выписывают на доску. Дети анализируют их устно, затем дается диктант из этих слов, и так до тех пор, пока дети не усвоят все слова.
- Диктант с постукиванием, (но не контрольный).
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-нибудь орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограммы.
- Диктант с обоснованием.
Учитель диктует слова, например, с безударными гласными, проверяемыми ударением. Ученик должен сначала записать проверочное слово, а потом то, что диктует учитель.
- Диктант «Найди слово».
Учитель диктует несколько предложений и дает задание – подчеркнуть те слова, написание которых можно проверить. Все эти диктанты должны быть небольшими по объему 2-3 предложения.
16. Нельзя забывать о повторении трудных тем на уроках. На каждом уроке отводится 5 минут на повторение. Причем на неделе повторяется только одна тема.
Например, повторяем тему «Разделительный ь знак»:
понедельник - 10 слов с объяснением,
вторник - те же слова, но без объяснения,
среда - слова, в которых во вторник допустили ошибки,
четверг - диктант, насыщенный словами с разделительным ь знаком,
пятница - новый диктант из слов, в которых допустили ошибки.
И если все-таки ученики допускают ошибки в словах с разделительным ь знаком, всю следующую неделю нужно заниматься повторением этой темы.
17. Диктант «Проверяю себя».
Направлен не только на развитие способности обнаружить орфограмму вообще, но уметь определять свои личные затруднения. Это упражнение дает право ученику на пропуск в слове той буквы, в написании которой он не уверен. Эти «дырки» заполняются в процессе работы со словарем, консультации учителя, соседа, учебника.
18. Графическое выделение орфограмм.
Вместо развернутого комментирования используется подчеркивание орфограмм, обозначение знаков проверки. Это не что иное, как включение обоснования в процесс самостоятельного письма.
Например:
Стáл он искáть в лесý пúщу.
- могу проверить,
- по словарю,
- знаю правило,
? сомневаюсь, не знаю.
Эта работа позволит контролировать у детей степень сформированности 03, т.к. дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Это очень трудная работа. Учителю следует добиваться осознанности действий.
19. Сигнальные карточки.
Вырабатывают хорошую реакцию, готовность к быстрым действиям. Их можно изготовить в виде книжки – раскладушки, на которой разным цветом обозначаются буквы е и и в окончаниях существительных, имен прилагательных, глаголов, цифры для определения склонений существительных, спряжения глаголов, а также количество орфограмм.
Перфокарты –
Орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда в течение нескольких минут проверяется правильность написания безударных гласных в словах.
20. Выборочный диктант и выборочное списывание.
Их систематическое проведение дают очень хорошие результаты, т.к. решают две задачи: организуют опознавание слов с нужной орфограммой при слуховом и зрительном восприятии текста. Данное упражнение обеспечивает межпредметную связь с уроками классного и внеклассного чтения.
21. Подготовка заданий для товарища на изученное правило.
В качестве домашнего задания предлагается записать в столбик 5-10 слов на изучаемое правило.
Проверять задание следует вдвоем. Автор шепотом читает слово, устно выделяет корень.
Сосед оценивает его работу:
+ если считает слово подходящим
? если не уверен
зачеркивает – если нашел его неподходящим.
Второй этап работы начинается с обмена заданиями с соседними партами.
Теперь каждый ученик работает самостоятельно: выделяет корень, вставляет пропущенные буквы. Этот прием ценен тем, что в процессе совместной работы реализуется принцип воспитания в обучении, т.к. взаимное общение предполагает внимательное отношение друг другу, необходимость прислушиваться к мнению товарища, работать спокойно.
22. Взаимоконтроль по процессу при работе в парах.
Учащимся предлагается выполнить упражнение по учебнику. Первое предложение читает один ученик, называет орфограммы и вполголоса объясняет соседу трудные написания. После этого оба ученика записывают это предложение. Затем второй ученик ведет пояснение и т.д.
Взаимоконтроль исключает ошибки, формирует у них умение рассуждать, обосновывать свой ответ, развивается речь учащихся.
Все эти виды упражнений известны, но зачастую выполняются без целевой установки, связанной с определением места нахождения орфограммы. Опыт показывает, что только проведение целенаправленной работы по формированию 03 может дать положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по русскому языку по теме "Написание слов с разделительным твердым знаком".
Часто ученики допускают ошибки при написании слов с разделительным твердым знаком: замена твердого знака на мягкий знак или отсутствие твердого знака в слове. Поэтому для учащихся разработан дидактиче...
Применение модульной технологии в начальной школе на уроках русского языка при прохождении темы: "Слова с непроверяемыми написаниями"
Доклад для МО на тему: "Обучающие модули"...
Упражнения по русскому языку по теме: "Слова с непроверяемым написанием."
Упражнения созданы для работе с интерактивной доской. Программа Notebook....
Формирование орфографической зоркости по теме «Слова, с непроверяемым написанием»
Введение. Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, тр...
Дидактический материал по русскому языку по теме: «Написание слов с разделительным твердым знаком».
Материал можно отрабатывать, как для закрепления темы, так и для контрольного среза....
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Школа РОССИИ", тема "Слова с непроверяемыми написаниями"
Презентация поможет провести словарную работу на уроке русского языка...
Дидактический материал по русскому языку для 2-го класса по теме "Парная согласная"
Материал передставляет собой презентацию с заданиями по теме "Парная согласная"...