Конференция на тему: «Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости развития самоконтроля»
статья по русскому языку (4 класс) на тему

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приёмы. Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение таких слов строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у детей все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. А сам процесс познания сделать интересным. Этот процесс должен быть направлен на активизацию мыслительной деятельности учеников — обдумывание, обсуждение, рассуждение, доказательство, систематизацию и обобщение полученных знаний. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся большую роль играют познавательные задачи. При решении которых ученики, опираясь на полученные ранее знания всё - таки испытывают определённые затруднения, преодолевая которые, организуют поиск правильного решения. Особенно эффективна работа, если она ведётся в системе и по мере продвижения наблюдается усложнение материала.

Грамотность - орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. Именно в начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Сформировать орфографическую зоркость - значит научить ребёнка думать над языком, а не заучивать десятки правил, не переписывать сотни упражнений из учебников в тетрадь. Научить слышать и видеть орфограммы развивать способность при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирующим надобность в правилах и умении грамотно писать.

Думать и получать положительный «опыт сотрудничества» с русским языком, который абсолютно обязателен именно в начальных классах. Для учителя прежде всего важно научить, а для того, кто пишет, - научиться ставить перед собой орфографические задачи и затем постепенно научиться их решать.

Учителя, родителей и учащихся всегда волновал вопрос: почему в письменных работах всегда много ошибок? Почему детей так пугают слова «диктант», «изложение», «сочинение», «творческая самостоятельная работа»? Школьники устно прекрасно рассказывают о правилах правописания, а в словах на письме орфограмм не видят, теряются в определении места орфограммы, не могут подобрать проверочное слово. Дизорфография сопровождает ученика все годы обучения, и не секрет, что и взрослое население нашей страны не обладает достаточным навыком грамотного письма. Это происходит потому, что падает престиж русского языка в мире.

Детей нельзя оторвать от телевизоров и компьютеров. Они, несомненно, развиваются, расширяют кругозор, но книгу заменить нельзя ничем. Чтение без желания приводит к тому, что дети читают невнимательно, не вглядываясь, не вудмываясь, не запоминают читаемые слова. Ошибки проявляются па письме.

Одним из стратегических направлений современного образования является личностно - ориентированное обучение. Приём и переработка информации у каждого ребёнка происходит по - своему, в зависимости от доминантного типа восприятия. А орфографические умения и навыки в силу своей специфики опираются на слуховые , зрительные восприятия, на кинестические ощущения и мышечные движения пальцев.

Исходя из этого, пи обучении необходимо использовать не один сенсорный анализатор, а не все анализаторы в равной степени, а именно тот, который у того или иного ребёнка ведущий.

В процессе обучения орфографии начальным психологическим процесса восприятия будут соответствовать этапы ознакомления с орфограммой и орфографическим правилом. Это происходит посредством визуального канала.

На этапе формирования орфографического умения ориентируются на слуховое восприятие.

Так правописание гласных в корне слова, правописание парных согласных в корне слова требуют нахождения, варианта слова с данной орфограммой , стоящей в сильной позиции. Для этого требуется не только сформированный навык подбора однокоренных слов. Но и развитый фонематический слух, позволяющий определить сильную позицию для орфограммы. Высокий уровень развития фонематического слуха позволяет школьнику контролировать свою орфографическую грамотность непосредственно во время написания, а не после того, как осуществляется проверка путем визуального поиска ошибок.

В начальной школе изучаются правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, правила правописания безударных личных окончаний глаголов. Эти правила представляют определён­ную трудность для всех школьников, так как овладение им требует понимания или запоминания схемы, которую невозможно перевести на сенсорный уровень (услышать, увидеть, почувствовать).

Высокого уровня грамотности можно достичь путём использования упражнений, направленных на различные сенсорные каналы. Например, слуховые диктанты - средство, позволяющее поэтапно увеличивать объём запоминаемого материала.Эти диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой путём соотнесения речи звучащей и письменной. Такие диктанты способствуют увеличению объёма слуховой памяти учащихся.

Работа в форме диктанта, когда задействуется аудиальная (слуховая) система ребёнка, важна с точки зрения формирования орфографической зоркости. При такой форме работы привлекается внимание школьника к фонетической структуре слова, формируется умение обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях слухового восприятия.

Зрительные диктанты направленные на развитие точности запомина­ния ни развивают точность зрительного восприятия, тренируют память, активизируют мышление и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.

Учитывая это, учителя начальных классов организуют свою работу, направленную на совершенствование орфографической зоркости учащихся.

     Усвоение правила правописания – сложный психологический процесс, который при достаточном развитии высших психических функций т.е. умения отвлечься от конкретного содержания, увидеть сходство и различие, общие закономерности и на этой основе  сделать определённые выводы, обобщения, что окажет влияние на выработку ассоциаций орфографического рода.

      Для совершенствования орфографической зоркости и необходимо научить учеников ставить орфографические задачи и решать их, т. е. пользоваться алгоритмом.

1.      Найди орфограмму.

2.      Определи её тип.

3.      Наметь способ решения в зависимости от типа орфограммы.

4.      Определи последовательность « шагов».

5.      Выполни намеченную последовательность действий.

6.       Напиши   слово в соответствии с правилом.

7.      Осуществи самоконтроль.

Уместно применение алгоритмов – памяток.

                                                ПРОВЕРЬ!

  1. НЕ   ПРОПУСТИЛ ЛИ ТЫ  БУКВУ?

2.ПРАВИЛЬНО ЛИ ТЫ НАПИСАЛ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ,  ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ СОГЛАСНЫЕ?

3. НЕ УВЕРЕН     -  СПРОСИ УЧИТЕЛЯ!

   

  1.  С КАКОЙ БУКВЫ ПИШУ СЛОВО?

    2.ЕСТЬ ЛИ В СЛОВЕ ПРИСТАВКА?  КАК ПИШУТСЯ ПРИСТАВКИ СО       СЛОВАМИ?

    3.ЕСТЬ ЛИ В СЛОВЕ ДРУГИЕ ОРФОГРАММЫ?  КАКИЕ?   НАЗОВИ.

                        В 1классе создаётся основа для выработки навыка правописания. Внимание детей фиксируется на словах двусложной структуры  типа –

             сосна – сосны, поля – поле. Во 2 и 3 классах работа усложняется. Ребята учатся проверять слова путём изменения формы слова и подбора родственных слов: весна – вёсны, поле – полевой, поля. В 4 классе правописание безударных гласных закрепляется, причём берутся слова сложной структуры: с приставками, суффиксами, большим количеством орфограмм. Очень важно, чтобы ребёнок представлял состав слова, умел определить в  какой части слова находится данная орфограмма. Разобрав слово, ребёнок безошибочно определит, что первую безударную гласную проверять не надо (например, в слове посмотрела), так как это приставка – по -, на письме не изменяется, следовательно, акцентировать  внимание на корне – смотр – и изменить слово так, чтобы гласную в слове поставить под ударение.  Эта работа должна проводится ежедневно. Помня, что однообразие снижает интерес, следует предлагать детям разнообразные задания, цель которых – повысить грамотность.

 Виды заданий:

1.Из домашнего задания выписать слова с безударными гласными, выделить в них корень, подобрать проверочные слова.

2.Выборочный диктант. Записать из прочитанного текста только слова с безударными гласными, поставить в них ударение.

З.К словам   посидеть, стирать, подсинить подобрать такие слова, с которыми можно составить словосочетания (посидеть на скамье, стирать бельё, подсинить воротник)

4.От данных слов образуйте по 2 - 3 родственных слова. Выделите корень, подчеркните безударные гласные в корне (ночь, стрела, свет, лесник)

5.Составить предложение о ВЕСНЕ, употребив слова с безударной гласной в корне.   (Весна в этом году была холодной и дождливой)

6.К данным словам подберите проверочные, поставьте ударение, безударную гласную подчеркните^ волновать, волнистый, волнение, волна) 7.Подолжите ряд родственных слов, в проверочном слове поставьте ударение (повязка, завязать.... Удивлять, удивительный... Сцепить, цепкий....)

8.Запишите 5 слов с безударной   гласной   -О-, -А -, -Я-, -Е -, -И-.(Задание можно разделить на несколько уроков)

9. Сравните слова (кормит, кормилец, кормушка; звонок, звонкий, звонить). Подчеркните проверочное. Что общее в словах? Выделите.

Ю.Запишите предложение по памяти. Подчеркните в словах безударные гласные, проверяемые ударением:

(Черёмуха душистая с весною расцвела.

Хороши и чисты берёзовые молодые рощи весной).

11 .Выпишите сначала слова с безударными в корне, проверяемыми ударением, затем слова, с безударными гласными, не проверяемыми ударением: (греметь, беречь ,обтянутъ, сохранить, печально, встречать, волновать, удивить)

12.Запишите по 2 существительных, прилагательных, глагола с безударными гласными, проверяемыми ударением.

13.Составьте 2 — 3 предложения о зимних играх. Слова с безударными гласными, проверяемы    

 В  своей работе использую материалы страниц журнала « Начальная школа».

 

 ТЕМА «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ»

                                                   ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.Я иду по тропе.

2.Сова видит ночью.

3.  Сарай для скота.

4. Зреют спелые плоды.

5. В лесу много грибов.

 6.У нас много озёр.

7. Во дворе стоит собака.

8. Почтальон принёс письмо.

9. В лесу листопад.

10. Часы пробили три раза.

                                                      СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ

1.Узкая тропинка ведёт через поле.

2.Хорошо жили птенцы в гнезде.

3.Этот медведь живёт в горах.

4.Настя сама сварила гороховый суп.

5.Далеко в низу синела вода.

6.По воде плыли листочки.

7.Собака Динка выследила ёжика.

8.берега реки желтели от цветов.

 9. В небе появился косяк журавлей.

 10.Коля сидел в первом ряду.

           После выполнения работы предлагаю детям взаимопроверку работ.

Ошибки в тетради товарища исправляют только карандашом.

          Зрительный диктант  проводится параллельно со слуховым диктантом  и предшествует ему.  Этот набор рассчитан на 10 уроков.

        Можно применять зрительные диктанты с “опасным» местом в слове. Орфограмма выделяется на доске цветным мелом.

         У реки   рос дуб.

         У дуба стоял   Антон.

         Он пас   коров.

Понять правило правописания безударных гласных  помогают

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

                                    Cказка « Два корня»

 

Встретились однажды два корня.

- Здравствуй, говорит корень дерева. Я корень, а ты кто?

_ Здравствуй, - отвечает корень слова. Я тоже корень.

- Я в земле живу, - сказал первый. А ты где?

 - -- А я живу в словах,  - ответил второй,

-   Ну, какой же корень может жить в словах? — усмехнулся первый.

Вот я корень так корень!  Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или могучее дерево. А от тебя что растёт1'?

-  Не хвастайся. - отвечает с улыбкой другой. От меня и других таких же корней,
как я. тоже вырастают целые кусты, только не растений ,а новых слов, Посмотри
-- ка,. сколько разных слов выросло из одного корня - ЛЁТ-

ЛЕТЧИК     ПРИЛЁТ

ПЕРЕЛЁТ 

        ПОЛЁТ
УЛЕТАТЬ                                                                               ПЕРЕЛЕТАЕТ

 

Подумаешь! ..... не унимался первый. Зато на кустах и деревьях, которые от меня

вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь.

-А без слов, которые от меня вырастают, ты не съешь ни одного твоего растения и фруктов,  и ягод да же и назвать нельзя! -- не сдаётся второй.

( Услышали ссору  люди).

- Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения   вырастут,  очень нужны и те, от которых новые слова вырастить можно.

Согласились корни и стали дружно работать; один новые растения выращивает, другой - новые слова создаёт. У каждого своя работа, но важная н нужная.

Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов есть корень - общая часть всех родственных слов, часть,  от которой они все произошли.

 

Вот как потрудился корень    - ДЕЛ -

поДЕЛка. ДЕЛа, ДЕЛатъ, безДЕЛьник, ДЕЛовой, ДЕЛьный,отДЕЛка, ДЕЛовнтый, переДЕЛка,   безДЕЛьник, ДЕЛец.

 

                                                   «СМОТРИ В КОРЕНЬ»

ЦЕЛЬ: учить  наблюдать  за  единообразным написанием корня слов; видеть в слове орфограмму.

На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной в корне, а рядом с каждым проверочным словом по 2-3 слова с безударной гласной.

 

 

С нег   - сн.жок, сн.жинка Бок - о.ка. о.ковой

Дождь - л.ждик, л.жлевой Крик - кр.чать. кр кун Мир - м.рный , м.ригься Скрип – скрлип -  скр.егь. скр .у!учий

Волны •• в,л па, в.дновать Толстый - тлстяк, т.лстеть

Вар – в . ренье, в . рить

 

По аналогии подбираются другие «цепочки» слов,

Эту игру можно использовать но - разному; для индивидуальной проверки знании, для работы в парах, для фронтальной работы с применением сигнальных

карточек (с гласными буквами млн сигналы «да.............. не г»)

Можно, закрыв слова с безударной гласной, предложить детям для работы слова с пропуском, а по окончанию работы, открыв проверочные слова, выполнить самопроверку.

                                  «ИНТЕРЕСНЫЕ ПАРЫ»

Цель: совершенствовать орфографическую зоркость;

      формировать способность применять правила проверки слов и грамотного правописания.

В русском языке есть слова, в которых в корне стоит парная согласная , Это слово будет проверочным для однокоренного слова с безударной гласной. 'Такие слова образуют пары.

 ПЛ. . ДЫ   -  ПЛОД ;   С  . ДЫ – САД ;    Р . ГА -  РОГ ;    СТ . ГА -  СТОГ;

                  СН . ГА -       СНЕГ                           Н . ЖИ  -  НОЖ

                   Х . ДЫ - ХОД                                   ЭТ . АЖИ – ЭТАЖ

 

                   СН. . ПЫ -  СНОП;      Т . ЗЫ – ТАЗ.    

 Кроме того проверочной может быть форма слова.

                                                 «ОДИН – МНОГО»

                  ТР . ВА – ТРАВЫ;    СТР . НА – СТРАНЫ;

                  З . МЛЯ – ЗЕМЛИ;    В . ДА – ВОДЫ;   В . ЛНА – ВОЛНЫ;

Очень важно направлять внимание учащихся на поиск нужной орфограммы.  Можно предлагать это задание без пропусков букв, давая установку: найти слова с безударной гласной.

 

    Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема грамотности учащихся. На самом первом этапе обучения очень важно учить детей слуховой зоркости, т.е. слуховому восприятию, потом зрительной зоркости – зрительному восприятию.  Проводимые диктанты анализирую в двух направлениях: количество ошибок и классификация их по орфограммам.  Дети допускают ошибки по разным причинам: 

- незнание правил;

-знание правил, но неумение их применить;

-мало и плохо читают, допуская ошибки;

-плохо развита память;

- нет помощи со стороны родителей.

        Разработала ПАМЯТКУ работы над ошибками. Она есть у каждого ученика. Организуя работу, использую приём взаимопомощи (работа в парах, «сильный» помогает слабому).

Привлекаю детей к самостоятельному поиску ошибочной орфограммы. Для этого на полях делаю пометку, не исправляя ошибку, ( учитываются способности ребёнка). Слабоуспевающим  подчёркиваю  место ошибки, пишу слово с пропуском, чтобы привлечь их внимание, прописываю орфограмму , выделив её .На доске с использованием цветных мелков, записываю слова с типичными ошибками  и т. д. Вся эта работа последовательна и находится под контролем учителя.

       Для выработки грамотного письма  необходимо:

  - звуковой анализ, т. е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма;

 - знание правил орфографии

- самоконтроль.

         Знать правило недостаточно, его надо уметь применить. Для этого ученик должен овладеть целым рядом умений: умением различать части речи, грамматические признаки слов, части слова и звуки речи, умением видеть «опасные» места, требующие применения правил, владеть   приёмами умственной работы.

          На уроках для развития зоркости использую  ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ  ПРО   ГОВАРИВАНИЕ  слов с «опасной» орфограммой.       

         2.Повторение правил с изученной орфограммой с обязательным подбором слов (примеров на данное правило).

         3.Письмо с проговариванием (ученик диктует, произнося слова орфографически).

          4.Письмо с комментарием. Элементы этого вида включаю в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока. Ученик диктует и объясняет все орфограммы.

        5.Игровые моменты, привлекающие внимание детей к данной орфограмме.

        Например:

                       ИГРА   «ПУТАНИЦА»

Цель: учить различать слова с разными орфограммами в корне;

           Совершенствовать умение подбирать проверочные слова.

               (Можно проводить по командам, группам или индивидуально.)

Написаны на карточке  или лежат в конверте (написаны на полосках бумаги)

слова с «опасными местами» - пропусками орфограмм. Но  вот беда, слова перепутались,  смешались слова с проверяемыми  парными согласными, слова с проверяемыми  безударными гласными  и слова – ловушки с непроверяемыми орфограммами.

ЗАДАЧА  - «распутать» слова,   записать их, подобрав проверочные.

1 группа – проверяемая безударная гласная;

2 группа – проверяемая парная согласная;

3 группа – слова – ловушки.

 

ЗЕЛ. НЬ                                   ВЕРЁ.  КА                                  Б.  ГАЖ

З.  ВОД                                     БЕСЕ.  КА                                ТРА.  КА

Р.  КА                                       РЫ.  КА                                     МОРО.

М.  РОЗ                                    Б.  ЖАТЬ                                  В АРЕ.   КА

В Л.  СУ                                   НА  П.  ЛЯНКЕ                       СН.  ЖИНКА

ВТОРОЙ ВАРИАНТ  КАРТОЧЕК.

 

    СКОЛЬЗКИЙ                                    КОМНАТА                             МОРСКОЙ

    ДЕРЕВНЯ                                          ВЫБЕЖАТЬ                           КАРТОФЕЛЬ

    СОБАЧКА                                        БОЛЬШОЙ                             СНЕГ

     ДРУГ                                                УЗКИЙ                                   ЗЕМЛЯ

     СТРАНА                                          ЛЕСТНИЦА                          ПОЛЗТИ

                       ИГРА «СОГЛАСЕН ИЛИ НЕТ?»   

Цель: учить правильно подбирать проверочные слова, опираясь на правило,

           обосновывать  свой выбор.                                                

  

ПОВЕРНИСЬ  НА Б.  ЧОК   (БАК)

 

СВ . ЗАТЬ  НОСКИ     (ВЁЗ)

 

ШЁЛ  НАПР МИК  (ПРЯМО)

 

КР . ЮШКА ХЛЕБА    (КРОШКА)

  ЗАДАЧА – объяснить, принимают они проверку или нет.   Записать правильные слова для проверки, а рядом проверяемые, вставив пропущенную букву.

Можно предложить примём взаимопроверки или ключ к заданию,  для осуществления самоконтроля.

          1 -   О,     2-  Я,     3 – Я,    4 – А.      

На уроке имеют  карточки с заданиями типа:

         Выбери из предложенных слов слова  с парной согласной, подбери проверочное.

СКОЛЬЗКИЙ,    ДЕРЕВНЯ, СОБАЧКА, ДРУГ, СТРАНА,  КОМНАТА, ВЫБЕЖАТЬ,

БОЛЬШОЙ, УЗКИЙ, ЛЕСТНИЦА, МОРСКОЙ, КАРТОФЕЛЬ, СНЕГ, ЗЕМЛЯ,

ПОЛЗТИ.

      Подчеркни орфограмму.

Выбери из предложенных слов слова  с  непроверяемой орфограммой.

СКОЛЬЗКИЙ,    ДЕРЕВНЯ, СОБАЧКА, ДРУГ, СТРАНА,  КОМНАТА, ВЫБЕЖАТЬ,

БОЛЬШОЙ, УЗКИЙ, ЛЕСТНИЦА, МОРСКОЙ, КАРТОФЕЛЬ, СНЕГ, ЗЕМЛЯ,

ПОЛЗТИ.

      Подчеркни орфограмму.

        Выбери  слова с парной согласной, подбери проверочные.

 

ЗЕЛ . НЬ.   З . ВОД,   Р . КА,М . РОЗ. В  Л . СУ,    ВЕРЁ . КА,  БЕСЕ . КА, РЫ . КА, Б .          ЖАТЬ.  НА  П . ЛЯНКЕ,  Б . ГАЖ, ТРА . КА,   МОРО,  ,ВАРЕ . КА,  СН . ЖИНКА.

 

   Выбери слова с проверяемой безударной гласной, подбери проверочные.

 

     СКОЛЬЗКИЙ, ДЕРЕВНЯ, СОБАЧКА, ДРУГ, СТРАНА, КОМНАТА,   ВЫБЕЖАТЬ,

      БОЛЬШОЙ, УЗКИЙ,ЛЕСТНИЦА, МОРСКОЙ,   КАРТОФЕЛЬ, СНЕГ,    ЗЕМЛЯ,   

      ПОЛЗТИ.

Выбери слова -  ловушки  с непроверяемыми орфограммами.

  СКОЛЬЗКИЙ. ДЕРЕВНЯ, СОБАЧКА, ДРУГ,СТРАНА, КОМНАТА,   ВЫБЕЖАТЬ,

  БОЛЬШОЙ. УЗКИЙ, ЛЕСТНИЦА, МОРСКОЙ, КАРТОФЕЛЬ,СНЕГ, ЗЕМЛЯ.

  ПОЛЗТИ.

Выбери слова с проверяемой безударной гласной, подбери проверочные.

ЗЕЛ .НЬ, З. . ВОД, Р . КА, М . РОЗ,  В    Л . СУ,   ВЕРЁ . КА,  БЕСЕ . КА,  РЫ . КА,                         

  Б . ЖАТЬ,  НА  П . ЛЯНКЕ,   Б . ГАЖ,  ТРА . КА,  МОРО . ,   ВАРЕ . КА,  СНЕ..   .  

Выбери слова с проверяемой парной согласной. Подбери проверочное.

ЗЕЛ .НЬ,    З . ВОД,  Р .  КА,  М . РОЗ,  В  Л . СУ,   ВЕРЁ . КА,  БЕСЕ . КА,   РЫ . КА,

 Б . ЖАТЬ,   НА  П . ЛЯНКЕ,  Б . ГАЖ,    ТРА . КА,    МОРО. ,  ВАРЕ . КА,   СНЕ . .

Выбери   слова – ловушки с непроверяемыми орфограммами.

ЗЕЛ . НЬ.    З . ВОД,   М . РОЗ,   В  Л . СУ,  ВЕРЁ . КА,  БЕСЕ . КА,    РЫ . КА,

Б . ЖАТЬ,     НА  П . ЛЯНКЕ,   Б . ГАЖ,    ТРА .КА,   МОРО . ,  ВАРЕ . КА,    СНЕ . .

Какое слово лишнее?   1. «Третий лишний»

                                           БЕЛКА; ПОБЕЛКА; БЕЛИТЬ;

                                           СМЕШНОЙ;  СМЕШИТЬ;  СМЕШАТЬ.   

                                            ЛЕСНИЧИЙ;  ЛЕСТНИЦА;  ЛЕС.

                                                              2» Назови ошибку».

Выдели слова, обозначающие предметы.

                                    СТОЛ, ДОРОГА, ЛЕСНОЙ, ОГОРОД;

                                    МОРЯК; ПРИЕХАЛ, УЧЕНИК, КРАСИВЫЙ

 

                                     3. « Торопись, да не ошибись» .

Называются слова на изучаемое правило, дети записывают их, подчеркивают орфограмму или показывают учителю сигнальной карточкой букву.

                                  З.МЛЯ, СТР.НА, П.ЛЯНА, В.ЛНА, ТР.ВА,

 Иногда для проверки  записи предлагаю ключ^

                                   Е              А                О            О             А  

  или                          Е -1        А   - 2         О   -2                                         

                                                                  4. «Найди опасное место»

Произношу слова,  дети, как услышат звук, требующий проверки, хлопают в ладоши, доказывают правильность написания.

                               СНЕГ,ДОМ, ЗИМА, МАМА, МЯГКИЙ.

                               КОРМ, СОСНА, ЛЕСНОЙ, КОРМУШКА.

           

                                     5. «Учитель – ученик»

     Когда подобные задания даёт одноклассникам ученик, выступающий в роли учителя.

                                          6. Играем в «запоминалки»

Детям предлагаю четверостишия  на определённое правило :

                        Не чудесно, не прекрасно,

                         А ужасно и опасно

                         Букву Т писать напрасно,

                         Интересно? Всем известно, как прелестно

                         Букву Т писать уместно.

              Словарные слова.

                             Дама сдавала в багаж

                             Диван, чемодан, саквояж,

                              Картину, корзину, картонку

                             И маленькую собачонку.

8.      «Куда спряталась буква?»

 

                                СТУЛ- СТУЛЬЯ,   БРАТ – БРАТЬЯ, ПЕРО - ПЬЕРО                                        

                                                                        

       Детям очень нравится искать ошибки у других, в 1 классе ошибки допускали сказочные герои.  Даётся текст с ошибками, цель учеников найти их и исправить.

В 4 классе предлагается «отредактировать» текст.

    Например:   

  Стаят силные марозы. На диревях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит сваим     кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр покрыл халодную землю.

           В этом тексте допущены ошибки на безударные гласные и парные согласные. В зависимости какое правило отрабатывается, какую цель ставит перед собой учитель такой текст и предлагается. Можно   дифференцировать с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

      Задания, направленные на совершенствование орфографической зоркости  разнообразны. Я отдаю предпочтение тем, которые требуют не только вставить пропущенную орфограмму,    но и выделить слова на то или иное правило.

             Выбери из предложенных слов слова с безударной гласной:

      СНЕГ,   СНЕЖОК, РОБКИЙ, ЧЕСТНЫЙ ,РЕКА ;

                    ЗИМА,     РЕЗКИЙ, ГЛАДКИЙ, СЕРДЦЕ, ТРАВА.

  Можно, предлагая это же задание давать слова с пропусками.

                   СНЕ.   СН.ЖОК,   РО.КИЙ,   ЧЕС? НЫЙ,  Р.КА.

                   З.МА,    РЕ.КИЙ,   ГЛА.КИЙ,  СЕР.ЦЕ,  ТР.ВА.

                                                        

      Для    формирования навыка грамотного письма  использую КАРТОЧКИ - ТЕСТЫ.

      Зачеркни неверную букву.

                      ТР (О,А) ВА, З(Е,И) МЛЯ, М(А, О) РОЗ,  СН(И,Е) ЖИНКА;

                                       

                       ПЛИ(Д,Т) КА, НО(Ж,Ш) КА,  МОРКО(Ф,В) КА;

                                        

                        ПЛОЩА(Д,Т) Ь,  В(РА,О) БЕЙ,   В(И,Е)РХУ(Ж,Ш) КА,

 

Около проверочного слова поставь   +

                      ПЯТЬ,   ПЯТЁРКА,      ПЯТЫЙ;

                      НОЧНОЙ, НОЧЬ, НОЧЕВАТЬ;

                      ПИСЬМО, ПИСЬМЕННЫЙ, ПИСЬМА.            

                          

Запиши по порядку только пропущенные буквы

                      ГОР.Д,   М.ШИНА, З.ВОД,      УЧ.НИК .

                                   (о,    а,    а,      е)     

     Такой вид работы даёт  учителю возможность за короткое  время  проверить насколько дети усвоили материал.  Подобные задания можно давать по какой – то одной теме или  по нескольким орфографическим темам    («Безударные гласные  в корне слова»,  « Проверяемые согласные в корне слова»,  « Употребление ь  для обозначения мягкости согласных», « Разделительный Ь» и т.д.).

       Орфографическая грамотность закладыается  в начальных классах. Однако, у большинства детей он за годы обучения  в начальной школе не формируется. Необходимо развивать у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, главная задача – формировать орфографическую зоркость, т. е. умение оценивать каждый звук в слове, различать в какой позиции он стоит (сильной или слабой). В сильной позиции стоят: гласные звуки под ударением ,звук /у/, сонорные согласные и парные согласные перед сонорными и /в/, а также все согласные звуки перед другими согласными.

         Посчитаем, сколько орфограмм в строчках:

  Ветерок спросил пролетая;

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

      В любом тексте основную массу составляют  орфограммы, связанные  с выбором  буквы для  обозначения звука в слабой позиции. В этих строчках более 30 орфограмм.  Ребёнок видит, что слова пишутся не так, как слышатся. Он должен видеть орфограмму. Важно, чтобы ученик в процессе письма ставил перед собой  орфографические задачи, находил способы их решения, осуществлял эффективный самоконтроль и самооценку письма с точки зрения соответствия орфографическим нормам. Действовать надо по плану:

  1. Внимательно читаю слово.
  2. Ищу орфограмму («ошибкоопасное место»)
  3. Определяю, в какой части слова находится орфограмма.
  4.  Вспоминаю правило и применяю его.
  5. Обозначу звук буквой.
  6. Внимательно прочитаю слово.

Действуя по такому  «орфографическому» плану, ребёнок учится грамотно записывать слова, т. к. постоянно контролирует свои действия.

Все орфограммы  делим на две большие группы:

1.Связанные с произношением (жи – ши, чу – щу, ча – ща, цы – це, ци, ь, ъ; гласные без ударения, непроизносимые согласные).

           2. Несвязанные с произношением, заглавная буква, перенос, слитное и       раздельное написание и т. д.

    На уроках русского языка  провожу работу по совершенствованию орфографической грамотности и в  устной форме.  Устные упражнения

 - обогащают словарный запас учеников;

-  перерабатывают значительно больше материала;

 - ошибки, которые они допускают в устных упражнениях, не оказывают отрицательного воздействия на эмоции детей, как ошибки, исправленные красным стержнем;

-  развивают речевую деятельность.

         При устной форме работы использую средства обратной связи ( сигнальные  карточки, квадраты «ДА» -  «НЕТ», а учитель использует «СОЛНЫШКО»  (согласен с ответом -  солнышко улыбается, нет – солнышко закрыло глазки…).

Главное, чтобы детям было интересно, чтобы можно было «вылечить» орфографическую «слепоту», привить любовь к родному языку.

 Учу ребят осмысливать и анализировать свои ошибки,  развивая 

  самокритичность, рефлексивность, способность к самооценке. 

В одном классе обучаются дети совершенно разные по своим способностям. Одни, с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывают новое, могут работать самостоятельно. Другие, не сразу усваивают обязательный материал, требуют внимания педагога, с ними больше приходится работать индивидуально.

Наряду с этим встаёт проблема взаимоотношения детей внутри классного коллектива. Это психоэмоциональные особенности детей: их неумение контактировать друг с другом,   трудности межличностного общения, эгоцентризм, желание выделиться и обратить внимание учителя и учеников на себя, завышенная самооценка.

Эти проблемы очень чётко прослеживаются на учениках моего класса. Начиная с первого класса,  сотрудничаю с психологом школы. Ею было проведено обследование всех моих учеников, поступивших в 1 класс. Подбор очень сложный в плане психоэмоциональных особенностей. На протяжении четырёх лет обследовались отдельные проблемные учащиеся. С ними проводились коррекционные занятия.

Внутри классного коллектива организовывала сотрудничество детей: разбивала на группы по способностям или по интересам( во внеклассной работе), организовала взаимопомощь (пары, в которых ученик - консультант помогает своему подопечному).

Цель такой работы - повышение контактов, развитие умения вставать на место другого ученика.

Много внимания на всех уроках, во внеклассной деятельности уделяю анализу и самоанализу:

- на уроках дети оценивают ответы своих одноклассников с помощью сигнальных карточек. Каждый ответ анализируется.

-    ученик даёт себе самооценку после своего ответа;

-     уделяется внимание сравнительному анализу ( .. .Я отвечал
лучше, чем....

Сегодня я отвечал хуже, чем вчера, потому что...

Я допустил при записи слов столько - то ошибок,  значит мне надо поставить..

-          каждый оценивает свою деятельность на уроке (в баллах);

-          оценка эмоционального состояния на уроке (человечки: один
грустит, другой улыбается).

Ученик в учебном процессе должен быть субъектом, способным к самоизменению и заинтересованным в этом. «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» (Георг Зиммель). Новое качество образования определяет оценочная самостоятельность учащихся. В оценочной функции важна сформированная готовность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности. В учебном процессе организую последовательную работу по формированию умения контроля и оценки действий. На первое место выступает послеоперациооный контроль, т. е. последовательное выполнение действий в учебном процессе.

Компоненты учебного процесса:

- мотивы учебной деятельности;

целеполагание;

учебные действия;

-   действия контроля   и оценки.

Организуя деятельность учащихся, учитель должен развивать потребность детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов.

При поступлении детей в школу провожу исследование уровня готовности детей к школе. Результаты довожу до сведения родителей. В процессе обучения отмечаю успех каждого ученика, его продвижение, даже самое малое. На первом этапе обучения выступаю в роли образца - учу детей анализировать свои поступки, взаимоотношения с другими детьми, результат   обучения( использую приём самооценки и оценки одноклассниками). Поддерживаю тесную связь с психологом школы, это очень помогает в изучении индивидуальных особенностей учащихся и организации работы с ними по всем направлениям. Формируя функцию самоконтроля и самооценки, т. с. решаю задачу коррекции освоения учебного материала.

Самоконтроль тесно связан с оценкой. Оценить свою работу в баллах «5». «4», «3»или «2»(на что решится далеко не каждый ребёнок) Или словами «хорошо», «плохо» недостаточно. Предлагаю детям при оценивании использовать приём сопоставления («сегодня я отвечал лучше, потому что... или я написал и допустил ... ошибки, а Ирина .. .Она получила «4», значит мне оценка ниже.

Аналогичную работу выполняют дети по отношению друг к другу. Это подтягивает ребят, вызывает у них стремление контролировать себя, чтобы услышать в свой адрес одобрительные слова одноклассников.

При разнообразном подходе к оцениванию у учащихся повышается интерес к контролю и оценки з

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_na_temu_vidy_uprazhneniy.docx50.27 КБ

Предварительный просмотр:

          Конференция на тему:                                

«Виды  упражнений  для совершенствования   орфографической зоркости     развития самоконтроля»

Работу выполнила:

Кудряшова Раиса       Николаевна

учитель высшей категории

 СОДЕРЖАНИЕ

 1.  Обоснование актуальности проблемы.  

 2.Ведущая  тема   -  «Правописание  безударных  гласных».

3.  Виды упражнений   по совершенствованию грамотного написания

       корня слов.

4.    Анализ  и самооценка.

5.    Литература.

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приёмы. Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение таких слов строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у детей все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. А сам процесс познания сделать интересным. Этот процесс должен быть направлен на активизацию мыслительной деятельности учеников — обдумывание, обсуждение, рассуждение, доказательство, систематизацию и обобщение полученных знаний. В целях активизации мыслительной деятельности учащихся большую роль играют познавательные задачи. При решении которых ученики, опираясь на полученные ранее знания всё - таки испытывают определённые затруднения, преодолевая которые, организуют поиск правильного решения. Особенно эффективна работа, если она ведётся в системе и по мере продвижения наблюдается усложнение материала.

Грамотность - орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения. Именно в начальной школе закладываются основы грамотности, и одной из важных задач обучения русскому языку является формирование орфографической зоркости. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры, обеспечивает точность выражения мыслей и взаимопонимания в письменном общении. Сформировать орфографическую зоркость - значит научить ребёнка думать над языком, а не заучивать десятки правил, не переписывать сотни упражнений из учебников в тетрадь. Научить слышать и видеть орфограммы развивать способность при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку. Умение замечать при письме орфограммы является начальным умением, мотивирующим надобность в правилах и умении грамотно писать.

Думать и получать положительный «опыт сотрудничества» с русским языком, который абсолютно обязателен именно в начальных классах. Для учителя прежде всего важно научить, а для того, кто пишет, - научиться ставить перед собой орфографические задачи и затем постепенно научиться их решать.

Учителя, родителей и учащихся всегда волновал вопрос: почему в письменных работах всегда много ошибок? Почему детей так пугают слова «диктант», «изложение», «сочинение», «творческая самостоятельная работа»? Школьники устно прекрасно рассказывают о правилах правописания, а в словах на письме орфограмм не видят, теряются в определении места орфограммы, не могут подобрать проверочное слово. Дизорфография сопровождает ученика все годы обучения, и не секрет, что и взрослое население нашей страны не обладает достаточным навыком грамотного письма. Это происходит потому, что падает престиж русского языка в мире.

Детей нельзя оторвать от телевизоров и компьютеров. Они, несомненно, развиваются, расширяют кругозор, но книгу заменить нельзя ничем. Чтение без желания приводит к тому, что дети читают невнимательно, не вглядываясь, не вудмываясь, не запоминают читаемые слова. Ошибки проявляются па письме.

Одним из стратегических направлений современного образования является личностно - ориентированное обучение. Приём и переработка информации у каждого ребёнка происходит по - своему, в зависимости от доминантного типа восприятия. А орфографические умения и навыки в силу своей специфики опираются на слуховые , зрительные восприятия, на кинестические ощущения и мышечные движения пальцев.

Исходя из этого, пи обучении необходимо использовать не один сенсорный анализатор, а не все анализаторы в равной степени, а именно тот, который у того или иного ребёнка ведущий.

В процессе обучения орфографии начальным психологическим процесса восприятия будут соответствовать этапы ознакомления с орфограммой и орфографическим правилом. Это происходит посредством визуального канала.

На этапе формирования орфографического умения ориентируются на слуховое восприятие.

Так правописание гласных в корне слова, правописание парных согласных в корне слова требуют нахождения, варианта слова с данной орфограммой , стоящей в сильной позиции. Для этого требуется не только сформированный навык подбора однокоренных слов. Но и развитый фонематический слух, позволяющий определить сильную позицию для орфограммы. Высокий уровень развития фонематического слуха позволяет школьнику контролировать свою орфографическую грамотность непосредственно во время написания, а не после того, как осуществляется проверка путем визуального поиска ошибок.

В начальной школе изучаются правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, правила правописания безударных личных окончаний глаголов. Эти правила представляют определённую трудность для всех школьников, так как овладение им требует понимания или запоминания схемы, которую невозможно перевести на сенсорный уровень (услышать, увидеть, почувствовать).

Высокого уровня грамотности можно достичь путём использования упражнений, направленных на различные сенсорные каналы. Например, слуховые диктанты - средство, позволяющее поэтапно увеличивать объём запоминаемого материала.Эти диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему за произносимым звуком и обозначать её соответствующей буквой путём соотнесения речи звучащей и письменной. Такие диктанты способствуют увеличению объёма слуховой памяти учащихся.

Работа в форме диктанта, когда задействуется аудиальная (слуховая) система ребёнка, важна с точки зрения формирования орфографической зоркости. При такой форме работы привлекается внимание школьника к фонетической структуре слова, формируется умение обнаруживать и распознавать орфограммы в условиях слухового восприятия.

Зрительные диктанты направленные на развитие точности запоминания ни развивают точность зрительного восприятия, тренируют память, активизируют мышление и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.

Учитывая это, учителя начальных классов организуют свою работу, направленную на совершенствование орфографической зоркости учащихся.

     Усвоение правила правописания – сложный психологический процесс, который при достаточном развитии высших психических функций т.е. умения отвлечься от конкретного содержания, увидеть сходство и различие, общие закономерности и на этой основе  сделать определённые выводы, обобщения, что окажет влияние на выработку ассоциаций орфографического рода.

      Для совершенствования орфографической зоркости и необходимо научить учеников ставить орфографические задачи и решать их, т. е. пользоваться алгоритмом.

  1. Найди орфограмму.
  2. Определи её тип.
  3. Наметь способ решения в зависимости от типа орфограммы.
  4. Определи последовательность « шагов».
  5. Выполни намеченную последовательность действий.
  6.  Напиши   слово в соответствии с правилом.
  7. Осуществи самоконтроль.

Уместно применение алгоритмов – памяток.

                                                ПРОВЕРЬ!

  1. НЕ   ПРОПУСТИЛ ЛИ ТЫ  БУКВУ?

2.ПРАВИЛЬНО ЛИ ТЫ НАПИСАЛ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ,  ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ, НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ СОГЛАСНЫЕ?

3. НЕ УВЕРЕН     -  СПРОСИ УЧИТЕЛЯ!

   

  1.  С КАКОЙ БУКВЫ ПИШУ СЛОВО?

   2.ЕСТЬ ЛИ В СЛОВЕ ПРИСТАВКА?  КАК ПИШУТСЯ ПРИСТАВКИ СО       СЛОВАМИ?

   3.ЕСТЬ ЛИ В СЛОВЕ ДРУГИЕ ОРФОГРАММЫ?  КАКИЕ?   НАЗОВИ.

                        В 1классе создаётся основа для выработки навыка правописания. Внимание детей фиксируется на словах двусложной структуры  типа –

             сосна – сосны, поля – поле. Во 2 и 3 классах работа усложняется. Ребята учатся проверять слова путём изменения формы слова и подбора родственных слов: весна – вёсны, поле – полевой, поля. В 4 классе правописание безударных гласных закрепляется, причём берутся слова сложной структуры: с приставками, суффиксами, большим количеством орфограмм. Очень важно, чтобы ребёнок представлял состав слова, умел определить в  какой части слова находится данная орфограмма. Разобрав слово, ребёнок безошибочно определит, что первую безударную гласную проверять не надо (например, в слове посмотрела), так как это приставка – по -, на письме не изменяется, следовательно, акцентировать  внимание на корне – смотр – и изменить слово так, чтобы гласную в слове поставить под ударение.  Эта работа должна проводится ежедневно. Помня, что однообразие снижает интерес, следует предлагать детям разнообразные задания, цель которых – повысить грамотность.

 Виды заданий:

1.Из домашнего задания выписать слова с безударными гласными, выделить в них корень, подобрать проверочные слова.

2.Выборочный диктант. Записать из прочитанного текста только слова с безударными гласными, поставить в них ударение.

З.К словам   посидеть, стирать, подсинить подобрать такие слова, с которыми можно составить словосочетания (посидеть на скамье, стирать бельё, подсинить воротник)

4.От данных слов образуйте по 2 - 3 родственных слова. Выделите корень, подчеркните безударные гласные в корне (ночь, стрела, свет, лесник)

5.Составить предложение о ВЕСНЕ, употребив слова с безударной гласной в корне.   (Весна в этом году была холодной и дождливой)

6.К данным словам подберите проверочные, поставьте ударение, безударную гласную подчеркните^ волновать, волнистый, волнение, волна) 7.Подолжите ряд родственных слов, в проверочном слове поставьте ударение (повязка, завязать.... Удивлять, удивительный... Сцепить, цепкий....)

8.Запишите 5 слов с безударной   гласной   -О-, -А -, -Я-, -Е -, -И-.(Задание можно разделить на несколько уроков)

9. Сравните слова (кормит, кормилец, кормушка; звонок, звонкий, звонить). Подчеркните проверочное. Что общее в словах? Выделите.

Ю.Запишите предложение по памяти. Подчеркните в словах безударные гласные, проверяемые ударением:

(Черёмуха душистая с весною расцвела.

Хороши и чисты берёзовые молодые рощи весной).

11 .Выпишите сначала слова с безударными в корне, проверяемыми ударением, затем слова, с безударными гласными, не проверяемыми ударением: (греметь, беречь ,обтянутъ, сохранить, печально, встречать, волновать, удивить)

12.Запишите по 2 существительных, прилагательных, глагола с безударными гласными, проверяемыми ударением.

13.Составьте 2 — 3 предложения о зимних играх. Слова с безударными гласными, проверяемы    

 В  своей работе использую материалы страниц журнала « Начальная школа».

 ТЕМА «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ»

                                                   ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1.Я иду по тропе.

2.Сова видит ночью.

3.  Сарай для скота.

4. Зреют спелые плоды.

5. В лесу много грибов.

 6.У нас много озёр.

7. Во дворе стоит собака.

8. Почтальон принёс письмо.

9. В лесу листопад.

10. Часы пробили три раза.

                                                      СЛУХОВЫЕ ДИКТАНТЫ

1.Узкая тропинка ведёт через поле.

2.Хорошо жили птенцы в гнезде.

3.Этот медведь живёт в горах.

4.Настя сама сварила гороховый суп.

5.Далеко в низу синела вода.

6.По воде плыли листочки.

7.Собака Динка выследила ёжика.

8.берега реки желтели от цветов.

 9. В небе появился косяк журавлей.

 10.Коля сидел в первом ряду.

           После выполнения работы предлагаю детям взаимопроверку работ.

Ошибки в тетради товарища исправляют только карандашом.

          Зрительный диктант  проводится параллельно со слуховым диктантом  и предшествует ему.  Этот набор рассчитан на 10 уроков.

        Можно применять зрительные диктанты с “опасным» местом в слове. Орфограмма выделяется на доске цветным мелом.

         У реки   рос дуб.

         У дуба стоял   Антон.

         Он пас   коров.

Понять правило правописания безударных гласных  помогают

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

                                    Cказка « Два корня»

Встретились однажды два корня.

- Здравствуй, говорит корень дерева. Я корень, а ты кто?

_ Здравствуй, - отвечает корень слова. Я тоже корень.

- Я в земле живу, - сказал первый. А ты где?

 - -- А я живу в словах,  - ответил второй,

  • Ну, какой же корень может жить в словах? — усмехнулся первый.

Вот я корень так корень!  Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или могучее дерево. А от тебя что растёт1'?

-        Не хвастайся. - отвечает с улыбкой другой. От меня и других таких же корней,
как я. тоже вырастают целые кусты, только не растений ,а новых слов, Посмотри
-- ка,. сколько разных слов выросло из одного корня - ЛЁТ-

ЛЕТЧИК     ПРИЛЁТ

ПЕРЕЛЁТ  

        ПОЛЁТ
УЛЕТАТЬ        ПЕРЕЛЕТАЕТ

Подумаешь!         не унимался первый. Зато на кустах и деревьях, которые от меня

вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь.

-А без слов, которые от меня вырастают, ты не съешь ни одного твоего растения и фруктов,  и ягод да же и назвать нельзя! -- не сдаётся второй.

( Услышали ссору  люди).

- Не спорьте, друзья, вы оба нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения   вырастут,  очень нужны и те, от которых новые слова вырастить можно.

Согласились корни и стали дружно работать; один новые растения выращивает, другой - новые слова создаёт. У каждого своя работа, но важная н нужная.

Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов есть корень - общая часть всех родственных слов, часть,  от которой они все произошли.

Вот как потрудился корень    - ДЕЛ -

поДЕЛка. ДЕЛа, ДЕЛатъ, безДЕЛьник, ДЕЛовой, ДЕЛьный,отДЕЛка, ДЕЛовнтый, переДЕЛка,   безДЕЛьник, ДЕЛец.

                                                   «СМОТРИ В КОРЕНЬ»

ЦЕЛЬ: учить  наблюдать  за  единообразным написанием корня слов; видеть в слове орфограмму.

На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной в корне, а рядом с каждым проверочным словом по 2-3 слова с безударной гласной.

С нег   - сн.жок, сн.жинка Бок - о.ка. о.ковой

Дождь - л.ждик, л.жлевой Крик - кр.чать. кр кун Мир - м.рный , м.ригься Скрип – скрлип -  скр.егь. скр .у!учий

Волны •• в,л па, в.дновать Толстый - тлстяк, т.лстеть

Вар – в . ренье, в . рить


По аналогии подбираются другие «цепочки» слов,

Эту игру можно использовать но - разному; для индивидуальной проверки знании, для работы в парах, для фронтальной работы с применением сигнальных

карточек (с гласными буквами млн сигналы «да        не г»)

Можно, закрыв слова с безударной гласной, предложить детям для работы слова с пропуском, а по окончанию работы, открыв проверочные слова, выполнить самопроверку.

                                  «ИНТЕРЕСНЫЕ ПАРЫ»

Цель: совершенствовать орфографическую зоркость;

      формировать способность применять правила проверки слов и грамотного правописания.

В русском языке есть слова, в которых в корне стоит парная согласная , Это слово будет проверочным для однокоренного слова с безударной гласной. 'Такие слова образуют пары.

 ПЛ. . ДЫ   -  ПЛОД ;   С  . ДЫ – САД ;    Р . ГА -  РОГ ;    СТ . ГА -  СТОГ;

                  СН . ГА -       СНЕГ                           Н . ЖИ  -  НОЖ

                   Х . ДЫ - ХОД                                   ЭТ . АЖИ – ЭТАЖ

                   СН. . ПЫ -  СНОП;      Т . ЗЫ – ТАЗ.    

 Кроме того проверочной может быть форма слова.

                                                 «ОДИН – МНОГО»

                  ТР . ВА – ТРАВЫ;    СТР . НА – СТРАНЫ;

                  З . МЛЯ – ЗЕМЛИ;    В . ДА – ВОДЫ;   В . ЛНА – ВОЛНЫ;

Очень важно направлять внимание учащихся на поиск нужной орфограммы.  Можно предлагать это задание без пропусков букв, давая установку: найти слова с безударной гласной.

    Как и многих учителей начальных классов меня волнует проблема грамотности учащихся. На самом первом этапе обучения очень важно учить детей слуховой зоркости, т.е. слуховому восприятию, потом зрительной зоркости – зрительному восприятию.  Проводимые диктанты анализирую в двух направлениях: количество ошибок и классификация их по орфограммам.  Дети допускают ошибки по разным причинам:  

- незнание правил;

-знание правил, но неумение их применить;

-мало и плохо читают, допуская ошибки;

-плохо развита память;

- нет помощи со стороны родителей.

        Разработала ПАМЯТКУ работы над ошибками. Она есть у каждого ученика. Организуя работу, использую приём взаимопомощи (работа в парах, «сильный» помогает слабому).

Привлекаю детей к самостоятельному поиску ошибочной орфограммы. Для этого на полях делаю пометку, не исправляя ошибку, ( учитываются способности ребёнка). Слабоуспевающим  подчёркиваю  место ошибки, пишу слово с пропуском, чтобы привлечь их внимание, прописываю орфограмму , выделив её .На доске с использованием цветных мелков, записываю слова с типичными ошибками  и т. д. Вся эта работа последовательна и находится под контролем учителя.

       Для выработки грамотного письма  необходимо:

  - звуковой анализ, т. е. соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма;

 - знание правил орфографии

- самоконтроль.

         Знать правило недостаточно, его надо уметь применить. Для этого ученик должен овладеть целым рядом умений: умением различать части речи, грамматические признаки слов, части слова и звуки речи, умением видеть «опасные» места, требующие применения правил, владеть   приёмами умственной работы.

          На уроках для развития зоркости использую  ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ  ПРО   ГОВАРИВАНИЕ  слов с «опасной» орфограммой.        

         2.Повторение правил с изученной орфограммой с обязательным подбором слов (примеров на данное правило).

         3.Письмо с проговариванием (ученик диктует, произнося слова орфографически).

          4.Письмо с комментарием. Элементы этого вида включаю в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока. Ученик диктует и объясняет все орфограммы.

        5.Игровые моменты, привлекающие внимание детей к данной орфограмме.

        Например:

                       ИГРА   «ПУТАНИЦА»

Цель: учить различать слова с разными орфограммами в корне;

           Совершенствовать умение подбирать проверочные слова.

               (Можно проводить по командам, группам или индивидуально.)

Написаны на карточке  или лежат в конверте (написаны на полосках бумаги)

слова с «опасными местами» - пропусками орфограмм. Но  вот беда, слова перепутались,  смешались слова с проверяемыми  парными согласными, слова с проверяемыми  безударными гласными  и слова – ловушки с непроверяемыми орфограммами.

ЗАДАЧА  - «распутать» слова,   записать их, подобрав проверочные.

  1. группа – проверяемая безударная гласная;
  2. группа – проверяемая парная согласная;
  3. группа – слова – ловушки.

ЗЕЛ. НЬ                                   ВЕРЁ.  КА                                  Б.  ГАЖ

З.  ВОД                                     БЕСЕ.  КА                                ТРА.  КА

Р.  КА                                       РЫ.  КА                                     МОРО.

М.  РОЗ                                    Б.  ЖАТЬ                                  В АРЕ.   КА

В Л.  СУ                                   НА  П.  ЛЯНКЕ                       СН.  ЖИНКА

ВТОРОЙ ВАРИАНТ  КАРТОЧЕК.

    СКОЛЬЗКИЙ                                    КОМНАТА                             МОРСКОЙ

    ДЕРЕВНЯ                                          ВЫБЕЖАТЬ                           КАРТОФЕЛЬ

    СОБАЧКА                                        БОЛЬШОЙ                             СНЕГ

     ДРУГ                                                УЗКИЙ                                   ЗЕМЛЯ

     СТРАНА                                          ЛЕСТНИЦА                          ПОЛЗТИ

                       ИГРА «СОГЛАСЕН ИЛИ НЕТ?»    

Цель: учить правильно подбирать проверочные слова, опираясь на правило,

           обосновывать  свой выбор.                                                

   

ПОВЕРНИСЬ  НА Б.  ЧОК   (БАК)

СВ . ЗАТЬ  НОСКИ     (ВЁЗ)

ШЁЛ  НАПР МИК  (ПРЯМО)

КР . ЮШКА ХЛЕБА    (КРОШКА)

  ЗАДАЧА – объяснить, принимают они проверку или нет.   Записать правильные слова для проверки, а рядом проверяемые, вставив пропущенную букву.

Можно предложить примём взаимопроверки или ключ к заданию,  для осуществления самоконтроля.

          1 -   О,     2-  Я,     3 – Я,    4 – А.      

На уроке имеют  карточки с заданиями типа:

         Выбери из предложенных слов слова  с парной согласной, подбери проверочное.

СКОЛЬЗКИЙ,    ДЕРЕВНЯ, СОБАЧКА, ДРУГ, СТРАНА,  КОМНАТА, ВЫБЕЖАТЬ,

БОЛЬШОЙ, УЗКИЙ, ЛЕСТНИЦА, МОРСКОЙ, КАРТОФЕЛЬ, СНЕГ, ЗЕМЛЯ,

ПОЛЗТИ.

      Подчеркни орфограмму.

Выбери из предложенных слов слова  с  непроверяемой орфограммой.

СКОЛЬЗКИЙ,    ДЕРЕВНЯ, СОБАЧКА, ДРУГ, СТРАНА,  КОМНАТА, ВЫБЕЖАТЬ,

БОЛЬШОЙ, УЗКИЙ, ЛЕСТНИЦА, МОРСКОЙ, КАРТОФЕЛЬ, СНЕГ, ЗЕМЛЯ,

ПОЛЗТИ.

      Подчеркни орфограмму.

        Выбери  слова с парной согласной, подбери проверочные.

ЗЕЛ . НЬ.   З . ВОД,   Р . КА,М . РОЗ. В  Л . СУ,    ВЕРЁ . КА,  БЕСЕ . КА, РЫ . КА, Б .          ЖАТЬ.  НА  П . ЛЯНКЕ,  Б . ГАЖ, ТРА . КА,   МОРО,  ,ВАРЕ . КА,  СН . ЖИНКА.

   Выбери слова с проверяемой безударной гласной, подбери проверочные.

     СКОЛЬЗКИЙ, ДЕРЕВНЯ, СОБАЧКА, ДРУГ, СТРАНА, КОМНАТА,   ВЫБЕЖАТЬ,

      БОЛЬШОЙ, УЗКИЙ,ЛЕСТНИЦА, МОРСКОЙ,   КАРТОФЕЛЬ, СНЕГ,    ЗЕМЛЯ,    

      ПОЛЗТИ.

Выбери слова -  ловушки  с непроверяемыми орфограммами.

  СКОЛЬЗКИЙ. ДЕРЕВНЯ, СОБАЧКА, ДРУГ,СТРАНА, КОМНАТА,   ВЫБЕЖАТЬ,

  БОЛЬШОЙ. УЗКИЙ, ЛЕСТНИЦА, МОРСКОЙ, КАРТОФЕЛЬ,СНЕГ, ЗЕМЛЯ.

  ПОЛЗТИ.

Выбери слова с проверяемой безударной гласной, подбери проверочные.

ЗЕЛ .НЬ, З. . ВОД, Р . КА, М . РОЗ,  В    Л . СУ,   ВЕРЁ . КА,  БЕСЕ . КА,  РЫ . КА,                          

  Б . ЖАТЬ,  НА  П . ЛЯНКЕ,   Б . ГАЖ,  ТРА . КА,  МОРО . ,   ВАРЕ . КА,  СНЕ..   .  

Выбери слова с проверяемой парной согласной. Подбери проверочное.

ЗЕЛ .НЬ,    З . ВОД,  Р .  КА,  М . РОЗ,  В  Л . СУ,   ВЕРЁ . КА,  БЕСЕ . КА,   РЫ . КА,

 Б . ЖАТЬ,   НА  П . ЛЯНКЕ,  Б . ГАЖ,    ТРА . КА,    МОРО. ,  ВАРЕ . КА,   СНЕ . .

Выбери   слова – ловушки с непроверяемыми орфограммами.

ЗЕЛ . НЬ.    З . ВОД,   М . РОЗ,   В  Л . СУ,  ВЕРЁ . КА,  БЕСЕ . КА,    РЫ . КА,

Б . ЖАТЬ,     НА  П . ЛЯНКЕ,   Б . ГАЖ,    ТРА .КА,   МОРО . ,  ВАРЕ . КА,    СНЕ . .

Какое слово лишнее?   1. «Третий лишний»

                                           БЕЛКА; ПОБЕЛКА; БЕЛИТЬ;

                                           СМЕШНОЙ;  СМЕШИТЬ;  СМЕШАТЬ.    

                                            ЛЕСНИЧИЙ;  ЛЕСТНИЦА;  ЛЕС.

                                                              2» Назови ошибку».

Выдели слова, обозначающие предметы.

                                    СТОЛ, ДОРОГА, ЛЕСНОЙ, ОГОРОД;

                                    МОРЯК; ПРИЕХАЛ, УЧЕНИК, КРАСИВЫЙ

 

                                     3. « Торопись, да не ошибись» .

Называются слова на изучаемое правило, дети записывают их, подчеркивают орфограмму или показывают учителю сигнальной карточкой букву.

                                  З.МЛЯ, СТР.НА, П.ЛЯНА, В.ЛНА, ТР.ВА,

 Иногда для проверки  записи предлагаю ключ^

                                   Е              А                О            О             А  

  или                          Е -1        А   - 2         О   -2                                          

                                                                  4. «Найди опасное место»

Произношу слова,  дети, как услышат звук, требующий проверки, хлопают в ладоши, доказывают правильность написания.

                               СНЕГ,ДОМ, ЗИМА, МАМА, МЯГКИЙ.

                               КОРМ, СОСНА, ЛЕСНОЙ, КОРМУШКА.

           

                                     5. «Учитель – ученик»

     Когда подобные задания даёт одноклассникам ученик, выступающий в роли учителя.

                                          6. Играем в «запоминалки»

Детям предлагаю четверостишия  на определённое правило :

                        Не чудесно, не прекрасно,

                         А ужасно и опасно

                         Букву Т писать напрасно,

                         Интересно? Всем известно, как прелестно

                         Букву Т писать уместно.

              Словарные слова.

                             Дама сдавала в багаж

                             Диван, чемодан, саквояж,

                              Картину, корзину, картонку

                             И маленькую собачонку.

  1. «Куда спряталась буква?»

                                СТУЛ- СТУЛЬЯ,   БРАТ – БРАТЬЯ, ПЕРО - ПЬЕРО                                        

                                                                         

       Детям очень нравится искать ошибки у других, в 1 классе ошибки допускали сказочные герои.  Даётся текст с ошибками, цель учеников найти их и исправить.

В 4 классе предлагается «отредактировать» текст.

    Например:    

  Стаят силные марозы. На диревях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит сваим     кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр покрыл халодную землю.

           В этом тексте допущены ошибки на безударные гласные и парные согласные. В зависимости какое правило отрабатывается, какую цель ставит перед собой учитель такой текст и предлагается. Можно   дифференцировать с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

      Задания, направленные на совершенствование орфографической зоркости  разнообразны. Я отдаю предпочтение тем, которые требуют не только вставить пропущенную орфограмму,    но и выделить слова на то или иное правило.

             Выбери из предложенных слов слова с безударной гласной:

      СНЕГ,   СНЕЖОК, РОБКИЙ, ЧЕСТНЫЙ ,РЕКА ;

                    ЗИМА,     РЕЗКИЙ, ГЛАДКИЙ, СЕРДЦЕ, ТРАВА.

  Можно, предлагая это же задание давать слова с пропусками.

                   СНЕ.   СН.ЖОК,   РО.КИЙ,   ЧЕС? НЫЙ,  Р.КА.

                   З.МА,    РЕ.КИЙ,   ГЛА.КИЙ,  СЕР.ЦЕ,  ТР.ВА.

                                                         

      Для    формирования навыка грамотного письма  использую КАРТОЧКИ - ТЕСТЫ.

      Зачеркни неверную букву.

                      ТР (О,А) ВА, З(Е,И) МЛЯ, М(А, О) РОЗ,  СН(И,Е) ЖИНКА;

                                       

                       ПЛИ(Д,Т) КА, НО(Ж,Ш) КА,  МОРКО(Ф,В) КА;

                                         

                        ПЛОЩА(Д,Т) Ь,  В(РА,О) БЕЙ,   В(И,Е)РХУ(Ж,Ш) КА,

Около проверочного слова поставь   +

                      ПЯТЬ,   ПЯТЁРКА,      ПЯТЫЙ;

                      НОЧНОЙ, НОЧЬ, НОЧЕВАТЬ;

                      ПИСЬМО, ПИСЬМЕННЫЙ, ПИСЬМА.            

                           

Запиши по порядку только пропущенные буквы

                      ГОР.Д,   М.ШИНА, З.ВОД,      УЧ.НИК .

                                   (о,    а,    а,      е)      

     Такой вид работы даёт  учителю возможность за короткое  время  проверить насколько дети усвоили материал.  Подобные задания можно давать по какой – то одной теме или  по нескольким орфографическим темам    («Безударные гласные  в корне слова»,  « Проверяемые согласные в корне слова»,  « Употребление ь  для обозначения мягкости согласных», « Разделительный Ь» и т.д.).

       Орфографическая грамотность закладыается  в начальных классах. Однако, у большинства детей он за годы обучения  в начальной школе не формируется. Необходимо развивать у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, главная задача – формировать орфографическую зоркость, т. е. умение оценивать каждый звук в слове, различать в какой позиции он стоит (сильной или слабой). В сильной позиции стоят: гласные звуки под ударением ,звук /у/, сонорные согласные и парные согласные перед сонорными и /в/, а также все согласные звуки перед другими согласными.

         Посчитаем, сколько орфограмм в строчках:

  Ветерок спросил пролетая;

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

      В любом тексте основную массу составляют  орфограммы, связанные  с выбором  буквы для  обозначения звука в слабой позиции. В этих строчках более 30 орфограмм.  Ребёнок видит, что слова пишутся не так, как слышатся. Он должен видеть орфограмму. Важно, чтобы ученик в процессе письма ставил перед собой  орфографические задачи, находил способы их решения, осуществлял эффективный самоконтроль и самооценку письма с точки зрения соответствия орфографическим нормам. Действовать надо по плану:

  1. Внимательно читаю слово.
  2. Ищу орфограмму («ошибкоопасное место»)
  3. Определяю, в какой части слова находится орфограмма.
  4.  Вспоминаю правило и применяю его.
  5. Обозначу звук буквой.
  6. Внимательно прочитаю слово.

Действуя по такому  «орфографическому» плану, ребёнок учится грамотно записывать слова, т. к. постоянно контролирует свои действия.

Все орфограммы  делим на две большие группы:

1.Связанные с произношением (жи – ши, чу – щу, ча – ща, цы – це, ци, ь, ъ; гласные без ударения, непроизносимые согласные).

           2. Несвязанные с произношением, заглавная буква, перенос, слитное и       раздельное написание и т. д.

    На уроках русского языка  провожу работу по совершенствованию орфографической грамотности и в  устной форме.  Устные упражнения

 - обогащают словарный запас учеников;

-  перерабатывают значительно больше материала;

 - ошибки, которые они допускают в устных упражнениях, не оказывают отрицательного воздействия на эмоции детей, как ошибки, исправленные красным стержнем;

-  развивают речевую деятельность.

         При устной форме работы использую средства обратной связи ( сигнальные  карточки, квадраты «ДА» -  «НЕТ», а учитель использует «СОЛНЫШКО»  (согласен с ответом -  солнышко улыбается, нет – солнышко закрыло глазки…).

Главное, чтобы детям было интересно, чтобы можно было «вылечить» орфографическую «слепоту», привить любовь к родному языку.

 Учу ребят осмысливать и анализировать свои ошибки,  развивая  

  самокритичность, рефлексивность, способность к самооценке.  

В одном классе обучаются дети совершенно разные по своим способностям. Одни, с высоким уровнем интеллектуального развития, быстро схватывают новое, могут работать самостоятельно. Другие, не сразу усваивают обязательный материал, требуют внимания педагога, с ними больше приходится работать индивидуально.

Наряду с этим встаёт проблема взаимоотношения детей внутри классного коллектива. Это психоэмоциональные особенности детей: их неумение контактировать друг с другом,   трудности межличностного общения, эгоцентризм, желание выделиться и обратить внимание учителя и учеников на себя, завышенная самооценка.

Эти проблемы очень чётко прослеживаются на учениках моего класса. Начиная с первого класса,  сотрудничаю с психологом школы. Ею было проведено обследование всех моих учеников, поступивших в 1 класс. Подбор очень сложный в плане психоэмоциональных особенностей. На протяжении четырёх лет обследовались отдельные проблемные учащиеся. С ними проводились коррекционные занятия.

Внутри классного коллектива организовывала сотрудничество детей: разбивала на группы по способностям или по интересам( во внеклассной работе), организовала взаимопомощь (пары, в которых ученик - консультант помогает своему подопечному).

Цель такой работы - повышение контактов, развитие умения вставать на место другого ученика.

Много внимания на всех уроках, во внеклассной деятельности уделяю анализу и самоанализу:

- на уроках дети оценивают ответы своих одноклассников с помощью сигнальных карточек. Каждый ответ анализируется.

-    ученик даёт себе самооценку после своего ответа;

-        уделяется внимание сравнительному анализу ( .. .Я отвечал
лучше, чем....

Сегодня я отвечал хуже, чем вчера, потому что...

Я допустил при записи слов столько - то ошибок,  значит мне надо поставить..

  • каждый оценивает свою деятельность на уроке (в баллах);
  • оценка эмоционального состояния на уроке (человечки: один
    грустит, другой улыбается).

Ученик в учебном процессе должен быть субъектом, способным к самоизменению и заинтересованным в этом. «Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» (Георг Зиммель). Новое качество образования определяет оценочная самостоятельность учащихся. В оценочной функции важна сформированная готовность к самоконтролю и самооценке собственной деятельности. В учебном процессе организую последовательную работу по формированию умения контроля и оценки действий. На первое место выступает послеоперациооный контроль, т. е. последовательное выполнение действий в учебном процессе.

Компоненты учебного процесса:

- мотивы учебной деятельности;

целеполагание;

учебные действия;

  • действия контроля   и оценки.

Организуя деятельность учащихся, учитель должен развивать потребность детей в самоконтроле через анализ собственных действий и их результатов.

При поступлении детей в школу провожу исследование уровня готовности детей к школе. Результаты довожу до сведения родителей. В процессе обучения отмечаю успех каждого ученика, его продвижение, даже самое малое. На первом этапе обучения выступаю в роли образца - учу детей анализировать свои поступки, взаимоотношения с другими детьми, результат   обучения( использую приём самооценки и оценки одноклассниками). Поддерживаю тесную связь с психологом школы, это очень помогает в изучении индивидуальных особенностей учащихся и организации работы с ними по всем направлениям. Формируя функцию самоконтроля и самооценки, т. с. решаю задачу коррекции освоения учебного материала.

Самоконтроль тесно связан с оценкой. Оценить свою работу в баллах «5». «4», «3»или «2»(на что решится далеко не каждый ребёнок) Или словами «хорошо», «плохо» недостаточно. Предлагаю детям при оценивании использовать приём сопоставления («сегодня я отвечал лучше, потому что... или я написал и допустил ... ошибки, а Ирина .. .Она получила «4», значит мне оценка ниже.

Аналогичную работу выполняют дети по отношению друг к другу. Это подтягивает ребят, вызывает у них стремление контролировать себя, чтобы услышать в свой адрес одобрительные слова одноклассников.

При разнообразном подходе к оцениванию у учащихся повышается интерес к контролю и оценки знаний.

                               ЛИТЕРАТУРА.

  1. В. П. Кананыкина. «Работа  над трудными словами. М. « Просвещение». 1991.
  2. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. « Школа   вежливости».  М. Просвещение.1999.

З.Е. Леонович. Русский язык». М. «Аст - Пресс».  1996.

4.Л. Г. Моршнева. «Занимательные упражнения по русскому языку». Саратов.

ОАО «Издательство «Лицей». 2004.

5.        Л. Г. Наймушина,     Л. И.    Лемешко,   Э. Ф. Дубинина.    «Нетрадиционные

уроки в начальной   школе».

6.        С. В. Савинова, Е. Е. Гугучкина. «Нестандартные уроки в начальной школе».

Волгоград. Издательство « Учитель». 1997.

  1. М. С. Тоцкий. «Орфография без правил». М. Просвещение.   1991.
  2. Журналы « Начальная школа».

« Н. Ш.» № 8. 07. « Словарно - орфографическая работа на уроках русского языка». А. П. Мишина.

« Использование особенностей образного мышления при совер шенствовании орфографического навыка». О. И. Серикова.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости и развития самоконтроля.

В данной работе предложен  практический  материал, который можно использовать на уроках при индивидуальной, групповой работе, при работе в парах на разных этапах урока....

«Пути совершенствования орфографической зоркости учащихся».

Развитие орфографической зоркости является первостепенной задачей учителя начальных классов, так как умение замечать при письме орфограммы, т.е. выделять те случаи, когда пишущего подстерегает опаснос...

"Учебное моделирование как средство совершенствования орфографической зоркости"

"Учебное моделирование как средство совершенствования орфографической зоркости"...

Орфографические понятия: орфографическая зоркость, орфографический самоконтроль.

Технология формирования грамотности младшего школьника...

Конференция на тему : "Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка "

Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка          ЧТО ТАКОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗОРКОСТЬ?...

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"

Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"...

Выступление на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

В своём выступлении на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" я раскрыла понятие "орфографическая зоркость", описала факторы...