Рабочая программа по предмету Русский язык по УМК Гармония
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Михалутина Татьяна Александровна

Рабочая программа по предмету Русский язык по УМК Гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx53.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»

Рассмотрена на заседании МО

Руководитель МО____________

Протокол № 1

от «26» августа 2016 г.

Принята на педагогическом совете

Протокол № 1

от «30» августа 2016 г.

«Утверждаю»:

Директор МБОУ «РСШ №2»

______________ Чудаева Н.Д.

Приказ №___

от «___» 20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОСНОВНОГО ОБЩЕНО ОБРАЗОВАНИЯ, 4-а КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 170, В НЕДЕЛЮ – 5 ЧАСОВ

УЧИТЕЛЬ МИХАЛУТИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ:

  1. ФГОС НОО
  2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2010 г. АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «РУССКИЙ ЯЗЫК», М.С. СОЛОВЕЙЧИК, Н.С КУЗЬМЕНКО.
  3. УМК ГАРМОНИЯ

ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ:

«РУССКИЙ ЯЗЫК» М.С. СОЛОВЕЙЧИК ,Н. С. КУЗЬМЕНКО  В 2-Х ЧАСТЯХ, ИЗДАТЕЛЬСТВО    «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК»,2013 Г.

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (по ФГОС: личностные, метапредметные, предметные, по ФКГОС: знания, умения, навыки)

В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы  предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты освоения предмета «Русский язык»

У выпускника будут сформированы:

представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях,  осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней

Выпускник получит возможность для формирования:

понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе  во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в  источниках информации: речь учителя, учебник и т.д.

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

–  оценивать  свои достижения,  осознавать  трудности, искать их причины и способы преодоления.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

–  осознавать познавательную задачу,  целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в  обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации  (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:  

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

–  находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.)

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на  задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать,  высказывать и обосновывать свою точку зрения;  стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  

– строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них  разнообразные средства языка;

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

К концу обучения в начальной  школе данная программа обеспечит готовность учащихся к продолжению лингвистического образования на следующей ступени.

 Планируемые предметные результаты освоения программы русского языка на конец 4-го класса

Результаты освоения основных содержательных линий курса Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности

Выпускник научится:

  •  участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
  •  самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
  • пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов, в том числе словарём «Как правильноизменить слово?»;
  •  замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
  • соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника, в том числе нормыпостроения освоенных словосочетаний, образования отдельныхглагольных форм, форм именительного и родительного падежеймножественного числа имён существительных, написания словс непроверяемыми орфограммами в пределах изученного;
  •  понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
  •  озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
  •  восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли в тексте, для завершения текста, для передачи его основной мысли, длявыражения своего отношения к чему-либо);
  •  замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
  •  находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
  •  письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала; понимать, от какого лица (1-го или 3-го)ведётся рассказ;
  •  письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
  •  проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
  •  пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
  •  понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
  • конструировать предложение из заданных слов с учётом егоконтекстного окружения;
  •  делить текст на части (ориентируясь на подтемы), самостоятельно составлять план;
  •  самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу повествовательного текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала, а также внося отдельные изменения (в частности, изменяя лицо рассказчика);
  • создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции, объявления, дневниковыезаписи, короткие рассказы), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего- либо;
  •  редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
  •  соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и по возможности красиво оформлять свои записи.

Формирование языковых умений

В области фонетики и графики

Выпускник научится:

  •  различать понятия «звук» и «буква»;
  •  определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
  •  понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
  •  сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
  • осознавать и объяснять случаи несовпадения количествазвуков и букв, в том числе в глаголах, оканчивающихся на -тся, -ться, в словах с непроизносимыми согласными;
  •  объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости- мягкости согласных и звука [й’]; правильно обозначать твёрдость- мягкость согласных и звук [й’] при письме;
  •  определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
  •  определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
  •  правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
  •  пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).

Выпускник получит возможность научиться:

  •  обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
  •  сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
  •  классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
  •  письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области словообразования

Выпускник научится:

  •  владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
  •  выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
  •  конструировать слова из заданных частей слова;
  •  сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
  •  соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;
  • различать изменяемые и неизменяемые слова, в том числе относить к числу последних наречия.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
  •  отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
  •  понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
  •  правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
  •  самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
  •  выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики[1]

Выпускник научится:

  •  осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
  •  выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
  •  распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
  •  стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
  •  наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1-2 синонима, антоним;
  • понимать, что в языке есть слова с одним или несколькимизначениями, что слова могут употребляться в прямом или переносномзначении; замечать в художественных текстах слова, употреблённыев переносном значении.

В области морфологии

Выпускник научится:

  •  выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного), в том числе опознавать как самостоятельные части речи имена числительные и наречия (яркие случаи);
  •  ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
  • определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
  •  сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
  • пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
  •  правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы);
  •  использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
  •  под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
  •  пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
  •  находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
  •  выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
  • выделять наречия среди слов других частей речи;
  •  соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
  •  видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;
  • замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений,приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
  • пользоваться именами числительными в речи, правильноизменять их;
  • понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.

В области синтаксиса и пунктуации

Выпускник научится:

  • различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
  • ставить от главного слова словосочетания к зависимомусмысловые вопросы;
  • составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи«по смыслу» и «по форме»;
  •  выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
  •  различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
  •  различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
  •  выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
  •  устанавливать связи членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
  • распознавать предложения с однородными членами, строитьтакие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но,при бессоюзной связи (при перечислении);
  •  проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
  • понимать особенности строения сложных предложений.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
  • по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
  • строить словосочетания разных видов;
  •  строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; давать ответы на вопросы с учётом логического ударения;
  •  создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
  • различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);
  • различать простые предложения с однородными членами исложные предложения (элементарные случаи);
  • осознанно (с учётом смысла) использовать в сложныхпредложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить всложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что,поэтому запятую.

Формирование орфографических умений

Выпускник научится:

  •  по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
  •  определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
  • применять изученные орфографические правила (в объёме программы), в том числе правила написания безударных падежныхокончаний имён существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов;
  •  пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
  • писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме, в том числе с учётом списка слов по программе 4-го класса);
  •  списывать текст и писать под диктовку;
  •  проверять написанное и вносить коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
  •  пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
  • применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);
  •  эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.

2. Содержание учебного предмета, курса

Речь, развитие речи, практика речевой деятельности[1]

Продолжение овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, представленными в виде таблиц, схем, алгоритмов: находить нужную информацию и осознанно ею пользоваться для решения учебно-познавательных задач.

Дальнейшее обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору  средств языка  с учётом ситуации и задач общения.  

Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и созданием различных видов текстов (в пределах изученного), с соблюдением требований к хорошему тексту,  правил  его обдумывания и улучшения после записи.

Построение несложного  рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (использование слов:  по-моему, я думаю, что… и др.).

Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).

Продолжение освоения подробного и выборочного изложений; добавление в текст собственных суждений.  Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица). Общее представление о сжатом изложении.

Практическое освоение уже знакомых жанров речи, особенностей их построения,  выбора языковых средств, оформления; общее знакомство с новыми жанрами: объявление, дневниковая запись, рассказ, сказка. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств.  Освоение понятия «сочинение»  как общего названия создаваемых текстов,состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.

Фонетика и графика.[2] Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям.

Лексика. Совершенствование представления о двух значениях слова: основы (лексическом) и окончания (грамматическом); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю.  Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором

точного слова. Общее представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.

Состав слова (морфемика) Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи.

Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов (с акцентом среди последних на наречиях).

Морфология

Совершенствование представления о частях речи как группах слов, отличающихся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения, а также о  делении  частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: закрепление изученного, продолжение формирования всех приобретённых умений; накопление опыта использования словаря учебника «Какого рода и числа слово?» для правильного употребления слов в речи. Дальнейшее становление умения определять падеж, в котором употреблено имя существительное.  Различение падежных и смысловых вопросов. 

Общее представление о понятии «склонение», о трёх склонениях имён существительных. Определение принадлежности имени существительного к 1-му, 2-му или 3-му склонению; овладение необходимым для этого способом действия.

Соблюдение правил культуры речи при использовании несклоняемых имён существительных (пальто, метро, кино, шоссе),  при изменении некоторых имён существительных (рот –  рта, лоб – на лбу и др.), при образовании   форм родительного падежа множественного числа от слов, типа:место, дело, ёж и т. п., форм именительного падежа множественного числа от слов, типа:учитель, повар, шофёр и др.; использование словаря учебника «Как правильно изменить слово?».

Имя прилагательное: совершенствование всех приобретённых умений. Уточнение значения, передаваемого формами множественного числа имён прилагательных. Продолжение работы над использованием имён прилагательных для повышения точности и выразительности речи.  

Имя числительное: назначение в речи,  общее представление об  изменении по падежам (практическая работа на уровне культуры речи и правописания).

Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.

Местоимение: закрепление  общего представления об особенностях этой части  речи, о личных местоимениях, их назначении, значении форм 1-го, 2-го, 3-го лица;  овладение правилом употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Склонение личных местоимений, их использование для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи (продолжение работы).

Глагол: повторение изученного, совершенствование всех приобретённых умений. Сопоставление «работы» окончаний в формах настоящего, будущего и прошедшего времени;окончания глаголов личные и родовые.

Общее представление о понятии «спряжение». Два спряжения глаголов, способы определения спряжения; овладение необходимыми способами действия.

Продолжение работы над правильностью речи: над правильным ударением (звонúт, позвонúшь, послáла, началá…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят), а также наблюдений за использованием  различных глагольных форм для повышения точности и выразительности речи.

Наречие как «помощник» глагола в речи; знакомство с особенностями этой  части речи.

Использование наречий в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?».  Написание наиболее частотных наречий (в словарном порядке).

Предлоги, союзы и, а, но, частица не как  служебные части речи: повторение.  Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений.  Назначение и правильное использование союзов и, а, нозначение и использование частицы не с глаголами.

Синтаксис

Словосочетание. Представление о словосочетании как способе более точного называния предмета, признака,  действия. Знакомство со строением словосочетания: наличием главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Знакомство с некоторыми значениями словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), с их отражением в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже, подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу.

Вычленение словосочетаний из предложения и их составление. Освоение принятых правил связи слов как условия правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до …; поехать в (на), приехать  из (с) и т.п.).  Предложение: повторение изученного о видах предложений, о членах предложения, о способах нахождения главных членов.  Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Знакомство с однородными членами предложения: их назначением, признаками, правильным и уместным употреблением (на практическом уровне). Нахождение предложений с однородными членами в тексте и составление; использование бессоюзной связи («перечисления»), союзов и, а, но.

Общее представление о сложных предложениях, их нахождение в тексте (простые случаи).

Орфография и пунктуация

Дальнейшее совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Продолжение работы над использованием приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа  самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.

Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения  орфографических  задач.

Освоение правил письма на месте следующих орфограмм: /не могу убрать жёлтый цвет/

  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ия, -ие, -ья, -ье, -ов, -ин);
  •  безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
  • безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;
  • раздельное написание не с глаголами;
  •  ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа.

Продолжение освоения правил пунктуационного оформления  конца предложения. Постановка запятой в предложениях с однородными членами (простые случаи).

Проверка написанного: практическое овладение.

Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными:  аллея, аптека, бассейн,  бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, волейбол, воскресенье, восток,  впереди, вперёд, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, заметить, запад, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн,  кончить, коридор, коричневый, красить, лазить,  медленно, молоток, налево, направо, неделя,  пассажир, помнить, понедельник,

портить, прекрасный, приветливо, прямо, пшеница, пятница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, скоро, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, фамилия, хозяин, хоккей, часто, человек, четверг, экскурсия, электричество, этаж.

3. Тематическое планирование

№п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

1.

Повторение:

20

2.

Словосочетания

14

3.

Наречие

5

4.

Проверяем себя.

3

6.

Продолжаем разговор о именах существительных и именах прилагательных.

32

7.

Части речи: что мы о них знаем?

14

8.

Обучение правописанию личных окончаний  глаголов

20

9.

Новое о строении предложений.

12

Итого:

170



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классе на 2013-2014 учебный год УМК «Гармония»

Рабочая  программа по предмету «Русский язык» в 3 классена 2013-2014 учебный годУМК «Гармония»...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классе на 2013-2014 учебный год УМК «Гармония»

Рабочая  программа по предмету «Русский язык» в 3 классена 2013-2014 учебный годУМК «Гармония»...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классе на 2013-2014 учебный год УМК «Гармония»

Рабочая  программа по предмету «Русский язык» в 3 классена 2013-2014 учебный годУМК «Гармония»...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 3 класс УМК «Гармония»

Рабочая программа по русскому языку   рассчитана на 170 часов и  разработана  в  соответствии   с:требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» во 2 классе, УМК «Гармония»

В данном материале представлена программа по предмету "Русский язык" во 2 классе, УМК  "Гармония"...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 3 классе, УМК «Гармония»

В данном материале представлена программа по предмету "Русский язык" в 3 классе, УМК "Гармония"...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" УМК Гармония

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку...