Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему
На данном уроке учащиеся знакомятся с именем существительным как частью речи, с его значением и употреблением в речи; расширяют представление о предметах и явлениях окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России" | 322.91 КБ |
2_klass_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.rar | 322.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»
Разработала учитель начальных классов
Матвеева Елена Николаевна
Тема: « Имя существительное как части речи».
Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;
Задачи:
- Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
- Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
- Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, привитию у воспитанников интереса к русскому языку.
- Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.
- Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся находить имена существительные, отличать их от других частей речи;
- определять значение имени существительного;
- соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;
Метапредметные :
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Личностные :
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Тип урока: урок-открытие нового знания.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер.
Ход урока
I. Орг. момент.
-Вы сегодня рано встали? (Да)
-На урок не опоздали? (Нет)
Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь
1.Работа с загадкой (слайд 1)
-Сегодняшний урок я бы хотела начать с такой загадки: «Кто ворчит и почту носит?
Иногда приходит в гости с целым ворохом газет. Догадались или нет?».
-Подберите однокоренное слово к слову почтальон. (почта)
- Сегодня перед уроком почтальон Печкин принёс вам телеграмму « Я забыл очень важное слово. Помогите вспомнить. Дядя Фёдор»
II. Целепологание (слайд 2)
- Что будем делать? (-Искать)
- Какие у вас возникли вопросы?
-Как называется? -На какие вопросы отвечает? -Что обозначает?
-Какова цель нашего урока?
1) познакомимся с новой частью речи и научимся распознавать её среди других частей речи.
III. Открытие нового материала.
1.- Печкин оставил нам вот этот конверт, что это? (Письмо)
Давайте посмотрим, что внутри. (Листочки с заданиями: записать одним словом)
- Движение воздуха-….(ветер)
- Сильный ветер со снегом…(метель)
- Ненастье с громом и молнией….(гроза)
- Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?
- Отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы.
ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ (слайд 3)
-На каком предмете мы говорим об этих явлениях? («Окружающий мир»)
2.-А в сумке Печкина ещё и бандероль лежит. Давайте посмотрим, что в ней. (Заяц, медведь, морковка, карточка с задачей) (слайд 4)
-Заяц съел 3 морковки, а медведь 4 яблока. Сколько всего яблок и морковок съели зверюшки?
- Молодцы. –О ком говорится в задаче?
-Подберите однокоренные слова к словам заяц и медведь
- Как одним словом назвать эти слова? (животные)
-Что съели эти животные?
- Как одним словом назвать эти слова? (растения)
-Запишите названия животных и растений.
-Какие орфограммы в словах.
-Кто помог справиться с этим заданием?
-Как их одним словом назвать? (люди)
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?)
КТО? ЖИВОТНЫЕ, ЛЮДИ (слайд 5)
-На каком уроке мы сейчас побывали? (на уроке «Математики»)
Печкин просит вас открыть учебник русского языка с 45.
Интересно, что там может нам помочь? (Работа с правилом)
Самостоятельная работа по упражнению № 75. (Взаимопроверка)
Оцените свою работу на данном этапе урока. (Смайлики)
-Ребята, Печкин прислал вам открытку. Посмотрите, какая она красивая!
-Это репродукция картины Серова Федота Васильевича «Катание с горы»
-А какие чувства у ребятишек? (радость, веселье, восторг)
Как вы думаете, почему дети такие весёлые? Давайте составим по этой иллюстрации небольшой текст. (Устно)
- Ребята, а что ещё можно найти в сумке у почтальона? И у нашего Печкина в сумке лежит журнал. Ой, из него выпали какие – то листочки. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Работа с деформированным текстом)
Прочитайте, что у вас получилось.
- Из какого произведения эти строки? («Берёза» Сергей Есенин)
- Какое время года описано в стихотворении? (зима)
-Запишите несколько имён существительных относящихся к зиме.
Развитие речи: придумать предложения разные по цели высказывания о берёзе.
-На каком уроке мы побывали? («Литературное чтение»)
Оцените свою работу на данном этапе урока. (Смайлики)
IV.ОБОБЩЕНИЕ (слайд 9)
1.- На какие вопросы отвечают слова о которых мы сегодня говорили?
-Какие слова отвечают на вопрос кто?
-Какие слова отвечают на вопрос что?
-Как одним словом назвать эти все слова?
-А мы можем эти предметы увидеть, услышать, потрогать, представить ?
-Значит, они существуют?
- Как назвать их одним словом? (Имя существительное)
2.Работа в учебнике с правилом -стр.45 , упражнение №74
-Что-то новое узнали?
- Значит, мы достигли своей цели, помогли Дяде Фёдору вспомнить важное слово. А чтобы он запомнил его ещё, лучше давайте повторим правило все вместе.
v.Закрепление изученного. Работа в учебнике. (слайд 11)
1. Упр.76 стр.45 –устно
VI. Итог урока
О какой части речи говорили сегодня?
-На какие вопросы отвечают имена существительные?
VII. Домашнее задание: с 45 учить правило, упражнение № 77.
VIII. Рефлексия
-С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите мне свои смайлики.
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»
Разработала учитель начальных классов
Матвеева Елена Николаевна
Тема: « Имя существительное как части речи».
Цель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления; создать условия для формирования умения различать предмет и слово как его название;
Задачи:
- Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета;
- Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
- Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, привитию у воспитанников интереса к русскому языку.
- Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся.
- Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся находить имена существительные, отличать их от других частей речи;
- определять значение имени существительного;
- соотносить вопросы кто? что? и слово - название предмета;
Метапредметные :
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Личностные :
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
Тип урока: урок-открытие нового знания.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковый.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: компьютер.
Ход урока
I. Орг. момент.
-Вы сегодня рано встали? (Да)
-На урок не опоздали? (Нет)
Вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь
1.Работа с загадкой (слайд 1)
-Сегодняшний урок я бы хотела начать с такой загадки: «Кто ворчит и почту носит?
Иногда приходит в гости с целым ворохом газет. Догадались или нет?».
-Подберите однокоренное слово к слову почтальон. (почта)
- Сегодня перед уроком почтальон Печкин принёс вам телеграмму « Я забыл очень важное слово. Помогите вспомнить. Дядя Фёдор»
II. Целепологание (слайд 2)
- Что будем делать? (-Искать)
- Какие у вас возникли вопросы?
-Как называется? -На какие вопросы отвечает? -Что обозначает?
-Какова цель нашего урока?
1) познакомимся с новой частью речи и научимся распознавать её среди других частей речи.
III. Открытие нового материала.
1.- Печкин оставил нам вот этот конверт, что это? (Письмо)
Давайте посмотрим, что внутри. (Листочки с заданиями: записать одним словом)
- Движение воздуха-….(ветер)
- Сильный ветер со снегом…(метель)
- Ненастье с громом и молнией….(гроза)
- Прочитайте ещё раз записанные слова. Что вы можете сказать о них?
- Отвечают на вопрос что? И обозначают явления природы.
ЧТО? ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ (слайд 3)
-На каком предмете мы говорим об этих явлениях? («Окружающий мир»)
2.-А в сумке Печкина ещё и бандероль лежит. Давайте посмотрим, что в ней. (Заяц, медведь, морковка, карточка с задачей) (слайд 4)
-Заяц съел 3 морковки, а медведь 4 яблока. Сколько всего яблок и морковок съели зверюшки?
- Молодцы. –О ком говорится в задаче?
-Подберите однокоренные слова к словам заяц и медведь
- Как одним словом назвать эти слова? (животные)
-Что съели эти животные?
- Как одним словом назвать эти слова? (растения)
-Запишите названия животных и растений.
-Какие орфограммы в словах.
-Кто помог справиться с этим заданием?
-Как их одним словом назвать? (люди)
- На какой вопрос отвечают эти слова? (Кто?)
КТО? ЖИВОТНЫЕ, ЛЮДИ (слайд 5)
-На каком уроке мы сейчас побывали? (на уроке «Математики»)
Печкин просит вас открыть учебник русского языка с 45.
Интересно, что там может нам помочь? (Работа с правилом)
Самостоятельная работа по упражнению № 75. (Взаимопроверка)
Оцените свою работу на данном этапе урока. (Смайлики)
-Ребята, Печкин прислал вам открытку. Посмотрите, какая она красивая!
-Это репродукция картины Серова Федота Васильевича «Катание с горы»
-А какие чувства у ребятишек? (радость, веселье, восторг)
Как вы думаете, почему дети такие весёлые? Давайте составим по этой иллюстрации небольшой текст. (Устно)
- Ребята, а что ещё можно найти в сумке у почтальона? И у нашего Печкина в сумке лежит журнал. Ой, из него выпали какие – то листочки. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. (Работа с деформированным текстом)
Прочитайте, что у вас получилось.
- Из какого произведения эти строки? («Берёза» Сергей Есенин)
- Какое время года описано в стихотворении? (зима)
-Запишите несколько имён существительных относящихся к зиме.
Развитие речи: придумать предложения разные по цели высказывания о берёзе.
-На каком уроке мы побывали? («Литературное чтение»)
Оцените свою работу на данном этапе урока. (Смайлики)
IV.ОБОБЩЕНИЕ (слайд 9)
1.- На какие вопросы отвечают слова о которых мы сегодня говорили?
-Какие слова отвечают на вопрос кто?
-Какие слова отвечают на вопрос что?
-Как одним словом назвать эти все слова?
-А мы можем эти предметы увидеть, услышать, потрогать, представить ?
-Значит, они существуют?
- Как назвать их одним словом? (Имя существительное)
2.Работа в учебнике с правилом -стр.45 , упражнение №74
-Что-то новое узнали?
- Значит, мы достигли своей цели, помогли Дяде Фёдору вспомнить важное слово. А чтобы он запомнил его ещё, лучше давайте повторим правило все вместе.
v.Закрепление изученного. Работа в учебнике. (слайд 11)
1. Упр.76 стр.45 –устно
VI. Итог урока
О какой части речи говорили сегодня?
-На какие вопросы отвечают имена существительные?
VII. Домашнее задание: с 45 учить правило, упражнение № 77.
VIII. Рефлексия
-С каким настроением вы заканчиваете урок? Покажите мне свои смайлики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»
Цели урока:1. Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2. Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...
Конспект открытого урока русского языка на тему: «Части речи. Имя существительное.» 2 класс
Тип урока: урок открытия нового знанияФорма урока: урок-мини-исследование.Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).Форма работы: групповая, индив...
Конспект урока русского языка Тема: Повторение. Части речи. Имя существительное.
Цели деятельности учителя: повторение материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления, речи, сам...
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
План-конспект урока на тему "Существительное как часть речи"
План-конспект урока на тему "Существительное как часть речи", УМК Школа России...
Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....
Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)
Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...
- Мне нравится (1)