Рабочая программа Русский язык 3 класс Школа 2100
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему
Рабочая программа Русский язык 3 класс Школа 2100
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._shakobasova.docx | 161.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № от « »________ 2016 г. Руководитель МО _________________ М. П. Абрамова | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ с.Тёпловка» ___________ /И.В.Сосновцева/ «___»_____________2016 г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ с.Тёпловка» ______________ /А.Н.Новосардова/ Приказ № ______ от «____»___________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку для 3 класса
(составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и
авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» Образовательная система «Школа 2100».)
Составитель: учитель начальных классов
МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района
Саратовской области»
Шакобасова Мунира Раисьевна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______
от «___» __________2013 г.
2016 – 2017 уч. год
Структура рабочей программы (разделы)
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по предмету.
- Тематическое планирование.
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010 – 400с. – (Стандарты второго поколения), авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа./ Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011.
Актуальность изучения данного курса
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать носителем языка. Ведущим направлением учебной деятельности является овладение письменной речью, культурой письменного общения, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума гуманитарного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по темам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык»,а именно:
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке
(познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Учебно-тематическое планирование
Предмет: «Русский язык»
Класс – 3
Учитель – Шакобасова М. Р.
Всего часов – 170
В неделю – 5
Недель в год – 34
В том числе:
- плановых контрольных работ-12
- написание диктантов – 11
- контрольные списывания- 3
- написание творческих работ-3
- написание сочинений – 3
- написание сочинений – 5
- написание изложений – 2
- написание свободных диктантов – 6
Количества резерва – 10
Тематический план учебной дисциплины составлен в соответствии с новым государственным стандартом начального общего образования (Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – Москва: Дрофа, 2006г,
на основе авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева О. В., Пронина О. В. Русский язык, 2004,
соответствует целям и задачам образовательной программы МОУ «СОШ с. Тёпловка».
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.
2. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.
3. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2012.
5. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Фролова Л. А. Орфографическая тетрадь. Слова с непроверяемыми написаниями. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.
6. Наглядные пособия.
7. Е.В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 класс.- М.: Баласс, 2012.
8. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,Слова с непроверяемыми написаниями. Пособие к учебнику «Русский язык». 3 класс. – М.: Баласс, 2012.
- Общая характеристика учебного предмета.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что:
1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм.
4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес.
5. Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
В авторскую программу изменения не внесены.
- Содержание учебного предмета.
3 класс
170 ч (5 часов в неделю)
Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Раздел «Слово». Содержание работы
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырех точек зрения:
1) с точки зрения его звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) с точки зрения морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) с точки зрения его лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной согласной в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми согласными в корне, с удвоенной согласной на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарем.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных, типа вкусный, чудесный.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу «Детская риторика». Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нем занимают коммуникативные умения.
- Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по предмету.
3-й класс
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык»
являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык»
является сформированность следующих умений:
3-й класс
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму).
- образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
ь – распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
– определять вид предложения по цели высказывания и интона- ции, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
– разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, опреде- лять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
– видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
– составлять предложения с однородными членами, употреблять
их в речи;
– осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
– читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
6. Тематическое планирование.
№ п/п | Календарные сроки | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |||
1 | план. | факт. | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове | 1 | |||
3.09 | 3.09 | ||||||
Повторение 1. | 10 | Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (бук- венные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | |||||
2–3 | 4.09-5.09 | 4.09-5.09 | Что мы знаем о тексте | 2 | |||
4 | 6.09 | 6.09 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте | 1 | |||
5 | 9.09 | 9.09 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | 1 | |||
6–7 | 10.09-11.09 | 10.09-11.09 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение | 2 | |||
8 | 12.09 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, гра- фически обозначать орфограммы | 1 | ||||
9 | 13.09 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание | 1 | ||||
10 | 16.09 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита | 1 | ||||
11 | 17.09 | Контрольный диктант № 1 | 1 | ||||
Слово | 116 | Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. | |||||
2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне | 3 | ||||||
12 | 18.09 | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне | 1 | ||||
13 | 19.09 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | 1 | ||||
14 | план. | факт. | Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений | 1 | |||
20.09 | |||||||
3. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 4 | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. | |||||
15 | 23.09 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова) | 1 | ||||
16 | 24.09 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 1 | ||||
17 | 25.09 | Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правиль- но писать слова и графически обозначать орфограмму | 1 | ||||
18 | 26.09 | Проверочная работа № 1 | 1 | ||||
4. Удвоенные буквы согласных в корне слова | 5 | ||||||
19 | 27.09 | Понятие об удвоенных буквах согласных | 1 | ||||
20–22 | 30.09-1.10 | Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа | 3 | ||||
23 | 2.10 | Повторение. Проверочная работа № 2 | 1 | ||||
5. Непроизносимые согласные в корне слова | 9 | ||||||
24 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне | 1 | |||||
25 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова | 1 | |||||
26 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам) | 1 | |||||
27 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | 1 | |||||
28 | Формулирование обобщённого правила правописания проверя- емых букв согласных в корне слова | 1 | |||||
29 | Повторение. Проверочная работа № 3 | 1 | |||||
30 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 1 |
31 | Контрольный диктант № 2 | 1 | Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать слож- ные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). | ||
32 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | |||
6. Безударные гласные в корне слова | 7 | ||||
33 | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор про- верочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне | 1 | |||
34 | Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безудар- ных гласных. | 1 | |||
35–36 | Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Р/р Свободный диктант | 2 | |||
37 | Повторение. Проверочная работа № 4 | 1 | |||
38 | Р/р Сочинение по опорным словам | 1 | |||
39 | Контрольный диктант № 3 | 1 | |||
7. Сложные слова и их правописание | 6 | ||||
40 | Знакомство с понятием «сложные слова» | 1 | |||
41 | Соединительные буквы о и е в сложных словах | 1 | |||
42 | Образование сложных слов | 1 | |||
43 | Сложные слова – имена существительные и имена прилагатель- ные, их использование в речи для характеристики людей | 1 | |||
44 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант | 1 | |||
45 | Повторение. Проверочная работа № 5 | 1 | |||
Приставка 8. Части слова. | 1 | Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). | |||
46 | Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах при- ставки | 1 | |||
9. Безударные гласные в приставках | 3 | ||||
47–48 | Правописание букв безударных гласных в приставках | 2 |
49 | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание | 1 | Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова с удвоен- ной буквой согласного в корне и на стыке при- ставки и корня. Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учеб- ном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. | ||
10. Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня | 2 | ||||
50 | Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке пристав- ки и корня | 1 | |||
51 | Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня | 1 | |||
11. Разделительные ъ и ь | 5 | ||||
52 | Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания раз- делительного ъ и ь | 1 | |||
53 | Правописание слов с разделительными ъ и ь | 1 | |||
54 | Повторение. Проверочная работа № 6 | 1 | |||
55 | Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ. Р/р Свободный диктант | 1 | |||
56 | Контрольный диктант № 4 | 1 | |||
12. Части слова. Окончание и основа | 2 | ||||
57 | Понятие об окончании и основе слова | 1 | |||
58 | Развитие умения находить в слове окончание | 1 | |||
13. Основа слова и окончание | 2 | ||||
59 | Как найти в слове основу | 1 | |||
60 | Развитие умения находить в слове окончание и основу | 1 | |||
14. Части слова. Суффикс 14. Части слова. | 2 | ||||
61 | Суффикс и его роль в слове | 1 | |||
62 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова | 1 | |||
15. Разбор слова по составу | 4 | ||||
63 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | 1 |
64 | Контрольное списывание | 1 | |||
65 | Упражнения в разборе слов по составу | 1 | |||
66 | Повторение. Проверочная работа № 7 | 1 | |||
16. Части речи в русском языке | 1 | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при- знаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных. (П) Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определён- ной последовательности (выполнять морфологический разбор). Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно- ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. | |||
67 | Части речи в русском языке | 1 | |||
17. Имя существительное как часть речи | 2 | ||||
68 | Определение имени существительного | 1 | |||
69 | Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста | 1 | |||
18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 3 | ||||
70 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существи- тельных | 1 | |||
71 | Имена существительные в речи | 1 | |||
72 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных | 1 | |||
19. Род имён существительных | 3 | ||||
73 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода | 1 | |||
74 | Род – постоянный признак имён существительных | 1 | |||
75 | Окончания имён существительных мужского, женского и средне- го рода | 1 | |||
20. Число имён существительных | 4 | ||||
76 | Изменение имён существительных по числам | 1 | |||
77 | Образование множественного числа имён существительных | 1 | |||
78 | Окончания имён существительных в единственном и во множе- ственном числе | 1 | |||
79 | Разбор имени существительного как части речи | 1 |
21. Словообразование имён существительных | 8 | Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах существительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»). Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее по- дробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами. | |||
80 | Образование имён существительных с уменьшительно-ласка- тельным значением | 1 | |||
81 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке | 1 | |||
82 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов | 1 | |||
83 | Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами | 1 | |||
84 | Разбор имён существительных по составу | 1 | |||
85 | Р/р Обучающее изложение «Мурлыка» | 1 | |||
86 | Употребление имён существительных в речи | 1 | |||
87 | Повторение. Проверочная работа № 8 | 1 | |||
22. Местоимение как часть речи | 6 | Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактиро- вания). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием место- имений (сочинение «О себе»). | |||
88 | Понятие о местоимении. Личные местоимения | 1 | |||
89 | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с место- имениями | 1 | |||
90 | Разбор местоимения как части речи | 1 | |||
91 | Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе» | 1 | |||
92 | Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант «Паучок» | 1 | |||
93 | Повторение. Проверочная работа № 9 | 1 | |||
23. Имя прилагательное как часть речи | 4 | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. | |||
94 | Определение имени прилагательного | 1 | |||
95 | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными | 1 |
96 | Роль имён прилагательных в речи | 1 | Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. (П) Различать текст-повествование и текстописание. (П) Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени суще- ствительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор). Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П) Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. Разбирать по составу имена прилагательные. | ||
97 | Разбор имени прилагательного как части речи | 1 | |||
24. Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | 4 | ||||
98 | Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | 1 | |||
99 | Как проверить правописание букв безударных гласных в оконча- ниях имён прилагательных | 1 | |||
100 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами | 1 | |||
101 | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами | 1 | |||
25. Разбор имён прилагательных по составу | 4 | ||||
102 | Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опор- ным сочетаниям слов | 1 | |||
103 | Проверочная работа № 10 | 1 | |||
104 | Разбор имён прилагательных по составу | 1 | |||
105 | Контрольный диктант № 5 | 1 | |||
26. Разбор имён прилагательных по составу часть речи 26. Глагол как | 4 | Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П) Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. | |||
106 | Определение глагола как части речи | 1 | |||
107 | Изменение глаголов по временам | 1 | |||
108 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | 1 | |||
109 | Изменение глаголов по числам | 1 | |||
27. Правописание частицы не с глаголами | 2 | ||||
110 | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами | 1 | |||
111 | Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р/р Свободный диктант | 1 | |||
28. Неопределённая форма глагола | 7 | Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи. | |||
112 | Понятие о неопределённой форме глагола | 1 | |||
113 | Р/р Контрольное изложение | 1 | |||
114 | Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах не- определённой формы | 1 | |||
115 | Контрольный диктант № 6 | 1 | |||
116 | Образование форм времени от неопределённой формы глагола | 1 | |||
117 | Разбор глагола как части речи | 1 | |||
118 | Повторение. Проверочная работа № 11 | 1 | |||
29. Наречие как часть речи | 2 | ||||
119–120 | Понятие о наречии как части речи | 2 | |||
121–127 | Резервные уроки по разделу «Слово», планируются по усмотре- нию учителя | 7 | |||
Предложение | 25 | Различать виды предложений по цели высказы- вания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопроситель- ные, побудительные; восклицательные и невос- клицательные. Накапливать опыт постановки логического уда- рения. Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в словосочетании с помощью вопросов. | |||
30. Виды предложений по цели высказывания и интонации | 3 | ||||
128 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | |||
129 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение | 1 | |||
130 | Восклицательные и невосклицательные предложения | 1 | |||
31. Главные и второстепенные члены предложения | 6 | ||||
131 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое | 1 | |||
132 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | 1 | |||
133 | Понятие о второстепенных членах предложения | 1 | |||
134 | Составление схем предложений и предложений по схемам | 1 | |||
135 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 | |||
136 | Разбор предложений | 1 | |||
32. Предложения с однородными членами | 7 | Разделять непунктированный текст на предло- жения. Совместо обсуждать порядок действий при син- таксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл. Находить однородные члены в простом предло- жении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами. Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы). (П) Накапливать опыт постановки запятой и упо- требления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). (П) Совместно составлять алгоритм синтаксическо- го разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. (П) | |||
137 | Однородные подлежащие и сказуемые | 1 | |||
138 | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении | 1 | |||
139 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | 1 | |||
140 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородны- ми членами | 1 | |||
141 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения | 1 | |||
142 | Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум) | 1 | |||
143 | Повторение изученного. Р/р Свободный диктант | 1 | |||
33. Простые и сложные предложения | 6 | ||||
144 | Понятие о простом и сложном предложении | 1 | |||
145 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | 1 | |||
146 | Развитие умения различать сложные предложения и простые пред- ложения с однородными членами и ставить в них запятые | 1 | |||
147 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант | 1 | |||
148 | Разбор простого и сложного предложений | 1 | |||
149 | Повторение. Проверочная работа № 12 | 1 | |||
150–152 | Резервные уроки по разделу «Предложение», планируются по усмотрению учителя | 3 | |||
34. Повторение | 5 | Систематизировать изученный материал по мор- фологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. | |||
153 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание | 1 | |||
154 | Повторение изученных орфограмм и состава слова | 1 | Продуцировать устное сообщение на грамматиче- скую тему по изученному материалу. | ||
155–157 | Итоговый контроль | 3 | |||
158–170 | Резервные уроки, планируются по усмотрению учителя | 13 | |||
Итого: 170 ч. |
7. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Список литературы.
Основная:
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.
2. Комиссарова Л. Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 класс. – М.: Баласс, 2012.
3. Бунеева Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс: варианты 1, 2. – М.: Баласс, 2012.
Дополнительная:
1. Е.В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 класс.- М.: Баласс, 2012.
2. «Учитель года Москвы – 2002». Конспекты уроков в начальной школе. – М.: Издательство «Ювента», 2002
3.Правила и упражнения по русскому языку.: Учеб. Пособие /Сост. Н.Н. Сусакова; Под ред. И.О. Родина, Т.М. Пименовой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001
Список нормативно-правовых документов
- Закон РФ «Об образовании»
- Учебные программы для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100» Москва: «Баласс», 2008г.
- Сборник нормативных документов. Начальная школа/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, - М.: Дрофа, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа предназначена для учителя начальных классов, работающего по ФГОС второго поколения, Образовательная система "Школа 2100", данная программа включает все преподаваемые предметы....
Рабочая программа для 1 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа составлена для 1 класса по всем предметам. Образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа Математика. 1 класс."Школа 2100"
Программа по математике Демидова 4 часа в неделю...
Рабочая программа Математика 1 класс Школа 2100
Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Школа 2100...
Рабочая программа для 2 класса ("Школа 2100")
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание программы, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, методическое обеспечение и тематическое пла...
рабочие программы 1-4 класс "Школа 2100"
рабочие программы 1-4 классы "Школа 2100"...
Рабочая программа для 3 класса "Школа 2100"
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, технологии, изо (все - с календарно-тематическим планированием)....