Правописание приставок и предлогов
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Гольцова Евгения Николаевна

Разработка урока по русскому языку "Правописание приставок и редлогов" Школа России 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pristavki_i_predlog.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе по теме:

 «Правописание приставок и предлогов»

Учитель: Гольцова Евгения Николаевна

Тема: «Приставки и предлоги»

Цель: Научить распознавать предлоги и приставки.

Задачи:

Познавательные УУД:

-формировать умения отличать предлог от приставки, формировать навыки их верного правописания;

- способствовать развитию мышления, памяти, орфографической зоркости,

Регулятивные УУД:

- формировать умения грамотно строить речевые высказывания.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, наглядное пособие.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Мне бы хотелось начать наше занятие со слов из произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек»:

«Что такое счастье – Каждый понимает его по –своему. Но все люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь свою Родину…»

Что же такое счастье?

Нужно для счастья порою немного:

Шоферу – прямая дорога,

Летчику – ясное небо,

Пекарю – горы душистого хлеба,

Прохожему больше улыбок,

Учителю – меньше ошибок.

А что для счастья надо ученикам?

Я желаю, чтобы каждый из вас был сегодня успешен на уроке.

  1. Актуализация знаний и выявление проблемы.

А давайте начнем наш урок с игры на внимание и заодно узнаем все ли настроились на рабочий лад, ведь нам понадобятся на уроке не только знания, которыми вы уже овладели, но и ваше внимание, чтобы встретить новые знания!

1.Игра «Внимание».

«Посмотрите меня. Возьмите тетрадь руки и положите парту».

Что вы можете сказать? Это задание выполнить можно?

(Рассуждения детей).

Какие слова пропущены? (в, на)

Что это за слова? (предлоги)

А чем еще могут являться эти слова? (приставками)

(слайд 1 ).

Давайте вспомним, что такое приставка? (рассказывают правило)

Что такое предлог? (рассказывают правило).

Значит, для чего нам нужны предлоги? (для связи слов в предложении).

А как отличить приставку от предлога?

Послушайте сказку.

Жила-была в волшебной стране Грамматике Приставка. Она была доброй и весёлой. У Приставки были друзья, которые жили  за дремучим лесом. Друзей звали: Корень, Суффикс, Окончание. Друзья часто собирались вместе поиграть в любимую игру «Слова».

Однажды друзья пригласили Приставку в гости. Путь проходил через дремучий лес. Приставка шла, любовалась лесной красотой и не заметила, как заблудилась. Она испугалась и расплакалась. Тут, откуда ни возьмись, появился коварный Предлог, который жил в лесу отдельно от других, и ни с кем не дружил. Он сказал:

- Не плачь, Приставка, я покажу тебе тропинку, которая выведет тебя из леса.

Приставка обрадовалась, она не догадалась, что коварный Предлог решил испортить всем праздник и поссорить друзей. Предлог привязал бедную Приставку к дереву, а сам пошёл к её друзьям.

Друзья не заметили подмены, потому что Предлог был очень похож на Приставку. Вскоре начали играть в свою любимую игру, но у них ничего не получалось. Все стали ссориться друг с другом. Одному Предлогу было весело. Друзья, наконец, поняли, в чём дело, прогнали Предлога и вернули свою подружку. Так и остался Предлог жить один, а Приставка переехала поближе к друзьям, чтобы помогать ребятам, играть в любимую игру «Слова». (слайд 2)

2.Минутка чистописания. Учитель включает музыку

Уу уд уе ус

Уехал          улетел       у бабушки

- Подчеркните предлоги и выделите приставки. (проверка).

- Запишите число, классная работа. (следим за осанкой).

  1. Определение темы и постановка учебной задачи.

Кто уже догадался, о чем мы сегодня будем разговаривать на уроке? (Ответы детей).

Посмотрите на доску спишите предложения, раскрывая скобки.

Мальчик (с)катился (с) горы. (слайд 3) (проверка)

Выпишите слова скатился, с горы.

Какой частью речи являются эти слова?

Объясните их написание.

4.Открытие новых знаний.

Приставка приставлена к слову вплотную,

Но я её вижу! Нашёл и ликую:

ПОехать,

           Увидеть,

      ОТдать,

          ПОмириться,

                    ДОпеть,

                         ДОсказать,

                                ДОговориться!

Попробуйте вместе со мною пройти –

И в каждом словечке приставку найти! (Слайд)

Запомните! Глаголы никогда не употребляются с предлогами!

В поле, в доме, на сосне, (слайд)

За рекой, в лесу, во сне,

Под березкой и в берлоге –

Вы заметили предлоги?

Перед словом встал предлог –

 Вспомнить правило помог!

Тут хлопот не так уж много,

Знает боцман и матрос:

Между словом и предлогом

Ставь-ка мысленно вопрос!

С горы (предлог + существительное). Почему с горы написали раздельно?

Предлоги со словами пишутся раздельно.

Если между предлогом и словом можно поставить вопрос, либо другое слово, то это слово надо писать раздельно.

 -  Чему мы должны с вами научиться на уроке? (различать предлог от приставки и правильно их писать).

  1. Работа в группе. Заполните таблицу. (Ответы детей). Выводы.
  2. Физминутка.

Где приставка, где предлог?

Кто бы мне решить помог?

Правил тех совсем немного

У глагола нет предлога.

- Если я говорю слово с приставкой вы хлопаете в ладоши, если с предлогом топаете.

Переходить, у реки, за школой, пробежать, намочить, в книге, на доске, заскучать, около забора.

5.Первичное закрепление во внешней речи.

1. Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.132. упр.259 (работа у доски с объяснением).

2.Самостоятельная работа. Распределите слова в два столбика. В один столбик слова с предлогами, во второй – с приставками.

 (на боковой стороне парты прикреплены задания, ученики встают, снимают их, садятся на свое рабочее место и продолжают выполнять задания).

 Самопроверка (слайд).

3. Физминитка. (слайд)

3.Развитие устной речи.

Чтобы не допустить ошибок в выборе предлогов, давайте узнай о секрете их употребления.

Как вы говорите, вернулся со школы или вернулся из школы?

 Пришел с магазина или пришёл из магазина? (слайд)

Повесить плакат на доске!

Если человек идет (куда?) в школу, в магазин, в библиотеку, то он должен возвратиться (откуда?) из школы, из магазина, из библиотеки.

И напротив, если человек ушел на работу, на речку, на рыбалку, то он должен возвратиться с работы, с речки, с рыбалки.

Игра «Собираем урожай».

1.Составьте слова с приставкой.

2. Составьте слова с предлогами.

Итог урок.

Чем мы сегодня занимались на уроке?

С какой темой мы сегодня познакомились?

Что вы запомнили о правописании предлогов и приставок.

Рефлексия.

У вас на столе лежат фигурки лиц человека. Это будет ваш портрет. Ваша задача дорисовать портрет и выразить в нем ваше эмоциональное настроение за урок.

Домашнее задание.

Выставление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание приставок и предлогов"

Урок в 3 классе (система Занкова) "Правописание приставок и предлогов"....

Правописание приставок и предлогов

Презентация по русскому языку для учащихся 2 классов. Подходит к любому УМК. Цель презентации: формировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов....

Проверочная работа по теме "Правописание приставок и предлогов"

Презентация поможет сформировать умение правильно писать и отличать приставки от предлогов....

Урок русского языка. Правописание приставок и предлогов.

1) учить различать приставки и предлоги на письме; систематизировать знания о составе слова; развивать умение разбирать слова по составу; 2) развивать орфографическую зоркость; фонематический слух; у...

Урок "Правописание приставок и предлогов"

Урок формирует понятие о приставке как части слова и понятие о предлоге как служебной части речи...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Правописание приставок и предлогов"

Открытый урок русского языка в 3 классе с использованием презентации, технологии межпредметной интеграции и технологии проблемного обучения....