Технологическая карта урока по русскому языку "Как отличить простое предложение от сложного"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Азизова Альфия Рустямовна

Как отличить простое предложение от сложного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_yazyk_4_klass.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 4 А  класс ФГОС

Тема урока: Как отличить простое предложение  от сложного.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: формирование представления о видах предложения и умения разграничивать простые и сложные предложения, закрепление навыка синтаксического разбора предложения, развитие умения точно употреблять определения;
Задачи урока:
1.Расширить знания учащихся о простом и сложном предложениях.
2.  Совершенствовать речевую деятельность учащихся
3. Прививать внимание и уважение к русскому языку
4. Воспитывать взаимопомощь и взаимоуважение через организацию работы в парах.
5. Формировать познавательные мотивы учения
6. Развивать логическое мышление детей через операции анализа, синтеза, классификации
7. Развивать навыки самоконтроля и самоанализа.

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

       

      Деятельность

          учителя
 

   Деятельность

       учащихся    

Формируемые УУД

Организационный

 Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Психологический настрой.

Поприветствуйте гостей. Урок русского языка. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Внимательно слушайте - и всё услышите!

Внимательно смотрите - и всё увидите"

Думайте - и всё обязательно получится!

Каким бы вы хотели видеть наш урок?

- ну, что ж в добрый путь. Пусть урок вам принесет радость общения.

А вы в конце урока поделитесь своими мыслями, чувствами. Принесёт ли вам работа удовлетворение.

 Приветствует учащихся. Задаёт вопросы

Приветствуют учителя

Дают ответы.
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

Каллиграфические упражнения

Организовать актуализацию умений выбирать гласные и согласные, составление слогов

Организовать постановку учебной темы у побуждающего от проблемной ситуации диалога.

Организовать формулировку темы, цели

Какое слово спряталось в ребусе? Предложение.

Сколько в слове слогов?

Сколько гласных, столько и слогов.

Запишите слово, разделяя на слоги петельчатым элементом.

Вывод: Каллиграфические упражнения настроили вас писать красиво и аккуратно.

Вспоминаем правила переноса слов.

Раздать карточки с заданиями:

  1. Ёж -1
  2. Ежиха-2
  3. В лесу стоит тишина - 4
  4. Тишина -3
  5. Распределить слова по группам:

дерев_я, в тр_ве, гн_здо, дож_ь, ё_, лист_я.

Объясните орфограммы, встретившиеся в словах.

Оцените свою работу

Словарная работа.

Лето – любимое время года детворы.

Назовите признаки лета.

На какую орфограмму слова в первом столбике?

Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением. Написание данных слов надо запомнить.

Составьте словосочетания, схемы словосочетаний.

м_линаплачет

к_стёрсла_кая

п_латкап_ставить

_синара_жечь

Найдите лишнюю запись:

Плачет осина.

Это предложение.

Что такое предложение?

Чем отличается предложение от словосочетания?

Учитель читает текст.

О каком времени года идёт речь?

В лесу стоит тишина, идёт мелкий дождь. Деревья давно сбросили листья, мокрая листва не шуршит под ногами. Под кустом в траве ежиха устроила гнездо.

Об осени.

Ранняя, золотая или поздняя?

Осень любимое время года А. С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Работа по отгадыванию  ребуса.

Показ записи учителем

Организует диалог с учащимися, задает вопросы.


Составляют слоги,

делят на группы.

Делают выводы.

 Отгадывают загадки, записывают в тетрадь.

Самопроверка (Проверяют написание словарных слов)

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные- самоопредление, оценивание.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

-выявлять сущность, особенности объектовна основе анализа объектов делать выводы.

 -обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- составление плана и

последовательности действий.

-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 -прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Целеполагание.

Выход на тему, цель, учебную задачу.
 

Организовать формулировку темы, цели


 

 Синтаксический разбор (устная характеристика)

Схема предложения появляется на доске

В лесу стоит тишина.

Синтаксический разбор (устная характеристика)

Схема предложения появляется на доске

Идёт мелкий дождь.

Две картины показывают действия, которые  происходят одновременно.

Объединим их.

Синтаксический разбор сложного предложения:

В лесу стоит тишина, идёт мелкий дождь

- Сравните схемы (1,2,3 предложений)

Что вы заметили?

(Два простых предложения объединили в одно в третьей схеме)

Предложение, которое состоит из двух и более простых предложений, называется сложным.

Составьте  схему предложения, дате устную характеристику.

Деревья давно сбросили листья, мокрая листва не шуршит под ногами.

- Что такое предложение?

- На какие группы делятся предложения?

- Чем отличается сложное предложение от простого?

Сегодня мы решаем проблему:

Чем отличается сложное предложение от простого?



 

Задаёт вопросы.

Формулируют тему и задачу урока

Делают выводы

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 Работа над новым материалом

 Подведение детей к самостоятельно

му выводу.

 

Работа группах.
 

Повторим правила работы в группе.

Вы не раз уже убеждались в том, что если вы соблюдаете правила дружной работы, вместе вы выполняете работу гораздо быстрее и качественнее. Прислушивайтесь к мнению других, отстаивайте своё.

1 группа.

Исследуйте текст. Найдите и выпишите простые предложения. Выделите грамматическую основу. Дайте характеристику простому предложению.

Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились, а сосны остались зелёными. Густая листва дуба как медь. Пёстрый ковёр шуршал под ногами.



2 группа.

Исследуйте текст. Найдите и выпишите сложные  предложения. Выделите грамматическую основу. Дайте характеристику сложному предложению.


 Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.

 Вот и лес. Тень и тишина. 

3 группа.
Исследуйте  текст. Найдите  и выпишите сложное и простое предложения. Выделите грамматическую основу. Сделайте вывод, чем отличается сложное предложение от простого.

Осенний лес стоял в золотистых красках, ласково светило солнышко.

Зашумел в лесу  дождь, полетели листочки  иволгами по ветру. Позолотили они дорожки и тропинки.
4группа:

Исследуйте  текст. Сколько в тексте сложных и простых предложений? Выпишите  по выбору предложения, выделите грамматическую основу.

Наступила осень, лес окрасился в разные цвета.

Рябина стоит вся  в красных бусах, листья  ясеня окрасились в жёлтый цвет, берёзка надела золотой наряд. Королевой осеннего леса становится осина. Весь лес  лучится, сверкает, светится.

Проверка с/р в группах, обобщение работы

Решили ли мы с вами ту задачу, которую обозначили?

 

Ведут обсуждение в группе,  выполняют работу,

делают вывод,

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в группе(справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог;

Гимнастика для глаз.

Снятие усталости с глаз

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

 Закрепление нового материала
 

 Применение

 имеющихся знаний

Развитие умения извлекать информацию.

Проверка понимания

Составьте сложные предложения и запишите. Выделите грамматическую основу.

Черная туча закрыла небо.

Проливной дождь застучал в окно.

Наступила осень.

Перелетные птицы стали собираться в стаи.

Холодное небо часто хмурится.

По утрам бывают легкие заморозки.

В осенние дни готовились к отлёту журавли

Проверим. Какое предложение осталось без пары?

Какое это предложение? Докажи.


 

 Дает по выбору задания

Задаёт вопрос:

 Самостоятельно выполняют задание.

Самопроверка.

 Делают выводы.

.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

 Проверка понимания

Разноуровневые задания

Хочешь быть грамотным- учись думать, мыслить.

Успех ждёт только тех, кто будет любознательным, внимательным, активным.

1 уровень.

Спишите текст. Выделите грамматическую основу.

Наступил сентябрь, весь месяц стоят холодные дни. На берёзах пожелтели листья, а  ели стоят зелёные. Душистые рыжики, жёлтые опята давно ждут грибников.

2 уровень.

Запишите предложения. Выделите грамматическую основу. Обозначьте, какой частью речи выражены главные члены предложения.

Наступила осень, смолкли птичьи голоса. Сильный ветер рвёт листья с деревьев. На полянах краснеют ягоды рябины, дрозды перелетают с дерева на дерево.

3 уровень.
Из данных слов составьте сложные предложения. Выделите грамматическую основу. Сделайте вывод, чем отличается сложное предложение от простого?

осень Наступила, листья, разноцветные, над ,летят, поляной.

льют Часто дожди, под, елью, ёжик, в ,уснул, траве.

Проверка:

Так, чем отличается сложное предложение от  простого?


Организует работу учащихся.

Контролирует работу учащихся.

 

  Выбирают задание и выполняют, доказывают, делают выводы.

Проверяют правильность выполнения(ученик зачитывает, а остальные проверяет, каждый свою работу).

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи.

.
 

Применение

 имеющихся знаний

 (работа в парах)

Если  согласны с утверждением, то +,если не согласны, то -.

1.Простое и сложное предложение одинаковые-

2.В предложении может быть один главный член предложения+

3.Простое предложение имеет две грамматические основы-

4.Сложное предложение имеет две грамматические основы+

5.Простое предложение имеет одну грамматическую основу+

Так, чем отличается сложное предложение от простого?

 Предлагает тест


 

 Выполняют тестовые задания, проверяют.

Коммуникативные:

  распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

умение работать в паре.

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные:

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 Рефлексия
 

 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом

 Если учебная работа принесла вам удовлетворение, поблагодарите друг друга добрыми улыбками.

Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

 Задает вопросы 
о задачах урока.
 

Высказывают свои впечатления от урока


 
Самоконтроль и самооценка

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Этап разъяснения домашнего задания

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

1. Выполните упражнение  71 на стр.66 учебника.

2.Напишитесочинение-миниатюру, используя сложные предложения, на тему: «Осенью в лесу». Выделите грамматическую основу.

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания


Записывают задание на дом, задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"

технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...

Технологическая карта урока по русскому языку "Текст и предложение"

Материал содержит разработку урока русского языка на тему "Текст и предложение" для 1-го класса...

Технологическая карта урока по русскому языку «Ударение. Интонация предложения» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о необходимых речевых средствах для выражения просьбы.Задачи урока      ...

Технологическая карта урока по русскому языку «Отличие языка человека от языка животных» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о языке животных.Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?" (4 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: "открытия" нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления об отличиях сложного  предложения от простого предложения с однородными членами Задачи урока...

Технологическая карта урока по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными интонацией перечисления" (УМК "Школа России", 4 класс")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений об однородных членах предложения и знаках препинания в предложениях с однородными членамиЗадачи...