Знакомство с понятием «сложные слова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Дата:
Класс: 3
Предмет: русский язык
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели:
Деятельностная: совершенствование распознавания в речи сложных слов, формировать способности учащихся к языковому анализу слова.
Образовательная: способствовать осознанию существенных признаков понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение работать самостоятельно.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, родному языку, аккуратность, усидчивость, навыки сотрудничества и взаимоуважения через организацию учебного труда.
Методы и приемы: языковой анализ и синтез, грамматико-орфографическое комментирование, коммуникативные, наглядные, практические, создание рефлексивного поля, создание креативного поля, проблемное изложение, частично-поисковые методы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- распознавать сложные слова;
- умение подбирать однокоренные слова.
Личностные:
- способствовать формированию познавательной активности на уровне внутреннего понимания необходимости учения.
Метапредметные:
1.Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять оценивание и самооценивание.
2.Коммуникативные: осуществлять взаимодействие с окружающими, умение вести учебный диалог, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Познавательные: формулировать познавательную цель, извлекать необходимую информацию, обобщать и классифицировать по признакам, осознанно строить речевое высказывание.
№ п/п | Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. | Самоопределение к учебной деятельности | -Прочитайте высказывание литературного критика, писателя Виссариона Григорьевича Белинского: «Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». - Как вы понимаете это высказывание? -А вы согласны с этим высказыванием? Почему? - Если мы на уроке узнаем что-то новое, можно считать, что мы «обогатили» нашу речь? - Пришло время заняться важной работой. Вы согласны? Пожелаю вам успеха, плодотворной и эффективной работы. | Дети читают высказывание и отвечают на вопрос учителя. | Личностные УУД: - прививать интерес к познавательной деятельности, самоопределение. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
III | Актуализация и пробное учебное действие | Чистописание. Хх оро оло Хорошо учиться всегда пригодится. - Послушайте сказку. В словесном царстве, грамматическом государстве жили-были орфограммы. Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: безударные, согласные, непроизносимые - Вспомните названия этих орфограмм. -Назовите способ проверки этих орфограмм. - В какой части слова мы встречаем эти орфограммы? - Что такое корень слова? | Ученики записывают число и классная работа. Комментированное письмо. Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные Корень слова. Общая часть родственных слов. | Личностные УУД: -формировать интерес к изучению темы. Познавательные УУД: -анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия. |
IIII | Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи). | - Прочитайте слова. Ворона, стриж, сова, дрозд, сорока, буревестник, мухоловка. - Назовите данную группу одним словом. - Распределите слова по группам орфограмм. -Проверяем, объясняем правописание слов. -Выделите корень в словах. - Давайте проверим выполненное задание. - Какое слово вызвало затруднение? - Почему возникло затруднение? - Как вы выделили корень в этом слове? - Какой вопрос возникает? - Кто же из вас прав? | Работа в тетрадях. Птицы. Безударные гласные в корне слова: ворона, сова, сорока, мухоловка. Парные согласные в корне слова: стриж, дрозд. Непроизносимые согласные: буревестник. Мухоловка - Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове. -В слове мухоловка количество корней выделено по-разному. - Сколько корней в слове мухоловка? | Коммуникативные УУД: -уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: -определять границу «знания-незнания». |
IIV | Построение проекта выхода из затруднения | - Как нам справиться с такой задачей? - Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование по следующему плану: 1.Выяснить лексическое значение слова. 2.Подобрать к нему однокоренные слова. 3.Найти корень. | Ответы и предположения детей. | Личностные УУД: -использовать и обогащать личный опыт учеников. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, находить информацию. Регулятивные УУД: -постановка учебной задачи. -составлять план решения задачи совместно с учителем. Коммуникативные УУД: -включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками. |
IV | Реализация проекта (открытие нового знания) | - Кто такая мухоловка? - Почему птицу так назвали? Запись на доске: мухоловка – ловит мух - Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова. - Какой корень в слове ловит? -Подберите однокоренные слова. - Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка? - Так сколько корней в слове мухоловка? - Встречались ранее с такими словами? - Как бы вы назвали слова с двумя корнями? - Сформулируйте тему урока. - Какие цели мы перед собой поставим? - Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? - Какие же слова называются сложными, давайте дадим определение. -Прочитайте определение в учебнике на с. 106 и сравните со своей формулировкой. | Птица. Она ловит мух. В этом слове два корня. Варианты детей, в том числе – сложные. Научиться отличать сложные слова от других слов, выделять корни в сложных словах Сложили/составили из двух слов. Дают определение сложным словам. | Познавательные УУД: -формировать умение учащихся работать по алгоритму. Коммуникативные УУД: -осуществлять контроль и взаимоконтроль по ходу выполнения задания. Регулятивные УУД: -составление плана и последовательности действий. |
VI | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Работа с материалом учебника. 1.Упр. 122, стр.104 - Прочитайте про себя отрывок из песни. - Как же могла называться эта песня? Почему вы так думаете? Как рассуждали? -Запишем слово «звездопад» в тетрадь. - Как можно определить корень? Работа в парах. 2.Упр. 123, стр.104 - В какой группе оказалось слово водопад? - Объясните, что обозначает слово водопад. - В чём особенность этого слова? - Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.) | Предположения и доказательства детей. Выяснить лексическое значение слова. Подобрать к нему однокоренные слова. Найти корень. Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода. Поток воды, который падает с высоты. Состоит из двух корней. В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.) | Личностные УУД: -оценивать результат своей работы. Познавательные УУД: -понимать содержание заданий, осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные УУД: -формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах. Регулятивные УУД: -проговаривать последовательность действий. -анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
IVII | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | На доске слова: Пешеход, кашевар, камнепад, луноход, носорог. - Запишите слова. Выделите корни. (Самопроверка по эталону и самооценка). Работа в группах. - Сможете ли вы теперь находить сложные слова самостоятельно? - Хотите это проверить? - А если не получиться? - Участники группы получают листочки, где написаны слова. Нужно найти сложное слово, объяснить лексическое значение, выделить корень. | Записывают слова, выясняют лексическое значение каждого слова, выделяют корни. Да. Да. Обратимся за помощью к учителю, одноклассникам. Работают по структуре Сингл-Раунд-Робин (ученики проговаривают ответы по кругу один раз). 1.Посадка, листопад, лесник. 2.Солнышко, гололед, ветерок. 3.Черемуха, лесоруб, школьник. 4.Охотник, рыболов, стройка. | Личностные УУД: -проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: -формировать умение видеть и анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации. Коммуникативные УУД: -осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий. Регулятивные УУД: -закреплять умение контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, используя оценочные листы. |
IVIII | Включение в систему знаний и повторение. | Работа с деформированными предложениями. На экране записаны слова: Шел, По, пароход, Волге. Из, вынимает, ульев, душистый, Пчеловод, мед. Дробил, мощный, льдины, ледокол. - Прочитайте, составьте из данных слов предложения. - Запишите это предложения, найдите сложные слова, выделите корни. |
По Волге шел пароход. Пчеловод вынимает из ульев душистый мед. Мощный ледокол дробил льдины. | Регулятивные УУД: - контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению. Личностные УУД: - самоопределение |
IIX | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | - Какую задачу мы поставили в начале урока? - Мы справились с ней? - Были у нас затруднения? - Смогли ли мы их преодолеть? Как? - Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами». -Кто из героев прав? Домашнее задание. 1. -Подберите 10 слов, которые подходят к теме сегодняшнего урока. - И по желанию, вы можете выполнить творческое задание - сочините сказку о сложных словах. | Высказывают свое мнение. | Познавательные УУД: -систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Регулятивные УУД: -соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижения. Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание |
Учебник «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, 2 часть, «Баласс»,2013.
Методическое пособие для учителя «Русский язык» ,«Баласс»,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока русского языка в 3 классе с презентацией на тему: "Знакомство с понятием "сложные слова"( Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)
На уроке русского языка ребята познакомились с понятием сложные слова, с их особенностями. В начале урока ребята получили положительный эмоциональный настрой, встав в круг и взявшись за руки .Получив ...
Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».
со Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода ...
Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятием "Сложные слова"
Данный урок является вводным уроком в данный раздел. На уроке идет знакомство с понятием "сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.Форма работа учащихся: индивидуальная, фронт...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс
Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...
«Знакомство с понятием сложное слово» конспект урока
Урок открытия нового. В ходе урока учащиеся знакомяться с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развиваются мыслительные оп...
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова». 4 класс,Муниципальное образовательное учреждение Алданского района, « Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Томмот Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов
Цель урока создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу. Тип урока...
Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)
Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)....