Знакомство с понятием «сложные слова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая  карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата:

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

Деятельностная: совершенствование распознавания в речи сложных слов, формировать способности учащихся к языковому анализу слова.

Образовательная:  способствовать осознанию существенных признаков понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение работать самостоятельно.

Воспитательная:  воспитывать любовь к предмету, родному языку, аккуратность, усидчивость, навыки сотрудничества и взаимоуважения через организацию учебного труда.

Методы и приемы: языковой анализ и синтез, грамматико-орфографическое комментирование, коммуникативные, наглядные, практические, создание рефлексивного поля, создание креативного поля, проблемное изложение, частично-поисковые методы.

Планируемые результаты:

Предметные:

-  распознавать  сложные слова;

-  умение подбирать однокоренные слова.

Личностные:

 - способствовать формированию познавательной активности на уровне внутреннего понимания необходимости учения.

Метапредметные:

1.Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять оценивание и самооценивание.

2.Коммуникативные:  осуществлять взаимодействие с окружающими, умение вести учебный диалог, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 3.Познавательные: формулировать познавательную цель, извлекать необходимую информацию, обобщать и классифицировать по признакам,  осознанно строить речевое высказывание.

№ п/п

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Самоопределение к учебной деятельности

-Прочитайте  высказывание литературного критика, писателя Виссариона Григорьевича Белинского:

«Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

- Как вы понимаете это высказывание?

-А вы согласны с этим высказыванием? Почему?

- Если мы на уроке узнаем что-то новое, можно считать,  что мы «обогатили» нашу речь?

- Пришло время заняться важной работой. Вы согласны? Пожелаю вам успеха, плодотворной и эффективной работы.

Дети читают высказывание и отвечают на вопрос учителя.

Личностные УУД:

- прививать интерес к познавательной деятельности, самоопределение.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III

Актуализация и пробное учебное действие

Чистописание.

Хх  оро   оло

Хорошо учиться всегда пригодится. 

- Послушайте сказку.  В словесном царстве, грамматическом государстве жили-были орфограммы. Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: безударные, согласные, непроизносимые

- Вспомните названия этих орфограмм.

-Назовите способ проверки этих орфограмм.

- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

- Что такое корень слова?

Ученики записывают число и классная работа. Комментированное письмо.

Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные

Корень слова.

Общая часть родственных слов.

Личностные УУД:

-формировать интерес к изучению темы.

Познавательные УУД:

-анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.

IIII

Выявление места и причины затруднения (постановка учебной задачи).

- Прочитайте слова.  

Ворона, стриж, сова, дрозд, сорока, буревестник, мухоловка.

- Назовите данную группу одним словом.

- Распределите слова по группам орфограмм.

-Проверяем, объясняем правописание слов.

-Выделите корень в словах.

- Давайте проверим выполненное задание.

- Какое слово вызвало затруднение?

- Почему возникло затруднение?

- Как вы выделили корень в этом слове?

- Какой вопрос возникает?

- Кто же из вас прав?

Работа в тетрадях.

Птицы.

Безударные гласные в корне слова: ворона, сова, сорока, мухоловка.

Парные согласные  в корне слова: стриж, дрозд.

Непроизносимые согласные: буревестник.

Мухоловка

- Мы не знаем, как правильно выделять корень в этом слове.

-В слове  мухоловка количество корней выделено по-разному.

- Сколько корней в слове мухоловка?

Коммуникативные УУД:

-уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

-определять границу «знания-незнания».

IIV

Построение проекта выхода из затруднения

- Как нам справиться с такой задачей?

- Для ответа на этот вопрос предлагаю провести исследование по следующему плану:

1.Выяснить лексическое значение слова. 2.Подобрать к нему однокоренные слова.

 3.Найти корень.

Ответы и предположения детей.

Личностные УУД:

-использовать и обогащать личный опыт учеников.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, находить информацию.

Регулятивные УУД:

-постановка учебной задачи.

-составлять план решения задачи совместно с учителем.

Коммуникативные УУД:

-включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками.

IV

Реализация проекта (открытие нового знания)

- Кто  такая мухоловка?

- Почему птицу так назвали?

Запись на доске:

мухоловка – ловит мух

- Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.

- Какой корень в слове ловит? 

-Подберите однокоренные слова.

- Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка?

- Так сколько корней в слове мухоловка? 

- Встречались ранее с такими словами?

- Как бы вы назвали  слова с двумя корнями?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие цели мы перед собой поставим?

- Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?

-  Какие же слова называются сложными, давайте дадим определение.

-Прочитайте определение в учебнике на с. 106 и сравните со своей формулировкой.

Птица.

Она ловит мух.

В этом слове два корня.

Варианты детей, в том числе – сложные.

Научиться отличать сложные слова от других слов, выделять корни в сложных словах

Сложили/составили из двух слов.

Дают определение сложным словам.

Познавательные УУД:

-формировать умение учащихся работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

-осуществлять контроль и взаимоконтроль по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:

-составление плана и последовательности действий.

VI

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с материалом учебника.

1.Упр. 122, стр.104

-  Прочитайте про себя отрывок из песни.

- Как же могла называться эта песня? Почему вы так думаете? Как рассуждали?

-Запишем слово «звездопад» в тетрадь.

- Как можно определить корень?

Работа в парах.

2.Упр. 123, стр.104

- В какой группе оказалось слово водопад?

- Объясните, что обозначает слово водопад.

- В чём особенность этого слова?

- Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.)

Предположения и доказательства детей.

Выяснить лексическое значение слова. Подобрать к нему однокоренные слова. Найти корень.

Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода.

 Поток воды, который падает с высоты.

Состоит из двух корней.

В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.)

Личностные УУД:

-оценивать результат своей работы.

Познавательные УУД:

-понимать содержание заданий, осуществлять анализ и синтез. Коммуникативные УУД:

-формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах.

Регулятивные УУД:

-проговаривать последовательность действий.

-анализировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

IVII

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На доске слова:

 Пешеход, кашевар, камнепад, луноход,  носорог.

- Запишите слова. Выделите корни.

(Самопроверка по эталону и самооценка).

Работа в группах.

- Сможете ли вы теперь находить сложные слова самостоятельно?

- Хотите это проверить?

- А если не получиться?

- Участники группы получают листочки, где написаны слова. Нужно найти сложное слово, объяснить лексическое значение, выделить корень.

Записывают слова, выясняют лексическое значение каждого слова,  выделяют корни.

Да.

Да.

Обратимся за помощью к учителю, одноклассникам.

Работают по структуре Сингл-Раунд-Робин (ученики проговаривают ответы по кругу один раз).

1.Посадка, листопад, лесник.

2.Солнышко, гололед, ветерок.

3.Черемуха, лесоруб, школьник.

4.Охотник, рыболов, стройка.

Личностные УУД:

-проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-формировать умение видеть и анализировать проблему, находить способы решения и выхода из проблемной ситуации.

Коммуникативные УУД:

-осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.

 Регулятивные УУД:

-закреплять умение контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, используя оценочные листы.

IVIII

Включение в систему знаний и повторение.

Работа с деформированными предложениями.

На экране записаны слова:

Шел, По, пароход, Волге.

Из, вынимает, ульев, душистый, Пчеловод, мед.

Дробил, мощный, льдины, ледокол.

- Прочитайте, составьте из данных слов предложения.

- Запишите это предложения, найдите сложные слова, выделите корни.

 

По Волге шел пароход.

Пчеловод вынимает из ульев душистый мед.

Мощный ледокол дробил льдины.

Регулятивные УУД:

- контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Личностные УУД:

- самоопределение

IIX

Рефлексия учебной деятельности на уроке. 

- Какую задачу мы поставили в начале урока?

- Мы справились с ней?

- Были у нас  затруднения?

- Смогли ли мы их преодолеть? Как?

- Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».

-Кто из героев прав? 

Домашнее задание.

1.

-Подберите 10 слов, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

- И по желанию, вы можете выполнить творческое задание - сочините сказку о сложных словах.

Высказывают свое мнение.

Познавательные УУД:

-систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Регулятивные УУД:

-соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижения.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание

Учебник «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, 2 часть, «Баласс»,2013.

Методическое пособие для учителя «Русский язык» ,«Баласс»,2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока русского языка в 3 классе с презентацией на тему: "Знакомство с понятием "сложные слова"( Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)

На уроке русского языка ребята познакомились с понятием сложные слова, с их особенностями. В начале урока ребята получили положительный эмоциональный настрой, встав в круг и взявшись за руки .Получив ...

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятием "Сложные слова"

Данный урок является вводным уроком в данный раздел. На уроке идет знакомство с понятием "сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.Форма работа учащихся: индивидуальная, фронт...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс

Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...

«Знакомство с понятием сложное слово» конспект урока

Урок открытия нового. В ходе урока учащиеся знакомяться с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развиваются мыслительные оп...

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова». 4 класс,Муниципальное образовательное учреждение Алданского района, « Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Томмот Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов

—  Цель урока создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.—            Тип урока...

Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)

Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)....