урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Данный урок обобщает знания детей о имени прилагательном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_urok1.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет                         русский язык            4класс

Урок русского языка в 4 классе по системе "Школа 2100" разработан с учётом ФГОС. На данном уроке закрепления и совершенствования знаний используется словесный метод, проблемно-поисковый и практический метод обучения.Урок построен с использованием информационно – компьютерной технологии.  Подобраны всевозможные формы работы на уроке: работа в парах, работа в группах, индивидуальная и фронтальная работа. Выбор заданий разного уровня сложности.Содержание учебного материала основывается на заданиях познавательного характера.Через соотношение известной и неизвестной информации вызывается интерес к теме, способствует развитию творческих способностей учащихся, активизации их мыслительной деятельности. Усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, делают их знания и умения более прочными.

3-ий урок в системе « Имя прилагательное»

Тема урока: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

Тип урока:урок отработки умений и рефлексии.

Цели урока:1.Сформировать знания, умения и навыки  учащихся по теме «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода»

2.Создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

3. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность

4.Способствовать формированию УУД

Формы, приемы, методы:Фронтальный опрос, самостоятельная работа в группах, в паре, индивидуальные задания, творческие задания

Методы:словесный метод, проблемно-поисковый и практический метод обучения.

Педагогические технологии:Метод проблемного обучения. Обучение в сотрудничестве. Обучение самооценки деятельности. Здоровьесберегающая технология.

Задачи урока:

Предметные:

  1.Развивать умение определять род, число, падеж имени прилагательного. Выяснить особенности склонения прилагательных мужского и среднего рода.

     2.Формировать навык правописания родовых окончаний прилагательных .

    3. Развивать самостоятельность на уроке, интерес к процессу познания

    4. Развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

    5. Развивать оперативную память, аналитико-синтетические способности, произвольное внимание.

Предполагаемый результат:(в соответствии с ФГОС)

Знать:особенности склонения прилагательных мужского и среднего рода

Уметь:определять род, число имени прилагательного, различать сходные по произношению окончания, правильно писать окончания  имён прилагательных, отрабатывать алгоритм определения падежа имён прилагательных.

Компетенции/УУД

Личностные: поддерживать  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; учиться оценивать свои мысли и высказывания, вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные:осмысление различия между окончаниями прилагательных м.р и с.р.

Коммуникативные:формирование умения аргументировать, участие в коллективном обсуждении, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Оборудование: ИКТ, презентация к уроку, индивидуальные  карточки разного уровня сложности

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

I этап:

Организационный момент

Цель: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Начинается урок,

он пойдёт ребятам впрок.

Соберёте много знаний

Если приложить старанье.

Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

2 этап  Актуализация знаний

 Цель: фиксация затруднений в учебных действиях и выход из затруднения

  Слайд 2

Над какой темой работаем на уроке,

 Найдите её в данной записи.

ЗЖУКЧИМЯШЕКУБЬХЩШДЖБЗПРИЛАГА

ТЕЛЬНОЕЛШЩЦЙФЫВЯЧЮЗГШЛРМ

Л:актуализировать мыслительные операции

3 этап Формулирование темы урока

Цель: подвести учащихся к самостоятельному определению темы урока

4 этап Работа над темой урока

Цель: Формировать навык правописания родовых окончаний прилагательных

Динамическая пауза

Учитель называет вид деятельности – сегодня будет урок закрепления материала и развития умений.

Ориентируясь на тему и опорные слова, сформулируйте задачи урока:

*учиться правильно ….

*учиться правильно ….

*отличать …   …. от других …   ….

* учиться разбирать …..

Приступим к их реализации.Составляют план действий

Расскажите по таблице то, что уже нам знакомо:

Слайд 3

       ИМЯ ПРИЛАГ.- ЧАСТЬ РЕЧИ

                                       признак предм.-КАК ой,ая,ое,ие

                                      измен.по числам, родам  (в ед.ч.) и падежам

                                     в предложении связано с сущ.

-что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательного?

Слайд 4около местн… театра

на ярк.. солнце

к старинн… замку

за дальн…озером

от син…моря

на мёрзл… землю

с хорош… человеком

в безбрежн… океане

Слайд5  …нтересныйр…сказ, глубокое оз…ро, л…т..р…турный журнал, з…л…той кол…с

-что записано? (словосочетания)

-что в них общего? (каждое состоит из сущ+ прил, в ед. числе,в им. падеже)

-назовите буквы, пропущенные в именах сущ., объясните их написание

- назовите буквы, пропущенные в именах прилагательных

-какие вы видите различия в данных словосочетаниях ( одни состоят из сущ.+ прил. м.р. , с глубокое озеро –с.р.

-какие окончания  имеют прилагательные  в И.п.м.р (ый, ий) с.р (ое,ее)

Минутка чистописания

           Мы напишем две буквы. Первая буква трижды повторяется в прилагательных мужского рода и обозначает парный глухой согласный звук. В одном из этих прилагательных он мягкий.  Вдругом – обозначает и мягкий, и твёрдый звук.

Какая это буква и где она находится? (буква т)

-вторая буква находится в суффиксе прилагательного среднего рода и обозначает гласный звук? Какая это буква? Где она находится?( буква о- она находится в суффиксе ок в слове глубокое.

-определите порядок следования букв в данном ряду

ТтоТотоТоотоо…..продолжите

Слайд 6

Р:1 формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план)

Л:формируем мотивации к обучению и целенаправленнойпознавательной деятельности;

К:Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Записаны словосочетания с прилагательными, у которых пропущена  вся основа и дано только окончание.

Подберите задание

У ….. ого дома, около ……ого подъезда, без ……ого солнца, для   …ого неба,      …ого  оврага,

-  в каком падеже должны быть прилагательные? (в родительном)

- в каком роде? докажи

для слабых ребят слова-помощники (высокий, низкий, яркий, весёлый, грустный, ясный, глубокий)творческая работа

работа в парах

-Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

-Что такое синонимы? антонимы?

Слайд 7

Внимательно прочитайте записанные слова: внимательный, молодой, добрый, заботливый, чуткий, старый, отзывчивый, юный, злой, пожилой, жестокий

-что объединяет эти слова? (имя прил. м.р. ед.ч.)

-на какие две группы можно разделить данные имена прилагательные?

      Запишите в два столбика. В первый –имена прил, обозначающие возраст человека, начиная с самого раннего возраста. Во второй столбик- имена прил. обозначающие качества человека. Выделите окончания

-какими качествами вы хотели бы обладать?

-подберите из данных групп антонимы?(молодой- старый, злой-добрый,

Синонимы( добрый, заботливый; старый, пожилой; молодой, юный

Обобщение.

Слайд 8

Выписать из текста словосочетания прил + сущ. Определить род , число и падеж. Продолжи одним предложением.

Настало морозное утро. На стёклах появились красивые узоры. Лучи солнечного света играли на стекле. Вот распустился чудесный цветок. Красив снежный узор в блеске утреннего солнца, и в синеве зимнего вечера. Откуда появились узоры?

Проверка выполненной работы

*Физминутка

Я буду называть словосочетания, в состав которого входят существительные и прилагательные мужского и среднего рода, Если произнесу словосочетание, в котором сущ. и прил м .р., вы хлопаете. Если с.р.- топаете

Молодой дубок, лесное растение, высокий забор, раннее утро, голубое озеро, широкий двор, весёлый человек, больной зуб, кислое молоко, сильный снег, огромный сугроб, больной зуб.

Р: высказывать своё предположение на основе полученных знаний.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Л:Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

К: договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

5 этап Применение знаний на практике.

Цель: проверить уровень усвоения учебного материала

  Слайд 10Необходимо догадаться, о каком сказочном персонаже идёт речь. Название произведения и автора, дописать окончания прил, указать их род. число и падеж.

1 группа

на стар… болоте

мудр… советом

в лягушечь.. коже

в прекрасн… царевну

2 группа

хрустальн….. туфельку

на сказочн… балу

у королевск…дворца

от добр… феи

3 группа

отважн… девочка

трудн… путём

с добр… друзьями

к снежн… королеве

4 группа

крошечн… девочку

топк… болото

 от стар…крота

молоденьк… эльфа

Проверка!!!

На партах лежат 3 разных текста и задания разного уровня сложности

-выберите задание,  с которым будете работать

1карточкаВставить в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные.       Определить род, падеж.

                                                 Зимний лес.

            Хорошо в_____________ лесу. Деревья стоят в ________ инее. Всё засыпано ___________снегом. Всё освещено__________ светом. Хороши ели в________ уборе.

       В _________воздухе слышен каждый звук.  На ….   небе зажглись звёздочки.Вот с _________ ветки упал ком ______ снега. Пронеслась над головой__________ стайка клестов.

слова-помощники (серебристый, зимний, яркий, пушистый, холодный, снежный, шустрый, высокий, свежий, верхний, белый)

2карточкаВыписать имена прилагательные вместе с именами существительными, определить род и падеж.

        В зимнем лесу.

      В зимнем тумане встаёт холодное солнце. Я выхожу на лесную поляну. За поляной густой старый ельник. Как тихо! От лютого холода попрятались птицы. Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом. Это стайка клестов пронеслась над лесной поляной. Клесты облетели вершины елей. Я стоял и наблюдал, как весёлые птички хлопотали в своей воздушной столовой.

3карточка.Дописать окончания имён прилагательных, определить род, падеж.

                                        В зимн… лесу.

          На мёрзл… землю легла зима. Гибк… стволы над лесн…дорогами согнулись кружевн… арками. В зимн… лесу много звериных и птичьих следов.

 По краю глубок… оврага огромные осины. Давно легли ярк… ковром их трепетн… листья. По свеж… пороше протянулись цепочки следов рыжих полёвок. В мягких  осиновых стволах устраивают свои дупла трудолюбив… дятлы.

Проверка:

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

–Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

П: выделять необходимые знания для решения задачи

Р: оценивать весомость суждений

Л: воспринимать речь учителя, проявлять внимание.

К: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

 формируем  умение работать в группе;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

6 Итог урока

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.

Игра «Верите ли вы…»

Я читаю предложение. Если вы согласны с данным  утверждением, записывайте номер предложения. Если нет, то номер предложения пропускаете.

1.Имена прилагательные изменяются по родам, числам, падежам.

2.Имя прилагательное в предложении является главным членом предложения.

3. Род имени прилагательного зависит от глагола.

4. Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

5.По падежу имени существительного можно узнать падеж имени прилагательного.

6.Имена прилагательные украшают нашу речь.

7.Имена прилагательные бывают только м.р. и с.р.

Проверка: 1,4,5,6.

П:формируем умениеобобщать полученные знания

К: формируем умение выражать свои мысли в соответствии с нормами речевого высказывания

7. Рефлексия

Цель:  умение давать оценку своей деятельности и состоянию на уроке

Рефлексия:

-что вам хочется сказать о сегодняшнем уроке. Запишите начало предложения. Сегодня на уроке русского языка я…. закончите запись самостоятельно.

-Кто хочет поделиться своими размышлениями.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

-Какие качества помогли вам достичь поставленной цели? 
- Какие качества мешали? 
- Чем ты помог другим?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Л:самооценка на основе критериев успешности

Р: осуществлять итоговый контроль деятельности

8. Домашнее задание

Стр. 123 упр 89

Л: умение слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...