Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Сапогина Светлана Юрьевна

 

            Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx46.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением

отдельных предметов»

( МАОУ «Средняя школа №8»)

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ

«Средняя школа №8»

________________

«_____» _____________ 2016 – 2017г.

Рабочая программа

по предоставлению платных образовательных услуг

(начальное общее образование)

 «Работа с трудными словами»

2 класс

Составил:

учитель начальных классов

Сапогина С.Ю.

                                                                           

Пояснительная записка

        Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Особенно остро этот вопрос стоит на начальном этапе обучения, когда маленький школьник только начинает познавать окружающий мир и себя в этом мире; только начинает знакомиться с многообразием и красотой родного языка; пытается осмыслить свое место в родной культуре. Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Программа предназначена для учащихся начальной школы (2 класс)

2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 64 часа в год

                 Ученики овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

            Актуальность данной дополнительной программы заключается в предоставлении возможности каждому ученику прикоснуться к миру родного слова. Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.          

            Содержание программы выходит за рамки школьной программы, представляет собой повышенный уровень знаний по русскому языку. Обилие трудных заданий, не используемых на обычных уроках, привлекают учащихся новизной, необычностью, нестандартностью, что способствует созданию положительной эмоциональной обстановки и мотивации к изучению родного языка.

           Специально выделенные занятия 2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 64 часа в год  в рамках предоставляемых платных образовательных услуг, помогают учащимся осуществить стремление к познанию родного языка выше стандарта учебной программы.

            Срок реализации программы – 1 год (в каждом классе).

        Цель программы: расширить, углубить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи:

Обучающие:

·  развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·  приобретение новых знаний, умений, навыков по грамматике русского языкане входящих в состав образовательной программы;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению родного языка;

·  развитие творчества и обогащение словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·  воспитание культуры обращения с книгой;

·  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·  развивать смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

            Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

        Организация платных занятий позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения каждого ребенка.

        Форма работы: 

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

        Логика построения занятий:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • Выполнение проблемно-поисковых заданий (в основном творческого характера);
  • Работа со словарем, с произведениями художественной литературы и устного народного творчества.

    Основные методы и технологии:

  • ·  технология разноуровневого обучения;
  • ·  развивающее обучение;
  • ·  технология обучения в сотрудничестве;
  • ·  коммуникативная технология.

Ожидаемый результат: 

  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
  • различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
  • пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями и др. словарями;
  • умение решать нестандартные задания по русскому языку;
  • умение анализировать и редактировать различные виды текстов;
  • умение использовать дополнительные знания о русско языке в различных жизненных ситуациях.

            Средства, необходимые для реализации программы:

  • наличие лингвистических словарей;
  • наличие карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях.

           Способы проверки результатов освоения программы:

         Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы, может быть в форме  защиты проектов по выбранной тематике,  либо тестирования.

           Методическое обеспечение:

              Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие:

  • учебного кабинета, оснащенного методической и справочной литературой по предметам русский язык и литература;
  • кабинет, оснащенный компьютером, проектором.

Дидактическое обеспечение:

  • наличие тренировочных упражнений;
  • индивидуальных карточек;
  • текстов по тематике курса.

 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

  • простой карандаш;
  •  гелевая ручка;
  • маркер;
  • аудио- и видеозаписи;
  • тексты художественных произведений;
  • словари;
  • литературные произведения.

Тематическое планирование занятий (2 класс)

2 раза в неделю, 8 часов в месяц, 64 часа в год

п/п

Дата

Тема занятия

Содержание занятия, основные понятия

Кол-во часов

Корректировка

I. Раздел: Общее и интересное о русском языке.

Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (К.Г.Паустовский)

10

1.

Великий, могучий, волшебный язык.

Исторический путь русского языка. Писатели о языке. Самые дорогие слова. Тематические группы слов.

1

2.

Чудесные превращения слов.

Занимательная типографика.

Шарады, метаграммы, логогрифы, перевёртыши

1

3.

Почему языки такие разные?

Лингвистический словарь.

Историческая лингвистика. Чем занимаются лингвисты. Виды словарей. 

1

4.

В гости к фонетике и графике.

Орфографический словарь.

Знакомство с орфографическим словарём.

1

5.

Как звучат слова?

Орфоэпический словарь.

Орфоэпия. Орфоэпический словарь.

Культура речи.

1

6.

Слово или не слово.

Толковый словарь.

Знакомство с толковым словарём.

Многозначные слова.

1

7.

Происхождение слов.

Этимологический словарь.

Этимология. Знакомство с этимологическим словарем.

Откуда появились крылатые выражения.

1

8.

Устойчивые сочетания слов.

Фразеологический словарь.

Фразеологизм, фразеологический оборот.

 Знакомство с фразеологическим словарём.

1

9.

О твоём имени и твоей фамилии, или ономастика.  Словарь имён.

Происхождение и значение имен. Древнерусские имена. Фамилия. Отчество. Имена сказочных героев.

1

10.

Времена года. Откуда пришли названия месяцев? Месяцеслов.

Происхождение названий месяцев.

История русского календаря.

1

II. Раздел: Фонетика. Орфоэпия. Графика.

Звуки мы произносим и слышим. А буквы  мы видим, читаем и пишем.

5

11.

Орфоэпия.

Понятие орфоэпии. Орфоэпия – русское литературное произношение в его историческом развитии.

1

12.

Царица речи – Фонетика.

Неизвестное о фонетике.

1

13-14.

Говорю и пишу.

Опасные места в словах.

2

15.

Исследование  «Законы русского языка».

Основные законы русского языка.

1

III. Раздел: Этимология русских слов

Слово — одежда всех фактов, всех мыслей (М.Горький)

7

16.

Откуда есть пошло слово… О словарях, которые рассказывают  об истории слов.

Этимология и история слов русского языка

Этимологический словарь.

1

17.

Как и почему появляются новые слова?

Слова  придумывают учёные.

Слова придумывают писатели.

Научная этимология. Словарь языка А.С.Пушкина

Знакомство с этимологией слов.

1

18.

Слова,  уходящие  и слова-новички.

Слова придумывают дети.

Знакомство с этимологией слова.

1

19-20.

Почему их так называют? Путешествие в мир растений и животных.

Названия  растений и животных.

Происхождение названий растений и животных.

2

21-22.

В мире незнакомых слов. Трудные слова.

Исследование. Практическая работа.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Работа с текстами художественной литературы и произведений УНТ. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

2

IV. Раздел: Лексика и фразеология

Книга за семью печатями

13

23.

«Вначале было слово…»

Слово как единица лексики.

Лексическое значение слова (прямое, переносное, однозначное,

многозначное, синонимы, антонимы, омонимы).

1

24-25.

Слова-друзья (синонимы), слова-антиподы (антонимы). Употребление в художественной  литературе.

Словари синонимов, антонимов. Решение грамматических задач.

2

26-27.

Слова-близнецы (омонимы).

 Разновидность омонимов: омофоны, омографы… Наблюдение.

Работа со словарём омонимов.

Работа с трудными  словами, в соответствии с  орфоэпическим  произношением.

2

28.

 «Ошибкоопасные» слова, или паронимы.

Работа со словарём паронимов.

Случаи ошибочного употребления паронимов.

1

29.

У вас говорят так, а у нас по-другому. Диалектные и профессиональные слова.

Общеупотребительная  лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы. Специальная лексика.

1

30.

Исконно русская и заимствованная лексика. Фразеология.

Образование фразеологизмов – устойчивых словосочетаний.

Полный лексический анализ слова.

1

31-32.

Крылатые слова

Значение  «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

2

33-34.

«И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай…»

Практическая работа со словарями синонимов, омонимов, антонимов. Творческая работа – составление и рисование фразеологизмов. Накопление «банка фразеологизмов».

2

35.

Анализ малых жанров УНТ

 с использованием словарей.

Наиболее часто употребляемые фразеологические обороты. Технология построения словарной статьи, мини-рассказов  с  использованием  фразеологических оборотов.

1

V. Раздел: Морфемика и словообразование

Так здравствуй же, умное, доброе слово! (Ю.Энтин)

7

36.

Слово под микроскопом.  Морфемика.

Знакомство со словообразовательным словарем.

Морфемика как одна из частей традиционной морфологии.

Связь морфемики и словообразования с орфографией. Обогащение словарного запаса.

1

37-38.

Что нам стоит  слово построить?

 Строим слово из частей.

Морфемный анализ слова. Образование слов. Словобразовательный состав слова.

2

39.

Чудесные превращения слов

Представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игры «Найди заблудившуюся букву», «Грустные превращения». Шарады. Рассказ-загадка.

1

40.

В гостях у слов-родственников

Отличительные признаки слов-родственников.

1

41.

Отличие  словообразовательного анализа от разбора слова по составу.

Словообразование и формообразование.

1

42.

В королевстве ошибок.

Занимательная история опечаток

Час занимательной морфемики.

Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

1

VI. Раздел: Морфология

Не  привыкайте к  чудесам – дивитесь им, дивитесь! (В.Шефнер)

12

43-44.

Интересное о существительном

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам.

Имена существительные несклоняемые и разносклоняемые. Существительные общего рода.

2

45.

Категория числа имен существительных (существительные

с одной формой или одним значением числа). Собирательные имена существительные.

1

46-47.

В мире прилагательных 

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Второстепенный член предложения – определение (согласование имени прилагательного с именем существительным).

2

48.

Такие разные признаки.

1

49.

Раз словечко, два словечко 

С нами всюду, всегда слова.

Слово в жизни – всему голова.

Классификация словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

1

50.

Лексическая работа: стиль, крылатые выражения.

Сжатый текст, стиль, тема, микротема.

1

51.

«Действие» – в речи 

Что без меня предметы? Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Виды действий.

1

52.

Лексико-грамматические признаки глагола

1

53.

-ТЬ, - ЧЬ в неопределённой форме.

1

54.

Помощники нашей связной речи 

Союз, частица и предлог.

Ты должен знать это, дружок!

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Соединительные и противительные союзы.

1

VII.  Раздел: Работа с текстом

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей –

без них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.С.Пушкин)

10

55-56.

Я – лучший чтец и ритор.

Анализ художественного текста с точки зрения языкового богатства.

2

57-58.

Нахождение информации.

Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания.

2

59-60.

Интерпретация текста.

Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов

и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста.

2

61-62.

Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка.

Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения.

2

63-64.

В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Загадки  в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

2

Итого:

64

                                Список использованной литературы

Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1977.

Ашукин Н.С., Ашукина М.Т. «Крылатые слова» - М.: «Просвещение», 1988

Волина В.В.«Веселая грамматика». - М.: Изд. «Знание» 1995

Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой».- М.: «Просвещение», 1988 г.

Даль В.И. "Токовый словарь живого великорусского языка". - М.: Русский язык, 1982.

Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.: Просвещение,1990.

Жуков В.П. «Школьный фразеологический словарь русского языка» - М., 1978

Каптерев П.Ф. О значении учебника при обучении // Избр. пед. соч. - М., 1982.

Колесов В.В. «История русского языка в картинках» - М.: «Просвещение» 1975 г.

Колесов В.В. «История русского языка в рассказах» - М.: «Просвещение» 1976 г.

Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М.. Практическая методика русского языка: 5 класс.: Кн. Для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1995.

Лебедев Н.М. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку» - М.: «Просвещение», 2000 г.

Лозинская Т.П. Русский язык – это интересно! – Брянск: “Курсив”, 2000.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. «Секрет орфографии» - М. «Просвещение 1991

Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. Ъ 2101 "Рус. Яз. И лит." / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. - М.: Просвещение,1990.

Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? : Кн. Для внеклас. Чтения учащихся 8-10 кл. сред. шк. - М.: Просвещение,1988.

Никитина Е.И. Уроки русского языка: 4 кл. (Из опыта работы). Кн. Для учителя. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.

Ожегов С.И. «Словарь русского языка» Изд.2 -М., 1975 г.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1984.

Панов М.В. Занимательная орфография: Кн. для внеклассного чтения учащихся 7-8 кл. - М., Просвещение, 1984.

Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985.

Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ "Сфера", 1998.

Рогов Е.И. Психология познания. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

Родари д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М., 1978.

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? : Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение,1988.

Соловьева Н.Н. «Необычное словообразование» : Изд. «Москва» М.1965

Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для сред. школы. - М.: Просвещение, 1978.

Тумина. Л.Е. Сказка на уроках русского языка.// Русский язык в школе, 1995, Ъ2.

Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день» М. «Владос», 1995

Успенский Л.В. «По закону буквы» Изд-во «Молодая гвардия», М.-1971

Успенский Л.В. «Слово о словах» - Киев, Изд.  «Веселка» 1987

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.,1954,т.2.

Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию».- М. «Педагогика»,1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 3 класс

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Теория и практика решения логических задач по математике» 4 класс

    Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 3 класс

Программа предназначена для учащихся начальной школы (3 класс)            Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви...

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг (начальное общее образование) «Работа с трудными словами» 4 класс

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем....

Рабочая программа по предоставлению платных образовательных услуг по программе (подготовка детей к школе) (занятия с психологом)

Данная программа работы психолога с детьми дошкольного возраста реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошколь...

Рабочая программа по предоставлению дополнительных образовательных услуг по программе «Планета загадок». Занятия с психологом.

Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеют ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению...