ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВО
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Байыр Аяк-Хээ Федоровна

Цели: продолжить знакомство с моделями единиц русского языка; ввести понятия «восклицательное предложение», «вопросительное предложение»; учить составлять предложения по данным схемам; учить слушать и анализировать литературное произведение; развивать речь, внимание, логическое мышление; воспитывать чувство товарищества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВО

Цели: продолжить знакомство с моделями единиц русского языка; ввести понятия «восклицательное предложение», «вопросительное предложение»; учить составлять предложения по данным схемам; учить слушать и анализировать литературное произведение; развивать речь, внимание, логическое мышление; воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: элементы-шаблоны печатных букв; модели единиц русского языка; русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Из чего состоит наша речь?

– Для чего человеку необходимо умение говорить?

– Сегодня на уроке повторим единицы речи и будем составлять схемы-модели текста, предложения.

III. Фронтальная работа.

– Рассмотрите схему-модель текста на доске.

 

– Покажите заголовок текста.

– Сосчитайте, сколько предложений в этом тексте.

– Покажите начало первого предложения.

– Покажите конец первого предложения.

– Составьте рассказ о лете по этой схеме-модели.

Учащиеся составляют рассказ.

– О чем был рассказ?

– Вспомните первое предложение. Второе, третье, четвертое.

– Мы уже знаем, как называется то, что мы говорим. (Устная речь.)

– Из чего состоит устная речь? (Из предложений.)

– Из чего состоит предложение? (Из слов.)

– Предложение можно записать схемой так, чтобы можно было узнать, сколько в нем слов.

– Как обозначается каждое значащее слово? (Прямоугольником.)

– Как обозначается в схеме слово-помощник? (Треугольником.)

– Составьте схему предложения «Дети купаются в речке».

 .

– Измените данное предложение так, чтобы ему соответствовала следующая схема:

 .

  речке купаются дети.

– Назовите слово-помощник.

– Какой знак стоит в конце этого предложения?

– В конце каждого предложения надо ставить точку, вопросительный или восклицательный знаки.

– Если предложение восклицательное, то в конце таких предложений ставим восклицательный знак – «!».

Заранее подготовленные учащиеся читают стихи.

Ребята! В предложениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произносить должны.

                        А. Тетивкин

– Предложения,  которые  содержат  сообщение,  о  чем-то  повествуют, называются повествовательными. В конце таких предложений ставится точка.

Точка загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

                        А. Шибаев

– Как вы думаете, какие предложения называют вопросительными?

– Вопросительную интонацию на письме изображают вопросительным знаком – «?».

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

Разные вопросы задаю я всем:

Как? Откуда?

Сколько?

Почему? Зачем?

Где? Куда? Какая?

Отчего? О ком?

Что? Кому? Который?

Чья? Какие? В чем?

Вот какой я мастак,

Вопросительный знак.

– Составьте предложения по схемам:

 

  Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Тили-тили –

Птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

Стали птички гнезда вить.

Кто не вьет, тому водить.

IV. Чтение и анализ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

Учитель читает текст сказки целиком.

ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК

Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

– Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.

Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая.

– Вот будет подарок жене, – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.

А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку

из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама ушла.

– Ну, старуха, – говорит дед, – какой воротник привез я тебе на шубу.

– Где?

– Там, на возу – и рыба, и воротник.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы – и начала ругать мужа:

– Ах ты!.. Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.

А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идет волк:

– Здравствуй, кумушка!

– Здравствуй, куманек!

– Дай мне рыбки!

– Налови сам да и ешь.

– Я не умею.

– Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепится, да смотри, сиди         подольше, а то не наловишь.

Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было.

«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь», – думает он.

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

– Волк, волк! Бейте его! Бейте его!

Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

«Хорошо же, думает, – уж я тебе отплачу, кумушка!». А лисичка-сестричка съела рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:

– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

– Эх, куманек, – говорит лисичка-сестричка, – у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.

– И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.

Лисичка села ему на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку и говорит:

– Битый небитого везет, битый небитого везет.

– Что ты, кумушка, говоришь?

– Я, куманек, говорю: битый битого везет.

– Так, кумушка, так!..

Вопросы.

– Нравятся ли вам герои сказки: лиса и волк? Почему не нравятся?

– Почему нравятся?

– Дайте характеристику лисице.

– Какие слова вы использовали? (Слова, обозначающие признаки: хитрая, умная.)

– Дайте характеристику волку.

  Физкультминутка

V. Пересказ сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».

VI. Итог урока.

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения?

– Какую сказку вы слушали?

– Кто автор сказки?

– Чему учит сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. 3 класс

Конспект урока русского языка. Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. 3 класс....

Презентация "Текст, предложение, слово – единицы языка и речи". 3 класс

Урок русского языка «Текст, предложение, слово – единицы языка и речи». 3 класс...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Текст. Предложение. Слово."

Проверить умение составлять предложения из слов и текст из предложений....

Технологическая карта урока. Обучение грамоте. Текст. Предложение. Слово.

Технологическая карта урока. Обучение грамоте. 1 класс.Тема урока: Текст. Предложение. Слово....