ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВО
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Цели: продолжить знакомство с моделями единиц русского языка; ввести понятия «восклицательное предложение», «вопросительное предложение»; учить составлять предложения по данным схемам; учить слушать и анализировать литературное произведение; развивать речь, внимание, логическое мышление; воспитывать чувство товарищества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 17.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВО
Цели: продолжить знакомство с моделями единиц русского языка; ввести понятия «восклицательное предложение», «вопросительное предложение»; учить составлять предложения по данным схемам; учить слушать и анализировать литературное произведение; развивать речь, внимание, логическое мышление; воспитывать чувство товарищества.
Оборудование: элементы-шаблоны печатных букв; модели единиц русского языка; русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Из чего состоит наша речь?
– Для чего человеку необходимо умение говорить?
– Сегодня на уроке повторим единицы речи и будем составлять схемы-модели текста, предложения.
III. Фронтальная работа.
– Рассмотрите схему-модель текста на доске.
– Покажите заголовок текста.
– Сосчитайте, сколько предложений в этом тексте.
– Покажите начало первого предложения.
– Покажите конец первого предложения.
– Составьте рассказ о лете по этой схеме-модели.
Учащиеся составляют рассказ.
– О чем был рассказ?
– Вспомните первое предложение. Второе, третье, четвертое.
– Мы уже знаем, как называется то, что мы говорим. (Устная речь.)
– Из чего состоит устная речь? (Из предложений.)
– Из чего состоит предложение? (Из слов.)
– Предложение можно записать схемой так, чтобы можно было узнать, сколько в нем слов.
– Как обозначается каждое значащее слово? (Прямоугольником.)
– Как обозначается в схеме слово-помощник? (Треугольником.)
– Составьте схему предложения «Дети купаются в речке».
.
– Измените данное предложение так, чтобы ему соответствовала следующая схема:
.
речке купаются дети.
– Назовите слово-помощник.
– Какой знак стоит в конце этого предложения?
– В конце каждого предложения надо ставить точку, вопросительный или восклицательный знаки.
– Если предложение восклицательное, то в конце таких предложений ставим восклицательный знак – «!».
Заранее подготовленные учащиеся читают стихи.
Ребята! В предложениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произносить должны.
А. Тетивкин
– Предложения, которые содержат сообщение, о чем-то повествуют, называются повествовательными. В конце таких предложений ставится точка.
Точка загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
А. Шибаев
– Как вы думаете, какие предложения называют вопросительными?
– Вопросительную интонацию на письме изображают вопросительным знаком – «?».
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда?
Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак.
– Составьте предложения по схемам:
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Тили-тили –
Птички пели.
Взвились, к лесу полетели.
Стали птички гнезда вить.
Кто не вьет, тому водить.
IV. Чтение и анализ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
Учитель читает текст сказки целиком.
ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И СЕРЫЙ ВОЛК
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
– Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.
Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе, как мертвая.
– Вот будет подарок жене, – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку
из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама ушла.
– Ну, старуха, – говорит дед, – какой воротник привез я тебе на шубу.
– Где?
– Там, на возу – и рыба, и воротник.
Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы – и начала ругать мужа:
– Ах ты!.. Такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая; погоревал, погоревал, да делать-то нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. Навстречу ей идет волк:
– Здравствуй, кумушка!
– Здравствуй, куманек!
– Дай мне рыбки!
– Налови сам да и ешь.
– Я не умею.
– Эка, ведь я же наловила; ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба сама на хвост нацепится, да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило; попробовал было приподняться: не тут-то было.
«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь», – думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
– Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
«Хорошо же, думает, – уж я тебе отплачу, кумушка!». А лисичка-сестричка съела рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть; забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:
– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
– Эх, куманек, – говорит лисичка-сестричка, – у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.
– И то правда, – говорит волк, – где тебе, кумушка, уж идти; садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он ее и понес. Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку и говорит:
– Битый небитого везет, битый небитого везет.
– Что ты, кумушка, говоришь?
– Я, куманек, говорю: битый битого везет.
– Так, кумушка, так!..
Вопросы.
– Нравятся ли вам герои сказки: лиса и волк? Почему не нравятся?
– Почему нравятся?
– Дайте характеристику лисице.
– Какие слова вы использовали? (Слова, обозначающие признаки: хитрая, умная.)
– Дайте характеристику волку.
Физкультминутка
V. Пересказ сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
VI. Итог урока.
– Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения?
– Какую сказку вы слушали?
– Кто автор сказки?
– Чему учит сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. 3 класс
Конспект урока русского языка. Текст, предложение, слово – единицы языка и речи. 3 класс....
Презентация "Текст, предложение, слово – единицы языка и речи". 3 класс
Урок русского языка «Текст, предложение, слово – единицы языка и речи». 3 класс...
урок русского языка 2 класс тема "Конструирование текстов, предложений"
Урок с презентацией....
Речь. Предложение. Слово. Деление слов на слоги
Потворение...
Проверочная работа по русскому языку по теме "Текст. Предложение. Слово."
Проверить умение составлять предложения из слов и текст из предложений....
Самостоятельная работа по русскому языку по теме "Текст. Предложение. Слово" 1 класс
самаостоятельная работа для 1 класса...
Технологическая карта урока. Обучение грамоте. Текст. Предложение. Слово.
Технологическая карта урока. Обучение грамоте. 1 класс.Тема урока: Текст. Предложение. Слово....