Виды упражнений на развитие орфографической зоркости
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
В данной работе предложен практический материал, который можно использовать на уроках при индивидуальной, групповой работе, при работе в парах на разных этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_uprazhneniy_na_razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.docx | 51.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Фонетические зарядки.
1. Назвать по одному гласному звуку.
2. Назвать по одному согласному звуку.
3. Назвать слог.
4. Придумать слова с заданным звуком.
5. Придумать слова со звуками «с-ш, с-з, к-г, д-т» и т.д. (изучаемые звуки.)
Первый ребенок называет слово со звуком «с», а второй со звуком «ш».
6. Назвать слова, в которых 2, 3, 4, слога.
7. Назвать гласный звук в словах: мак, сук, дом, лак, лук, кот и т.д.
8. Скажи наоборот.
*учитель говорит прямой слог, а ученик- обратный;
*учитель дает слог с твердым звуком, ученик - с мягким;
*учитель говорит слог с глухим звуком, а ученик - со звонким.
9. Подбор слов по схеме, начерченной на доске.
Фонетические упражнения.
- Учитель называет звук, а дети поднимают кружочки: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
- «Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук.
- Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж, последний ф, у него длинная шея. Кто это?
- Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком…
- Выбери картинку в названии которой есть звук… .
- Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нем сидят.)
Приложение 2
Игровые приемы.
- Измени слова:
а) добавляя звук в начале слова: рот - крот, мех- смех, челка- пчелка, Оля- Коля, Аня- Ваня, осы- косы, луг- плуг, игры- тигры, дочка- удочка, точка- уточка, еда- беда, пушка- опушка;
б) добавляя звук в конце слова: бок- бокс, вол- волк, пар- парк, пол- полк, стол-столб, лис-лист;
в) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом- сон- сук- суп- сух- сох- сор- сыр- сын- сон и т.д.;
г) переставляя звуки: пила- липа, палка- лапка, кукла- кулак, волос- слово, карп- парк, гора- рога, ручка- круча, мол- лом, нос- сон.
Или можно использовать четверостишия:
С «Ч» я над морем я летаю,
С «Г» в машинах я бываю. ( чайка- гайка)
С «М» меня ты надеваешь,
С «Л» собаку называешь. ( майка- чайка)
С «К» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С «П» от вас я не таю-
В каждом классе в ряд стою. (карта- парта)
С «Б» смертельной я бываю,
С «М» меха я пожираю,
С «Р» актеру я нужна,
С «С» для повара важна. (боль - моль-роль-соль).
2. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол); крапива ( ива, парк, пар, рак, Ира.)
3. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом- мак- кот- топор- рот- тарелка- арбуз…
4. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача- придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
5. Какой звук выпал из слова? Например, крот- кот, лампа- лапа, пилка- пила, мушка- мука.
6. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков:
луна- стол л
кино- игла и
лампа- мышь м
окна- дом о
нос- Анна н.
- Игра «Как называется цветок?». Детям предлагается условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол, санки (пион).
Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лодка, азбука, машина (роза).
8. Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами.
Приложение 3.
Дифференциация звуков по звонкости- глухости.
- Дети повторяют за учителем сочетания звуков: б- п, п- п, б- б- п.
- Повторяют за учителем сочетания слогов: ба-ба-па, па-ба-па.
- Игра «Молчанка». Определяют звонкий или глухой первый звук слога, обозначают его следующим жестом (звонкий- кисть руки в виде колокольчика, глухой- уши закрывают ладошками.)
- Игра «Наоборот». Один ученик называет слог, другой отвечает ему слогом с оппозиционным согласным. Игра идет по цепочке. Учитель помогает детям, показывая им гласную букву, которую нужно использовать. Может получиться цепочка: па-ба, бо-по, пу-бу,бы-пы…
- Дети распределяют предметные картинки, укладывая их на картинку с домиком, где нарисован звоночек или на другую, где его нет, в зависимости от звонкости- глухости первого звука в названии предмета.
- Обозначают одной первой буквой слова, которые называет учитель: башня- пашня, бочка- почка…
- Игра «Найди ошибку». Учитель читает стихотворение. учащиеся определяют неверное слово, исправляют ошибку. Четверостишие повторяется вместе с детьми в исправленном виде.
Много снега во дворе.
Сашка и Егорка,
Взяв лопату и ведро,
Вышли делать корку.
Птицам голодно зимой,
Вышел наш Егорка
И для птиц не пожалел
Румяной свежей горки.
Мы играем во дворе,
Я зову собачку,
Запрягаю как коня,
И везу с ней дачку.
На каникулах Сережа
Не решал задачки
Он все лето отдыхал
Под Москвой на тачке.
- Игра «Буква ищет свой предмет» На доске или на наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов, составляющих одну родовую группу, например, овощи. Все названия предметов проговариваются, соотносятся с родовым понятием. Игра сопровождается словами: «Буква П пошла искать свой предмет.» Дети отбирают картинки, в названиях которых есть звук П: «Это помидор, репа» и т.д. Названия овощей записываются в тетради и на доске.
- Работа со словосочетаниями, где в словах пропущены буквы. Детям нужно вставить нужную букву. Например:
глу.ый .аран, .ольшой .ирог, ка.итан на .алубе, хле.ные .алочки ит.д.
Приложение 4.
Дифференциация звуков по твердости- мягкости.
1. Работа со слоговыми таблицами. Таблица представляет собой написанные столбиком пары слогов: ла- ля, са- ся, Ра- ря, та- тя, ма- мя, да- дя, на- ня, ва- вя.
Задания к таблице:
а)чтение учителем первой пары слогов с утрированным произнесением согласного, после чего учитель обращается к детям с вопросами:
- Одинаково ли произносится звук в первом и во втором слоге? В чем разница?
В случае затруднений учитель помогает, конкретизируя вопрос:
-В каком слоге звук л произносится мягко, а в каком твердо?
Так проводится работа с каждой парой слогов.
На основе ее учащимся можно предложить сделать обобщения, задав вопросы:
-Как произносятся согласные в первом столбике?
- Во втором?
- Какая гласная стоит после твердых согласных?
- Какая гласная стоит после мягких согласных?
б) запись слоговых структур парами (3-4 пары).
Подчеркиваем твердые согласные одной чертой, а мягкие – двумя.
в) выделение согласного из слога. Дети читают слоги парами, выделяя согласный. Важно научить детей вслушиваться в то, что они прочитывают, и произносить изолированно. Согласный так, как он слышится в данном слоге.
г) запись нескольких составленных по таблице слов. Подчеркивание мягких и твердых согласных.
Цель этих упражнений – закрепить умение правильно обозначать на письме мягкость и твердость согласных в слоговых структурах.
- Работа со словами.
а) Из слова выделить слог показать его на таблице. Слова : мясо, масло, ряженка, радуга, Витя, Рита и т. д.
б) Придумывание слов с указанным учителем слогом: слово может начинаться с данного слога; слог может быть в любой части слова.
в) различение слов- паронимов.
Эта работа предполагает научить детей находить сходство и различие между словами. Например, учитель пишет на доске: в_зы и просит отгадать, какая буква пропущена в этом слове (а). Затем он обращается к детям с вопросами:
- Как слышится согласный в – твердо или мягко?
- Что такое вазы?
- Какое получится слово, если звук б произнесем мягко?
- Какую гласную напишем после мягкого в?
- Что такое вязы? ( если слово непонятно, объяснить.)
На доске, а затем в тетрадях записываются оба слова.
Затем дети определяют, чем звуки отличаются в произношении и написании.
Учитель обращает внимание детей на то, как меняется смысл слова в зависимости от произношения звука в.
Далее целесообразно дать предложения с пропущенными словами. Учащиеся догадываются, какое слово по смыслу (вазы- вязы) нужно вставить в предложения.
г) Игра «Наоборот»
Учитель называет слова с твердым согласным, а дети- паронимы с мягким согласным, и наоборот.
Слова – паронимы
О-е | А-я | У-ю | Ы-и |
Поток- потек Тома- Тема Дома- Дема Поднос- поднес Ров- рев Воз- вез | Мал- мял Мать- мять Вазы- вязы Флаги- фляги Рад- ряд Юла- Юля | лук- люк тук- тюк пилу- пилю клушка- клюшка катушка-Катюшка суда- сюда круг- крюк | выл- вил был- бил мыл- мил ходы- ходи колы- коли лыжи- лижи мышка- мишка |
- Игра «Подними букву». У каждого ученика две карточки с буквами а и я. Учитель называет слово, а ученики показывают карточку с нужной буквой.
- Большое место в работе по различению твердых и мягких согласных занимают упражнения, где учащимся надо вставить в слово пропущенную букву. Работа может строиться как игра, формы проведения которой можно разнообразить. Например, можно приготовить из бумаги ромашку величиной приблизительно с блюдце. На обратной стороне каждого лепестка написать слово (сал_т, кол_ска, сол_нка, пл_кса и т. д. ). Ученики отрывают по лепестку, читают про себя слово, вписывают пропущенную букву и объясняют свои действия. Если работа выполнена правильно, лепесток остается у ученика. В конце игры количество лепестков, имеющихся у каждого, подсчитывается, выявляется победитель. Аналогичную работу можно провести, приготовив из бумаги не ромашку, а отрывной календарь, аквариум с рыбками и т.д.
- Игра «Почтальон». Во время занятия почтальон доставляет открытки адресатам. На открытках дано определенное количество слов с пропущенной гласной или целые предложения, включающие эти слова. Ребенок, получивший письмо, читает текст, вставляет пропущенные буквы, дает объяснения. Такая работа вносит оживление, повышает интерес к работе.
- Игра «Исключение 4-го лишнего». Предлагаются 4 слова, например с пропущенным гласным после л: кол_ска, невал_шка, л_мпа, цыпл_та. Учитель говорит, что детям предложены слова с твердым и мягким согласным л. Одно слово нужно закрыть- оно лишнее. В трех остальных случаях л звучит одинаково. В конце игры все объясняют и проговаривают, игру можно сопровождать записью слов.
Приложение 5 .
Игры и занимательные упражнения на правописание парной согласной.
1. Игра «Только минус». На доске записаны вперемежку слова с парными согласными в сильных и слабых позициях.
Нужно списать только те слова, в которых есть парные согласные в слабых позициях, и обозначить такие согласные знаком «-».
Сборы, гром, поход, парус, ветер, остров, поляна, березка, палатка, пень, травка, пароход, клен, рыбка, лодка, разведка, тополь, деревья, крошки, карась, рубашка, дорога, нитки, поплавки.
В следующий раз можно поиграть с «+», отмечая слабые позиции «-», а сильные- «+».
2. Игра «Сильный- слабый». Игроки 1 команды называют слово с парной согласной в слабой позиции, а ученики 2 команды- это же слово в сильной . затем они меняются ролями.
3. Игра «Скажи наоборот». (2 человека или 2 команды.) на доске записаны 2столбика слов. Нужно произнести звуки каждого слова в обратном порядке и записать полученные слова рядом с данными.
Куль- куб-
ноль - короб-
лещ - муж-
ель- брак-
краб- яр-
год- ешь-
можно провести игру со словами: раб, торг, дог, пыж, горб, лед, куб, лен, лей, лоб, люк, год, шей, шел, лещ, краб.
В игре может участвовать весь класс .Детям дается аналогичное задание на 5 минут. Победителями считаются те, кто правильно запишут наибольшее количество слов.
4. Игра «Сколько звуков ш?». На доске записано стихотворение В. Приходько. Нужно сосчитать сколько звуков ш в этом стихотворении. Победитель тот, кто сосчитает все звуки ш в стихотворении. Текст можно раздробить, включая в орфографические минутки на уроках.
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели по дорожке, и щелкали орешки-
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути- отчего не подвезти.
5. В 1 классе рекомендую постоянно обращаться к звуковой схеме слова. Разберем фрагмент урока.
- Отправимся за грибами. Какие съедобные грибы знаете? Прочитайте стихотворение. Будете писать его по памяти.
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко,
И за ним еще штук пять.
Это грузди! Надо взять.
- О каких грибах идет речь? Сколько грибов положили в кузовок? (Шесть.)
- Где нашли грибы? (Во мху.)
- Что это значит? (Грибы любят сырые места.)
- Составьте звуковую схему слова грузди. Охарактеризуйте звуковой состав слова.
- Если вы найдете только один гриб, как вы скажете? Составьте звуковую схему слова груздь. Сравните написание слова грузди и груздь.
- Звучание слова груздь совпадает со словом грусть. Прочитайте: грусть, значит, грустить. Подберите близкие по смыслу слова к слову грустить. (Горевать, тосковать, печалиться, огорчаться, кручиниться.)
- Составьте звуковую схему слова грусть. Что вы заметили?.
6. В начальной школе обычно осваивается один способ проверки: после парного согласного должен следовать гласный. Другой способ- проверка последующим сонорным- иногда надолго остается закрытым для учащихся.
Наблюдая собственное произношение, ученики самостоятельно делают выводы.
Огород, огородник, огороды.
Везла, везет, повезет, вез.
7.Чаще всего для работы по теме отбираются имена существительные в именительном падеже. Но орфографическое правило распространяется и на формы косвенного падежа.
Прочитайте слова: ягода, роза, слеза, слово, забота.
На какой вопрос отвечают эти слова? Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Поставьте к ним вопрос. Полученные слова измените так, чтобы они отвечали на вопрос чего? Вам проможет слово нет. Например, нет (чего?) ягод.
Запись: один много
ягода ягоды ягод
8.Имена прилагательные в речи детей младшего школьного возраста встречаются редко, особенно у первоклассников. Однако это не является серьезным аргументом для исключения прилагательных из системы упражнений
- Прочитайте слова парами. Правильно ставьте ударение.
дорог- дорога свеж- свежа
молод- молода хорош- хороша
глуп- глупа прав- права
- Написание каких слов надо проверять? Докажите. Какими словами проверяем? Почему эти слова проверочные? Спишите, проставляя ударение.
Приложение 6.
Упражнения для выделения ударного слога.
1.Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником., ударение- наклонной черточкой над соответствующим прямоугольником.
2. Разложить картинки под схемами.
3. Изменить ударение в словах. Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены. Учитель называет одну из форм слова. Дети должны изменить ударение, назвав другую форму слова.
4. Записать слово по слогам, подчеркнуть ударный слог.
5. Отметить в записанных словах ударение.
6. Рассмотри картинки. Правильно поставь ударение в словах. Обозначь ударную гласную.
Замок-замок
Кружки- кружки
Стрелки- стрелки.
- Прочитай стихи. Выпиши выделенные слова. Поставь в них ударение.
От удивленья охнул кок
И почесал затылок.
Капустный бросился вилок
Вскачь от ножей и вилок.
Иголка ходит вверх и вниз
Вот листья появились
Ест Аленушка ирис
А вышивает ирис.
Скорей, сестра на рыб взгляни
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни
Не бойся- это окуни.
8.Прочитай сразу 2 предложения. Найди слова с одинаковым написанием, но различным звучанием. Начерти схемы этих слов. Спиши предложения.
Лена мела пол.
Вера принесла кусок мела.
Эти горы высоки.
На склоне горы паслось стадо.
В Карелии красивые озера.
В нашей местности нет озер.
Мой руки перед едой.
Она не подала ему руки.
9.Игра «Стук- постук». (3 команды.) Ведущий стучит по столу или по коробочке столько раз, сколько слогов должно быть в слове, и один из ударов делает сильнее, громче других. Игроки каждой команды должны по очереди назвать соответствующее слово.
Игру рекомендуется проводить в таком порядке:
- двухсложные слова с ударением на 1-м слоге: мама, школа.
- двухсложные слова с ударением на 2-м слоге: рука, стена.
- трехсложные слова с ударением на 2-м слоге: дорога, корова.
- трехсложные слова с ударением на 3-м слоге: молоко, голова
- трехсложные слова с ударением на 1-м слоге: дерево, солнышко.
Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
- Игра «Где ударение?» Ведущий называет двух- трехсложные слова с ударением на разных слогах, например:
речка, стена, ласточка, молоко, собака, дерево, деревья, работа, колесо, ножницы, карандаш, урок, грамота и др.
игроки поднимают карточки с цифрой- порядковым номером ударного слога.
- Игра «Вышиваем слова». Слова можно «вышивать» крестиками. Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный- маленьким, например: Х х – школа; х х Х – петушок и др.
- Быстрый диктант.
Под диктовку нужно записать только одну гласную букву ударного слога. Например, диктуется слово работа, а записать нужно только букву о.
Приложение 7.
Игры и занимательные упражнения на правописание безударной гласной.
- Игра «Поединок».
Играющим вручаются списки односложных слов. Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а «противник» в ответ изменяет слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.
Стол сад пол лист мост винт глаз снег шип рог
Игрокам можно предложить и другой вариант: списки двухсложных слов с корневым гласным в слабой позиции. Нужно подобрать по два слова так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции:
Дома дожди зима трава река носы нога змея возы ходить коты мосты.
- Игра «Чей ряд лучше?» У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все буквы разного цвета.
Ведущий называет слова с безударными гласными в корне. Дети поднимают карточку с нужной буквой.
- «Конкурс знатоков»
На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне. Ученики выбирают карточку, читают слово и говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить. Например: зм_я, б_рец, скр_пит, р_гатый, д_машний, пог_сить, пч_ла, т_шина, ч_совой, в_дяной, в_рить, кр_снеть и др.
4. Игра «Кто быстрее» ( 2 ком. по 5 человек) на доске записаны слова с безударными гласными в корне
Игрокам нужно вставить пропущенные гласные и записать по два проверочных слова.
К_л_сок- д_р_вянный
Г_л_ва- з_л_неет
В_л_сок- в_с_литься
Д_р_гой- в_ч_рок
М_л_дой- д_ш_веет
5. Игра «Кто больше?» Ведущий называет слово с безударной гласной в корне. Игроки должны за одну минуту подобрать и записать как можно больше слов проверочных к данному.
Выигрывает тот, кто больше всех подберет проверочных слов.
Можно провести игру наоборот: ведущий называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной.
6. Игра «Различай на слух».
Ведущий читает каждому из игроков по четверостишию. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по- разному и объясняют их правописание.
Мама простыни стирала
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
К старости на дедушка
Очень поседел.
Он в саду на бревнышко сел и посидел.
7. Игра «Спрашивай – ответим». (2 ком. по 4 чел.)
Каждый игрок готовит по 2слова с проверяемой безударной гласной. Игрок 1- й команды задает вопрос игроку 2- й команды, например: «Какая безударная гласная в слове стрелять и как ее проверить?» Тот отвечает : «Безударная гласная Е, проверяем: СТРЕЛЫ». Затем другие игроки задают свои вопросы. После этого команды меняются ролями.
8. Игра «Е и Е» (2ком.по 5 чел.)Для каждой команды на доске записан столбик слов с безударной гласной Е.
Каждый игрок должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную Е и записать справа проверочное слово. Выигрывает команда, которая правильно и быстро справиться с заданием.
Сестра- бревно-
Пчела- стекло-
Слеза- весло-
Весна- зерно-
Черта- гнездо-
Игру можно повторить со словами: нести, пестреть, тереть, темнеть, лететь, тепло, легко, кленовый, медовый, ледяной.
9. Игра «Эстафета»
Команды получают карточки со словами.
По сигналу ведущего каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, пишет рядом проверочное, после чего передает карточку сидящему за ним. Последний игрок заканчивает работу и возвращает карточку ведущему.
Гр_за р_ды м_сты
М_ста в_рить кр_чать
Сл_ны т_шина б_жать
Сл_ва д_ла д_ревья
Х_лмы з_мля р_ка
М_ря сн_га с_лач
Ч_сы т_гренок п_ля
Ст_лбы кр_ты д_жди
Приложение 8.
Корнесловная работа.
1. Выделить «родственника (или родственников) с указательным пальцем»:
а) садовник сад садовый;
б) часы час часовщик часики часовой
в) лиса лисий лисичка лес
г) снежок снежинка снеговик Снегурочка.
Определите на что он указывает.
2. Определите в каком домике (А или О) живут «родственники»:
В_рить, в_реный, в_ренье.
3. Расселите «родственников» в домики Е, И, Я.
П_терка, п_чет, п_сать, п_так, п_чник, п_сьмо, п_сатель.
4. В домике О живет семья из трех слов. «Родственник с указательным пальцем» - море. Назовите остальных членов семьи (морской, моряк).Почему они «родственники»?
5.Определите, в каких домиках живут слова с пропущенными буквами. Почему они произносятся одинаково, а живут в разных домиках?
Серый волк и густом л_су
Встретил рыжую л_су.
6. Соберите «родственников» на семейный ужин. В каком домике они соберутся? Почему?
а) Что ж он видит? -Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-коня
Ростом только в три вершка.
б)Пред глазами конный ряд:
Два коня в ряду стоят,
Молодые вороные,
Вьются гривы золотые…
в)Повели коней в конюшни
Десять конюхов седых…
Приложение 9.
Этимологические справки некоторых словарных слов по учебнику Т. Г. Рамзаевой 1 класс.
Малина- в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый-«маленький»
Малина- малый- «состоящая из маленьких частей».
Береза- лиственное дерево с тонкими, розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии- береза.
Береза- берза, бер= «светлый, ясный, белый.»
Береза, моя березонька,
Береза моя белая,
Березка моя кудрявая!
На тебе, березонька, листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Воробей- маленькая птичка с коричневато- серым оперением, живущая обычно близ строений.
Разные птицы подают голос по- разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов- названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподражательного вор. та же основа и в несохранившемся ворк, на базе которого образовалось ворковать, т.е. «издавать переливчатые звуки».
Воробей- вор, ворк= «воркует, издает переливчатые звуки».
- Итак, воробушки урок!
Сейчас по расписанию
У нас чистописание.
Запомним: пишется «чирик»,
А произносится «чивик»
Или «чилик», кто как привык!
Деревня- небольшое поселение людей.
В старину, чтобы основать такой поселок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.
Деревня- дерево = «место, очищенное от деревьев».
Дерево- деру = «то, что дергают из земли, очищая ее»
Карандаш- тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут, рисуют, чертят.
Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть кара означает «черный», а вторая даш- «камень»
Карандаш- кара, даш= «черный камень»
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведет,
Там заметку кладет.
Картина- произведение живописи, портрет, пейзаж, натюрморт,- выполненное в красках, на бумаге, доске, ткани.
Слово образовалось от итальянского карта- «бумага». Первоначальное значение слова картина- «тонкая, красивая, изукрашенная бумага».
Картина- карта= «изукрашенная бумага».
Книжку с картинками мама купила,
Радости столько у Леночки было1
Ах, до чего же красивы картинки!
Коньки- узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на лыжах.
Первоначально коньки делали из дерева, прикрепляя внизу стальные полозья. Металлические коньки в России впервые появились триста лет назад. Молодой царь Петр Первый собственноручно выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами.
Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название коньки- « маленькие кони».
Конек( чаще- коньки)- конь= « лошадка».
Два коня есть у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная!
Медведь, медведица- крупное хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами.
Медведя так назвали, потому что он знает, в е д а е т, где найти в лесу м е д
Медведь- мед, ведающий = « знающий, где есть мед»
- Эй, Медведь, на вопрос ответь.
- Какой вопрос, Стрекотуха?
- Почему тебя Медведем зовут?
- Хе- хе! Бестолковая птица. Мед- ведь- значит мед ведающий. Знаю стало быть, где мед в лесу спрятан.
Пенал- длинная коробочка, футляр для хранения ручек, карандашей, перьев.
В старину писали гусиными перьями, позднее- металлическими. Для хранения перьев и карандашей люди придумали специальный ящичек. Название ему дали от слова перо. На латинском языке перо называется пенна. Поэтому и ящичек назвали пенал.
Пенал- пенна = «перо», «ящичек для перьев».
Расскажу я , чтоб ты знал,
Для чего тебе пенал.
У тебя своя кроватка,
Глее ты выспался в тиши,
А в пенале дремлют сладко
Перья и карандаши:
Наработаются лишку-
Залезают спать под крышку.
Тетрадь- сшитые, в обложке, листы чистой бумаги для письма, рисования.
Слово тетрадь образовано от греческого тетра, что значит «четыре» . вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги.
Тетрадь- тетра = « четвертая часть листа».
То я в клетку,
То в линейку.
Написать по ним сумей- кА!
Можешь и нарисовать.
Что такое я ?
Приложение 10.
Работа со словарными словами.
Наворочки.
Воробей летел, через город пролетел.
А ворона черная, около дороги,
Увидав медведя, ворона, лису,
Улетела до деревни.
(Вотинцев Миша)
-Здравствуйте, сорока,
Расскажите как живет народ.
- Живет он неплохо:
Город, работа, завод-
Все хорошо!
(Кузнецов Даниил)
Медведица гуляла,
Цветочки собирала.
Присела у березки-
Устали ее лапки.
И видит сцену у дороги-
Ворона гонит воробья!
(Винтоняк Саша )
Ягод нет кислее клюквы,
Я на память знаю буквы.
(Агафонова Ксюша)
Стройка идет по России,
Строится наша Москва!
А на доске и в тетради
Школьники строят слова.
(Белоусов Рома)
Врединки
Ворон прыгал на березе. Это делал он нарочно, вдруг откуда- то вышел петух, клюнул его пон
арошку- ворон свалился в капусту.
(Шквырин Евгений)
Собрался Коля в шклолу,
А в портфеле- не пенал, не карандаш,
А одежда и коньки.
(Зененкова Аня)
Приложение 11.
Загадки.
Сочетания жи, ши,ча-ща, чу-щу.
1. Если дождик, мы не тужим
Бойко шлёпаем по лужам.
Станет солнышко сиять
Нам под вешалкой стоять.
(Калоши.)
2. Ночь. Но если захочу, Щёлкну раз - и день включу,
(Выключатель.)
- Пять амбарушек
Одни ворота.
(Перчатка.)
3.Не шит,не кроЁн,
А на ниточке сборен,
(Чулок.)
4. Идут, идут,
А всё тут да тут.
(Часы.)
5. Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
(Туча.)
6. Чёрненько, горяченько,
А все любят.
(Чай.)
7.Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает,
(Щука.)
8. Горит столб,
А дыму нет.
(Свеча.)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся.
(Чайник.)
9. Стоит Антошка
На деревянной ножке,
Руки из палки,
В руках мочалки.
(Огородное чучело.)
Сочетания нк, чн, нч
1. Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу?
(Очки.)
2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
- А ну-ка, ребята,
Кто отгадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
(Рукавички.)
4. Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой черные следы
Оставляет
(Ручка)
- Что это у Ванечки?
Ниточка на палочке,
Папочка в руке,
А ниточка в воде.
(Удочка.)
- Рос шар бел,
Ветер дунул-Шар улетел.
(Одуванчик.)
- Золотое решето
Чёрных домиков полно;
Сколько чёрненьких домков,
Столько беленьких жильцов.
(Подсолнечник.)
- В лесу вырезана,
Гладко вытесана.
Поёт - заливается.
Как называется?
(Дудочка.)
- Я маковой крупинкой
Упала на тропинку.
Глядеть не велит.
(Солнце.)
Удвоенные согласные
- Стою на крыше
Всех труб выше.
(Антенна.)
2. По асфальту едет дом,
РебяТишек много в нём,
А над крышей дома вожжи,
Дом без них ходить не может.
(Троллейбус.)
3. Плещет тёплая волна
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?
(Ванна.)
- Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат.)
Непроизносимые согласные
- Доброе, хорошее
На людей гладит,
А людям на себя
Глядеть не велит
(Солнце)
2. Крутая гора.
Что ни шаг, то дыра.
(Лестница.)
Парные, согласные
1. Маленькие лапки,
А в лапках царапки.
(Кошка.)
2. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)
3. Красна девица в темнице,
А коса на улице.
(Морковь.)
4. Сама не ем.
А людей кормлю.
(Ложка.)
5. В воде купался,
А сух остался.
(Гусь.)
6.Стоят в лугах сестрички:
Золотой глазок,
Белые реснички.
(Ромашка.)
7. Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шляпка из травы-
Нет под шапкой головы.
(Гриб.)
8. На дворе горой,
А в избе водой.
(Снег.)
_
- Бьют Ермяку
По затылку.
Он не плачет,
Только носик прячет.
(Гвоздь)
- Сидит Игнатка на грядке
Весь в заплатках.
Кто его потрогает,
Тот и заплачет.
(Лук.)
- В полотняной стране
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг.) .
- Трещит, а не кузнечик.
Летит, а не птица.
Везёт, а не лошадь.
(Самолёт.)
Безударные гласные
1.Днём спит,
Ночью летает.
Прохожих пугает.
(Сова)
2. Два Егорки
Живут возле горки,
Живут дружно,
А друг друга не видят,
(глаза)
3.Скоро ест,
Мелко жует,
Сама не ест,
Другим не даёт
(пила)
4. Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят
(грибы)
5. В сенокос - горька,
А в мороз- сладка.
Что за ягодка ?
( рябина.)
6.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса !
А зовут её ...
(лиса)
7. Кто ходит ночь
И ходит день,
Не зная, что такое лень ?
(Часы)
8. Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт.
Всяк поклон отдаёт.
(земляника)
9. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём.
Ищем, ищем - не найдём.
(роса)
10. По морю идёт идёт,
А до берега дойдёт
Тут и пропадёт.
(волна)
11.Мы варенья наварили,
Никому не говорили.
Чудеса! Чудеса!
Как проведала ...
(оса)
12. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
(пчела)
13. Не прядёт, не ткёт;
А людей одевает,
(овца)
14. Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округе полила.
(гроза)
15. Делиться со всеми
Привычка моя!
Вам яду не надо?
Спросила...
(змея)
16 .С бородой,а не старик,
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.
С пухом, а не птица,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.
(коза)
Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
1 .В густом лесу под ёлками,
Засыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
(ёж)
2.Белые горошки
На зелёной ножке.
(ландыш)
З.Маленький шарик
Под лавкой шарит
(мышь)
4.Да не бойтесь,
Ладно уж.
Не ужалит этот...(уж)
5.Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернёт.
Тот и в дом войдёт.
(ключ)
6.Махнула птица крылом
И покрыла свет одним пером
(ночь)
7.Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится?
(грач)
8.В ноле тычинка
Золотая вершинка
(рожь)
9.3имой нет теплей,
Летом нет холодней.
(печь)
10 .Ростом мал,да удал,
От меня ускакал.
(мяч)
Ь, Ъ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ
1 .Падают с ветки
Золотые монетки.
(листья)
2.Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!
И покраснела...
(божья коровка)
3.Гуляет в поле.
Да не конь,
Летает на воле.
Да не птица. (вьюга)
4.Вместо хвостика- крючок,
Вместо носа- пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(свинья)
5.В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет
Из лесного сора
Строит себе город.
(муравьи)
6.ДЛинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу.
Где прикажут - положу,
Человеку я служу.
(подъёмный кран)
Ь -ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ
1 .Шёл долговяз,
В сыру землю увяз.
(дождь)
2. Мету, мету
-Не вымету,
Несу, несу
-Не вынесу;
Пора придёт
-Сама уйдёт.
(тень)
3. В воде купался,
А сух остался.
(гусь)
4.Кто в дом не идёт.
Меня за руку берёт.
(дверь)
3.Бьют Ермилку по затылку.
Он не плачет,
Только носик прячет. (гвоздь)
6.В золотой клубочек
Спрятался дубочек.
(жёлудь)
7.0н в берлоге спит зимой
Под большущею сосной
А когда придёт весна
Просыпается от сна.
(медведь)
8.Кто на своей голове лес носит?
(олень)
9.Каждый вечер я иду
Рисовать круга на льду.
Только не карандашами,
А блестящими...
(коньками)
10.То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей - ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я
(тетрадь)
СОЧЕТАНИЯ - ОРО -, - ОЛО-
1 .Глубоко был спрятан он,
Один, два, три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду!
(боровик)
- Не сеют, не сажают
Сами вырастают
(волосы)
З.Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели
. Голосистее, нежней?
Кто же это?
(соловей)
- Десять мальчиков
- Живут в зелёных чуланчиках
(горох)
5.Стоит копытце
Полно водицы.
(колодец)
6. Чёрных ягод пышный куст
Хороши они на вкус!
(смородина)
7.Говорит дорожка.
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко,
Чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня испачкаешь меня».
(полотенце)
8. Не море, не земля, корабли не плавают
И ходить нельзя,
(болото)
9.Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. I
(воробей)
10.Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(колос)
11. Жидко, а не вода.
Бело, а не снег.
(молоко)
12. Деревянная шея.
Железный клюв.
Стучит «тук, тук, тук»
(молоток)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости и развития самоконтроля.
В данной работе предложен практический материал, который можно использовать на уроках при индивидуальной, групповой работе, при работе в парах на разных этапах урока....
Русский язык.Игровой словарик.Упражнения для развития орфографической зоркости.
Процесс запоминания я специально организую при помощи тренировочных упражнений . Направляю внимание детей на сознательное и прочное усвоение слов систематически, пл...
Карточки - упражнения для развития орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость - это способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущи...
Конференция на тему: «Виды упражнений для совершенствования орфографической зоркости развития самоконтроля»
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила...
Упражнения для развития орфографической зоркости.
В данном материалы представлены упражнения и задания, которые помогут развивать орфографическую зоркость учащихся....
Упражнения на развитие орфографической зоркости
Все задания написаны с ошибками. Задача ученика - найти все ошибки, исправить их, написать слова правильно и объяснить свои действия. Регулярное выполнение таких работ поможет ребёнку развить орфограф...
Упражнения на развитие орфографической зоркости учащихся
laquo;Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его про...