«Знакомство с понятием «сложные слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
План-конспект урока русского языка по теме "Знакомство с понятием "сложные слова" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по учебнику Нечаевой Н.В., Яковлевой С.Г. для учащихся 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 46.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Знакомство с понятием «сложные слова»
Предмет: русский язык
Класс: 3
Учебник: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Руссий язык. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».
Цель урока: создать условия для формирования новых умений (освоить новое понятие «сложные слова»).
Задачи.
Образовательные: формировать умение
- наблюдать за словами, в которых с помощью сложения основ образуются сложные слова;
- наблюдать, что при образовании сложного слова основы соединяются
при помощи букв о и е;
- наблюдать за значением корней и понимать лексическое значение сложного слова.
Воспитательные: воспитывать и формировать умение
- быть организованным и самостоятельным;
- работать в парах и в группе (выслушать того, кто хочет высказать своё мнение; договориться и совместно выполнить задание);
Развивающие: развивать умение
- определять цель деятельности;
- наблюдать и исследовать предложенный учебный материал;
- наблюдать, обобщать, делать выводы;
- самостоятельно оценивать результат своих действий.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная.
Структура и ход урока
№ п/п | Этап урока | Название ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности. | На доске пословица и карточки со словами. Поспешность приводит к …, а осторожность – к … . раскаяние благополучие безударные согласные удвоенные непроизносимые - К какому уроку вы приготовились? - Правильно ли приготовилась к уроку я? - Восстановите пословицу и объясните её смысл. | Ответы детей. - Вы приготовились к уроку правильно, так как на доске таблички со словами, которые мы употребляем на уроках русского языка. - На доске записана пословица, На уроках русского языка мы часто делаем подобные задания. Дети восстанавливают пословицу и объясняют её смысл. Поспешность приводит к раскаянию, а осторожность – к благополучию. | Личностные: понимание причин успеха в учении; Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; преобразовывать информацию; строить рассуждение. высказывать свою точку зрения. | |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднения | - Подумайте, какое задание я могу предложить для табличек (безударные, согласные, удвоенные, непроизносимые)? - Вспоините полное название этих орфограмм.
Работа в группах. 1. - Приведите примеры слов с этими орфограммами. 2. Орфограммы веселились, И ошибки появились. Вы скорее их найдите, Правильно слова спишите. Ветир, цвитник, мухолофка. - Обозначьте орфограмму. Проверка работы групп. | - Последние два слова точно обозначают название орфограмм. - В названиях орфограмм есть слова первых двух табличек (безударные, согласные). - Эти слова из названий орфограмм. - Проеряемые безударные в корне слова. - Непроверяемые безударные гласные в корне слова. и т. д. Повторяют правила работы Выполняют задания в группах: 1. Приводят примеры. 2. Работают над словами Графически обозначают орфограммы. Испытывают затруднение при работе со словом «мухоловка». Мнения разошлись. При обозначении орфограммы. Выделяя корень, одни посчитали. Что корень один мухолов-, другие два мух- и лов- | Коммуникативные: умение работать Познавательные: вычитывать информацию, осуществлять анализ, сравнение, строить рассуждения. Регулятивные: находить ошибки Личностные: этические чувства (сопереживания, стыда, вины, совести) на основе анализа поведения одноклассников и собственного поведения или поступка. | |
3. | Постановка учебной задачи. | - Какой вопрос возникает? - Что нам нужно узнать на уроке? - Предположите, как могли бы называться слова с двумя корнями? - Проверьте свои предположения, откройте учебник на с. 98. - Что можете сказать о своих предположениях?
- Так, что будем изучать, над чем будем работать на уроке? | -Кто прав? - Сколько корней в слове мухоловка? - Бывает ли в слове два корня? Предположения детей. Работа Проверяют свои предположения делают вывод. - Слова с двумя корнями, действительно, существуют, они называются сложными. Формулируют тему урока. Физминутка | Регулятивные: определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, строить предположения. Познавательные: строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, умение извлекать информацию из учебника. Регулятивные: умение высказывать предположение и соотносить его с информацией в учебнике. | |
4. | Построение проекта выхода из затруднения. | ЭОР № 1 | Наблюдение - Вернёмся к слову мухоловка. Почему птицу так назвали? Запись на доске и в тетрадях: мухоловка – ловит мух - Какой корень в слове муха? - Какой корень в слове ловит? - Есть ли корни мух- и лов- в слове мухолорка? - Так сколько корней в слове мухоловка? - Один корень или два? Упр. 144 - Что намерены делать?
- Какой способ образования сложных слов? - При помощи каких букв соединяются основы в сложных словах? Даны слова: садовод, луноход, волнорез и др. Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом опорные сочетания. Упр. 146 Работа в парах. -Как будете выполнять упражнение? - Как думаете, почему назвали слова сложными? | - Она ловит мух. Подбирают однокоренные слова, выделяют корень. В слове мухоловка два корня. Отвечают на вопрос. Работают на доске и в тетрадях. а) Выписать слова по группам в соответствии с данными схемами. Назвать способ их образования. б) Выписать в столбик оставшиеся слова. Рядом с каждым написать, от каких слов они образованы. Во всех этих словах выделить окончание и основу. Подобрать к ним схемы. Выполняют упражнение - Способ образования сложных слов – с помощью сложения основ. - Основы соединяются при помощи гласных о и е. Садовод - разводит сад. Луноход – ходит по Луне. Волнорез – режет волны. - Выпишем слова образованные путём сложения основ. - От слова «сложили». Сложили две основы. | Коммуникативные: умение работать Познавательные: строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, делать вывод. |
5. | Первичное закрепление ванием во внешней речи. | Работа с учебником Правило - Расскажите своему соседу правило. | Свои выводы и предположения соотносят Выполняют задание. | Регулятивные: умение предположение соотносить с информацией в учебнике. Коммуникативные: умение работать | |
6. | Самостоятель-ная работа с самопровер-кой по эталону. | ЭОР № 2 ЭОР № 3 | - Что такое сложные слова? Выберите верный ответ на вопрос. Разбери сложные слова по составу вместе Где же тут родные, однокоренные? Отметь «лишние» слова в каждой группе. Нарисуй схему сложного слова. | Проверь себя. Работа на ИД и Проверь себя. | Регулятивные: умение определять последовательность своих действий, осуществлять оценку правильности выполнения своей работы для формирования навыка самопроверки. Личностные: интерес к учебному материалу |
7. | Рефлексия учебной деятельности | - Вспомните поговорку, которой мы начали урок? - Кому эта поговорка помогла сегодня на уроке? - Имеет ли данная поговорка какое-то отношение к нашей теме «Сложные слова»? - Какое задание было самым сложным? - Какое самым интересным? - Кто на уроке был самым активным? - Что бы вы посоветовали ребятам, которые часто ошибались Домашнее задание. Правило. Упр. 146 Оценки за работу на уроке. | Ответы детей. Поспешность приводит к раскаянию, а осторожность – к благополучию. - В поговорке есть сложное слово благополучие (благо, получать). Совместно определяется домашнее задание. | Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками. Коммуникативные: умение слушать и слышать участников диалога. Личностные: представление |
Перечень ЭОР, используемых на данном уроке
№ п/п | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Вид ЭОР | Гиперссылка |
1. | Один корень или два? | Задание (№ 193902) | Мультимедийный | |
2. | Как соединить корни? | Задание (№ 193808) | Мультимедийный | |
3. | Найдём родственников. | Задание (№ 193615) | Мультимедийный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока русского языка в 3 классе с презентацией на тему: "Знакомство с понятием "сложные слова"( Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)
На уроке русского языка ребята познакомились с понятием сложные слова, с их особенностями. В начале урока ребята получили положительный эмоциональный настрой, встав в круг и взявшись за руки .Получив ...
Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».
со Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода ...
Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятием "Сложные слова"
Данный урок является вводным уроком в данный раздел. На уроке идет знакомство с понятием "сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.Форма работа учащихся: индивидуальная, фронт...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс
Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...
«Знакомство с понятием сложное слово» конспект урока
Урок открытия нового. В ходе урока учащиеся знакомяться с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развиваются мыслительные оп...
Тема: Знакомство с понятием «сложные слова». 4 класс,Муниципальное образовательное учреждение Алданского района, « Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Томмот Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов
Цель урока создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу. Тип урока...
Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)
Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)....