«Знакомство с понятием «сложные слова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

План-конспект урока русского языка по теме "Знакомство с понятием "сложные слова" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по учебнику  Нечаевой  Н.В., Яковлевой С.Г. для учащихся 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx46.14 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема «Знакомство с понятием «сложные слова»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Предмет: русский язык

Класс: 3

Учебник: Нечаева Н.В., Яковлева С.Г.  Руссий язык. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».

Цель урока: создать условия для формирования новых умений  (освоить новое понятие «сложные слова»).

Задачи.
Образовательные: формировать умение
- наблюдать за словами, в которых с помощью сложения основ образуются сложные слова;

- наблюдать, что при образовании сложного слова основы соединяются
при помощи букв
о и е;

- наблюдать за значением корней  и  понимать лексическое значение сложного слова.

Воспитательные: воспитывать и формировать умение
-
  быть организованным  и самостоятельным;
-  работать в парах и в группе  (выслушать того, кто хочет высказать своё мнение; договориться и совместно выполнить задание);

Развивающие: развивать умение
- определять цель деятельности;
- наблюдать и исследовать предложенный учебный материал;
- наблюдать, обобщать, делать выводы;

-
 самостоятельно оценивать результат своих действий.        

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, в группах, индивидуальная.

Структура и ход урока

п/п

Этап урока

Название ЭОР

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Мотивация

к учебной деятельности.

На доске пословица и карточки со словами.

Поспешность приводит к …, а осторожность – к … .

раскаяние

благополучие

безударные

согласные

  удвоенные

непроизносимые

- К какому уроку вы приготовились?

- Правильно ли приготовилась

к уроку я?

- Восстановите пословицу и объясните её смысл.

Ответы детей.

- Вы приготовились

 к уроку правильно, так как на доске

таблички со словами, которые

мы употребляем   на уроках  русского языка.

- На доске записана пословица,
в ней пропущены слова.

На уроках русского языка мы часто делаем подобные задания.

Дети восстанавливают пословицу и объясняют её смысл.

Поспешность приводит

к раскаянию, а осторожность –

к благополучию.

Личностные: понимание причин успеха в учении; Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи;

преобразовывать информацию;

строить рассуждение.
Коммуникативные:
владеть монологической речью;

высказывать свою точку зрения.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения
в деятельности.

 - Подумайте, какое задание я могу предложить для табличек (безударные, согласные, удвоенные, непроизносимые)?

- Вспоините полное название этих орфограмм.

   

Работа в группах.

1.

- Приведите примеры слов с этими орфограммами.

2.

Орфограммы веселились,

И ошибки появились. Вы скорее их найдите,

Правильно слова спишите.

Ветир, цвитник, мухолофка.

- Обозначьте орфограмму.

Проверка работы групп.

- Последние два слова точно обозначают название орфограмм.

- В названиях орфограмм есть слова первых двух табличек (безударные, согласные).

- Эти слова из названий орфограмм.

- Проеряемые безударные

в корне слова.

- Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

и т. д.

Повторяют правила работы
в группе.

Выполняют задания в группах:

1. Приводят примеры.

2.

Работают

над словами
с изученными орфограммами (непроверяемая безударная гласная в корне, проверяемая безударная гласная в корне,  парная согласная в корне слова).

Графически обозначают орфограммы.

Испытывают затруднение

при работе

со словом «мухоловка».

Мнения разошлись.

При обозначении орфограммы. Выделяя корень, одни посчитали. Что корень один мухолов-, другие два мух- и лов-

Коммуникативные:

умение работать
в группе (владеть диалогической речью; высказывать своё мнение, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, договариваться и приходить
к общему решению
в совместной деятельности).

Познавательные:

вычитывать информацию, осуществлять анализ, сравнение, строить рассуждения.

Регулятивные:

находить ошибки
в своей и чужой учебной  работе и устранять их
(в коллективной организации деятельности); видеть границу между известным и неизвестным.

Личностные: этические чувства (сопереживания, стыда, вины, совести) на основе анализа поведения одноклассников  и собственного поведения или поступка.

3.

Постановка учебной задачи.

- Какой вопрос возникает?

- Что нам нужно узнать на уроке?

- Предположите, как могли бы  называться слова с двумя корнями?

- Проверьте свои предположения, откройте учебник

 на с. 98.

- Что можете сказать о своих предположениях?

 

- Так, что будем изучать, над чем будем работать  

на уроке?

-Кто прав?

- Сколько корней

 в слове мухоловка?

- Бывает ли в слове два корня?

Предположения детей.

Работа
с учебником.

Проверяют

свои предположения делают вывод.

- Слова с двумя корнями, действительно, существуют, они называются сложными.

Формулируют тему урока.

Физминутка

Регулятивные:  определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, строить предположения.

Познавательные: строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, умение извлекать информацию из учебника.

Регулятивные:

умение высказывать

предположение и соотносить его

с информацией

 в учебнике.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

ЭОР № 1

Наблюдение
за сложными словами.

- Вернёмся к слову мухоловка. Почему птицу так назвали?

Запись на доске и

в тетрадях:

мухоловка – ловит мух

- Какой корень в слове муха?

- Какой корень в слове ловит?

- Есть ли корни мух- и лов- в слове мухолорка?

- Так сколько корней в слове мухоловка?

- Один корень или два?

Упр. 144

- Что намерены делать?

   

- Какой способ образования сложных слов?

- При помощи каких букв соединяются основы в сложных словах?

Даны слова:

садовод, луноход, волнорез и др.

Ученики устно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом опорные сочетания.

Упр. 146

Работа в парах.

-Как будете выполнять упражнение?

- Как думаете, почему назвали слова сложными?

- Она ловит мух.

Подбирают однокоренные слова, выделяют корень.

В слове мухоловка два корня.

Отвечают на вопрос.

Работают на доске и в тетрадях.

а) Выписать слова по группам в соответствии с данными схемами. Назвать способ их образования.

б) Выписать

 в столбик оставшиеся слова. Рядом с каждым написать, от каких слов они образованы.

Во всех этих словах выделить окончание и основу. Подобрать к ним схемы.

Выполняют упражнение
по заданию.

- Способ образования сложных слов – с помощью сложения основ.

- Основы соединяются при помощи гласных о и е.

Садовод - разводит сад.

Луноход – ходит по Луне.

Волнорез – режет волны.

- Выпишем слова  образованные путём сложения основ.

- От слова «сложили». Сложили две основы.

Коммуникативные:

умение работать
в паре, объяснять свою точку зрения.

Познавательные: строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, делать вывод.

5.

Первичное закрепление
с проговари-

ванием

во внешней речи.

Работа с учебником
в парах.

Правило

- Расскажите своему соседу правило.

Свои выводы и предположения соотносят
с правилом
в учебнике.

Выполняют задание.

Регулятивные:

умение

предположение соотносить

с информацией

 в учебнике.

Коммуникативные:

умение работать
в паре.

6.

Самостоятель-ная работа

с самопровер-кой по эталону.

ЭОР № 2

ЭОР № 3

- Что такое сложные слова? Выберите верный ответ

на вопрос.
СЛАЙД  
1.  Все непонятные слова называются сложными.
2.  Все длинные слова называются сложными.
3.  Слова, в которых два корня, называются сложными.

Разбери сложные слова

по составу вместе
с гномом.

Где же тут родные,

однокоренные?

Отметь «лишние» слова в каждой группе.

Нарисуй схему сложного слова.

Проверь себя.

Работа на ИД и
в тетрадях
с последующей проверкой (автоматическая)

Проверь себя.

Регулятивные: умение определять последовательность своих действий,

осуществлять  оценку правильности выполнения  своей работы для формирования  навыка

самопроверки.

Личностные: интерес к учебному материалу

7.

Рефлексия учебной деятельности
на уроке.

- Вспомните поговорку,  которой мы начали урок?

- Кому эта поговорка помогла сегодня на уроке?

- Имеет ли данная поговорка какое-то отношение к нашей теме  «Сложные слова»?

- Какое задание было самым сложным?

- Какое  самым интересным?

- Кто на уроке был самым активным?

- Что бы вы посоветовали ребятам, которые часто ошибались

Домашнее задание.

Правило. Упр. 146

Оценки за работу на уроке. 

Ответы детей.

Поспешность приводит

к раскаянию, а осторожность –

к благополучию.

- В поговорке есть сложное слово благополучие 

(благо, получать).

Совместно

определяется домашнее задание.

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, одноклассниками.

Коммуникативные:

умение слушать и слышать участников диалога.

Личностные: представление
о причинах успеха
в учении.

Перечень ЭОР, используемых на данном уроке

№ п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Вид ЭОР

Гиперссылка
на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

 Один корень или два?

Задание

 (№ 193902)

Мультимедийный

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb1dc4b2-e58c-43ad-bd2c-4d659e196aab/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BMA_121%5D.swf

2.

Как соединить корни?

Задание

(№ 193808)

Мультимедийный

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5875502-d6a1-44e2-b1c9-46539a733a8d/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BIG_123%5D.swf

3.

Найдём родственников.

Задание

(№ 193615)

Мультимедийный

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37aa3646-4fdf-4ac7-8938-52ddc30b4a4a/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BQS_122%5D.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока русского языка в 3 классе с презентацией на тему: "Знакомство с понятием "сложные слова"( Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)

На уроке русского языка ребята познакомились с понятием сложные слова, с их особенностями. В начале урока ребята получили положительный эмоциональный настрой, встав в круг и взявшись за руки .Получив ...

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

Урок русского языка по теме: "Знакомство с понятием "Сложные слова"

Данный урок является вводным уроком в данный раздел. На уроке идет знакомство с понятием "сложные слова", образованием сложных слов и применением их в речи.Форма работа учащихся: индивидуальная, фронт...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс

Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...

«Знакомство с понятием сложное слово» конспект урока

Урок открытия нового. В ходе урока учащиеся знакомяться с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных). Развиваются мыслительные оп...

Тема: Знакомство с понятием «сложные слова». 4 класс,Муниципальное образовательное учреждение Алданского района, « Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Томмот Бондаренко Галина Васильевна, учитель начальных классов

—  Цель урока создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.—            Тип урока...

Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)

Методическая разработка урока русского языка "Знакомство с понятием "сложные слова" (3 класс)....