Урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Корниевская Рената Рашидовна

Урок русского языка "Общее понятие об имени существительном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Открытый урок «Русский  язык»  во 2 «А» кл.  февраль 2016 г.

            Тема: “ Общее понятие об имени существительном”.

Учитель начальных классов  Корниевская Рената Рашидовна

Цели урока:

-формировать умение различать предмет и слово как часть речи,

-довести до полного понимания сознания учащихся, что слово способно назвать всё в окружающем мире,

-учить соотносить вопросы КТО? И ЧТО? и слово-название предмета,

-развивать фонематический слух,

-вырабатывать навыки грамотного письма.

Предметные:

- Формировать понятие об имени существительном;

- находить и выбирать имена существительные в тексте;

- распределять имена существительные в тематические группы предметов.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка;

- формировать представление о значении русского языка в жизни человека.

Регулятивные УУД:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные УУД:

- формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе парами и группами;

- понимать задаваемые вопросы;

- выражать свою точку зрения;

- адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

  ХОД  УРОКА:

1.Организационный момент.

 -Сегодня у нас открытый урок. К нам  пришли гости, поздороваемся.

Пожелаем себе и друг другу успеха и хорошего настроения.

Мы внимательно поработаем на уроке и будем оценивать себя и ответы своих товарищей.

Вспомним, как мы оцениваем свои знания в конце урока.

С помощью кружков  зеленого, желтого и красного цвета.

2. Актуализация знаний.

  На партах у учащихся тексты, в которых не проставлены знаки препинания и пропущены имена существительные.

« _______  воет  попрятались  в ______  ________ в  густой _________  забились  __________ в  глубокий  _______   зарылись  __________  ________ спит в тёплом  _______________      __________  не  страшна  _______».

Задание:

  1. Прочитать текст. Можно его прочитать и расставить знаки препинания в конце предложения?

- Нет, текст не понятен. В нем нет главных слов.

- Каких?

- Имен существительных. Без них все непонятно.

  1. Впишите в текст слова – названия предметов. Вам даны слова для справок.

- Можно сейчас расставить знаки препинания?

- Да, теперь текст понятен.

Чтение текста.

« Вьюга  воет. Попрятались  в  гнёзда  синицы. В  густой  ельник  забились  рябчики.  В  глубокий   снег   зарылись  тетерева. Белка спит в тёплом  гнёздышке.  Метель  не  страшна  зверьку».

3. Самоопределение к деятельности.

-Попробуйте  определить тему сегодняшнего урока? 

- Существительные. Они называют всё, что существует в этом мире.

 - Это слова ,отвечающие на вопрос кто? или что?

 - Почему у им. Сущ. 2 вопроса: кто? и что?

Чему сегодня мы будем учиться?

- Различать предмет и слово как часть речи, соотносить вопросы КТО? и ЧТО?, находить имена существительные в тексте, а также научимся распознавать её среди других слов.

-Верно, тема урока: ”Общее понятие об имени существительном”.

- Можно ли назвать имя существительное одной из главных частей речи? Почему?

- Без имени сущ. Нельзя понять предложение, не построить предложение.

4. Работа по теме урока.

А. Открываем тетради. Записываем число. Прописываем в тетради название  части речи, которую мы сегодня будем изучать.

 Существительное       Существительное        Существительное

- На сколько групп можно разделить имена существительные?

- На 2 группы: одни отвечают на вопрос КТО? Другие – на вопрос ЧТО?

-Что они обозначают? Живые  и неживые предметы.

 Б. Игра. «КТО? ЧТО?»

На доске прикреплены 2 листа бумаги с вопросами КТО? ЧТО?

Я буду называть слова, а вы определите, на какие вопросы они отвечают, и запишите в 2 столбика.

    КТО?                                               ЧТО?

1. девочка                                      1. яблоко

2. кошка                                        2. машина

3. зайчик                                        3. игрушка

4. мартышка                                  4. чашка    

5.                                                     5. карандаш

                                                       6. пенал

                                                       7. молоток  

                                                       8. капуста

Продолжите  список имен существительных.

     В) Вывод и чтение правила.

-И сейчас постарайтесь сформулировать правило об имени существительном.

-Откройте учебники на стр. 45, прочтите правило все вместе.

-на стр. 44 упр. 74. Выполняем парами. Что нужно сделать перед выполнением упражнения.

-Внимательно прочитать задание в упражнении, рассмотреть рисунки, выполнить задание, написанное под рисунками.

5. Физминутка.

Называю слова. Если они отвечают на вопрос КТО?, вы поднимаете руки, а если отвечают на вопрос ЧТО?, вы приседаете.

                                                                                     

6. Закрепление новой темы.

А. Устная работа.

- Послушайте, что о себе говорит имя существительное.

Важнейшей частью речи я являюсь,

Сегодня вам, друзья, я представляюсь.

Давно живу я в мире этом, даю названия предметам.

На вопрос кто? или что? отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.

Б. Развитие умений.

- На сколько групп можно разделить имена существительные?

Я буду называть слова, а вы назовите, к чему они относятся, к какой группе. Слушайте внимательно!

 Кошка, мышка, черепаха – животные.

Чепчик, шляпа и шапка – головные уборы.

Лук, чеснок и кабачок – овощи.

 Платье, брюки, пиджак – одежда.

 Василёк, ромашка, роза – цветы.

Ветер, дождик, мороз – явления природы.

 Шило, ножницы, игла – инструменты.

 Танцы, песни и игра – развлечения.

-А ещё какой группы нет? (Люди)

- Добавим эти слова. Есть группа людей, которая очень дорога нам. Кто они?

- Папа, мама, дедушка, бабушка. Одним словом? (Семья)

-А ещё какой группы нет? (Люди)

В. Работа в учебнике.

Выполнение упр. 75, стр. 45

Чтение задания парами, обсуждение, выполнение.

Г. Игра “ КТО  или ЧТО?”  

-У меня в мешке предметы. Вы должны на ощупь выбрать любой предмет, задать вопрос  и записать слово, обозначающее название данного предмета, выделяя орфограммы.  

(Заяц, лиса,  жираф, собака, карандаш, машина, ручка, часы).

7. Рефлексия.

- Подведём итог работы. Работаем в парах. Задайте друг другу вопросы по теме урока.

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Какие группы имен существительных знаем?

Оценки за работу на уроке.

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- Я вспомнил…. - Мне удалось… - Мне понравилось…

- Я могу похвалить себя за….

Самооценка.                 Д/з: упр. 77, стр. 46, правило на стр. 45


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...