Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
В период обучения грамоте большое внимание нужно уделить звуковому анализу и синтезу. Звуковой аналитико-синтетический метод считается одним из современных методов, котрый способствует формированию фонематического слуха, правильного письма и чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad1.docx | 25.53 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 15 Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Доклад
Звуковой аналитико-синтетический
метод обучения грамоте
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ школа №15
С.И. Абдульмиинова
специалист I категории
Феодосия, 2016
Основной задачей обучения грамоте всегда было формирование умений по чтению и письму. Для обучения существуют различные методы. Исторически их можно свести к четырём основным:
- Буквослагательному;
- Слоговому;
- Звуковому;
- Методу целых слов. (Слайд 1)
В настоящее время обучение грамоте проводится звуковым аналитико- синтетическим методом, ориентированном на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза. Данный метод целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления и речи.
Его главные особенности заключаются в том, что:
- Анализ и синтез взаимосвязаны;
- Обучение чтению основано на слоговом принципе;
- Обучение чтению и письму идут параллельно и одновременно;
- Усвоение детьми грамоты является предпосылкой развития устной и письменной речи. (Слайд 2)
Единицей обучения является звук, обозначаемый определенной буквой. Звук выделяется из живой речи, наблюдается в сильных позициях слова, в связи с другими звуками, соотносится с буквой. (Слайд 3)
Порядок изучения звуков и букв определяется частотностью их употребления в речи. Все слоговые структуры изучаются на базе прямого слога, остальные согласные в нем рассматриваются как лежащие за пределами слияния: т ро н (Слайд 4)
В качестве единицы чтения и письма берется слог. Основной слоговой структурой является слог-слияние (са). На первоначальном этапе школьники учатся читать и писать по слогам, ориентируясь при чтении на следующую за согласным букву (мал — мял), а при записи слога — на характер произнесения согласного звука (мягкость-твердость).
После ознакомления с печатной буквой (урок чтения) школьники усваивают ее рукописный вариант (урок письма). (Слайд 5)
Изучение всех звуков и букв, а также слоговых структур осуществляется в добукварный и букварный периоды, затем до конца учебного года навыки чтения и письма совершенствуют (послебукварный период).
Весь процесс обучения грамоте носит воспитывающий и развивающий характер. Он обеспечивается соответствующей системой упражнений, наблюдениями за окружающим миром и их анализом, подбором текстов и осознанным их усвоением, другими видами игровой и учебной деятельности.
На протяжении всей работы сочетаются приемы анализа и синтеза. Учащиеся делят предложения на слова, а последние на слоги, выделяют звук и снова включают его в слог, дополняют до слова, составляют предложение по опорным словам. (Слайды 6,7)
Для успешного обучения грамоте, подготовительную работу надо начинать еще в дошкольный период. В нашей школе, мы постарались организовать эту работу на подготовительных занятиях. Подробно ознакомились со звуковым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте, даже выписали методическую литературу.
Комплексный подход при подготовке дошкольников к школе дал ощутимые результаты в первом классе.
Хочется обратить внимание на то, что читать ребёнка мы учим по частям, а не по слогам.
Дошкольник, поступая в школу, должны обладать:
- Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
- Уметь отличать букву от звука;
- Уметь выделять звуки в словах;
- Уметь определять место звука в слове;
- Уметь подбирать слова с заданным звуком. (Слайд 7)
В заключении хочу отметить, что звуко-буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГ. (Слайд 8)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Буквослагательному ; Слоговому; Звуковому; Методу целых слов.
Анализ и синтез взаимосвязаны; Обучение чтению основано на слоговом принципе; Обучение чтению и письму идут параллельно и одновременно; Усвоение детьми грамоты является предпосылкой развития устной и письменной речи.
т ро н т ро н
БА РА БА Н к о нь
Никита Кожемяка – славный русский богатырь. (стр. 40) славный Никита о тважный сильный [ Н ] [ Н ] [ Н ] [ Н ’]
Н ? . . ! , , , Н Н Н Он
Т: [ Н ] [ Н ‘] Нн 1 2 3 4 ? ? ? .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию авторского пособия "Звуковой светофор" на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах.
Это методическое пособие, придуманное мною, помогает учителю на уроках русского языка, начиная с первого класса, активизировать познавательную деятельность учеников в течение всего урока. Пособие в иг...
Статья "Звуковой и буквенный анализ слова как современный метод обучения грамоте».
Суть звуко- буквенного анализа слова как основного метода обучения грамоте в современный период....
Звуковой анализ слова «мак». Обучение грамоте (чтение) 1 класс Начальная школа XXI век
Конспект урока по Обучению грамоте в 1 классе. По программе "Начальная школва 21 век"....
Звуковые разминки на уроках обучения грамоте в первом классе.
Здесь представленны небольшие звуковые разминки в виде презентаций для использования на уроках обучения грамоте в первом классе.Главной особенностью является то, что каждый слайд - это вопрос с выборо...
Ведущий метод обучения грамоте звуковой аналитико-синтетический метод.
Процесс обучения грамоте разделяется на два периода : подготовительный (добукварный) и основной (букварный) . В современных вариативных учебно-методических комплексах по обучению грамоте подгото...
Звуковой аналитико-синтетический метод при обучении чтению
Звуковой метод развивает фонематический слух ребенка, который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению и написанию. Этот метод часто называют лог...
Роль аналитико-синтетической деятельности в обучении звуко-буквенному анализу и синтезу детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции 18-19 ноября 2021 года....