Упражнения по развитию речи
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Цель уроков развития речи - сформировать у детей желание читать, мыслить, научить их лаконично и грамотно строить свою речь. Задача учителя - создать условия для усвоения приемов коммуникации. Это дистигается. прежде всего, использованием на уроках в качестве дидактического материала интересных отрывков из произведений детсой литературы, таблиц, различных упражнений, направленных на становление умений и навыков во всех видах речевой деятельности на каждом уроке русского языка. Ниже приведены примеры упражнений, которые способствуют формированию умения строить собственные монологические высказывания - тексты-описания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение1
Ученики рассматривают рисунок.
Вопросы по рисунку:
Что на нем изображено? (Лес)
Какое время года? (Зима)
Какое небо? (Пасмурное, в облаках)
Какое солнце? (Робкое, спряталось за облаками)
Какие облака? (Хмурые)
Каких животных ты видишь? (Белочка, зайчик, лиса, синичка)
Какие в лесу растения? (Дубы, сосны, елки)
Какая земля? (Холодная, белая, мерзлая, сонная)
Можно предложить ученикам раскрасить рисунок.
Упражнение 2
существительные | прилагательные | глаголы | сравнение |
небо | пасмурное | опустилось | как пелена |
холодное | затянулось | как перина | |
облака | хмурые | плывут | как вата |
тяжелые | закрыли | как снежные медведи | |
солнце | робкое | выглядывает | как гость |
редкое | не греет | как нарисованное | |
деревья | голые | стоят | как в белых сарафанах |
снежные | укрылись | как заколдованные | |
земля | сонная | укрылась | как белая постель |
мерзлая | согрелась | как волнистый ковер | |
птицы | голодные | ищут | как малые дети |
зимующие | улетели | как шишки на елках | |
зайчик | беленький | прячется | в белой шубке |
пушистый | прыгает | как белый комочек | |
белочка | заботливая | грызет | как хозяюшка |
веселая | скачет | хлопотунья | |
лисичка | хитрая | бродит | как огонь |
голодная | высматривает | как тень |
Ученикам предлагается заполнить таблицу словами, которые помогут написать сочинение на тему «Зима в лесу»
Упражнение 3
Ученикам предлагается описать рисунок по предложенному плану. Школьникам будет легче справиться с заданием, если сначала они ответят фронтально на вопросы, а потом поработают в группах.
1 группа:
- описывают где происходит события;
- описывают погоду
2 группа:
Какие растения? Как они выглядят?
3 группа:
Какие животные и птицы? Их действия.
Затем все части текста соединяются воедино (представители каждой группы зачитывают свои описания)
Зима в лесу
В лес пришла настоящая зима. Выпал белый пушистый снег.
Стало холодно и морозно. Небо опустилось, стало пасмурным, на нем видны снежные облака. Из-за облаков робко выглядывает солнышко. Оно светит, но не греет. Воздух чистый и морозный. Идет снег. Он переливается на солнце и блестит. Мерзлая земля укрылась снегом, как покрывалом. Под снегом спит до весны трава.
В лесу растут могучие дубы, молодые ели и стройные сосны. Они стоят под снегом, как заколдованные. Деревья надели зимние шапки. Елочки стоят в белых сарафанах.
На рисунке мы видим веселую белочку-хлопотунью. Она грызет лесные орешки. Хитрая рыжая лиса гоняется за смелым зайчиком. Он сменил свою серую шубку на белую. И его плохо видно на снегу. Голодные синички и воробьи летают в поисках пищи. Им зимой мало корма.
Какая красивая природа зимой в лесу. Все вокруг выглядит белым и нарядным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений по развитию речи
Подобран материал для уроков чтения и письма в начальной школе....
Сборник упражнений по развитию речи
Методическая разработка для учителей начальных классов...
Открытый урок по изобразительной деятельности "Осенний вернисаж" (натюрморт c осенними листьями) с элементами игровых упражнений по развитию речи
В данном конспекте отражена работа по обучению детей новой технике рисования и развитию связной речи детей....
Статья "Игры и упражнения, способствующие развитию речи"
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Если взрослые поддержи...
Упражнения для развития речи учащихся начальной школы
Развитию речи учащихся в начальной школе отводится важная роль, это зафиксировано в планируемых результатах освоения учебной Программы основного начального обр...
игры и упражнения для развития речи
логопедические игры....
Упражнения по развитию речи учащихся начальной школы
Развитие речи - это большая и сложная область, которая соотносится со школьными предметами русский язык и литература, которые служат задачами развития речи учащихся....