Сочинение по картине В. Васнецова Снегурочка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Сочинение по картине В. Васнецова Снегурочка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_po_kartine_v.vasnetsova_snegurochka.zip | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 15.12
СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ В. М. ВАСНЕЦОВА «СНЕГУРОЧКА»
Педагогические | Способствовать развитию мышления, кругозора, воображения, словарного запаса, умения понимать содержание картины; совершенствовать умение подбирать необходимые для описания и повествования слова; создать условия для обучения соотнесению художественного текста и изобразительных средств картины; содействовать воспитанию любви к чтению, сказкам, русскому фольклору |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые | Участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руководством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины |
Личностные | Проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций картин; имеют мотивацию к творческому труду; осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции собеседников |
Универсальные учебные действия | Познавательные: воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов разных видов, строят несложные рассуждения. Регулятивные: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставят новую учебную задачу, выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Коммуникативные: высказывают свое мнение; участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое |
Основное содержание темы, понятия | Репродукция картины, колорит, настроение, композиция картины, план сочинения, передний и задний план, образ Снегурочки, образ природы |
Образовательные | Репродукция картины, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, вопросы, репродукция картины на доске и у каждого ученика на столе |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы | |
осуществляемые | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость | |
II. Сообщение темы урока | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. Беседа | – Отгадайте загадки (см. Прило-жение). – О каком времени года все – А какой волшебный праздник мы все очень ждем зимой? – Сегодня у нас есть замечательная возможность отправиться | Слушают учителя, отгадывают загадки, отвечают на вопросы учителя | П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную инфор- Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу. К – участвуют в диалоге, общей беседе; высказывают свое мнение. Л – имеют мотивацию | Фронтальный. Отгадывание |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Работа нас ожидает непростая. Нам предстоит понять замысел художника, выраженный особенным языком живописи – языком цвета и теней | Слушают учителя | Р – в сотрудничестве | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение 1. Рассматривание картины | Фронтальная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, работа | Данный этап урока можно начать с рассказа учителя или подготовленного ученика о худож- – Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Снегурочка». – Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами | Высказывают впечатления, вызванные | Пр. – участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение, составляют под руковод-ством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины. П – понимают инфорацию, представленную в изобра-зительной форме, переводят ее в словесную; осознанно строят речевое выска- Р – выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме. К – участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание Л – проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций | Беседа по вопросам, правильное |
2. Рассматри- | Фронтальная. Словесный | – Кого мы видим в центре картины? Как одета Снегурочка? (Пушистая парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки; на шубке красивый узор не из снежинок, а из земляничек.) – Где и в какое время суток мы – Какими вы увидели снег, ёлочки, березку, огни в глубине леса? – Подберите слова и словосочетания для описания Снегурочки. – Подберите слова и словосочетания для описания зимней ночи. (Яркая, лунная, волшебная, лазоревый снег, жемчужные снежинки, хрустальные льдинки, пушистые хлопья снега.) – Понравилась ли вам картина? Чем? | Рассматривают Строят речевое вы-сказывание, подби- | Пр. – участвуют в устном общении на уроке, выражают собственное мнение; составляют под руковод-ством учителя небольшие описательные тексты по репродукции картины. Р – овладевают способами решения учебной задачи. К – строят монологическое высказывание с учетом Л – проявляют чувство прекрасного и эстетические чувства через выразительные возможности языка, анализ репродукций | Беседа |
3. Обсуждение структуры | Коллективная, индивидуальная. Словесный, проблемный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо | – Как вы должны построить текст-описание по данной репродукции? – Давайте составим примерный план вашего сочинения: 1. Вступление. 2. Описание картины: а) образ русской природы; б) образ Снегурочки; в) связь природы и главного г) средства художественной 3. Что хотел передать художник 4. Ваше отношение к картине | Слушают учителя, предлагают свои варианты плана работы над сочинением | П – осознают познавательную задачу и решают ее. Р – планируют в сотрудничестве с учителем и само-стоятельно свои действия для решения задачи. К – выражают свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи Л – осознают свои эмоции и чувства, контролируют их; определяют эмоции | Беседа |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Зима, где ты была? В мешке стужу несла, На землю холод трясла, У реки гостила, Во всю реку мост мостила, У избы побывала. Окна все разрисовала, По полям-лесам ходила, Белой шубой всё накрыла, Дороги снегом замела И сугробы нагребла | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня | Правильное выполнение движений |
4. Воспроизведение содержания картины (устно). Запись самостоятельно составленного текста | Коллективная. Словесный, проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Думаю, вы уже готовы создать свой текст-описание по репродукции картины. Поэтому пришло время попробовать свои силы – А теперь запишите текст самостоятельно в своих тетрадях. Детям, слабым в речевом развитии, можно предложить готовый текст, где нужно вставить пропущенные в словах буквы | Слушают задание Самостоятельно | Пр. – создают в воображении яркие словесные образы, составляют под руководством учителя описательные тексты по репродукции картины. Р – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами. К – оценивают эстетическую сторону высказывания | Фронтальный (беседа по вопросам, нахождение си- |
V. Рефлексия учебной деятельности | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какое открытие сделали – Какой вид работы понравился больше? – О чем хотели бы узнать | Отвечают на во- | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание (подготовка к словарному диктанту) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие | Р – принимают учебное |
Приложение
Загадки
Пришла девушка Беляна,
Побелела вся поляна.
(Зима.)
Летели серые гуси,
Нароняли белого пуха.
(Тучи, снег.)
Старик-шутник на улице стоять не велит, За нос домой тянет.
(Мороз.)
Кругом нашего села
Бежит лошадка весела.
(Вьюга.)
Две Палашки бегут в лески,
Загнувши носки.
(Лыжи.)
В огне не горит и в воде не тонет.
(Лед.)
Вырос лес, белый весь.
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
(Морозный узор на стекле.)
Одной – зимой отдых,
Другой – летом,
Третьей – ни зимой, ни летом. (Телега, сани, лошадь.)
Рассказ о творчестве художника
В. М. Васнецов родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника. Через два года семья переехала в село Рябово, той же Вятской губернии, и детские впечатления художника связаны с этим затерянным среди вековых лесов и холмов северного края селом. Каждое время года приносило сыновьям священника (Витя был вторым из шести сыновей) те же заботы, развлечения, радости, что и любому деревенскому парнишке, Отец Васнецова, Михаил Васильевич, много читал, увлекался естественными науками, астрономией, любил рисовать. Он сам учил сыновей грамоте, учил слушать и различать голоса птиц, помогал составлять гербарий, рассказывал о цветах, деревьях, травах. «Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе...» – писал художник, когда стал взрослым.
Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок – старенький ящик с красками – и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения. «Это за тридевять-то земель от всякого моря!» – удивлялся позже художник.
Когда мальчику исполнилось десять лет, отец повез его в Вятку учиться в духовное училище. В роду Васнецовых все были священниками. Виктора по окончании духовного училища ждала семинария, а затем сан священника. Н. А. Чернышев, учитель рисования в духовном училище, заметив способности мальчика, посмотрел его рисунки, похвалил, пригласил в свою иконописную мастерскую, познакомил с Вятским музеем, в котором были собраны старинные вятские игрушки, примеры искусной вышивки, резьбы по дереву. В музее было представлено несколько акварельных рисунков и картин маслом, фотографии с картин известных мастеров. Виктор впервые увидел, правда, на выцветших фотографиях, «Явление Христа народу» А. Иванова и «Последний день Помпеи» К. Брюллова. Картины произвели на мальчика незабываемое впечатление. С этого времени он старается много рисовать, пробует писать маслом, мечтает серьезно учиться живописи. Отчислившись с предпоследнего философского класса семинарии, юноша решает ехать в Петербург. Отец согласился отпустить сына, но денег на дорогу не было. На помощь пришел польский художник Эльвиро Андриолли. Он предложил разыграть в лотерею первые картины Васнецова «Жница» и «Молочница», написанные маслом. Они всем очень понравились, и лотерея прошла успешно, Виктор получил шестьдесят рублей – по тем временам целое богатство – и отправился в Петербург, в Академию художеств, увозя с собой впечатления от северной природы и от народных гуляний в Вятке, от переливчатой игры жемчуга, бисера и цветных каменьев на кокошниках, телогрейках, шубах, виденных им на родине.
Варианты работ
Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна. Лунный свет освещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике — нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжительности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимости каждого мгновения, о неизбежности расставания с той несказанной красотой, которая рядом?
Темное небо и звездочки на нем дополняют сказочную таинственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждем, когда начнут твориться чудеса.
«Я смотрю на картину В.М. Васнецова «Снегурочка». Он изображает на ней Снегурочку, которая идет по зимнему лесу.
Зимняя ночь. Снегурочка вышла на лесную поляну. Звезды, как алмазы, сверкают на фоне угольно-черного неба. Пушистые, молодые елочки красуются друг перед другом своим снежными нарядами. Посреди полянки стоит одинокая, голая березка. Вдали мерцают огоньки деревни, словно чьи-то глаза. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет. Снегурочка боязливо оглядывается. Девушка одета в красивую шубу. На шубе - затейливый узор. На руках красивые, теплые варежки. Видно, что Снегурочке страшно.
Мне очень эта картина понравилась, потому что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы, и в то же время становится жаль Снегурочку, ведь ей так страшно".
Текст для орфографической работы
Виктор Михайлович Васнецов нап_сал замеч_тельную к_ртину «Снегурочка».
Зима. Ночь. Темный лес. Луна озаряет сугробы. Ре_кие алмазные звезды сияют в сумраке н_бес.
На с_р_бристую поляну выб_жала девушка в красивом наряде. На ней пуш_стая парчовая шу_ка, шап_чка с м_ховой опушкой, теплые варе_ки. Парча на шу_ке расш_та удивительным узором: не сн_ж_нками, а з_мл_ничками. В лучистом свете, словно ж_вые, др_жат маленькие ели, тр_пещет тонкая бере_ка. Мерцают в глубине леса, словно св_тлячки, огни д_р_венских изб.
Чары русской ска_ки грели душу художника. В этой к_ртине он передал поэзию и прелесть р_дной природы.
Виктор Михайлович Васнецов нап_сал замеч_тельную к_ртину «Снегурочка».
Зима. Ночь. Темный лес. Луна озаряет сугробы. Ре_кие алмазные звезды сияют в сумраке н_бес.
На с_р_бристую поляну выб_жала девушка в красивом наряде. На ней пуш_стая парчовая шу_ка, шап_чка с м_ховой опушкой, теплые варе_ки. Парча на шу_ке расш_та удивительным узором: не сн_ж_нками, а з_мл_ничками. В лучистом свете, словно ж_вые, др_жат маленькие ели, тр_пещет тонкая бере_ка. Мерцают в глубине леса, словно св_тлячки, огни д_р_венских изб.
Чары русской ска_ки грели душу художника. В этой к_ртине он передал поэзию и прелесть р_дной природы.
Виктор Михайлович Васнецов нап_сал замеч_тельную к_ртину «Снегурочка».
Зима. Ночь. Темный лес. Луна озаряет сугробы. Ре_кие алмазные звезды сияют в сумраке н_бес.
На с_р_бристую поляну выб_жала девушка в красивом наряде. На ней пуш_стая парчовая шу_ка, шап_чка с м_ховой опушкой, теплые варе_ки. Парча на шу_ке расш_та удивительным узором: не сн_ж_нками, а з_мл_ничками. В лучистом свете, словно ж_вые, др_жат маленькие ели, тр_пещет тонкая бере_ка. Мерцают в глубине леса, словно св_тлячки, огни д_р_венских изб.
Чары русской ска_ки грели душу художника. В этой к_ртине он передал поэзию и прелесть р_дной природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине В.Васнецова "Богатыри"
Урок развития речи, проводится с предварительной подготовкой, некоторые предложенные задания рекомендую использовать заранее, учитывая уровень подготовки детей в классе....
Сочинение по картине М.Васнецова "Богатыри"
Урок рассчитан на два часа. На первом уроке идет работа по картине, анализ картины, словарная работа, на второрм уроке дети пишут сочинение. Этот урок провожу в четвертом классе....
Сочинение по картине В. Васнецова "Снегурочка"
Сочинение по картине В. Васнецова "Снегурочка". 3 класс. Презентация. Материал к уроку. Раздаточный материал для обучающихся....
Урок развития речи. Сочинение по картине В. Васнецова "Сестрица Аленушка"
В данном материале содержится разработка урока по развитию речи на уроке русского языка, интересные приемы работы с картиной и текстом сказки....
Сочинение по картине В. Васнецова "Снегурочка".
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Снегурочка» Цель: познакомит с творчеством художника; учить детей осмысливать содержание картины; совершенствовать умения подбирать необходимые для опис...
Сочинение по картине Виктора Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке"
Раздаточный материал содержит план с опорными словами...
Подготовка к сочинению по картине А.Васнецова "После дождя"
Подготовка к сочинению по картине А.Васнецова "После дождя" на уроке литературного чтения в 3 классе(УМК "Перспектива")...