парный согласный на конце слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок проведен ввиде решении проблемного вопроса с правилами разных по звучанию, но имеющие одинаковый смысл - вывод
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Парный согласный на кнце слова
цели: развитие умений писать слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, графически обозначать её и подбирать проверочные слова.
Ход урок
1. Орг. момент
- Ребята, запишите сегодняшнее число, классная работа.
2 Актуализция знаний
Сейчас проведём небольшой словарный диктант. Я буду диктовать, а вы записывайте слова так, как слышите: зуб, мороз, суп, ёрш, гриб, мост, арбуз.
- Теперь проверим вашу работу. Как написали эти слова?
- Сколько заданий я дала? (Одно). А сколько ответов получила? (Несколько). Значит, чего мы не знаем? Какой возникает вопрос? Учитель вывешивает на доске вопросительный знак. (Как писать такие слова? Какую букву надо писать на конце таких слов?) Какую цель поставим перед собой? (Узнать какую букву ставить в этих словах).
3. Изучение нового материала
- Ребята, чтобы ничего не забыть и ответить на все наши вопросы, что нам надо составить? (План). Учитель по мере ответов детей вывешивает на доске карточки. Что мы хотим узнать сегодня на уроке? (Как писать такие слова? Какую букву надо писать на конце таких слов?). Что нам надо ещё знать об этой орфограмме? (Как она называется?). Хорошо, надо ли знать, как находить эту орфограмму среди других? (Надо). Что мы забыли? (Как эту орфограмму проверять).
- План составлен. Давайте вспомним парные согласные буквы и запишем в тетрадях:
б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – ш, з – с ( с комментированием).
- Понаблюдаем, как произносятся парные согласные, когда они стоят в конце слова (на доску выставляются карточки):
ерш мостсуп Морж дубарбуз
ер [ш] мос [т]су [п] мор [ш] ду [п]арбу [с]
- Как произнесли? Как записано слово? (В первом столбике звук и буква совпадают, во втором столбике — звук и буква не совпадают).
- Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки на конце слов заменяются парными глухими, оглушаются.
- Какой можно сделать вывод? (Не во всех словах звук и буква совпадают).
- Откройте учебник на с. 151, найдите правило и прочитайте. Какие парные звуки слышим во всех словах? (Только глухие). Как называется орфограмма?
- А какие буквы видим, написаны?
[ Ш ][ П ][ К ] [ С ] ж ш б пг к з с
- Можно ли точно на слух определить, какую парную букву следует писать? (нет).
- Парная согласная на конце слова — это тоже орфограмма.
- Послушайте, какой спор произошел однажды в королевстве Азбуковедения между глухими и звонкими согласными.
Звонкие согласные звуки твердили: «В таких словах, как морж, дуб, арбуз, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука».
- «Нет, неправда, нужно писать глухую согласную, потому что звучат глухие звуки», — говорили парные глухие согласные. Они не унимались, потому что хотели взять власть в свои руки.
– «Попробуйте доказать, что в словах морж, дуб, арбуз нужно писать букву звонкого согласного звука, а не глухую», — усмехались глухие согласные. Звонкие приуныли, они не знали, что делать.
4. Закрепление материала
- Давайте поможем звонким парным, поможем доказать, что слова записаны правильно. (С доски убрать карточки ерш, мост, суп).
- Как бы вы доказали? (Размышления учащихся).
- Позовем на помощь гласные буквы и поставим в конце слов - морж, дуб, арбуз. — Какие получаются слова? (Моржи, дубы, арбузы). Как теперь звучат парные согласные перед гласными? (Звук и буква совпадают).
- Что же мы сделали, чтобы не сомневаться в парной согласной на конце слова? (Поставили гласную в конце слова).
- Откройте учебник на с. 152 и найдите пальчиком правило. Прочитайте. Как можно проверить согласную на конце слова?
- А в королевстве Азбуковедения живет волшебное правило, которое легко запомнить:
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
- Так какую же тему мы сегодня с вами изучаем? (Правописание звонких и глухих согласных на конце слов).
- Помогите Карлсону подняться по ступенькам. Как помочь? (Надо вместо точек вставить буквы).
ЛЕ…
ГЛА…
СТРИ…
ОГОРО…
КОНВЕР…
- На какую орфограмму были слова? Как вы проверяли, какую букву надо вставить?
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
- Сделаем вывод. Какие звуки в конце слова надо проверять? Почему? Как проверяли? Как называется новая для нас орфограмма?
- Что было трудно изучить, но интересно? Что было непонятно? Какое задание вызвало затруднение? Какой этап работы показался сложным? Какими знаниями, умениями овладели? Для чего нужны нам эти знания, умения? Где они могут пригодиться?
VII. Домашняя работа
- Откройте дневники и запишите домашнее задание —, выучить правило, дидактический материал, с. 104 № 241.
Урок закончен, спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
«Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 12» Урок русского языка во 2 классе по теме«Правописание...
Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными
Правописание парных согласных на конце слова и перед согласными...
Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными"
Конспект урока по русскому языку : "Упражнения в написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными" 2 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка 2 класс "Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласной"
УМК :Школа РоссииКласс 2Тема: Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласнойЦель: через исследование познакомить со способами проверки и правилом правописания парных согласных на ко...
Технологическая карта урока по русскому языку .3 класс. Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне
технологическая карта урока для класса с обучающимся овз...