ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ.
методическая разработка по русскому языку на тему
Задания, направленные на построение речевого высказывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_k_nauchnoy_rabote_2.docx | 26.33 КБ |
prilozhenie_k_rabote_3.docx | 12.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ( презентаций, интерактивной доски) .
ИЗЛОЖЕНИЕ.
Задания, направленные на построение речевого высказывания.
1 КЛАСС | 2 КЛАСС | 3 КЛАСС | 4 КЛАСС |
| |||
1.Собака сердито лаяла. Перед ней сидел котёнок. Он жалобно мяукал. Мальчик прогнал собаку. 2.На дороге сидел котёнок. Вдруг к нему подбежала собака. Она стала лаять. Котёнок очень испугался. Из дома вышла Аня. Она прогнала собаку. | 1. Была зима. Митя катался на санках с горы. Румяный он вбежал в дом. Мальчику было весело. 2.За ночь сильно похоло-дало. Утро настало морозное, ясное. На окнах появились удивительные узоры. Как красивы снежные узоры! | 1. На полянке два ручья. Здесь я недавно собирал грибы. Теперь полянка вся побелела. Каждый пень накрыт белой скатертью. Даже красная рябина морозом напудрена. Большой и спокойный ручей замерз. А маленький ручеёк всё ёщё бьётся. 2.Ночью прошёл ливень. Ручьи и речки выплеснулись из берегов. Грязная вода хлынула по оврагам. Днём вода схлынула. И сразу же появились очень вежливые лисички. Они шли по склону и кланялись! Сделают шаг и поклон, ещё шаг и снова поклон. Лисички собирали рыб, выброшенных на берег. | 1.Каждый раз , когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что в природе многое устроено не так , как нам хотелось. Зима у нас длинная, затяжная. Лето короче зимы. Ранняя осень проходит мгновенно. Она оставляет впечатление промчавшейся за окном золотой птицы. Наши рассказы любил слушать внук лесника. 2.Прошло знойное лето. Наступила золотая осень. Загляни в лес. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. ПО краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые сыроежки. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздь рябины. Дни стоят погожие. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. Умолкают птичьи голоса. В лесу тишина и покой. |
2.Приём «Кто больше?» В течение 1 минуты познакомиться с предложенными учителем для воспроизведения на слух или зрительно списком слов или выражений, необходимо вспомнить и воспроизвести максимальное их количество. | |||
1.Лес, кот, рак, ком. 2.Зуб,торт, скрип, лук. | 1.Дуб, гриб, столб, ястреб. 2.Снег, берег, поход, суп, шкаф | 1.Прутья, хлопья, ночью, жильё, ручьи . 2.Моросит, листопад, пасмурный, осенний, жёлтый. | 1.Слышал, веял, ненавидел, бросил, видел. 2.Дерево, деревце, деревянный, деревушка, деревья, деревенька. |
3.«Реставрация текста» Восстановление деформированного текста. | |||
1.Дописать имена людей У…был мяч. ….уехал на море. 2.В городе….жила девочка. Её звали…. . У… была кошка... . …. Любила рыбу. … нравилось играть с… | 1. Коли, жила, Шарик, у, собака, была белая, вся она, Часто, Коля с гулял , собакой, дворе, во. | 1.зима, уже, пришла, настоящая голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям верхушки, он, деревьев, качает да, ели, только, сосны, зелёные жалобно, в, деревья, стонут, лесу | 1 |
4.«Найди ошибку» Ученики знакомятся ( устно или письменно) с исходным текстом, который им необходимо запомнить, затем получают новый, содержащий изменения по сравнению с оригиналом. Учащимися устраняются все несоответствия. | |||
1.Пушок У Лёвы и Пети жил котик Пушок. Кот был белый и пушистый. Лапки и хвостик серые. Мальчики любят котика. 2. У Лёвы и Пети жил котик Пушок. Кот был серый и пушистый. Лапки и хвостик белые. Мальчики любят котика. | 1.Ёжик Ёжик очень осторожный. Услышит шорох- и свернётся клубочком. Но при встрече с лисой колючки не всегда выручают ёжика. Он боится воды. Хитрая лиса закатывает ёжика в речку или лужицу. В воде ёжик обычно развёртывается. Тут лиса хватает его зубами и душит. 2. Ёжик Ёжик очень осторожный. Услышит шорох- и свернётся клубочком. Но при встрече с лисой колючки всегда выручают ёжика. Он не боится воды. Хитрая лиса закатывает ёжика в речку или лужицу. В воде ёжик обычно развёртывается. Тут лиса хватает его зубами и душит. |
Всю осень медведь бродил по лесу. Он ел сладкие корни растений, ягоды.Жир нагуливал. Стало холоднее.В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Это берлога- медвежье жилье. Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
Всю осень медведь бродил по лесу. Он ел сладкие корни растений, ягоды. Жир нагуливал. Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Это берлога- медвежье жилье. Залегает медведь в берлоге ранней весной. Тепло, уютно там. Ударит мороз – уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон. | 1.Воробьи. Художник подобрал воробья с перебитой лапкой. Лапка не прижималась. Художник искусными руками сделал воробью деревянную ножку. Птицу выпустили во двор. Она лихо скакала на деревянной ноге, распугивая других воробьёв. Может, художник зря помог воробью? В Китае их беспощадно истребляли. И в Америке жалуются на воробьёв. В Америке не было воробьёв. Их привезли переселенцы из Англии. Город, не город без воробья. И правда! Трудно представить музыку весны в городе без звонких воробьиных голосов. 2.Воробьи. Художник подобрал воробья с перебитой лапкой. Лапка не прижималась. Художник искусными руками сделал воробью деревянную ножку. Птицу выпустили во двор. Она лихо скакала на деревянной ноге, распугивая других воробьёв. Может, художник зря помог воробью? В Китае их беспощадно истребляли. И в Америке жалуются на воробьёв. В Америке было много воробьёв. Их привезли переселенцы из Англии. Город, не город без воробья. И правда! Трудно представить музыку весны в городе без звонких воробьиных голосов. |
| |||
1.Утром прошёл тёплый дождь. …. 2.Тишина в лесу. …. 3. Наступила зима… |
Задания, направленные на обогащение словарного запаса.
1 КЛАСС | 2 КЛАСС | 3 КЛАСС | 4 КЛАСС |
| |||
Распределение по темам: «Школа», «Животные»…. | Работа аналогична работе в первом классе. | 1.Распределение по родам; 2.Распределение по частям речи…. | 1.Записать прилагательные образованные от существительных. 2. Записать существительные (1-го, 2-го, 3-го) склонения. |
| |||
АКТИВНОСТЬ | ПОНЕДЕЛЬНИК | ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ | КОМПЬЮТЕР |
| |||
1.Среди лугов царит спокойствие. Бродить здесь – просто удовольствие! 2.Всё чаще стаи, стаи Родные покидают дали… | 1.Цирк – непростое ремесло, Но мне, ребята, повезло! 2.Лаю я всё чаще , но Кошке, видно, все равно! | 1.Нелегко теперь придётся, Коль мышеловка не найдётся. 2.Высоко летит скворец- Право слово, молодец! | 1.Как красавица девица, Пляшет у болота птица. 2.На окошке положили сахарок- Только кто-то этот сахар уволок. |
| |||
1….темно, а утром… 2….не люблю, а конфеты… | 1.…поёт, а ворона… 2….зелёная, а небо…. | 1….пластмассовая, а ножни-цы… 2….помогает, а невнима-тельность… | 1…летит по небу, а парусник плывёт… 2….рот открывают, а когда замолкают…
|
| |||
1.Название растений Осина (одуванчик, сирень, ирис, ноготок, акация) 2.Название животных Петух (поросёнок, енот, тигр, улитка, хомяк) | 1.Женские имена ЛАРИСА (Людмила, Александра, Раиса, Ирина, Светлана, Анна) 2.Мужские имена ДЕНИС (Дмитрий, Евгений, Николай, Игорь, Станислав) | Название явлений природы ГРОМ (Град, Радуга, Оттепель, Молния) 2.Название городов | 1.Сказочный герой БАЛДА (Буратино, Айболит, Леопольд, Дюймовочка, Алёнушка) 2.Название орудий труда ПЛУГ (пила, лопата, утюг, грабли) |
Задания, направленные на формирование познавательных УУД
(понимание логики построения сюжета и композиции текста)
1 КЛАСС | 2 КЛАСС | 3 КЛАСС | 4 КЛАСС |
1.Приём «Кто это? Что это?» Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисленных признаков. Можно группировать по темам: «Электрические приборы», «Посуда»,»Животные», «Растения»… | |||
1.Глубокая, металлическая, пустая… (кастрюля) 2. Серебряная, маленькая, чайная… (ложка) | 1.Настольная, яркая, энергосберегающая… (лампа) 2.Современный, моющий, чистящий… (пылесос) | 1.Высокий , бесшумный, вместительный (холодильник) 2.Блестящий, пузатый, тульский … (самовар) | 1.Хрустальная, ажурная, маленькая… (вазочка) 2.Маленькое, круглое, расписное … (Блюдце) |
| |||
| 1.Дед, баба, девочка, Кащей Бесмертный, костёр, снег, облако (Снегурочка) 2.Маша, лес, избушка, стул, лиса, ложка, миска, кровать. «Три медведя») | 1.Мама, бабушка, девочка, заяц, волк, корзина, пирожки, лес. («Красная Шапочка» Ш. Перро) 2.Хвостик, шарик, пчёлы, мед, сгущёнка, зеркальце, ружье («Винни-Пух и все-все-все» А.Милн) | 1.Сирота, корова, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, яблонька, колдун («Хаврошечка») 2.Набор, солдатики, нога, шапка-невидимка, танцовщица, брошка. («Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х.Андерсен) |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
( презентаций, интерактивной доски).
СОЧИНЕНИЕ
1.Сочинение грамматических сказок.
Первоначально образец сказки даёт учитель, а затем в процессе работы учащиеся сами делают это как в устной, так и в письменной форме. Сочиняют совместно и самостоятельно, слушают друг друга, анализируют, отмечают просчёты или ошибки, связанные со знанием теории. Это стимулирует изучение материала. Формы сказок могут применяться при объяснении и закреплении материала, при повторении и контроле. В форме сказок можно давать определение частей речи, рассказывать орфографические или пунктуационные правила. Дети очень хорошо воспринимают этот вид работы, и сочинение грамматических сказок вообще может быть методическим приёмом в процессе обучения. Следует сказать, что это достаточно известный вид работы, и примеры подобный сказок даны во многих пособиях и сборниках, которые можно объединить общим названием «Занимательно о русском языке». Каждую сочиненную сказку, с помощь компьютера можно проиллюстрировать, а в результате создать сборник грамматических сказок.
2. «Час свободного письма».
Иногда школьникам хочется пофантазировать, помечтать, высказать свои мысли на тему, которую он, возможно, не будет обсуждать со сверстниками. А иногда просто хочется чего-то непривычного, неожиданного, непохожего на происходящее ранее. Ученикам предлагается список тем сочинений, отличающихся от тем из курса школьной программы.
«О чём говорят звёзды (цветы на клумбе, деревья в парке и т.д.)?»
«О чём думает солнце, светя людям или прячась за тучу?»
«Я хочу рассказать о...»
«Я не люблю...»
«Как прекрасен этот мир!»
«Я страдаю (радуюсь, восхищаюсь и т.д.), когда...»
«А мне приснился сон...»
«Зарисовки с натуры» («Кошка охотится за воробьём», «Малыш в песочнице», «Двое на лавочке» и т.д.)
Для каждой темы можно подобрать видеоряд, который поможет ребёнку погрузиться в тему. На эти сочинения обычно отводится 15 – 20 минут. Поначалу учащиеся испытывают чувство удивления, но в дальнейшем им это нравится, они начинают предлагать свои темы, пишут о том, что им интересно.
Данные работы носят элементы занимательности, нестандартности, активизируют речевую и учебно-познавательную деятельность учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речевых компетенций на уроках русского языка и литературного чтения»
1. Проблема культурного общения школьников – одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающу...
Совершенствование речевых компетенций младших школьников с использованием ИКТ
Аттестационная работа 2012г....
Практические упражнения и игры по развитию жизненных компетенций обучающихся при изучении предмета «Мир природы и человека»
Практические упражнения и игры по развитию жизненных компетенций обучающихся при изучении предмета «Мир природы и человека»...
Программа практического исследования по ВКР. Практика "Формирование методических компетенций"
Программа практического исследования по ВКР на тему: "Методы и приёмы формирования навыков устного счета на уроках математики в начальной школе"....