Урок русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ
ТЕМА:
«ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОВ Ж, Ш.
ПРАВОПИСАНИЕСЛОВ С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ».
ФИО (полностью) | Чешегорова Людмила Ивановна | |
Место работы | МБОУ «Никольская ООШ №9» | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Русский язык | |
Класс | 1 | |
Базовый учебник | Н.А. Чуракова «Русский язык» стр 56-59 |
Цель:
Образовательные:
- создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж] ,[ш] как всегда твёрдых;
- способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением;
- обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группах.
Формирование УУД:
-Личностные:
1. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
2. понимание роли знаний в жизни каждого человека;
3. иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
-Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
-Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять анализ объектов;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Научатся различать только твёрдые и только мягкие согласные звуки,
- писать слова с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением.
Личностные:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- понимание роли знаний в жизни каждого человека;
- иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
- вносят соответствующие коррективы, определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя,
- проговаривают последовательность действий на уроке,
Коммуникативные УУД
- учатся высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника,
- принимают участие в работе парами, группами,
- соблюдая общепринятые правила общения и взаимодействия.
Познавательные УУД
- анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков,
- ориентироваться в своей системе знаний,
- осуществлять анализ объектов,
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Основные понятия:
- Звуковая модель слова, , ударный и безударный слог.
Межпредметные связи:
- Русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы:
- Основные : учебник Н.А. Чуракова «Русский язык» стр 56-59
- Дополнительные: презентация к уроку
Организация пространства:
- фронтальная работа, самостоятельная работа, парная работа.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся:
- ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ,
- определять и формировать цели урока,
- беседа по вопросам учебника,
- организация самостоятельной работы,
- оказание индивидуальной помощи при выполнении детьми самостоятельной работы,
- умение работать с условными обозначениями,
- работа со словарём,
- использование ИКТ,
- словарная работа, исправление ошибок, умение правильно писать под диктовку,
- выразительное и смысловое чтение текста,
- организация парной работы,
- организация самостоятельной работы (срез),
- умение анализировать работу на уроке.
Урок русского языка в 1 классе.
| Учитель читает стих под музыку Э. Грига «Утро» Придумано кем-то Просто и мудро. При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится Добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера! Всем: «Доброе утро!» -Начинаем урок русского языка. | Показать смайлик «Улыбка» | 30 сек |
| - Сегодня мы продолжаем путешествие с нашими героями:
Задание. Откройте свои тонкие рабочие тетради и запишите дату нашего путешествия, по образцу. (на доске: 11апреля. Классная работа.) Задание. Откройте учебник на с.56 (5 и 6), где на голубой полоске нарисована 1 собачка. Прочитайте тему нашего путешествия. Дети (ответ): «Дети знакомятся с твёрдыми согласными, у которых нет мягкой пары». Задание. Поставьте перед собой цели на сегодняшний урок. Дети (ответ): Я бы хотел(а): 1.Узнать твёрдые согласные, у которых нет мягкой пары. 2.Узнать особенности их правописания (с кем дружат, а с кем – нет), попробую разгадать их секреты. 3. Для этого буду работать в парах, буду внимательным, старательным, аккуратным, следить за своей посадкой, дружелюбным. | Герои Тонкие тетради Учебник, с. 56 После чтения появляется слайд №1 Цели. | 30 сек 1 мин 1 мин 2 мин |
| Задание. Учебник с.56 – следим по учебнику (УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ИНТРИГУ) - Ребята, а вы согласны с Машей? (что согласных звуков всегда 2 на одну букву) Дети (ответ): нет. Задание. Рассмотрите звуковой столбик алфавита на с. 57. Дети (ответ): Звук Ж – только твёрдый. Звук Й – только мягкий. Звук Ц – только твёрдый. Звук Ш – только твёрдый. Звук Ч – только мягкий. Звук Щ – только мягкий. - Но в наше путешествие могут отправляться из них только парные согласные. Какие? Дети (ответ): Звуки: Ж, Ш. - Эти звуки: Ж, Ш похожи на голоса наших пчёл, которые они издают, когда усердно трудятся. Символ нашего класса «Пчёлки». Мы–«пчёлки», а значит будем очень хорошо работать на уроке! -Дайте характеристику звуков: Ж, Ш. Дети (ответ): Звук Ж – согласный, звонкий, твёрдый, парный. (появляется карточка) Звук Ш – согласный, глухой, твёрдый, парный. (карточка) -Звуки: Ж, Ш – всегда твёрдые согласные. | Работа с учебником, интрига. На доске появляются карточки звуков. Остальные карточки убираем. Карточки значков звука. | 1 мин 3 мин 2 мин |
Физминутка | Задание. -Если я показываю карточку (квадрат с точкой в середине), то вы встаёте и произносите звук Ж. -Если карточку (квадрат без точки), то вы приседаете и произносите звук Ш. | Карточки | 1 мин |
| Задание. Тетрадь с.35(2): прочитайте задание самостоятельно.
-Какое задание мы должны выполнить? -1 ряд: запишет слова 1-го столбика. -2 ряд: слова 2-го столбика. Проверка: «цепочкой» читают слова, которые получились. Итог. Звуки Ж,Ш - всегда твёрдые. | Тетрадь с.35 Слайд №2 | 5 мин |
| Задание. - Анишит-Йокоп что-то сомневается в произношении слов: ЖИЗНЬ, ЖИР, ЧИЖИ. - Произнесите эти слова. - Какой гласный звук вы слышите после твёрдого согласного звука Ж? Дети (ответ): Звуки ЖЫ Задание. - А теперь произнесите слова: ШИП, ШИШКА, МАШИНА. - Какой гласный звук вы слышите после твёрдого согласного звука Ш? Дети (ответ): Звуки ШЫ Итог. - Маша, Миша и вы, ребята, все произнесли: ЖЫ, ШЫ. - А КАК МЫ БУДЕМ ПИСАТЬ? - Откройте учебник с. 57 и прочитаем правило. Задание. - Анишит-Йокоп просит вас произнести ещё слова: ШЕСТЬ, ШЕРСТЬ, ЖЕСТЬ. - Какой гласный звук вы слышите после твёрдых согласных звуков: Ж,Ш? Дети (ответ): Звук Э, звука е не бывает. Если я слышу звук Э, то пишу букву Е. | Карточка Карточка Правило на с.57 Появляются карточки на доске: звуки ЖЭ, ШЭ. | 2 мин 2 мин 1 мин 2 мин |
| Задание. Что такое ЖЕСТЬ? Дети (ответ): Разные ответы детей. -Давайте обратимся к словарю. Словарь. - Это железо под влиянием влажного воздуха очень быстро покрывается ржавчиной. Показ слайдов. Итог. - В слове ЖЕСТЬ мы после твёрдого согласного звука Ж слышим звук Э, а писать будем Е. - Учебник с. 58 (1 правило): прочитаем правило. | Правило с.58 | 2 мин |
Физминутка | На лужайке, на ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь, Низко-низко наклоняюсь. | 1 мин | |
| Задание. - Но! Волшебница Анишит-Йокоп желает нам открыть секрет! - Когда-то наши буквы Ж и Ш были мягкими. И после них писали гласные И и Е. Но это было не очень удобно. Задание. - Попробуйте сами произнести слова: ЖИР, ЖЕЛЕЗО мягко. - Поэтому Ж и Ш со временем затвердели, но они настолько привыкли к своим соседкам И и Е, что не захотели с ними расставаться. - И тогда Царь русского языка издал указ: (слайд) «Повелеваю писать после Ж,Ш гласные И и Е». Итог. Появилось новое правило. Слайд. «Твёрдо слышим, мягко пишем». | Слайды | 2 мин |
| Задание. Словарный диктант. Я буду читать вам стих, а вы угадываете последнее слово и записываете его в тетрадь, поставьте ударение.
Чудесные розы поставил в …. (кувшин)
Ни автобус, ни … (машина)
Потому что сын … (жираф) Задание. Проверьте, как эти слова написали Маша и Миша. На доске. Кувшын, машына, жераф. - Исправьте ошибки, пока Анишит-Йокоповна не заметила. - В КАКОМ СЛОВЕ НЕ МОЖЕТЕ ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ НАПИСАНИЕ БУКВЫ? - Почему? Дети (ответ): Ж(и,е)РАФ,т.к. гласная безударная | Самостоятельно записываем слова в тонкую тетрадь. | 4 мин |
| Задание. - Давайте обратимся за помощью к Летучей Мыши. - Учебник с.58 (2 правило). Дети (ответ): Сочетания жи-ши, же-ше пиши только под ударением. Итог. - Если гласные безударные в сочетаниях: жи-ши, же-ше, то надо: 1)посмотреть в Музейный дом на с.12-13, 2)обратиться к словарю, 3)спросить у взрослого. Слайд. Слышу звуки :ЖЫ-ШЫ, пишу букву И под ударением, звуки:ЖЭ-ШЭ буду писать с буквой Е под ударением. | Слайд | 2 мин |
| Задание. - Учебник с. 59 №25: прочитайте задание. - Возьмите простые карандаши, вставьте пропущенные буквы и объясните (работаем на карточках, это упражнение напечатано на листах, чтобы не портить учебник) | Учебник с.59 № 25 | 1 мин на работу, 3 мин на проверку |
| Задание. - Волшебница хочет быть уверена, что вы хорошо разобрались в правилах и даёт вам последнее задание. - Мы должны выполнить его быстро и правильно. - Прочитайте свои задания на карточках и приступайте к его выполнению. Слабый уровень. Вставьте в данные слова сочетания ЖИ-ШИ. О__БКА, СНЕ__НКА, ПРУ__НА, ВЕР__НА. Средний уровень. Вставьте буквы в словах. В лесу, где ползают уж_, в еж_вичных зарослях ж_л Жи. Сильный уровень. Подберите подходящие по смыслу слова и соедините их стрелкой, вставьте пропущенные буквы. Душистые карандаш_ Колючие ландыш_ Проворные еж_ Цветные стриж_ Весёлые ш_шки Сосновые камыш_ Густые малыш_ Итог (без проверки). Сдать работы. | Карточки по 3 уровням лежали уже на партах . | 2 мин |
| Задание. Напомните, пожалуйста, какие цели поставили на урок? Дети (ответ): 1)мы узнали, что твёрдые согласные звуки Ж,Ш не имеют мягкой пары, 2)изучили особенности их правописания, 3)узнали СЕКРЕТ, что раньше они были мягкие, 4)выучили 3 правила. - Правила появляются там, где есть что-то необычное! | 2 мин | |
| - Урок подошёл к концу. -Мои «пчёлки», вы отлично поработали! 1. Если вам понравился урок, вы всё поняли, делали правильно, писали аккуратно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то ПРОИЗНЕСИТЕ ЗВУК Ж. 2.Если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас немного испортилось настроение, то произнесите звук Ш. -Кто выбирает звук Ж? Произнесите! _-Кто выбирает звук Ш? Произнесите! - Волшебница Анишит-Йокоп осталась вами довольна! - Она решила открыть вам ещё один секрет, но о нём на следующем уроке. -Молодцы! Сегодня очень хорошо работали… - Урок закончен. | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...