Технологическая карта урока по обучению русскому языку в 1 классе УМК: « Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему
Урок русского языка. Звуки [д], [д’].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/karta_petuhovoy_t.a.docx | 37.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по обучению русскому языку в 1 классе
УМК: « Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой
Предмет: русский язык класс 1 а учитель: Петухова Т.А.
Тема урока | Место урока по теме (в разделе/главе) | |
Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения | 36 урок в букварном периоде | |
Тип урока | Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения | |
Изучение новой темы | Урок открытия нового знания | |
Цель урока | Задачи урока | |
Цели: 1 Образовательные: формировать представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль; дать понятие текста; развивать умение списывать, диктуя себе по слогам и проверять свою запись по книге. 2 Развивающие: развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, речи, фонематического слуха, мышления. 3 Воспитательные: воспитание аккуратности, культуры поведения и общения на уроке, положительной мотивации к учебе. 4 Здоровьесберегающие: индивидуальный подход к ученикам, создание ситуации успеха, игровая форма работы, работа около конторок, двигательная активность в ходе урока, использование физкультминуток в ходе урока, пальчиковая гимнастика. Проветривание помещения в ходе физкультпаузы, самоконтроль и контроль учителя за осанкой детей на уроке. 5 Исследовательские: исследование звукового состава слов, исследование понятия речь, предложение. Методическая цель: показать формирование УУД в практической деятельности учителя и детей. | Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, усвоения приемов и последовательности правильного списывания текста; познакомить с правилом постановки знаков препинания в конце предложения.2. Развивать навыки плавного слогового чтения, речь, логическое мышление, память; 3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу. | |
Предполагаемый результат | ||
Предметный результат | Компетенции / УУД | |
Научатся ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию. | Планируемые результаты образования: Предметные: научатся ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: общеучебные – представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; логические – осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте. Регулятивные: Проводить работу по предложенному плану. Используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи. Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия. Достигать положительных результатов труда. | |
Педагогические технологии | Оборудование | |
Технология проблемно–диалогического обучения; технология – формирования типа правильной читательской деятельности; здоровьесберегающая технология | Предметные картинки, карточки, мультимедийная презентация, проектор, карточки. |
ХОД УРОКА
Прием | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | Оценивание/формы контроля | |
I. Организация начала урока. (1 мин) Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | |||||
Рифмованное начало | Приветствие учащихся. Долгожданный дан звонок, Начинается урок! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Регулятивные УУД: Личностные: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Коммуникативные: Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. | Фронтальный. Наблюдение учителя | |
II. Актуализация знаний (3 мин) | |||||
Актуализация имеющихся знаний Речевая разминка Работа с лентой букв | побуждающий диалог Сегодня мы с вами на грамматическом поезде отправимся в путешествие по стране «Грамматика». Но нам предстоит строить наш поезд самим. И начнем мы с загадки: Эй, скажите мне друзья, Что увидеть нам нельзя? Стук калитки, шум дождя Разве видите, друзья? Кто увидел пенье птиц, Шелестение страниц, Звон трамвая, бой часов, Как шуршат под полом мыши- Это всё мы только слышим. Ну-ка, глазки закрывайте, Ушки, ушки навострите, Мы по честному играем, Своих глаз не отворите! Если мы в ладоши хлопнем, Или мы ногою топнем, Догадайся, милый друг, Значит, мы услышим …(звук). -А что мы знаем о звуках? (Бывают гласные – воздух проходит свободно , и согласные- воздух встречает преграду, согласные парные и непарные, глухие и звонкие, гласные ударные и безударные, Гласные ЕЁЮЯ дают два звука в начале слова, после гласного , после Ъ и Ь, всегда твердые согласные Ж Ш Ц, всегда мягкие Й Щ Ч.) -Ь и Ъ не дают звука и разделяют согласный с гласным. Ь смягчает согласный. | - Поработайте в парах. Составьте схему слова «дятел». Отвечают на вопросы учителя. Дают характеристику звукам [д], [д’]. | Коммуникативные: Формулировать простые выводы. Познавательные: Представление о видах и формах общения. | Коллективный. Правильное произношение звуков Фронтальный | |
III. Постановка учебной задачи (5 мин) | |||||
Проблемный вопрос | игра «Живые звуки». - Возьмите только гласные звуки, только согласные звуки. - Обозначьте каждый звук буквой. - Почему не получилось слово? - Какой буквы не хватает? - Можно ли обойтись без этой буквы? Почему? | С какой буквой мы познакомимся, с какой буквой будем сегодня работать на уроке? - Какой буквой мы обозначим звук [д’] в слове «дятел»? - А что мы ещё можем узнать про этот звук? | Познавательные УУД (логические): сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих; Вместе с учителем формулируют учебную задачу | Фронтальный. Устные ответы | |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. (13 мин) | |||||
1. Слого-звуковой анализ слов | 1. побуждающий диалог - Откройте учебник «Букварь» на странице Загадка Дождик теплый и густой, Этот дождик не простой Он без туч, без облаков целый день идти готов. (душ) - Как вы догадались? - Сколько звуков в данном слове? - Проговорите слово «душ» выделяя каждый звук. - Назовите первый звук. - Дайте ему характеристику. 2. знакомство с буквой - Звуки [д] и [д’] мы можем обозначить буквой Д. - Что напоминает вам эта буква? Д - словно домик аккуратный С высокой крышею двускатной. Буква Д – словно дом, Дом, в котором мы живём. - Проверьте с помощью горлышка, с помощью ушек какие это звуки звонкие или глухие? - А можем ли мы найти пару по звонкости – глухости звуку [д]? - Что нам поможет? - Найдите по ленте букв пару для буквы «д». - Проверьте, как звучат эти звуки с помощью ушек. 3. подведение к формулированию вывода - Кто расскажет всё что узнал про букву Дд - Какие мы молодцы! Как много нового мы сегодня узнали.- Придумайте свои слова со звуками [д] и [д']. Слов на Д ты встретишь много, Слов на Д полно вокруг: Дом, долина, день, дорога, Доброта, доверье, друг. На доске размещены предметные картинки | Рассматривают картинки, работают со схемами слов, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слов. Находят букву Д на «ленте букв». Высказывают свои предположения.
Характеризуют по ленте букв звук Д -согласный, звонкий, парный д-т (Обозначает согласный звук. Обозначает твёрдый согласный. По твёрдости – мягкости есть пара. Звонкий. Есть пара по звонкости глухости – буква Пп.) | Познавательные УУД: - самостоятельное формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: - сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Выделяют звуки [д] и [д’] из слов, характеризуют их, сравнивают. Выполняют слого-звуковой анализ слов Познавательные УУД: - самостоятельное формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД: - сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. установление причинно-следственных связей: -между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука; - между использованием в именах собственных большой буквы и выводом о том, что это особое средство обозначения имен. | Фронтальный. Устные ответы | |
2. Игра «Узнай звук» | – Послушайте слова, если в них есть звуки [д], [д’], хлопайте в ладоши. – Тарелка, стол, дядя, кубики, дятел, Тима, дрова, Дима, топор, орден, туман, дым | Дети хлопают в ладоши, если услышат в слове звуки [д], [д’] | Распознают звуки [д] и [д’] в словах | Коллективный. Игра | |
3. Знакомство с бук-вой Д | – Какой буквой обозначаются звуки [д] и [д’] на письме? – На что похожа буква (дэ) Д? Этот домик буква Д. В домике – окошко. Из трубы идет дымок, А в окошке – кошка. – Выложите букву Д из палочек | Находят букву Д на «ленте букв». Высказывают свои предположения.
| Находят букву Д букв. | Фронтальный. Устные ответы, моделирование | |
Физкультминутка | Первый класс. | Выполняют движения по тексту | Осуществляют профилактику утомления | Коллективный. Правильное выполнение упражнений | |
4. Чтение слогов-слияний по учебнику | – Прочитайте слоги. – В каких слогах звук [д’] – мягкий, а в каких слогах [д] – твердый? | Хором читают слоги. Называют слоги с мягким звуком [д’] и твердым звуком [д]. Читают слова | Читают слоги-слияния. Характеризуют звуки [д] и [д’], определяют, какие гласные указывают на твердость и мягкость согласного звука | Коллективный. Чтение | |
5. Работа с текстом | Чтение и работа с текстом - А хотите узнать интересную историю про Надю? - Тогда слушайте. - Понравилась вам история? Чем? - Что вы можете сказать про Надю? Какой она была? Расскажите. - Куда отправились Надя и бабушка? - Почему у Нади кружечка была пустой? - Что почувствовала девочка? - Что значит «стыдно стало Наде»? - А вам было в жизни стыдно? - Когда? Отчего бывает стыдно? - А что Надя сделала не так? Почему ей стало стыдно? - Переживала ли Надя? - Как Надя исправила свою ошибку? Как она поступила на следующий день? - Почему дед не стал есть ягоды один? Что он сказал Наде? - Какие слова деда можно назвать главными? - Что значит вместе? - Что же главное в этом рассказе. | Читают текст. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы (не быть эгоистом, делиться с родными, с другом) чтение рассказа читающими учениками | Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом Личностные УУД - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. Коммуникативные УУД: - владение монологической и диалогической формами речи; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные УУД: - смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - текст, в котором обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений взрослых и детей. | Фронтальный. Устные ответы, чтение | |
6. Работа с иллюстрацией по учебнику | побуждающий диалог Посмотрите внимательно на картинку: две девочки – Лида и Надя. Но вот кто из них кто я не знаю. Помогите разобраться: кого как зовут. А поможет в этом нам небольшой текст. - Прочитайте предложения. - Про кого говорится в предложении? - Что у девочек в руках? - С какими ягодами корзинки? - Какие ягоды у Лиды, а у Нади? - Где на картинке Надя, а где Лида? - А как вы догадались? - Как отличить землянику от малины? - Какая последняя задача стояла перед нами на уроке? - Вы справились с этой задачей? - У кого были затруднения? Какие? - Дайте оценку своей работы на уроке. | Читают текст. Рассматривают рисунки. Отвечают на вопросы | Составляют связный рассказ по сюжетной картинке с опорой на предложенные слова. Соблюдают логику изложения Познавательные УУД. - извлечение необходимой информации из прослушанного текста. РегулятивныеУУД: - контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном. | Фронтальный. Устные ответы, рассказ | |
Физкультминутка | Гриша шел-шел-шел, | Выполняют движения | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Коллективный. Правильное выполнение движений | |
V. Закрепление знаний и способов действий. (15 мин) | |||||
1. Работа по карточкам | - Ребята, у каждого на столах карточки с картинками (дом, дым, дерево). Вам необходимо составить звуковые схемы данных слов | Самостоятельно работают по карточкам | Осуществляют самопроверку; умение работать самостоятельно. | Самопроверка | |
2. Работа со скороговорками в группах | – Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро. Чтение с презентации. – Какие звуки повторяются? | Читают в медленном Называют повторяющиеся звуки | На слух различают звуки, определяют повторяющиеся звуки, произносят их | Групповой. Устные ответы, чтение скороговорок | |
3.Отгадывание загадок с презентации | – Отгадайте загадки по картинкам. – Найдите отгадку на рисунке. | Слушают загадки, находят отгадки на рисунке | Анализируют загадки, определяют, о чем идет речь. Соотносят загадку с рисунками | Фронтальный. Устные ответы | |
VI. Рефлексивно-оценочный (3 мин) | |||||
Устный опрос | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке | Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI век" ФГОС
Класс: 2 «Б» классПредмет: Русский языкИспользуемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-,...
Технологическая карта урока по русскому языку «Ударение. Интонация предложения» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о необходимых речевых средствах для выражения просьбы.Задачи урока ...
Технологическая карта урока по русскому языку «Описание домашнего питомца» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умений описывать домашнего питомца.Задачи урока...
Технологическая карта урока по русскому языку «Мимика и жесты» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с несловесными средствами общения: мимикой и жестами.Задачи урока...
Технологическая карта урока по русскому языку "Устаревшие слова" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у обучающихся представлений об устаревших словах.Дидактические:1. узнать причины...
Технологическая карта урока по русскому языку "Слова Антонимы" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)
Цель урока: создание условий для формирования представлений, учащихся об антонимах, предложениях, подбирать их к указанным словам.Задачи урока:Дидактические:знать, что такое «антонимы», от...
Технологическая карта урока по русскому языку, "Устаревшие слова", УМК "Начальная школа XXI века, 2 класс
Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся представлений об устаревших словах.Дидактические:Знать, какие слова называются устаревшими;Уметь находить устаревшие слова в тексте.Развиваю...