"Помогайка"
консультация по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Памятки для учащихся 1-4 классов по выполнению синтаксического, морфологического, словообразовательного, фонетического разборов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomogayka_pamyatki_razborov.docx | 53.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН СИНТАКСИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1.Выписываем предложение после текста упражнения. 2.Даём характеристику: А) ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ( повествовательное; побудительное; вопросительное); Б) ПО ИНТОНАЦИИ (восклицательное, невосклицательное) В) ПО НАЛИЧИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ (простое, сложное) 3. Подчеркнуть подлежащее, сказуемое; обозначить части речи, которыми они выражены.
Г) ПО НАЛИЧИЮ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ (распространённое; нераспространённое) 5. Выписываем словосочетания с вопросами; подчеркиваем второстепенные члены, обозначаем части речи. 6. Составляем схему предложения. План разбора слова по составу 1. Записать данное слово (или его начальную форму). 2. Определить, к какой части речи относится данное слово. 3. Обозначить окончание, если оно есть в слове. (Для этого изменить слово). 4. Обозначить основу слова. (Это всё слово без окончания) 5. Обозначить в основе корень слова. (Для этого подобрать однокоренные слова и определить в них общую часть) Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную морфему, (если она есть в слове). 6. Обозначить в основе слова приставку, (если она есть в слове). 7. Обозначить в основе слова суффикс, (если он есть в слове). Образец посадки пароход мост
Фонетический разбор слова (подсказка) В русском алфавите 33 буквы. Звуков, которые обозначают эти буквы гораздо больше. Гласных звуков всего 6 - [а] [у] [о] [э] [ы] [и]. Количество слогов определяется количеством в нём гласных звуков. Согласных звуков 36. Согласные звуки образуют 6 пар звонких и глухих согласных: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с]. Кроме того, согласные звуки образуют 15 пар твёрдых и мягких согласных: [б] -[б'], [в] - [в'], [г] - [г'], [д] -[д'], [з] - [з'], [к] - [к'], [л] - [л'], [м] - [м'], [н] - [н'], [п] - [п'], [р] - [р'], [с] - [c'], [т] - [т'], [ф] - [ф'], [х] - [х']. Звуки [й'], [л], [л'],[м], [м'], [н], [н'], [р], [р'] - всегда звонкие. Звуки [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] - всегда глухие. Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые. .Звуки [й'], [ч'], [щ'] - всегда мягкие. План морфологического разбора имени существительного (разобрать слово как часть речи) Выписать из предложения словосочетание со словом, которое будем разбирать. Начинаем разбор. 1.Ставим вопрос, определяем часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. 2.Ставим слово в начальную форму. Определяем морфологические признаки: Постоянные : собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род; склонение (пока ещё не знаем) ; Непостоянные: падеж, число. 3Определяем роль в предложении (т.е. каким членом предложения является) Образец. Смотрю на улицу I.На улицу (на что?) – сущ., т.к. обозначает предмет. II.Н.Ф. – улица. Пост призн.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл. Непост. призн.: стоит в В.п., в ед.ч. III. Смотрю на улицу План морфологического разбора глагола (разобрать слово как часть речи) Выписать из предложения словосочетание со словом, которое будем разбирать. Начинаем разбор. 1.Ставим вопрос, определяем часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. 2.Ставим слово в начальную форму (это неопределённая форма глагола, отвечает на вопрос что делать?) Определяем морфологические признаки: Постоянные : (пока не знаем) вид (совершенный или несовершенный) спряжение (I или II) Непостоянные: число, время, лицо (если есть), род (если есть) 3Определяем роль в предложении (т.е. каким членом предложения является) Образец. Сгущаются сумерки I. Сумерки (что делают?) сгущаются – глаг., т.к. обозначает действие предмета. II.Н.Ф. – сгущаться. Пост. призн.: несов. вид; I спр. Непост. призн.: стоит во во мн. ч.; в наст. вр.; в 3 лице. III. Сгущаются сумерки - в предложении является определением. | ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЕ ПОДЛЕЖАЩЕЕ (КТО?, ЧТО?), ВЫРАЖЕНО СУЩ., ИЛИ МЕСТ. СКАЗУЕМОЕ (ЧТО ДЕЛАЕТ?), ВЫРАЖЕНО ГЛАГОЛОМ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ (КАКОЙ?, ЧЕЙ?) ВЫРАЖЕНО ПРИЛАГ. ДОПОЛНЕНИЕ (ПАДЕЖНЫЕ ВОСПРОСЫ), ВЫРАЖЕНО СУЩ., МЕСТ. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (ГДЕ? КОГДА? КУДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? И КАК?) ВЫРАЖЕНО СУЩ., МЕСТ., НАР. ОБРАЗЕЦ В городе наступила поздняя осень (Повеств., невоскл., простое, распр., ничем не осложнено). наступила (где?) в городе осень (какая?) поздняя План фонетического разбора
5 . Охарактеризуй по порядку гласные и согласные звуки гласные – ударные или безударные; согласные - твёрдые или мягкие, парные или нет по мягкости, твёрдости,; - звонкие или глухие, парные или непарные по глухости, звонкости. 6. Определи количество букв и звуков в слове. Образец Лёд Л согл., мягк., парн. , звонк.непарн. Ё гласн., уд. Д согл., тв., парн. , глух.парн. 3б.,3 зв. Помогай-ка учени_____МБОУ ЦО № 39 г.Тулы _______________________________________ План морфологического разбора имени прилагательного (разобрать слово как часть речи) Выписать из предложения словосочетание со словом, которое будем разбирать. Начинаем разбор. 1.Ставим вопрос, определяем часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. 2.Ставим слово в начальную форму (в единственное число именительного падежа мужского рода) Определяем морфологические признаки: Постоянные : (пока не знаем) Непостоянные: род, число, падеж,. 3Определяем роль в предложении (т.е. каким членом предложения является) Образец. В густом лесу I.В лесу (каком?) густом – прил., т.к. обозначает признак предмета. II.Н.Ф. – густой. Непост. призн.: стоит в м.р., П.п., в ед.ч. III. В густом лесу – в предложении является определением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помогайки.
Сборник памяток по русскому языку для начальной школы (из опыта работы). ...
Методические разработки к игре "Помогайка Фиксик"
Методические разработки: Наградные длкументы (форматы - doc., pdf), приглашение (форматы - doc., pdf), маршрутные листы 3 варианта (форматы - pdf)....
карточка-помогайка
Карточка - помогайка является дополнением к уроку о творчестве и биографии Льва Николаевича Толстого....
помогайка в начальной школе
Содержание Лента букв АлфавитГласные звукиТранскрипцияЗвукобуквенный анализ словЧасти речи (самостоятельные и служебные)Имя существительноеИмя прилагательноеГлаголПредложение и многое другое...
«Помогайки» памятки по русскому языку для начальной школы (из опыта работы)
Содержание Лента букв АлфавитГласные звукиТранскрипцияЗвукобуквенный анализ словЧасти речи (самостоятельные и служебные)Имя существительноеИмя прилагательноеГлаголПредложениеГрамматическая о...
Карточки помогайки на уроке окружающего мира
Карточки помогайки используются в групповой форме работы, когда детям надо охарактеризовать природную зону....
Программа по внеурочной деятельности ПОМОГАЙКА
Направление: общественно- полезная деятельностьРазработчик: Остолош Ольга Николаевнаучитель начальных классов Период реализации программы: 2014 /2015 гг...