Этимология.
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Занятие 9.
Этимология.
ОТКЛАДЫВАЙ БЕЗДЕЛЬЕ, НО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ ДЕЛО
- Помнишь ли ты сказки Пушкина?
- Назови отчество князя Гвидона. ________________________________
- Хищная птица, в которую стрелял князь Гвидон. __________________
- Насекомое, ужалившее в нос Бабариху.__________________________
- Профессии сестёр матери князя Гвидона. ________________________
- Вдруг сердито под крыльцом пёс залаял…» Как звали пса? _____________________________________________________________
- К кому обращался за помощью в поисках невесты королевич Елисей?
_____________________________________________________________
- Кто помог ему найти царевну? _________________________________
- Каких работников искал поп на базаре? _________________________
- Чем старик поймал золотую рыбку?_____________________________
- Сколько лет прожил старик в землянке у самого синего моря? ______
- С какой стороны угрожал враг царю Дадону? _____________________
ПО НИТКЕ ДОЙДЁШЬ ДО КЛУБКА
Задание № 1. Почему школу назвали школой, а не домом? Почему стол называется столом, а галка – галкой?
- Попробуй внимательнее присмотреться к разным словам – и тцы увидишь, что в одном случае ответить на вопрос об их происхождении можно без особого труда (лётчик, подоконник), а в других случаях происхождение слов совершенно непонятно (луна, лампа).
Историей происхождения слов занимается раздел языка этимология. Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: пришло оно к нам из другого языка или является исконно русским, каким способом было образовано слово и каково его былое значение. Этимология помогает восстановить родство между словами, объяснить их современное значение и написание.
Этимология слова уводит исследователя в глубь веков, когда ещё не было письменности. Она рассказывает о жизни народов, давно исчезнувших, о древних культурных связях между народами.
Например, слово лошадь до татарского нашествия в русском языке не было. Лошадь – это татарское алаша ( в народной речи и сейчас есть слово лоша). Сначала это заимствованное слово применялось только для названий крестьянских рабочих лошадей, а ратных, военных, называли по – старому конями.
Изучая историю русского языка, выясняя этимологию того или иного слова или выражения, учёные обращаются к данным общеславянского языка – основы, к материалам живых родственных славянских языков, к памятникам мёртвого старославянского языка. Так, в русском и других славянских языках сохраняется живая память об основном занятии древнего славянского племени – земледелии, хлебопашестве. Рожь, жито. Название рожь по происхождению общеславянское. Оно имеет соответствия и в некоторых балтийских и скандинавских языках, то есть у давних северных соседей славян. Корень этого слова найдём и в современных словах рожать, урожай. У наших далёких предков было ещё и другое название для ржи. Эту злаковую культуру называли также житом. Здесь тот же корень, что и в глаголе жить, ведь хлеб для древних земледельцев – главный продукт питания и основа жизни. Слово жито в разных значениях – «рожь», «хлеб на корню». Помещение для хранения зерна у славян называлось житницей. Это слово есть и в современном русском языке: так образно называют край, дающий стране зерно. С течением времени часто изменяется не только звуковой облик слова, но и его смысл, значение.
Задание № 2. Прочитай отрывок из стихотворения русского поэта начала XIX века Е. Н. Баратынского.
Величествен и грустен был позор
Пустынных дол, лесов, долин и гор.
- Объясни значение слова позор в этом отрывке.
Первоначально это слово означало «взгляд», затем – «то, что представляется взору», «вид»- «зрелище» - «зрелище, оскорбляющее чью-либо честь» - «бесчестье».
Глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего робя, то есть ребёнок.
- Подумай, что означало в устах нашего прапрадеда восклицание «Не робей!». Какую мысль он хотел выразить этой фразой?
__________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Происхождение того или иного слова можно выяснить, справившись в этимологическом словаре. Попробуй, используя этимологический словарь, объяснить происхождение слова живот.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ВСЕГДА НАЙДУТ ПРИМЕНЕНИЕ
Задание № 4. Давай поиграем! Отгадай шарады.
Меня ты увидишь в лесу под сосною,
Положишь в корзину, захватишь с собою.
Мой корень по цвету с лисицей схож,
А суффикс ты в маленьком доме найдёшь. _______________________
Моё начало есть в свинце,
И в серебре, и в стали;
А корабли в моём конце
Вчера к причалу встали,
И если дружен ты со мной,
Настойчив в тренировках, -
Ты будешь в холод, в дождь и зной
Выносливым и ловким. ________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа "Страна отцов" (этимология)
Презентация к словарной работе над группой слов: отче, отчизна, отечество, отец, отчество....
Дидактический материал на тему "Этимология слов"
Материал для использования на уроках по теме "Этимология слов". Начальные классы....
Словарная работа на основе этимологии слов
Знакомство с этимологией слов на уроках русского языка в начальной школе - один из приёмов изучения словарных слов....
Презентация "Этимология словарных слов" часть_1
Рыжова Тамара Георгиевна,учитель высшей категорииМКОУ СОШ № 5гор. ДзержинскНижегородская область Этимоло́гия (от греч. ετυμος — «настоящее значение слова» и λόγος — «наука») — раздел лингвистики ...
Презентация "Этимология словарных слов" часть_2
Рыжова Тамара Георгиевна,учитель высшей категорииМКОУ СОШ № 5гор. ДзержинскНижегородская областьЭтимоло́гия (от греч. ετυμος — «настоящее значение слова» и λόγος — «наука») — раздел лингвистики ...
Презентация "Этимология словарных слов" часть_3.
Рыжова Тамара Георгиевна,учитель высшей категорииМКОУ СОШ № 5гор. ДзержинскНижегородская областьЭтимоло́гия (от греч. ετυμος — «настоящее значение слова» и λόγος — «наука») — раздел лингвистики (конкр...
Словарно-орфографическая работа на основе этимологии
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных к...