Программа "Занимательная грамматика"
рабочая программа по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Центральное окружное управление образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1429
имени Героя Советского Союза Н.А.Боброва
«Рекомендовано к реализации» «Утверждаю»
Методическим советом ____________ /Л.В. Смышляева/
Протокол №1 от 28.08.2015 31.08.2015
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
2 класс
2015/2016 учебный год
Разработана Пахомовой Ольгой Николаевной,
учителем начальных классов
высшей категории
Москва
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для
занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение
игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей,
воспитывающей роли занятий по “Занимательному русскому языку”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательный русский язык” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательного русского языка”
содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
II. Цель и задачи курса
Цель курса:
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
∙ развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
∙ приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского
языка;
∙ пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе
над познанием родного языка;
∙ развитие мотивации к изучению русского языка;
∙ развитие творчества и обогащение словарного запаса;
∙ совершенствование общего языкового развития учащихся;
∙ углубление и расширение знаний и представлений о литературном
языке.
Воспитывающие:
∙ воспитание культуры обращения с книгой;
∙ формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов,
культуры мышления.
Развивающие:
∙ развивать смекалку и сообразительность;
∙ приобщение школьников к самостоятельной исследовательской
работе;
∙ развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
∙ учить организации личной и коллективной деятельности в работе с
книгой.
III. Особенности программы «Занимательного русского языка»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
∙ занимательность;
∙ научность;
∙ сознательность и активность;
∙ наглядность;
∙ доступность;
∙ связь теории с практикой;
∙ индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные
интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных
учащиеся мало пишут и много говорят.
IV. Формы проведения занятий
∙ лекции;
∙ практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,
считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
∙ анализ и просмотр текстов;
∙ самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
∙ игровая;
∙ теоретическая;
∙ практическая.
V. Основные методы и технологии
∙ технология разноуровневого обучения;
∙ развивающее обучение;
∙ технология обучения в сотрудничестве;
∙ коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью
дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития
универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
VI. Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–4-х классов.
VI. Планируемые результаты
2-й класс
Личностные результаты:
∙ осознавать роль языка и речи в жизни людей;
∙ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
∙ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
∙ обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
∙ определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
∙ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
∙ учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
∙ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
∙ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
∙ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
∙ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
∙ выразительно читать и пересказывать текст;
∙ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
∙ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).
VII. Содержание программы
Тематическое планирование 2-й класс «Секреты орфографии» (34 часа)
No | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1. | Что мы знаем о звуках и буквах | 1 | |
2. | Что такое лексика? | 1 | |
3. | Однозначные и многозначные слова | 1 | |
4-5. | Игротека. Слова-братья. Слова-наоборот. | 2 | |
6-8. | Пословица недаром молвится. И снова пословицы, пословицы, пословицы... | 2 | |
9. | Игротека. Играем со словарными словами | 1 | |
10. | Анаграммы. | 1 | |
11-12. | Игротека. Секреты некоторых букв. | 2 | |
13. | Шарады, анаграммы и мегаграммы. | 1 | |
14. | Ещё раз о синонимах и антонимах. | 1 | |
15. | Игротека. Слова, обозначающие предметы. | 1 | |
16. | Игротека. Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | |
17-18. | Слова, обозначающие признаки предметов. Игротека. | 2 | |
19-20. | Текст. Тема. Главная мысль. Заголовок - всему голова. | 2 | |
21. | Работаем с фразеологизмами. | 1 | |
22-23. | Игротека. И снова пословицы. | 2 | |
24-25. | Ещё раз о фразеологизмах. Русские народные загадки. | 2 | |
26-27. | Игротека. И вновь словарные слова. | 2 | |
28. | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | 1 | |
29. | Какие слова русского языка помогают называть качества характера. | 1 | |
30. | Игротека. | 1 | |
31-33. | Повторяем, повторяем... | 2 | |
34. | Итоговое занятие | 1 |
Итого: 34 часа
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки–слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих
согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
VIII. Средства, необходимые для реализации программы:
∙ наличие лингвистических словарей;
∙ наличие карточек с играми и заданиями; рабочих тетрадей;
∙ наличие текстов для работы на занятиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык». Методическое
пособие. Программа курса. М.:Издательство РОСТ, 2012.
2.Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык».
Рабочая тетрадь. Ч.1.М.:Издательство РОСТ, 2012.
3.Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык».
Рабочая тетрадь. Ч 2. М.:Издательство РОСТ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»
Цель и задачи урока: Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...
"Путешествие в страну Грамматики"
Внеклассное мероприятие проводится в рамках месячника гуманитарных наук....
Занимательная грамматика
Программа по внеурочной деятельности ....
Грамматика - это весело. Эффективные способы обучения грамматики английского языка в начальной школе с использованием игровых технологий.
ФФормирование у детей устойчивого интереса к изучению предмета, а также уверенности в успешном овладении им – первоочередная задача для каждого учителя. Грамматика английского языка в том виде, в кото...
Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов
Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"
Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"
Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....