урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах
сказочных героев, в названиях книг, газет и журналов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
учителя начальных классов МБОУ «СОШ №5»
Белова Н.В.
Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах
сказочных героев, в названиях книг, газет и журналов».
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; развитие читательского интереса;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).
Ресурсы:
компьютеры, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий с приложением на электронном носителе, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина.
Ход урока
I Организация начала урока
- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте. Улыбнитесь друг другу, как солнышко улыбается нам и согревает своим теплом нашу землю.
(Слайд 1 солнышко).
II.Актуализация знаний
– Откройте тетрадь. Подпишите
…марта.
Классная работа.
1)Минутка чистописания: Ь. Слайд 2,3,4.
Спишите слова: Слайд 3:
Илья , семья, Дмитрий Васильевич, Марья, воробьи, вьюга
-Что вы можете сказать о тех словах, которые вы записали? ( Все слова являются существительными, так как отвечают на вопросы кто? что?)
-Что общего у всех этих слов?
(В них пишется разделительный ь)
-На какие две группы можно разделить эти слова?
(собственные и нарицательные).
-Подчеркните одной чертой заглавные буквы в именах собственных.
Проверка со слайда. Слайд 6.
-Какие слова относятся к именам собственным? Слайд 7
-Как отличаются имена собственные от нарицательных на письме?
(Собственные пишутся с большой буквы)
2)Проверка д\з
-Какие слова в домашнем задании (упр.96)вы написали с большой буквы? Почему?
-Кто приготовил сообщение о происхождении своей фамилии. Дети зачитывают сообщения.
!Переключение на электронное приложение
3)Закрепление опорных знаний.
!Работа в электронном приложении.
(упр. «Помоги мышке спуститься с горки»)
Соедините линией имена нарицательные и соответствующие им имена собственные.
ІІІ. Самоопределение к деятельности. !Переключение на презентацию
(Слайды 8-12 с изображениями литературных героев)
-В каких произведениях живут эти герои? Кто автор этих произведений?
На доске заполняется таблица:
Герой | Автор | Название литературного произведения |
Незнайка | Н.Н.Носов | "Приключения Незнайки и его друзей" |
дядя Стёпа | С.В.Михалков | «Дядя Стёпа» |
Павлик | В.А.Осеева | «Волшебное слово» |
Мойдодыр | К.И.Чуковский | «Мойдодыр» |
Буратино | А.Н.Толстой | «Золотой ключик ,или Приключения Буратино» |
-Что общего у всех этих слов из первого столбика? (Пишутся с большой буквы. Это имена сказочных героев).
-Имена сказочных героев собственные или нарицательные?
На доску вывесить табличку ИМЕНА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
-Почему слова из второго столбика записаны с заглавной буквы?
(Это фамилии писателей)
-Как пишутся названия книг?(С заглавной буквы)
-Какие ещё знаки препинания используются при написании названий литературных произведений?
(кавычки)
(После ответа вывешивается табличка НАЗВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ).
Слайд 10
«Мурзилка», «Непоседа», «Смешарики», «Панорама Красивомечья», «Весёлые животные».
Что общего у этих слов?
(Это названия журналов и газет.
Вывешивается табличка НАЗВАНИЯ ЖУРНАЛОВ и ГАЗЕТ)
-Определите тему и цель сегодняшнего урока. Слайд 14
Тема «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, названиях книг, газет и журналов».
Цель:
-Сегодня на уроке мы закрепим умение писать с заглавной буквы имена сказочных героев, названия литературных произведений, газет и журналов.
Физкультминутка. Слайд 15
VI.Работа по теме урока.
1)Учебник стр.57, упр.98
1абзац-1вариант, 2 абзац-2вариант.
Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.
2)На каждом столе лежат книги.
-Представьте, что вы- библиотекарь. Слайд 16. К вам пришёл читатель, который хочет взять почитать книгу, лежащую у вас на столе. Ваша тетрадь-это формуляр, в который записывают автора и название взятой книги. Запишите, какую книгу взял у вас читатель.
Дети записывают в тетрадь автора и название книги, лежащей на столе.
Самопроверка.
-Как вы записали фамилию автора? Название книги? Проверьте самостоятельно.
2)-Назовите вашу любимую книгу.
Давайте составим небольшой рассказ о ней. Слайд 17
Моя любимая книга называется… . («Волшебное слово»). Её написал(а) … . В.Осеева. Главный герой этого рассказа … . (мальчик Павлик). Этот рассказ учит нас … .(Доброте и вежливости).
-Запишите свои рассказы в тетрадь.
Проверка. (1-2 уч-ся зачитывают получившиеся рассказы)
!Переключение на электронное приложение
!3)Работа с электронным приложением к учебнику.
(Задание «Помоги мышке». Нужно соединить линией имена собственные и нарицательные. Например, доктор -Пилюлькин, художник-Тюбик.)
!Переключение на презентацию
4)-Вы любите читать не только книги , но и журналы.
Назовите ваш любимый детский журнал. Устно составьте предложения, используя в нём название журнала.
Слайд 18
(Я люблю читать журнал…
На его страницах мы можем узнать много интересного о … .)
IV.Рефлексия.
1)Добавьте в группу одно имя собственное Слайд 19
Карлсон, Кот в сапогах, ...
«Дюймовочка», «Белоснежка семь гномов»,…
Г.Х.Андерсен, В.Бианки,..
*Резерв.
2)Конкурс «Из какого произведения эти имена собственные?»
Класс делится на команды. Раздаются карточки со списком. Нужно определить, к какому произведению относятся эти имена собственые.
(карточки:
1)У заставы Ильича, по прозванью Каланча, по фамилии Степанов (С.Михалков «Дядя Стёпа»)
2)Турнепка, площадь Отважного Путешественника (С.Михалков «Праздник Непослушания»)
3)Сестрица Алёнушка, братец Иванушка, речка, яблоня, печка («Гуси-лебеди»)
4)Петя, Шура, ёж («Страшный рассказ»)
5)Мишка, Алёнка, Костик, Дениска («Зелёнчатые леопарды»)
VI. Подведение итогов урока
-Правописание какой орфограммы мы закрепляли на уроке?
-К какой группе относятся имена существительные, которые вы записали?
-Что особенного о написании названий книг, сказок, журналов вы узнали?
Какие книги вы любите?
Д\з РТ стр. уп.
-Прикрепите смайлики к тому из сказочных героев, который вам больше всего нравится.
Сказочные герои прикреплены на доске. Слайд 20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...