урок русского языка во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Белова Наталья Владимировна

«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах

сказочных    героев, в названиях книг, газет и журналов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

учителя начальных классов МБОУ «СОШ №5»

Белова Н.В.

Тема: «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах

сказочных    героев, в названиях книг, газет и журналов».

Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.  

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию; развитие читательского интереса;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.

Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).

Ресурсы:

компьютеры, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс В. П. Канакина, В. Г. Горецкий с приложением на электронном носителе, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина.

Ход урока

I Организация начала урока

- Здравствуйте, ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку? Если чего-то нет, приготовьте. Улыбнитесь друг другу, как солнышко улыбается нам и согревает своим теплом нашу землю.

(Слайд 1 солнышко).

II.Актуализация знаний

– Откройте тетрадь. Подпишите  

 …марта.

Классная работа.

1)Минутка чистописания: Ь. Слайд 2,3,4.

Спишите слова: Слайд 3:

Илья , семья, Дмитрий  Васильевич, Марья, воробьи, вьюга

-Что вы можете сказать о тех словах, которые вы записали? ( Все слова являются существительными, так как отвечают на вопросы кто? что?)

-Что общего у всех этих слов?

(В них пишется разделительный ь)

-На какие две группы можно разделить эти слова?

     (собственные и нарицательные).

 -Подчеркните одной чертой заглавные буквы в именах собственных.

Проверка со слайда. Слайд 6. 

-Какие слова относятся к именам собственным?   Слайд 7

-Как отличаются имена собственные от нарицательных на письме?

(Собственные пишутся с большой буквы)

2)Проверка д\з

-Какие слова в домашнем задании  (упр.96)вы написали с большой буквы? Почему?

-Кто приготовил сообщение о происхождении своей фамилии. Дети зачитывают сообщения.

!Переключение на электронное приложение

3)Закрепление опорных знаний.

!Работа в электронном приложении.

(упр. «Помоги мышке спуститься с горки»)

Соедините линией имена нарицательные и соответствующие им имена собственные.

ІІІ. Самоопределение к деятельности. !Переключение на презентацию

 (Слайды 8-12 с изображениями литературных героев)

  -В каких произведениях живут эти герои? Кто автор этих произведений?

На доске заполняется таблица:

Герой

Автор

Название литературного произведения

Незнайка

Н.Н.Носов

"Приключения Незнайки и его друзей"

дядя Стёпа

С.В.Михалков

«Дядя Стёпа»

Павлик

В.А.Осеева

«Волшебное слово»

Мойдодыр

К.И.Чуковский

«Мойдодыр»

Буратино

А.Н.Толстой

«Золотой ключик ,или Приключения Буратино»

-Что общего у всех этих слов из первого столбика? (Пишутся с большой буквы. Это имена сказочных героев).

-Имена сказочных героев собственные или нарицательные?

На доску вывесить табличку ИМЕНА СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

-Почему слова из второго столбика записаны с заглавной буквы?

(Это фамилии писателей)

-Как пишутся названия книг?(С заглавной буквы)

-Какие ещё знаки препинания используются при написании названий литературных произведений?

(кавычки)

(После ответа вывешивается табличка НАЗВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ).

Слайд 10

«Мурзилка», «Непоседа», «Смешарики», «Панорама Красивомечья», «Весёлые животные».

Что общего у этих слов?

(Это названия журналов и газет.

 Вывешивается табличка НАЗВАНИЯ  ЖУРНАЛОВ и ГАЗЕТ)

-Определите тему и цель сегодняшнего урока. Слайд  14

Тема «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, названиях книг, газет и журналов».

Цель:

-Сегодня на уроке мы закрепим умение писать с заглавной буквы имена сказочных героев,  названия литературных произведений, газет и журналов.

Физкультминутка.  Слайд 15

VI.Работа по теме урока.

1)Учебник стр.57, упр.98

1абзац-1вариант, 2 абзац-2вариант.

Взаимопроверка.

Поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга.

2)На каждом столе лежат книги. 

-Представьте, что вы- библиотекарь. Слайд 16.  К вам пришёл читатель, который хочет взять почитать книгу, лежащую у вас на столе. Ваша тетрадь-это формуляр, в который записывают автора и название взятой книги. Запишите, какую книгу взял у вас читатель.

Дети записывают в тетрадь автора и название книги, лежащей на столе.

Самопроверка.

-Как вы записали фамилию автора? Название книги? Проверьте самостоятельно.

2)-Назовите вашу любимую книгу.

Давайте составим небольшой рассказ о ней. Слайд 17

Моя любимая книга называется… . («Волшебное слово»). Её написал(а) … . В.Осеева.  Главный герой этого рассказа … . (мальчик Павлик). Этот рассказ учит нас … .(Доброте и вежливости).

-Запишите свои рассказы в тетрадь.

Проверка. (1-2 уч-ся зачитывают получившиеся рассказы) 

!Переключение на электронное приложение

!3)Работа с электронным приложением к учебнику. 

(Задание «Помоги мышке». Нужно соединить линией имена собственные и нарицательные. Например, доктор -Пилюлькин, художник-Тюбик.)

!Переключение на презентацию

4)-Вы любите читать не только книги , но и журналы.

Назовите ваш любимый детский журнал. Устно составьте предложения, используя в нём название журнала.

Слайд 18

(Я люблю читать журнал…

На его страницах  мы можем узнать много интересного о … .)

IV.Рефлексия.

1)Добавьте в группу одно имя собственное   Слайд 19

Карлсон, Кот в сапогах, ...

«Дюймовочка», «Белоснежка  семь гномов»,…

Г.Х.Андерсен, В.Бианки,..

*Резерв.

2)Конкурс «Из какого произведения эти имена собственные?»

Класс делится на  команды. Раздаются карточки со списком. Нужно определить, к какому произведению относятся эти имена собственые.

(карточки:

1)У заставы Ильича, по прозванью Каланча, по фамилии Степанов (С.Михалков «Дядя Стёпа»)

2)Турнепка, площадь Отважного Путешественника     (С.Михалков «Праздник Непослушания»)

3)Сестрица Алёнушка, братец Иванушка, речка, яблоня, печка («Гуси-лебеди»)

4)Петя,  Шура, ёж («Страшный  рассказ»)

5)Мишка, Алёнка, Костик, Дениска («Зелёнчатые леопарды»)

VI. Подведение итогов урока

-Правописание какой орфограммы мы закрепляли на уроке?

-К какой группе относятся имена существительные, которые вы записали?

-Что особенного о написании названий  книг, сказок, журналов вы узнали?

Какие книги вы любите?

Д\з РТ стр.   уп.  

-Прикрепите смайлики к тому из сказочных героев, который вам больше всего нравится.

Сказочные герои прикреплены на доске. Слайд 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...