КТП по русскому автор Климанова
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Кузнецова Надежда Леонидовна

помощь для учителя по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский язык86.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

на заседании кафедры

Протокол № _1_______

«_ _»_________2016 года_____

______/МиннигалинаС.М./_______________

Согласовано:

зам. директора по УВР

________2016_____/ИшмуратоваА.Г./        

____________________

Утверждено

Директор МБОУ Школа №85

____г.УФЫ_____

_______________  2016г. ________Нургалиева  Г.В./

_____________

                                                                    Рабочая   программа
         
                      по  русскому   языку   ( 2016-2017  учебный год)

       

       Класс   2 А
      УМК    «Перспектива»
      Автор  учебника   Л.Ф.Климанова
      Преподаватель:  Н.Л.Кузнецова
      Количество часов по учебному плану: 5 часов в неделю
         

         Составлен в соответствии с программой, утверждённой (*  Федеральный  закон « Об образовании в Российской Федерации» №273   от 29 декабря 2012 года  

 * Приказ МО РФ от  09.03.2004 г. №1312  «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ» в редакции  Приказа МО РФ от 01.02.2012 №74;

   Учебный план МБОУ СОШ №85 на 2014-2015 учебный год                                                     

Тематическое планирование по русскому языку

 во 2 классе по системе учебников «Перспектива»

п/п

Тема урока

Виды учебной деятельности

Дата

План

Факт

Мир общения (20 часов)

Собеседники (4 ч)

Слово, предложение и текст в речевом общении (11 ч)

Главный помощник в общении – родной язык (5 ч)

1

Мир общения. Собеседники.    1 ч

Вступают в диалог: рассуждают о том, зачем человеку общение; рассказывают по вопросам о себе. Определяют собеседника в учебнике русского языка. Читают сообщение Самоварова о речи и собеседниках (стр.4). Работают со словами речевого этикета, выясняют нормы вежливого поведения (упр.1, РТ).

01.09

01.09.

2

История письма. Собеседники   1ч

Знакомятся с новым учебным материалом. Определяют недостатки древних способов передачи информации. Расшифровывают письмо Вани, записанное с помощью рисунков (упр.8, РТ).

02.09

02.09.

3

Письменная речь. Орфограммы. Собеседники                                 1 ч

Повторяют изученные в 1 классе орфограммы. Знакомятся с понятием орфограммы, читая сообщение Самоварова (стр.8).  Работают со словами с непроверяемым написанием (упр.5, РТ). Работают с орфографическим словарём. Делают выводы о том, что необходимо знать для того, чтобы пользоваться письменной речью.

05.09

05.09.

4

Условия письменного сообщения. Собеседники                                 1 ч

Анализируют и исправляют неграмотную запись  Серёжи (упр.3, РТ). Повторяют выученные в 1 классе орфограммы. В форме комментированного письма (упр.3, РТ)

06.09

06.09.

5

Слово, предложение и текст в речевом общении

.Диктант «Лепка»                         1 ч

Без слов, с помощью жестов, просят какой-то предмет из представленных и пытаются объяснить для чего. Играют в игру «Кто больше?» (упр.9 РТ). Распределяют слова по граммати-ческим группам. Самостоятельно описывают предмет без опоры на слова для выбора (упр.14, РТ).

07.09

07.09.

6

Слово и предложе-ние. Слова с непроверяемым написанием.      1 ч

Работают со словами тематической группы «Школа» (упр.10). Повторяют понятие «слова с непроверяемым написанием». Уточняют свой ответ, читая сообщение Совёнка (стр.12). Выделяют словарные слова из стихотворения И.Токмаковой и записывают их в словарик.

08.09

08.09.

7

Слово и предложение.                 1 ч

Выясняют различие между словом и предложением. Уточняют свои выводы, читая «Узелки на память» (стр.13). Читают ряд слов и определяют, есть ли между ними связь (упр.12). Анализируют предложения, в которых мысль до конца не выражена (упр.13) и исправляют их. Работают в паре: читают текст и определяют границы предложений (упр.14)

09.09

09.09.

8

Определение грани-цы предложений.                             1 ч

Самостоятельно определяют границы предложений. Озаглав-ливают текст (упр.15). Анализируют текст записки, в которой неправильно определены границы предложений (упр.17 РТ).

13.09

13.09.

9

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.                            1 ч

Наблюдают за разными по цели высказывания предложения-ми.Читают реплики Вани и Ани и определяют, зачем они произнесены.(упр.16). Знакомятся с терминами: повествовательное, побудительное и вопросительное предложения, читая сообщение Самоварова (стр.16 - 17). Восстанавливают «рассыпавшиеся» предложения, определяют тип предложений (упр.16 РТ).

14.09

14.09.

10

Восклицательные и невосклицательные
предложения                            1 ч

                       

Читают диалог Ани и Вани (стр.18). Чтение правила «Узелки на память» (стр.19), фронтальное обсуждение. Анализ предложений из стихотворения А.Плещеева (упр.20),  запись отрывка по памяти. Участвуют в диалоге: доказывают правильность постановки в конце предложения двух знаков сразу – вопросительного и восклицательного.

15.09

15.09.

11

Основные свойства текста.       1 ч

Участвуют в игре «Доскажи!» Анализируют разные группы предложений, выясняя, какая группа является текстом (упр.23).  Определяют тип предложений по цели высказывания и по интонации. Самостоятельно ищут ответ на вопрос или в сообщении Самоварова (стр.21).

16.09

16.09.

12

Тема текста. Основная мысль текста                                        1 ч

Подбирают заголовок к тексту басни Л.Толстого (упр.25). Делят текст на предложения и самостоятельно записывают его, правильно оформляя предложение на письме

19.09

19.09.

13

Словесное творчество.             1 ч

Пишут словарный диктант. Анализируют поэтические тексты А.Толстого и А.Плещеева (упр.27).Пишут любое четверости-шие по памяти. Находят и подчёркивают слова, в которых все согласные твёрдые.

20.09

20.09.

14

Типы текстов.                            1 ч

Рассуждают на тему вопроса: «Для чего создаются тексты?»  и уточняют свои ответы, читая сообщение Самоварова (стр.26). Прогнозируют тип текста по его заглавию (упр.29), составляют текст по любому заглавию.

21.09

21.09.

15

Входная контрольная работа: диктант «Зонт».                          1 ч

Выполняют контрольную работу.

Составляют тексты различных типов по рисункам (стр.30).

22.09

22.09.

16

Главный помощник в общении – родной язык.                              1 ч

Читают сообщение Самоварова (стр.29), выполняют задания (упр 31, 32) и делают вывод о необходимости хорошо знать язык. Читают высказывания о языке (стр.30), записывают одно в тетрадь.

23.09

23.09.

17

Богатства языка.                         1 ч

Работают с рисунком (упр.34), наглядно представляют структуру языка. Сопоставляют примеры нечёткой, невыразительной речи (упр.35)

26.09

26.09.

18

Словесное творчество.              1 ч

Читают  примеры чёткой, выразительной речи мастеров слова (упр.36). Выясняют, что нужно для того, чтобы научиться красиво, выражать свои мысли.

Повторяют алфавит, отвечают на вопрос: «Зачем надо знать буквы?»

27.09

27.09.

19

Контрольная работа по разделу «Мир общения».                          1 ч

Выполняют задания из раздела «Проверь себя» (стр.34).

28.09

28.09.

20

Работа над ошибками.                 1 ч

Фронтальная работа над ошибками: определение орфограмм, анализ причин, по которым была допущена ошибка и поиск путей их устранения.

29.09

29.09.

Звуки и буквы. Слог. Ударение (65 часов)

Звуки и буквы (24 ч)

Гласные и согласные. Обозначение их буквами (7 ч)

Звук й и буква й (2 ч)

Звук э и буква э (1 ч)

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме (7 ч)

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн (7 ч)

21

Гласные и согласные звуки и буквы                                          1 ч

Участвуют в беседе о роли звуков в общении. С опорой на образ города Звукограда (упр.36) самостоятельно вспоминают классификацию звуков. Находят буквы парных (упр.25, РТ) и непарных (упр.26, РТ) согласных. Дают сопоставительную характеристику гласных и согласных звуков. Самостоятельно ищут различия между звуками и буквами. Уточняют свои выводы, читая.

30.09

30.09.

22

Алфавит. Роль алфавита.           1 ч

Повторяют алфавит, читая сообщение Мудрика (стр.38). Участвуют в «Игре-путешествии» с опорой на текст А.Шибаева «Азбука-река» (упр.43).

03.10

03.10.

23

Название букв в алфавите.

Располагают в алфавитном порядке слова по второй букве в нём (аист, арка и т.д.)  название сказок К.Чуковского (упр.45), имена детей в классе. Читают стихотворение (упр.48) об алфавите.

04.10.

04.10.

24

Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи.                                             1 ч

Вступают в диалог  по теме образования гласных и согласных звуков в окружающем мире. Читают весёлое стихотворение В.Берестова (упр.49), передавая голосом нужное звучание (плач, песенку, крик, шелест листьев и т.п.). Анализируют стихотворения с аллитерацией и звуко-подражанием . Подбирают примеры со звукоподражанием и аллитерацией. Читают «Узелки на память» (стр.44). Выполняют упр.50 и убеждаются, что согласные в большей степени позволяют «узнать» слово.

05.10

05.10.

25

Словесное

творчество. Звукоподражательные слова.                                            1 ч

Подбирают примеры со звукоподражанием (упр.54). Читают «Узелки на память» (стр.46). Выполняют упр.55 придумывают слова на каждую букву алфавита. Выясняют на какие буквы слова начинаться не могут.

06.10

26

Соотношения «звук-буква» в словах.                                     1 ч

Наблюдают за написанием букв гласных звуков в словах. Анализируют случаи, когда количество букв и звуков не совпадает (упр.57).  Сравнивают написание и произношение слов (упр.58) и (упр.32 РТ), делают вывод.

07.10

27

Понятие орфограммы             1 ч

Определяют слова с проверяемым и непроверяемым написанием. Записывают пропущенные буквы.

10.10

28

Звук [й’] и буква Й                   1 ч

Читают считалку (упр.64), выписывают по памяти слова с буквой й. Работают в паре: изменяют слова так, чтобы в них появился звук [й], записывают эти слова. С получившимися словами составляют предложение (упр.35, РТ). Определяют количество слогов в парах слов типа мои – мой (упр.66). Читают вывод Самоварова на стр. 52.

12.10

29

Перенос слов с буквой й в середине слова.                          1 ч

Участвуют в игре «Следопыт»: читают сообщение Самоварова (стр.52) и  находят в нём незнакомую информацию: правила переноса слов с буквой Й. Выполняют упр.69, 70. Применяя новое правило. Составляют текст по рисунку со словами, содержащими букву й (упр.36 РТ).

13.10

30

Написание слов с буквой Э в начале и середине слова.
Проверочный диктант «Эхо»     1 ч

Отгадывают загадку из упр. 40, РТ. Определяют случаи употребления заглавной буквы Э. Читают слова из упр. 72, сначала выписывают слова с буквой Э в начале слова, а потом слова с буквой Э в середине слова. Составляют несколько предложений о семье Вити по вопросам (упр. 73).

14.10

31

Твёрдые и мягкие согласные
звуки.                                          1 ч

Решают проблемную ситуацию: определяют количество звуков в словах мел и мель.  Выполняют сравнительный анализ моделей слов (упр.74). Работают над парными и непарными по твёрдости-мягкости звуками. Читают сообщение Самоварова. Находят в словах парные и непарные  по твёрдости-мягкости согласные звуки.

17.10

32

Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме.                       1 ч

Участвуют в игре «Волшебный мягкий знак». Читают предложения, выделяют слова, которые с помощь добавления мягкого знака можно превратить в другие. Читают сообщение Самоварова. (стр.60).

18.10

33

Волшебный мягкий знак. Перенос слов с мягким знаком. Словарный диктант.                                        1 ч

Уточняют роль мягкого знака (упр. 86). Дописывают предложения, вставляя подходящие по смыслу слова с мягким знаком (упр. 83). Работают с пословицами: объясняют смысл, выписывают слова с мягким знаком и делят их для переноса (упр. 87). Отвечают на вопрос Мудрика.  

19.10

34

Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И       1 ч

Разрешение проблемной ситуации: какие буквы могут поспорить с мягким знаком? Анализируют слова из упр.88, модели слов из упр.89. Делают вывод самостоятельно, сверяют его с «Узелками на память» (стр.64-65). Рассматривают алгоритм  «Шаги к умению».

20.10

35

Твёрдые и мягкие согласные
звуки                                             1 ч

Сравнивают звучание слов моль и лес и определяют, есть ли в словах одинаковый звук. Объясняют, как обозначена его мягкость в каждом слове. В зависимости от способа обозначения мягкости согласного, делят слова на две группы (упр.92). Отвечают  на вопрос: «Могут ли твёрдые и мягкие согласные различать слова?»  приводят примеры с опорой на упр.91, определяют, каким способом обозначена на письме мягкость согласных.

21.10

36

Обозначение мягких согласных звуков на письме. Предупредительный диктант     1 ч.

Распределяют слова в две группы (упр. 95). Самостоятельно списывают текст, подчёркивают буквы согласных мягких звуков (упр.96).Пишут предупредитель-ный диктант (упр.97).

24.10

37

Употребление в речи слов: надеть, одеть                                          1 ч

Ставят  ударение к слову, обозначающее водителя машины (предметная картинка). Читают стихотворение В.Маяковского, которое помогает запомнить ударение в слове (упр.98). Участвуя в игре «Угадай-ка», расставляют ударение в словах хвоя, щавель, столяр.  Работают в паре с паронимами надеть-одеть, надевать-одевать (стр.69) отрабатывают навык употребления указанных слов-паронимов, отвечая на вопросы учителя.  

25.10

38

Шипящие согласные звуки.      1 ч

Повторяют сведения о шипящих звуках. Работают с моделями слов ножи, шишки, щука, часы (упр.101): определяют несоответствие написания правилу. Читают сообщение Самоварова, делают вывод. Читают пословицы (упр.102), объясняют их смысл, находят изучаемые на данном уроке орфограммы. Одну пословицу записывают по памяти.

26.10

39

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.       1 ч

Рассматривают рисунок (упр.103), читают стихотворные строки и пишут их по памяти. Работаю в паре: выписывают слова по заданию (упр.104). самостоятельно записывают слова из упр. 107. Играют в игру «Кто быстрее?» (упр. 59, РТ).

27.10

40

Шипящие согласные звуки.        1ч

Дописывают предложения, вставляя нужные по смыслу слова. Работают в парах: составляют из слогов слова и записывают их. Составляют по вопросам  и опорным словам текст (упр. 110). Помогают Ане и Ване составить текст по опорным словам (упр.113).

28.10

41

Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН.                                    1 ч

Читают сообщение Самоварова о правописании сочетаний ЧН, ЧК, ЩН. Подбирают к данным словам такие родственные слова, чтобы появились буквосочетания ЧН, ЧК. Работают в паре: пишут слова под диктовку товарища, выполняют взаимопроверку.

Читают пословицу, объясняют смысл пословицы, списывают в тетрадь, подчёркивают орфограммы.

31.10

42

Учимся писать изложение.           1ч

Читают рассказ о синичке (упр. 116), подбирают заголовок, объясняют написание пропущенных орфограмм. Совместно с учителем составляют план в форме вопросов, устно отвечают на эти вопросы.

01.11.

43

Контрольный диктант по теме:

«Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН»                                            1 ч

Пишут диктант. Самостоятельно проверяют написанный текст. Подчёркивают слова с буквосочетаниями ЖИ, ЧА, ЩУ, ЧН, ЩН. Устно объясняют значение слова мелководье.

07.11.

44

Работа над ошибками.               1 ч

Анализируют ошибки, допущенные в диктанте. Выписывают слова, в которых допустили ошибки. Приводят свои слова-примеры.

08.11

Слог. Ударение. Безударная гласная (17)

Слог. Перенос слов (3 ч)

Ударение. Ударный слог (3 ч)

Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме (9 ч)

Правописание слов с непроверяемыми написаниями (2 ч)

45

Правила деления слов на слоги  1ч

Составляют слова из слогов и определяют, секрет слов (упр.120). Работают в парах: творческая работа по делению необычных слов на слоги и придумыванию самим таких же весёлых слов.  Играют в игру «Следопыт» и определяют, какие правила переноса ещё не изучались (перенос слов с буквами Й,Ъ, Ь).

09.11

46

Слог. Перенос слов.                  1 ч

Повторяют правила деления слов для переноса (упр.71, РТ). Работают в парах: диктуют друг другу слова и записывают их (упр. 121). Расшифровывают слова и узнают, что за гости были у слона на дне рождения. Читают сообщение Самоварова.

10.11

47

Закрепление изученного материала.                                   1 ч

Выполняют упр. 123, 125, называют варианты переноса слов, и какие слова, разделённые на слоги, переносить нельзя. Объясняют почему. Записывают их, разделив для переноса. Запоминают алгоритм переноса слов с одной строчки на другую «Шаги к умению».

11.11

48

Роль ударения в слове.             1 ч

Читают стихотворение (упр. 126).  Выяснят в чём сходство и различия прочитанных пары слов (упр. 127).Объясняют, какую роль выполняет в слове ударение. Читают сообщение Самоварова.

14.11

49

Слова – омографы.                    1 ч

Играют с Мудриком в игру, произносят слова несколько с разным ударением и выясняют, на каком гласном звуке слова звучат привычно. Списывают слова с правильным ударением. Объясняют, имеет ли значение для общения людей умение правильно ставить ударение в словах. Работают с орфоэпическим словариком. Выполняют самостоятельно упр. 134.

15.11

50

Ударный слог.                            1 ч

Слушают предложение – «Спишите, только не спешите» - и высказывают свои предположения о его смысле. Записывают предложение на доске и в тетради. Работают со слоговыми схемами (упр. 136), выделяя голосом ударный слог. Запоминают алгоритм нахождения ударного слова в слове «Шаги к умению». Работают со скороговоркой.

16.11

51

1

Безударные гласные звуки.      1 ч                Обозначение их на письме.

Помогают Ани и Вани: рассказывают, что нужно делать для правильного написания безударного гласного звука в слове. Читают сообщение Самоварова. Подбирают проверочные слова путём изменения  формы числа слов – названий предметов (упр.141). Выполняют самостоятельно упр. 84, РТ.

17.11

52

2

Проверка слов с безударной гласной.                                        1 ч

Списывают пары слов, вставляя пропущенные буквы. Подчёркивают буквы, обозначающие безударные гласные звуки (упр. 142). Списывают предложения по образцу в учебнике (упр. 143), вставляя пропущенные буквы и в скобках указывают проверочные слова. Работают со скороговорками.

18.11

53

3

Правописание безударных гласных.                                       1 ч

Работают в паре: выписывают слова с пропущенной безударной гласной, подбирают и записывают проверочные слова (упр. 145). Озаглавливают текст (упр. 146), записывают слова с безударными гласными звуками вместе с проверочными словами. Работают с «Узелками на память».

21.11

54

4

Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой е,ё.                                    1 ч

Читают предложения (упр.146), изменяют выделенные слова так, чтобы в них появилась буква ё. записывают предложения с этими словами. Изменяют слова (упр.148) так, чтобы ударный гласный звук стал безударным. Пишут слова по образцу. Работаю с алгоритмом «Шаги к умению»

22.11

55

Родственные слова.                     1 ч

Решают проблемную ситуацию: являются ли родственными слова спешите и спишите. Делают вывод о связи по смыслу в родственных словах. Выбирают проверочные слова из двух предложенных (упр.150). Работают в паре:  подбирают родственные слова к данным (упр.88, РТ). Работают в паре: подбирают родственные слова для проверки написания безударной гласной (упр.151).

23.11

56

6

Безударные гласные звуки.        1ч

Размышляют, какие из слов, стоящих в скобках, являются проверочными (упр. 152). Читаю совет Мудрика (с. 100). Подбирают проверочные слова, относящиеся к разным частям речи. Наблюдают за напевностью стихотворной речи: рифмой и ритмом (упр. 155 и упр.91, РТ).

24.11

57

7

Безударные гласные, непроверяемые ударением.         1ч

Решают проблемную ситуацию: правильно ли Буквоед  подобрал проверочное слово к слову машина (Маша)? Читают рассуждения Ани и Вани, а так же сообщение Самоварова (стр.102). Рассматривают орфографический словарь, вспоминают, как расположены слова в словаре. Работают в паре: вставляют пропущенные безударные гласные, пользуясь словарём (упр.90, РТ). Распределяют слова с непроверяемым написанием по тематическим группам (упр.156).

25.11

58

8

Написание непроверяемых безударных гласных.                   1ч

Пишут рисуночный словарный диктант. Играют в игру «Кто больше?»: ищут в словаре в конце учебника слова по тематическим группам. Из записанных на доске слогов составляют слова. Прогнозируют содержание текста «Искусственный дождь» по его заглавию.  Читают текст (упр.159) и отвечают на вопрос: «Для чего люди придумали искусственный дождь?».

28.11

59

9

Правописание слов с двумя безударными гласными.             1ч

Отвечают на вопрос: «Сколько безударных гласных может быть в слове?» Приводят свои примеры. Высказывают свои предположения, как поступать, когда записываешь такие слова. Пишут объяснительный словарный диктант. Самостоятельно читают текст «Лев» (упр.160), устно отвечают на вопросы. Самостоятельно записывают ответы на вопросы в тетрадь.

29.11

60

10

Проверочная работа по теме «Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме»             1ч

Пишут диктант «Ленивый кот» с грамматическим заданием.

30.11

61

11

Работа над ошибками                  1ч

Анализируют допущенные в проверочной работе ошибки. Указывают орфограммы, выполняют необходимую проверку, записывают без ошибок. Приводят свои примеры.  

01.12.

Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме (9 часов)

62

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.        1ч

Определяют, по какому принципу Ваня разделил звуки на две группы. Объясняют, чем звонкие звуки отличаются от глухих. Читают сообщение Самоварова (стр.106) и совет Совёнка (стр.107). Находят звонкие и глухие согласные в сильной позиции (перед гласными) и в слабой позиции (в конце слова). Наблюдают за произношением и написанием парных согласных в конце слова (упр.161). Читают сообщение Самоварова (стр.107).

02.12

63

Парные согласные.                       1ч

Находят слова, которые разли-чаются парными согласными звуками (упр.163).. Читают Сообщение Самоварова. Рабо-тают с загадками, записывают отгадки и подчёркивают в них орфограммы.. Читают и заучи-вают  «правило в стихах» Вани. Определяют значение правиль-ного написания слов для понимания письменной речи, для общения.

05.12

64

Правописание слов с согласными буквами в конце.                         1ч

Читают текст (упр. 166) из детского журнала по ролям. Придумывают заглавие. Записывают ответы на вопросы. Выписывают слова с согласными буквами в конце.

06.12

65

Звонкие и глухие парные согласные в конце слова.            1ч

Читают записку, которую написал Незнайка. Находят слова с ошибкой. Называют орфограм-му, формулируют тему урока. Знакомятся с разными способами проверки слов с изучаемой орфограммой (упр. 167 и 168): изменяют слово так, чтобы оно отвечало на вопросы кто?  что? или нет кого?  нет чего? или называло несколько предметов.

Читают алгоритм «Шаги к умению»

07.12

66

Закрепление изученных орфограмм.                                 1ч

Работают с текстом «Лесная оттепель» - высказывают предположения о том, почему этот текст - сказка.

08.12

67

Непарные по звонкости-глухости согласные.                                   1ч

Анализируют слова с непарными звонкими и непарными глухими в конце слова. Делают вывод о  том, что при письме такие согласные проверять не надо. Читают сообщениеСамоварова  и Совёнка (стр.114). Устно работают с непарными согласными на пословицах (упр.171).

09.12

68

Творческая переменка.             1ч

Читают стихотворение Татьяны .Коти «Я – маленький чайник», отражая содержание в жестах и мимике. Находят непарные согласные. Работают в паре (упр.170).

12.12

69

Звонкие и глухие парные согласные в середине слова.        1ч

Читают стихотворение Незнайки, записанное на доске, определяют ошибки, предлагают способы проверки, исправляют ошибки. Делают вывод о том, когда нужно проверять парные по звонкости-глухости согласные в середине слова. Работают в паре (упр.173). Читают сообщение Самоварова (с.116) и «Узелки на память» (с.117). Знакомятся с разными способами подбора проверочных слов к словам с изучаемой орфограммой.

13.12

70

Проверочная работа по теме: «Звонкие и глухие согласные звуки.
Их обозначение на письме».        1ч

Задание 1: выполняют упр. 176, вставляют пропущенные буквы согласных звуков, подбирают и записывают проверочные слова.

Задание 2. Вставляют пропущенные буквы парных согласных звуков (упр. 177), подбирают и записывают проверочные слова. Записывают слова в два столбика: слова, в которых согласные  стоят в середине слова и слова, в которых согласные в конце.

14.12

Слова с удвоенными согласными и непроизносимые согласные (6 ч)

71

Слова с удвоенными
согласными.                                1ч

Вспоминают слова, в которых не совпадает количество звуков и букв. Знакомятся ещё с одним видом таких слов – слова с удвоенными согласными. Читают сообщение Самоварова (с.120). Находят слова с изучаемой орфограммой в предложениях из упр.179. Наблюдают за смыслоразличительной ролью удвоенных согласных, выполняют упр.100 (РТ).

15.12

72

Правила переноса слов с удвоенными согласными.            1ч

Читают слова, прислушиваются к их звучанию, высказывают предположения о делении слов для переноса.                    Работают в паре: выполняют упр.183. Составляют и записывают предложение со словом суббота. Работают в паре: делят слова с удвоенными согласными для переноса (упр.105, РТ). Делятся на три команды и играют в игру «Найди свои слова» (упр.184).

16.12

73

Правописание слов с удвоенными согласными.                                  1ч

Подбирают родственные слова с удвоенными согласными к данным словам (упр.106, РТ).  Работают в паре: вставляют и записывают слова с удвоенными согласными, делают взаимо-проверку. Составляют рассказ по рисунку (стр.188), записывают составленные предложения.

19.12

74

Непроизносимые согласные.     1ч

Сравнивают написание слов грустный – грустить, сравнивают звуковые модели слов, делают вывод о едино-образном написании слов. Знакомятся с новым термином – непроизносимые согласные, читают диалог Самоварова (стр.125). Находят непроиз-носимые согласных в словах (упр.189), записывают слова деля их на слоги. Работают в паре выполняя задания упр. 190. Делают вывод о подборе проверочных слов, сверяют свои предложения с сообщением Самоварова (стр.126).

20.12

75

Причины появления непроизносимых согласных в словах.                                          1ч

Работают в паре (упр192): составляют словосочетания из слов с непроизносимыми согласными. Игра «Кто догадается?», упр. 194. Запоминают алгоритм «Шаги к умению».                              Читают и подчёркивают буквы непроизносимых согласных звуков (упр. 107, РТ).

21.12

76

Правописание слов с непроизносимой согласной.        1ч

Работают с текстом «Прощание с осенью» (упр.195): ищут в тексте слова-ответы на вопросы, записывают в тетрадь, подбирают и записывают проверочные слова.

22.12

Разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь,ъ) (7 ч)

Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Работа над ошибками (2 ч)

77

Разделительный мягкий   знак    1ч

Выясняют функции мягкого знака в словах полёт и польёт: сравнивают звуковые составы слов. Читают сообщение Самова-рова (стр.130). Сравнивают слова по написанию и произношению  и слоги (упр.196) Читают посло-вицы и ищут в них слова с раз-делительным ь (упр. 197). Читают диалог Ани и Вани    (стр. 131), который помогает им сделать вывод о месте написания разделительного мягкого знака. Читают текст (упр.199), озаглав-ливают его, подчёркивают слова с разделительным мягким знаком.

23.12

78

Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение». Диктант «Ветер».                        1ч

На примере слов обувь-вьюга, семь-семья объясняют, какую роль играет в словах мягкий знак. Распределяют слова на две группы в зависимости от функции мягкого знака (упр.201), определяют функции мягкого знака в пословицах (упр.202) и помогают Вани вставить слова с пропущенными буквами в стишке.

26.12

79

Работа над ошибками                  1ч

Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе. Выполняют задания на отработку написания букв безударных гласных звуков, парных согласных, буквосочетаний с шипящими согласными, с непроизносимыми согласными, на отработку навыка употребления разделительного

27.12

80

Формы слов  с разделительным мягким знаком.                            1ч

Образуют глагольные формы с разделительным мягким знаком по образцу (упр.206).

28.12

81

Словарный диктант. Написание поздравительного письма.          1ч

Пишут словарный диктант с комментированием. Работают со стихотворением Л.Куликова «Мамин день» (упр.207) и повторяют правила употребления мягкого знака.

29.12

82

Две функции  мягкого знака в словах                                            1ч

Читают весёлое стихотворение из упр.209. Находят общую часть в словах – названиях действий, наблюдают, когда перед ней надо писать разделительный твёрдый знак, а когда не надо.

30.12

83

Разделительный твёрдый знак

. Написание объявления                   1ч

Читают сообщение Самоварова и вопрос Вани  на стр. 138. Составляют по рисунку рассказ (упр. 211) и записывают одно-два предложения. Вступают в диалог, определяют функции объявлений. Знакомятся с текстом нового жанра – объявлением (упр.212). Работают в паре: определяют тему и составляют объявление. Заслушивают и оценивают работу своих одноклассников.

16.01.

Слово и его значение (20 ч)

Что рассказало слово (4 ч)

Имена собственные и нарицательные (3 ч)

Слова с несколькими значениями (2 ч)

Слова, похожие по значению и написанию, но разные по значению (омонимы) (1 ч)

Слова, близкие по значению (синонимы) (3 ч)

Слова, противоположные по значению (антонимы) (2 ч)

Устойчивые сочетания слов (1 ч)

Тематические группы слов (2 ч)

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч)

84

Что рассказало слово                1ч

Вступают в диалог: обсуждают, сколько хороших пословиц придумали люди о силе слова. Рассуждают, должен ли человек стремиться узнать как можно больше слов. Читают сообщение Самоварова, высказывание С.Маршака (стр.4). Принимают участие в игре «Кто больше?» (упр.1). Рассматривают рисунки (упр.2) и описывают с помощью слов, что на них изображено. Подобранные слова и словосочетания записывают по тематическим группам.

17.01

85

Слово и его значение.                 1ч

Устно работают со словами тематической группы «родство» (упр. 5). Работают со словарями, узнают значения незнакомых слов. Читают пословицы, разъясняют их смысл.

18.01

86

Понятийное (обобщающее) значение слова.                          1ч

Читают сообщение Самоварова (стр.8), анализируют модели слов. Ищут особенности, которые присущи множеству предметов с общим названием «стол» (упр.7). Читают толкование слова в словаре. Вспоминают расположение слов в словаре. Читают образцы словарных статей из толкового словаря. Продолжают цепочку слов, обозначающих предметы по их размерам (упр.7). Читают диалог Ани и Вани (стр.10), выявляют те признаки животного, которые позволяют назвать его птицей.

19.01

87

Этимология слова (происхождение его значения).                             1ч

Участвуют в игре «Объясни слово» (упр.10).  Читают сообщение Совёнка (стр.11) о разном объёме значения слов,  наблюдают за схемой «Жизнь слов» (стр.12). Работают с разделом «Для любознательных» (стр.13). Играют в игру «Почему так называется предмет?» (упр. 11).

20.01

88

1

Имена собственные и нарицательные                           1ч

Читают и сравнивают слова, объясняют написание заглавной буквы, подчёркивают слова с общим значением для каждой группы слов. Уточняют свои выводы (читают сообщение Самоварова, стр.15).     Знакомятся с новыми терминами – имена собственные, имена нарицательные.  Участвуют в игре «Кто быстрее?» (упр.14). Составляют имена собственные по ребусам, определяют лишнее слово (упр.15).  

23.01

89

2

Правописание имён
собственных                                  1ч

Читают, как можно по-разному назвать мальчика (упр.17). Составляют ряд слов со значением лиц женского пола. Участвуют в игре «Дай имя!» (упр.119, РТ).

24.01

90

3

Правописание имена собственные и нарицательные                         1ч

Вступают в диалог, поясняют, какого котёнка можно назвать Угольком, а какого – Рыжиком. Приводят примеры наиболее «говорящих» кличек животных, описывают характер и внешний вид животного, отношение к нему хозяина. Повторяют правило написания имён собственных. Слушают информацию о значении имён собственных в древности. Читают стихи А.Кушнера о необычных, весёлых именах (упр.23) и придумывают сами похожие имена.. Упражняются в различении имён собственных и нарицательных. Аргументируют выбор имени собственного или нарицательного в предложении (упр.21).

25.01

91

1

Слова с несколькими
значениями                                1ч

Отвечают на вопрос: «Может ли одно и тоже слово называть два разных предмета?»  Затем рассматривают рисунки на стр. 19 (упр.24), составляют и записывают словосочетания со словом кисть. Делают вывод о многозначности слова. Рассуждают, почему называют рожь золотой? О каком человеке можно сказать, что у него золотое сердце? Приводят свои примеры употребления слова золотой. Составляют предложения с данным словом в прямом и переносном смысле. Читают стихотворение (упр.27), каждое предложение характеризуют по интонации и по цели высказывания.

26.01

92

2

Многозначные слова                   1ч

Читают сообщение Самоварова, знакомятся с новым термином (стр.20). Наблюдают за многозначными словами (упр.28, упр.29). Определяют, что общего есть в предметах, названных одними и теми же словами. Участвуют в игре «Кто больше?» Записывают самые интересные примеры с комментированием орфограмм.

27.01

93

1

Слова похожие, но разные (омонимы)                                  1ч

Слушают рассказ и определяют, почему не смогли договориться мама с сыном. Анализируют слова-омонимы (упр.33), делают вывод о сходстве звуковой и графической формы слов при разнице значений. Читают сообщение Самоварова и знако-мятся с новым термином – омонимы (стр.25). Слушают отрывок из стихотворения А.Шибаева, находят омонимы и определяют их значение. Рабо-тают с рисунками и наглядно видят разницу в значении слов-омонимов (презентация). Сравнивают звучание, написание слов и их значения (упр. 34).

30.01

94

1

Слова, близкие по значению (синонимы)                                1ч

Слушают сказку «Почему поругались кот и пёс», предлагают свои варианты окончания сказки, делают вывод о близких по значению словах. Работают со словами упр.35, 36,37 и отмечают оттенки значений слов-синонимов (при затруднении пользуются словарём синонимов и толковым словарём). Читают сообщение Самоварова (стр.27).

31.01

95

2

Использование синонимов
в речи.                                        1ч

Подбирают синонимы к словам здравствуйте, до свидания. Рассуждают, какие слова можно употребить в разговоре с другом, с директором школы, с незнакомым человеком. Делают выводы. Наблюдают за возможностью замены одного синонима другим (упр.38 – письменно, с объяснением орфограмм).  Наблюдают за синонимами, обозначающими степень родства (упр.39). Придумывают диалог со словами мама, матушка, мамочка  и разыгрывают его.

01.02.

96

3

 Роль слов-синонимов в речи.     1ч

Отвечают на вопрос: «Для чего в речи нужны синонимы?» Работают со стихотворением (упр.42). Выясняют верно ли Аня и Ваня подобрали синонимы.  Читают сообщение Самоварова о роли синонимов в речи (стр.31).  

02.02

97

1

Слова, противоположные по значению (антонимы).                  1ч

Принимают участие в игре «Разговор спорщиков». Формулируют тему урока. Находят слова с противоположным значением в пословицах (упр.46). Читают сообщение Самоварова и знакомятся с новым термином (стр.33). Работают со словарными статьями из «Словаря синонимов и антонимов» М.Р.Львова (упр.47).

03.02

98

2

Антонимы                                    1ч.

Записывают слова парами (упр.49).                              Читают текст (упр. 50), определяют его настроение. Заменяют выделенные слова антонимами, читают получившийся текст. Делают вывод о получении описания совсем другого дня. Изменённый текст озаглавливают и записывают.

06.02

99

1

Устойчивые сочетания слов.      1ч

Наблюдают за особенностями значения фразеологического оборота (упр.51). Читают сооб-щение Самоварова о фразеоло-гизмах (стр.37). Определяют значение фразеологизма за сло-вом в карман не лезет. На мате-риале упр.52 определяют, пони-мают ли значение фразеологиз-мов.  Читают сообщение Самоварова (стр.38). Участвуют в игре «Когда так можно сказать?

07.02

100

1

Тематические группы слов.        1ч

Работают с рисунками на стр.39: делят на тематические группы, приводят примеры каждой группы. Читают сообщение Самоварова (стр.39). Распределяют слова по заданным тематическим группам. Подбирают к группам слов слова с обобщающим значением (упр.51).

08.02

101

2

Тематические группы слов – обобщение.                                   1ч

Пишут словарный диктант с комментированием. Работают в паре: составляют тематические группы слов (упр.53, упр. 54). Участвуют в игре-соревновании «Кто больше и быстрее?», упр. 55.  

09.02

102

1

Контрольная работа по разделу «Слово и его значение». Работа над ошибками.                                     1ч

Выполняют задания раздела «Проверь себя» (стр.41). Выполняют работу над ошибками. Допущенными в контрольной работе.

10.02

103

2

Контрольное тестирование.       1ч

Самостоятельно выполняют задания по вариантам. Выбирают правильные варианты ответов на вопросы.

13.02

Состав слова (15 ч)

Как собрать и разобрать слово (1 ч)

Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (6 ч)

Приставка (3 ч)

Суффикс (2 ч)

Окончание (1 ч)

Контрольная работа. Работа над ошибками(2 ч)

104

Как собрать и разобрать слово  1ч

Вступают в диалог, отвечают на вопрос: «Из чего состоят слова?» Читают сообщение Самоварова и Ани и Вани (стр42). Анализируют слова (упр.56): выделяют общую часть по написанию, определяют их сходство по значению. Знакомятся с новым термином, рассуждают о роли корня для растений, проводят аналогии со словами (упр. 58, 59). Читают сообщение Самоварова (стр.45)

14.02

105

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.                  1ч

Находят однокоренные слова, выделяют корень (упр.61). Наблюдают за словами с омоничными корнями. Делают вывод о различном написании слов с омоничными корнями. На примере слов вода и водитель доказывают, что не всегда одинаковая часть в написании является признаком однокоренных слов (упр.62).

15.02

106

Однокоренные слова и слова с омоничными корнями.               1ч

Находят  различия между однокоренными словами и словами с омоничными корнями (упр.63). Самостоятельно вписывают в предложения однокоренные слова (упр.64). Ищут родственные слова и составляют предложения по вопросам на основе рисунка ,упр.65). Читают сообщение Самоварова (стр.49).

16.02

107

Правописание однокоренных
слов.                                         1ч

Помогают Ане выбрать проверочные слова к словам т_нуть и в_дяной. Приходят к выводу, что проверочное слово с проверяемым должно быть связано по смыслу. Уточняют свои выводы, читая сообщение Самоварова (стр.50).  Наблю-дают, как произносятся и пишутся родственные слова, из всех слов выбирают слово, которое указывает на правильное написание всех остальных родственных слов (упр.67). Подбирают к словам родственные слова, обозначающие предмет и признак предмета (упр.64).

17.02

108

Корень слова.                               1ч

Читают «Узелки на память» (стр. 52). Участвуют в игре-соревновании «Соберите родственников!». Читают и запоминают алгоритм «Шаги к умению». Работают в паре над текстом: делят его на предложения, находят однокоренные слова, выясняют, какие из них являются проверочными (упр. 69).

20.02

109

Повторение изученного о корне слова.                                     1ч

Работают с предложениями (упр. 70): к словам с пропущенными буквами подбирают проверочные слова из слов для выбора, вставляют пропущенные буквы, в скобках пишут проверочные. Находят пословицы и пишут по памяти, к выделенным словам подбирают однокоренные (упр. 71). Читают сообщение Самоварова.

21.02

110

Проверочная работа по теме «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные)»  1ч

Работают в паре: подбирают проверочные слова для проверки написания парного согласного (упр. 73). Озаглавливают текст (упр. 74), записывают его, вставляя пропущенные буквы.

22.02

8

111

Приставка.                                   1ч

Читают сообщение Самоварова, знакомятся с новым термином (стр. 57) Знакомятся с этимологией слова приставка (сообщение Ани, стр.57). Образовывают однокоренные слова с данными приставками и определяют значение приставок (упр.75).  Начинают работу над «Копилкой приставок». От данных слов образуют новые слова, используя приставки (упр.76). По рисунку (упр.77), составляют словосочетания и предложения с глаголами, имеющими приставку.

24.02

112

Употребление разделительного твёрдого знака.                             1ч

  Работают в паре: составляют по карте города диалог с использованием слов речевого этикета. Читают сообщение Самоварова (стр.60). Наблюдают за написанием разделительного твёрдого знака, делают выводы о случаях употребления (упр. 80). Читают «Узелки на память»  (стр. 60).  

27.02

113

Разделительные твёрдый и мягкий знаки                                             1ч

Вставляют в слова пропущенные буквы, выделяют корень и приставку, разграничивают случаи употребления разделительных твёрдого и мягкого знаков (упр.81). Находят ошибки в диктанте второклассника и объясняют их (упр. 82)

28.02

114

Суффикс                                      1ч

Принимают участие в игре «Сыщик». Читают сообщение Самоварова о названии новой части слова (стр.62). Находят суффиксы в словах и определяют их значение, «загадки» Ани и Вани. Играют в игру «Кто больше?» - подбирают новые слова с суффиксами (упр.141, РТ). Отгадывают загадку (упр. 83), обозначают суффикс в выделенных словах. . Составляют слова с предложенными суффиксами (упр.84, 85), опираясь на рисунки.

01.03

115

Роль суффиксов в речи                1ч

Наблюдают за ролью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами  (упр.86). Работают с текстом (упр. 87), заменяют выделенные слова однокоренными, в которых были бы суффиксы –еньк-, -к-, -ик-, записывают изменённый текст.

02.03

116

Окончание.                                   1ч

Читают текст, пытаются восстановить пропущенные части. Пытаются определить, для чего нужна пропущенная часть слова. (упр. 88). Читают сообщение Совёнка (стр. 65). Наблюдают за текстом, в котором слова употреблены с неверными окончаниями (упр.89). Читают сообщение Самоварова (стр.66), знакомятся с новым термином. Читают вопрос Совёнка (стр.67). Отвечают на вопрос Совёнка., после того как выполнят задание (упр. 91).

03.03

117

Контрольная работа по разделу «Состав слова».                            1ч

Выполняют задания из раздела «Проверь себя» (стр.68).    

Пишут контрольный диктант. Выполняют грамматические задания:                                         а) разбирают по составу слова листики, цветочки, птички;      б) находят слова с приставками;    в) подбирают однокоренные слова  к слову зелёный.

06.03

118

Работа над ошибками.            1ч                        

Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе: определяют орфограмму, вспоминают правило проверки орфограммы, записывают правильный вариант. Повторяют правило разбора слова по составу. Подбирают однокоренные слова к данным.

07.03

Части речи (32 ч)

Что такое части речи (3 ч)

Имя существительное (7 ч)

Глагол (6 ч)

Имя прилагательное (9 ч)

Предлог (5 ч)

Контрольная работа. Работа над ошибками (2 ч)

119

Что такое части речи.                 1ч

Высказывают предположения о том, что такое части речи. Анализируют языковый материал (упр.92): ищут общие свойства одинаково подчёркнутых слов (значение, вопросы). Работают в паре: выписывают слова, классифицируют вопросы, сопоставляют лексическое значение каждой группы слов. Читают сообщение Самоварова (стр.70), делают вывод, для чего надо уметь правильно выделять части речи. Работают с рисунком (стр.93), знакомятся с названиями частей речи.

09.03

120

Части речи.                             1ч

. Распределяют слова по группам на основе общности значения и вопросов с опорой на таблицу (упр.94). Читают сообщение Самоварова, вспоминают название частей речи (стр.71). Работают в паре: читают поочерёдно слова вслух. Обсуждают, что называют слова каждой группы: предметы, признаки предметов или их действия (упр.95).  Находят слова разных частей речи в тексте, записывают их по группам (упр.96).

10.03

121

Общие признаки слов.                1ч

На основе прочитанного произведения (упр.97), составляют текст-описания.  Рассуждают, для чего мы начали изучать части речи. Находят слова определённых частей речи в скороговорках). Определяют общие свойства, которые имеют слова одной части речи, анализируя таблицу на стр.74. В конце работы уточняют свои предположения, читая  высказывания Ани и Вани (стр.75). Читают и анализируют таблицу из «Узелков на память» (стр.75).

13.03

122

Имя существительное.                  1ч

Читают текст (упр.99), выписывают из текста слова, отвечающие на вопрос кто? или что? Читают сообщение Самоварова (стр.76), знакомятся с новым термином. Находят неодушевлённые (упр.100) и одушевлённые (упр.101) имена существительные.

14.03

123

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.            1ч

Читают начало сказки Шарля Перро (упр. 102), вспоминают её название, находят в тексте слова, которые отвечают на вопрос кто? И на вопрос что? Записывают полные ответы на первые пять вопросов. Распределяют имена существительные в две группы: одушевлённые и неодушевлённые. Читают диалог Совёнка, Ани и Самоварова (стр.79).

15.03

124

Собственные и нарицательные имена существительные           1ч

Работа в паре – игра «Кто это? Что это?» (упр.104). Находят имена существительные при работе с омоформами (упр.105. Работают с текстом (упр. 106), Читают вопрос Совёнка и сообщение Самоварова (стр.81).  Называют и записывают по группам имена собственные (упр.107)

16.03

125

Употребление заглавной буквы в именах собственных                1ч

 

Наблюдают за использованием заглавной буквы с определённой стилистической целью: выясняют, что слова Родина, Россия не имена собственные. В словах Родина, Отечество заглавная буква может употребляться для передачи уважения и любви к родной стране (упр.155, РТ).            Работают с текстом (упр. 108), выписывают собственные имена существительные, отвечают на вопрос: какие буквы в выделенных словах нужно проверять. Устно работают со словами омоформами (упр. 109). Читают слова (упр.110), составляют из них предложения, а из предложений текст. Озаглавливают его и записывают. Отвечают на вопрос, почему имена существительные написаны с заглавной буквы. Распределяют собственные имена существительные по крупам (упр. 111).

17.03

126

Правописание собственных имён существительных.                1ч

Читают стихотворение Г. Бойко (упр. 112). Выясняют какие слова нужно записывать с заглавной буквы, объясняют своё решение. Выписывают из текста (упр. 113) собственные имена существительные. Дописывают правило употребления заглавной буквы (стр.85).

20.03

127

Категория числа имени существительного.                   1ч

Определяют количество предметов, выбирают слово для их названия. Высказывают предположения, чем отличаются эти имена существительные. Читают сообщение Самоварова (с.87). Находят в тексте загадок имена существительные единст-венного и множественного числа (упр.116). Дописывают предложения, определяют имена существительные во множественном числе (упр.117). Запоминают правильное употребление некоторых имён существительных во множест-венном числе (упр. 120). Записывают предложения, добавляя буквы, где необходимо (упр. 121) Читают «Узелки на память».

21.03

128

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

Работа над ошибками                      1ч

Пишут диктант с грамматическим заданием: выписывают из диктанта по одному имени существительному – одушевлённое, неодушевлённое, собственное, нарицательное; имя существительное в единственном числе, имя существительное во множественном числе.

22.03

129

Глагол.                                       1ч

Узнают предмет по его действиям (упр.123). Участвуют в игре «Смена имени»: называют слова, которые обозначают действия (стр.91), выбирают из данных слова, обозначающие действия, ставят к ним вопрос. Подчёркивают буквы безударных гласных, выделяют корень, подбирают проверочные слова. Читают сообщение Самоварова и знакомятся с новым термином (стр.91). Учатся находить глаголы в тексте (упр.125), составляют с глаголами предложения (упр.161, РТ; упр.119),

23.03.

130

Изменение глаголов по числам.  1ч

Заканчивают нужными словосочетаниями и записывают предложения (упр.127). Уточняют свой вывод, читая сообщение Самоварова (стр.93). Определяют число глаголов (упр.128). Трансформируют предложения, изменяя формы числа глагола (упр.168, РТ). Пересказывают текст (упр.120) от лица одного человека.

24.03.

131

Изменение глаголов
по временам.                               1ч

Читают предложения, написанные на доске и определяют, к какому предложению можно добавить слово сейчас, а к какому – вчера. Читают текст (упр.131), придумывают к нему заголовок. Изменяют текст так,  чтобы каждый глагол отвечал на один из вопросов: что делал?: что делало? Что делала? Записывают полученный рассказ. Участвуют в игре «Волшебник»: читают текст (упр.132), выписывают глаголы, переводят рассказ в план прошедшего времени, проговаривают и записывают в тетрадь.

03.04

132

Глаголы и нормы речевого
этикета.                                       1ч

Читают и отгадывают загадки, записывают загадки по выбору по памяти(упр. 164, РТ). Работают с потешкой (упр. 133). Читают группу слов (упр. 134), ставят вопрос к каждой группе слов, определяют части речи, записывают со словами предло-жения по образцу. Отвечают на вопрос: «Что такое глагол?» и сверяют свои ответы «Узелками на память» (стр.97).

04.04

133

Роль глагола в образовании предложения. Словесное творчество.                              1ч

Читают стихотворные строки И. Сурикова (упр. 135). Обосновывают, подходит ли пословица к стихотворным строкам, записывают их по памяти и подчёркивают двумя чертами глаголы.                              

Читают стоки из стихотворения Ф. Тютчев (упр.136), списывают его и подчёркивают известные орфограммы. Находят олицетворения.

05.04

134

Проверочная работа по теме «Глагол».                                    1ч

Пишут диктант, самостоятельно проверяют написанное. Выполняют задания к тексту:  а) найти  в тексте глаголы и выделить их; 2) изменить глаголы так, чтобы они называли действия не нескольких предметов, а не одного; 3) изменить глаголы так, чтобы они называли действие, которое происходит сейчас.

06.04

135

Работа над ошибками.             1ч

Имя прилагательное.

Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе, определяют причины допущенных ошибок, вспоминают, как изменить глаголы по числам, по времени. Наблюдают за ролью слов-названий признаков в связном тексте (упр.137). Читают сообщение Самоварова и знакомятся с новым термином (стр.99). Выполняя упр.138, уточняют, на какие свойства  предмета могут указывать слова со значением признака. Читают текст (упр.139), выписывают имена прилагательные.

07.04

136

Число имени прилагательного.   1ч

Читают текст (упр.141), определяют главную мысль текста, озаглавливают его. Дописывают словосочетания и отвечают на вопрос: эти слова называют признак одного или несколько предметов. Объясняют. Читают текст (упр. 142) и выписывают слова отвечающие на вопрос какой? Работают со словосочетаниями (упр.143). Читают «Узелки на память».

10.04

137

Роль имён прилагательных
в речи.                                        1ч

Подбирают к существительным подходящие по смыслу прилагательные (упр.141), записывают составленные словосочетания. Составляют из слов предложения и записывают их (упр.145), подчёркивают все имена прилагательные. Читают текст (упр.146) и рассуждают: чего не хватает в описании? Подбирают подходящие имена прилагательные. Озаглавливают текст и записывают его.

11.04

138

Сочинение-миниатюра.              1ч

Слушают рассказ В.Сухомлинс-кого «Я хочу сказать своё слово» (упр.147). Определяют прилагательные, употреблённые в пере-носном значении при описании неба. Проводят подготовительную работу по написанию сочинения-миниатюры «Весеннее утро»: определяют предмет описания (ранняя или поздняя весна, солнечное или пасмурное утро), детали описания (небо, тающий снег или первая травка и первые цветы, воздух, деревья, птицы, люди), настроение,  которое должно быть передано (радость, грусть, ожидание счастья). Подбирают опорные слова, которые записываются на доске.

12.04

139

Имена прилагатель-ные тематических групп.                  1ч

Читают сказку С.Козлова «Необыкновенная весна и объясняют, какие буквы пропущены (упр.149). Дописы-вают предложения словами из текста. Вписывают подходящие по смыслу  прилагательные из слов для выбора (упр. 177, РТ).

13.04

140

Части речи
(обобщение знаний).                  1ч

Читают отрывок из стихотворения С.Маршака. Озаглавливают его. Находят слова разных частей речи и вписывают их (упр.150).  Читают Ванины необычные стихи о природе (упр.180), находят однокоренные слова, определяют к какой части речи они относятся.

14.04

141

Творческая переменка.             1ч

Читают стихотворение И. Гамазоковой (упр.151), объясняют, какая хитрость заключена в этих строках. Выписывают из текста  два глагола, два имени существительного, четыре имени прилагательных. Играют в игру «Угадай-ка!» (упр.152). Читают отрывок из сказки Б.Заходера (упр.178, РТ), исправляют путаницу.

17.04

142

Словесные средства создания художественного образа.            1ч

 Вступают в диалог, рассуждают, отвечая  на вопрос: «Для чего нам надо хорошо знать свойства слов разных частей речи?» наблюдают, как пользуются словами разных частей речи писатели и поэты (упр.153). составляют рассказ по рисунку (стр.154). Читают текст (упр. 182, РТ), придумывают заголовок, обводят в тексте прилагательные.

18.04

143

Самостоятельная работа по теме «Имя прилагательное».            1ч

Работают по карточкам.

19.04

144

Предлог.                                    1ч

Читают слова и соединяют их по смыслу с помощью предлогов (упр.155). Составляют словосочетания по рисункам  (упр.156) и выясняют, какие слова помогли указать, где находится кот. Читают сообщение Самоварова и знакомятся с развёрнутым определением предлога (стр.112). Читают текст упр.157, определяют, правильно ли мальчик употребил предлоги, помогают ему исправить его ошибки и записывают  текст грамотно.

20.04

145

Правописание предлогов.             1ч                

Читают слова (упр. 158), соединяют их по смыслу с помощью предлогов и записывают их. Сравнивают современное письмо (с раздельным написанием слов) и письмо, принятого у наших предков, когда все слова писались слитно (стр.113). Читают сообщение Самоварова. Делают вывод о том, какую запись читать проще. Составляют рассказ по рисунку с использованием данных предлогов (упр.178, РТ).

21.04

146

Способы разграничения предлога и приставки.                                1ч

Помогают Буратино раскрыть скобки и правильно написать слова (предложение записано на доске): Яркая бабочка (в)летела (в)окно. Вспоминают, чем различаются предлоги и приставки. Читают диалог Ани и Вани. Дописывают предложения , вставляя необходимые по смыслу слова (упр. 161). Читают начало сказки К. Чуковского «Тараканище», определяют какие предлоги пропущены. При чтении сообщения Самоварова (стр.116), знакомятся со способом разграничения приставки и предлога. Выполняют упр.185 (РТ) с комментированием.  

24.04

147

Предлоги и приставки.             1ч

 Работают в паре: выписывают слова сначала с приставками, а затем сочетания слов с предлогами (упр. 163)  Читают Анин пересказ текста Б. Житкова (упр.164), записывают первую или вторую часть текста, раскрывая скобки. Читают «Узелки на память» (стр.118).

25.04

148

Литературные нормы употребления предлогов в речи.  1ч

Играют в игру, по правилам которой нужно назвать действие, направленное в обратную сторону (пошёл в магазин – вышел из магазина и т.д.). Словосочетания с верным использованием предлогов записываются на доске. Учатся употреблять предлоги в соответствии с речевыми нормами (упр.165). Вставляют предлоги в детские потешки (упр.166).

26.04

149

Контрольная работа по разделу «Части речи»                                 1ч                                

Работают по вопросам раздела  «Проверь себя»:

 1) устно отвечают на вопросы 1, 4;  

2) письменно отвечают на вопросы 2,3;

3) выполняют письменную контрольную работу – пишут текст под диктовку, выполняют задания к тексту;

4) пишут слова под диктовку, распределяя на три столбика (имена существительные, имена прилагательные, глаголы);

5) составляют словосочетания из прочитанных учителем слов, добавив предлог.  

27.04

150

Работа над ошибками                  1ч

Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе. Выясняют причины, по которым допустили ошибки, определяют необходимые действия для того, чтобы не повторить их. Вспоминают правила проверки безударных гласных, парных согласных, повторяют признаки изученных частей речи.

28.04

Предложение. Текст (15 ч)

151

Предложение.                          1ч

Представляют, что слова – это бусинки. Соединяют слова-бусинки и определяют, что у них получилось (упр.167).  Собирают предложение из  слов: не, пером, пишут, а, умом. Отвечают, что можно сказать главное о предложении. Уточняют свой вывод, читая  «Узелки на память» (стр.123). Читают шутливое стихотворение (упр.168), определяют, в чём причина получившегося текста. Подбирают заголовок к стихотворению, устно исправляют и читают заново. Повторяют сведения о типах предложений по цели высказывания и по интонации. Объясняют, почему в тексте в конце некоторых предложений стоят вопросительный и восклицательный знаки. Соотносят содержание рисунка с данными предложениями и указывают тип предложения и по цели высказывания, и по интонации (упр.187, РТ).

03.05

152

Главные члены предложения.     1ч

Рассматривают рисунки (упр.169), составляют несколько предложений о своей семье. Рассказывают, кто в семье главный и почему. Читают сообщение Самоварова (стр.124). Составляют предложения из слов (упр.170), подчёркивают подлежащее и сказуемое. Списывают текст (упр.171), подчёркивают подлежащее и сказуемое.

04.05

153

Второстепенные члены предложения.                             1ч

Читают предложения (упр.173) и определяют, из каких членов предложения они состоят. Составляют свои предложения по такой же схеме. Сравнивают два предложения с одинаковыми главными членами (упр.172) и определяют значение предложений. Высказывают предположение, чем отличаются предложение, в котором кроме главных членов, есть ещё и другие. Уточняют вывод, читая сообщение Самоварова и диалог Ани и Вани (стр.126).

05.05

154

Связь предложений в тексте.     1ч

Определяют связь между предложениями в тексте, задавая вопросы от одного предложения к другому (упр.175).  Читают сообщение Самоварова (стр.128). Рассматривают графическую схему (упр.177), зрительно представляют связь слов в предложении на основе вопросов.  Читают предложения, написанные мальчиком-иностранцем (упр. 178), устно исправляют ошибки, определяют причину допущенных ошибок.

08.05

155

Связь и оформление предложений в тексте.                                      1ч

Участвуют в игре «Доскажи предложение». Читают сообщения Совёнка и «Узелки на память» (стр.130. Составляют из слов предложения (упр.179), а затем из предложений – текст и озаглавливают его. При выборе заголовка уточняют, на что будет указывать заголовок – на тему или на основную мысль. Повторяют правила оформления предложений в тексте и выполняют упр.195, РТ.

10.05

156

Типы текстов.                             1ч

Высказывают предположения, для чего создаются тексты (по наводящим вопросам). Уточ-няют свои ответы. Вспоминают типы текстов. Составляют текст (упр. 180), озаглавливают его, вставляют пропущенные буквы. читая «Узелки на память»  (стр.131). Составляют свой текст, используя опорные слова (упр.196).

11.05

157

Распознавание типов текстов.     1ч

Анализируют отрывки трёх текстов об одуванчике и определяют тип текста (упр.181).  Работают в паре: составляют собственные тексты разных типов в соответствии с заданной целью.

12.05

158

Составление разных типов текста. Словарный диктант.                    1ч

Устно составляют тексты по рисункам (упр.181) и определяют тип каждого составленного текста.

16.05

159

Изложение по вопросам «Такса» 1ч

Читают текст (упр.183), устно отвечают на вопросы к тексту.

17.05

160

Записка.                                         1ч

Читают сообщение Самоварова (стр.135), знакомятся с новым жанром – записка. Знакомятся с образцом записки (мульти-медийная презентация). Читают записку Ани (упр. 184). Делают выводы о том, когда пишется записка, с чего начинается и чем заканчивается.

18.05

161

Письмо.                                        1ч

Смотрят фрагмент из мульт-фильма, определяют причины написания неудачного письма. Читают сообщение Самоварова. Знакомятся с новым термином- эпистола, включаются в беседу по обсуждению правил написа-ния письма. Читают письма, выбирают то, которое наиболее ярко передаёт чувства адресата, доказывают свою точку зрения. Работают в паре: выделяют в письме смысловые части, сос-тавляют план письма. Осу-ществляют фронтальную проверку и уточнение плана письма. Читают образцы писем, определяют стиль письма и характерные особенности. Участвуют в коммуникативной игре «Комплименты». Знакомятся с памяткой по написанию заключительной части письма.

19.05

162

Приглашение.                              1ч

Вступают в беседу по обсужде-нию получения приглашения на праздник, концерт, день рождения и т.д. Читают образец приглашения (стр.137). Выяс-няют, какие общие элементы есть в приглашении, письме и записке. Находят отличия в содержании приглашения от содержания записки и письма. Работа в паре: читают две записки, сравнивают и анали-зируют, делают выводы.

22.05

163

Словесное творчест-во: общение человека с природой                  1ч.

Выполняют устно упр. 189. Приводят примеры, каким  им представляется общение человека с природой. Читают «Разговор ветра и осинок» (упр.190), который записала И.Токмакова. Ищут слова, которые указывают на то, что ветер и осинки предстают как живые существа. Читают стихотворение по ролям. Придумывают  ответ на вопрос: Что могли бы сказать друг другу кузнечики, цветы, деревья?

23.05

164

Проверочная работа по теме: «Предложение. Текст».             1ч

Самостоятельно отвечают на вопросы раздела «Проверь себя» (стр.139).  Пишут под диктовку текст, озаглавливают его. В каждом предложении подчёркивают подлежащее и сказуемое. Указывают тип текста.

24.05

165

Работа над ошибками.                1ч

Анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе. Выясняют причины, по которым допустили ошибки, определяют необходимые действия для того, чтобы не повторить их.

25.05

Повторение изученного за год (5 ч)

166
167

Повторение.  Гласные и согласные звуки и буквы.                           2ч

Самостоятельно вспоминают классификацию звуков. Различают гласные и согласные. Называют все буквы русского алфавита правильно и в алфавитном порядке. Проводят звуко-буквенный анализ слова. Переносят слова по слогам. Вспоминают изученные орфограммами этого раздела. Работают по карточкам

26.05

168
169

Повторение. Состав слов.          2ч

Составляют наглядно-образные модели состава слова. Называют части слова. Работают самостоятельно по карточкам.

29.05

30.05

170

Повторение.  Части речи.           1ч

Определяют части речи по их признакам. Работают по карточкам. Выполняют тест.

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по УМК "Школа России", автор Климанова Л.Ф.

Рабочая программа  по литературному чтению  для 1 класса  с разделами:1. Пояснительная  записка.2. Содержание учебного материала3. Календарно- тематическое планирование...

Рабочая программа по учебному предмету русский язык, 2 класс, УМК "Перспектива" (автор Климанова Л.Ф.)

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьнико...

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Климанова)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы (ФГОС УМК "ШКОЛА РОССИИ", автор Климанова)

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа для 2 класса по русскому языку к учебнику «Русский язык» по образовательной системе «Перспектива», авторы: Климанова Л. Ф., Макеева С. Г

Рабочая программа для 2 классапо русскому языкук учебнику «Русский язык»по образовательной системе «Перспектива»,авторы:  Климанова Л. Ф., Макеева С. Г...